Использование технологии дидактического «Синквейна» в работе логопеда по развитию речи
статья по развитию речи (старшая группа)

Бурхянова Оюна Зоригтуевна

Актуальность и целесообразность использования  синквейна  объясняется тем, что, прежде всего:

- открываются новые творческие интеллектуальные  возможности;

- гармонично вписывается в работу по развитию лексико – грамматических категорий;

- способствует обогащению и актуализации словаря;

- является диагностическим инструментом;

- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)

- используется  для закрепления изученной темы;

- является игровым приемом.

Синквейн очень простое слово и происходит от французского слова «пять», что означает дословно «нерифмованное стихотворение из пяти строк».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx15.96 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии дидактического «Синквейна»

в работе логопеда по развитию речи

У старших дошкольников, часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас. Дети  затрудняются в пересказе и составлению рассказов.

Сегодняшний день отличается активным ростом новых  развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений, регулировании процесса речевого развития.

И здесь на помощь может прийти  методика синквейн, которую сравнительно недавно   стали применять   педагоги для активизации познавательной деятельности.

Она используется, как метод развития  образной речи, позволяющий  быстро получить результат.  Это  не противоречит  образовательным и коррекционным  программам ДОУ.

Актуальность и целесообразность использования  синквейна  объясняется тем, что, прежде всего:

- открываются новые творческие интеллектуальные  возможности;

- гармонично вписывается в работу по развитию лексико – грамматических категорий;

- способствует обогащению и актуализации словаря;

- является диагностическим инструментом;

- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)

- используется  для закрепления изученной темы;

- является игровым приемом.

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как  увлекательная игра - ведь сочинять весело, полезно и легко. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово-предмет, слово-действия, слово - признак, согласовывать слова в предложении.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Синквейн очень простое слово и происходит от французского слова «пять», что означает дословно «нерифмованное стихотворение из пяти строк».

Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку),  маленький стих, без рифмы, отличающийся краткостью.

Строится синквейн по определенным правилам. Правила составления синквейна таковы:

1-я строка - Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

2-я строка - Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

3-я строка - Три слова, глаголы, описывающие действия.

 4- я строка - Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме. Здесь могут применяться пословицы, слова песен, афоризмы.

5- я строка - Слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциации) ………….

Синквейн - это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по  событию или предмету, который и является темой синквейна, или просто краткая  характеристика.

Детям предлагаем следующую схему синквейна, которую держим в голове:

1 строка - Кто? Что? (предмет, явление)

2 строка - Какой он?

3 строка -Что он делает?

4 строка - Что ты об этом думаешь?

5 строка - Назови предмет по-другому (синоним) или представь, о чём думаешь.
Например:
1. Кукла 
2. Красивая, любимая. 
3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая. 
5. Игрушка. 


1.Машина 
2.Быстрая, мощная. 
3.Едет, обгоняет, тормозит. 
4.Я люблю кататься. 
5.Транспорт. 

1. Дождь 
2. Мокрый, холодный 
3. Капает, стучит, льётся 
4. Я не люблю дождь 
5. Вода 

1. Заяц 
2. Белый, пушистый 
3. Скачет, прячется, боится 
4. Я жалею зайца. 
5. Дикие животные. 

Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо: 
• иметь достаточный словарный запас в рамках темы, 
• владеть обобщением, 
• понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак, 
• научиться правильно, понимать и задавать вопросы, 
• согласовывать слова в предложении, 
• правильно оформлять свою мысль в виде предложения. 

     Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас. 
Таким образом, технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной  и личностно ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР

Разработка будет полезна всем педагогам, работающим в логопедических группах....

Презентация "Использование технологии дидактического синквейна для развития связной речи детей с ОНР"

В презентации представлены итоги использования технологии дидактического синквейна в ходе реализации логопедического проекта "Картинки без запинки"....

Использование технологии дидактического синквейна в работе учителя-логопеда как метод развития речи старших дошкольников

Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно!...

Использование инновационной технологии«Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР.

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закреп...

Использование технологии дидактического синквейна в работе с дошкольниками с ОНР

Использование технологии дидактического синквейна в работе с дошкольниками с ОНР...

Статья «Игровые технологии в познавательном развитии дошкольников» на тему «Использование технологии «дидактический синквейн» в работе с дошкольниками.»

Одним из эффективных   интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность  и способствует  развитию речи, является работа над созданием нерифмованного...