Рекомендации родителям "Подготовка детей к школе"
статья (подготовительная группа) по теме

Базанова Людмила Александровна

Приближается то время, когда ребенок пойдет первый раз в первый класс. Это очень важный период в развитии ребенка, в жизни каждой семьи. Будущему первокласснику нужно многое знать и уметь, ему предстоит поменять свой привычный образ жизни, стать более ответственным и самостоятельным.

Чтобы облегчить ребенку период адаптации к школьным условиям, помочь ему в обучении, нужно обязательно правильного его подготовить. Это не только интеллектуальная подготовка  (развитие памяти, внимания, логического мышления, умения писать и читать), но и умение общаться, слушать, уступать, договариваться. В данной статье раскрывается понятие «подготовка детей к школе», рассматриваются задачи, стоящие перед родителями при подготовке ребенка к школе, даются соответствующие рекомендации  родителям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_detey_k_shkole-rekomendatsii_roditelyam.docx41.32 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям  «Подготовка детей к школе».

 Подготовила: Базанова Л. А.,

воспитатель МБДОУ Сявский детский сад «Колокольчик»

Нижегородская область, Шахунский район, пос. Сява

АННОТАЦИЯ

Приближается то время, когда ребенок пойдет первый раз в первый класс. Это очень важный период в развитии ребенка, в жизни каждой семьи. Будущему первокласснику нужно многое знать и уметь, ему предстоит поменять свой привычный образ жизни, стать более ответственным и самостоятельным.

Чтобы облегчить ребенку период адаптации к школьным условиям, помочь ему в обучении, нужно обязательно правильного его подготовить. Это не только интеллектуальная подготовка  (развитие памяти, внимания, логического мышления, умения писать и читать), но и умение общаться, слушать, уступать, договариваться. В данной статье раскрывается понятие «подготовка детей к школе», рассматриваются задачи, стоящие перед родителями при подготовке ребенка к школе, даются соответствующие рекомендации  родителям.

Описание: рекомендовано родителям для самостоятельной подготовки детей к школе.

Цель: помощь родителям будущих первоклассников.

Задачи: Раскрыть для родителей основные закономерности  формирования у ребенка интереса к учебе, адаптации его к школьным условиям, Рекомендовать родителям комплекс игр, направленных на психологическую подготовку ребенка к школе.

Готов ли ребенок к школе?

Рассмотрим основные моменты, по которым родители приблизительно смогут понять, готов ли ребёнок к школе и есть ли необходимость обратить на что-то внимание.

Готовность ребёнка к школе определяется по следующим критериям, которые должны сочетаться между собой: психологическая готовность, физическая готовность и познавательная готовность.

Физическая готовность

Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, выполнять каждый день домашние задания – задача для дошкольника непривычная. Поэтому ребенок должен быть готов к школе физически:

  • высокий уровень закаленности и устойчивость организма к инфекциям;
  • соответствие показателей физического развития ребенка (рост, вес, мышечная масса) общепринятым нормам;

В период 6-7 лет рост ребенка увеличивается на 7-9 см. в год. Для вычисления роста ребенка можно воспользоваться формулой:

Рост (см) = 75 + (5 * n), где 75 см — средний рост ребенка в возрасте одного годa; 5 см — средняя годовая прибавка роста за год; n — количество лет.

В период 6-7 лет прибавка в весе составляет около 2 – 2,5 кг. в год. Для вычисления веса ребенка существует формула:

Вес (кг) = 10 + (2 * n), где 10 кг — средний вес ребенка в возрасте одного года; 2 кг -средняя годовая прибавка веса; n — количество лет.

  • развитие мелкой моторики (движения кистей рук). Чем выше развита мелкая моторика, тем выше развитие речи и мышления ребенка. Поэтому очень важно еще до школы начать готовить руку к письму (именно подготовка руки, а не обучение письму). Родители должны наблюдать за тем, как ребенок рисует, при  этом насторожить должны  следующие моменты:

- если ребенок для того, чтобы закрасить  фигуру, поворачивает лист. Значит, он не может менять направление лини с помощью движений пальцев;

- если на рисунке все предметы изображены очень мелко. Значит, кисть руки сильно зажата и находится в постоянном напряжении.

Родителям нужно помочь ребёнку подготовить мышцы руки для будущего почерка, это можно сделать, например следующими простыми способами:

  • Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
  • Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
  • Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
  • Заводить будильник, игрушки ключиком.
  • Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
  • Резать ножницами (желательно небольшого размера).
  • Конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать.
  • Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
  • Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).
  • Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
  • Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
  • Делать пальчиковую гимнастику

Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Например, игра в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра - как раз то, что вам нужно.

  • развитие зрительно-двигательной координации. У ребенка к 6-ти годам должно быть сформировано умение выделять из рассматриваемой картинки или предмета отдельные части, что поможет ему одновременно смотреть на предмет и рисовать его. В школе это умение необходимо, так как многие задания построены следующим образом: учитель пишет на доске, а ученики должны переписать задание в тетрадь без ошибок.

Особую роль в развитии зрительно-двигательной координации играет рисование, так как техника рисования напоминает технику письма. Таким образом, от родителей требуется научить ребенка правильно держать в руках кисточку и карандаш - между большим и средним пальцем, придерживая сверху указательным пальцем, без напряжения, положив его на карандаш. Ребенок не должен слишком сильно сдавливать карандаш или кисточку в пальцах, держать ближе 3-4 см от отточенного края или ворса. Сидеть при этом он должен прямо, не наклоняясь над листом бумаги. Правильная посадка чрезвычайно важна для формирования правильной осанки, сохранения зрения, здоровья внутренних органов.

Интеллектуальная готовность (познавательная сфера)

Имеется в виду общая осведомленность ребенка о предметах и явлениях окружающего мира, набор знаний, который пригодится для обучения в школе.

Родителям следует обратить внимание, что ребенок в 6-7 лет должен уметь:

  • Внимание. Внимание ребенка должно быть устойчивое, произвольное.
  • Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
  • Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
  • Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
  • Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.
  • Память. Ребенок должен владеть приемами осмысленного запоминания и воспроизведения.
  • Запоминание 10-12 картинок.
  •  Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
  • Пересказывание текста из 4-5 предложений.

Родители могут развивать внимание и память ребенка с помощью специальных игр. Например, игра «Пуговицы», игра «Чего не стало»

Пуговицы

Играют двое. Перед каждым игроком лежит набор пуговиц, причем наборы абсолютно одинаковые. Внутри одного набора ни одна пуговица не повторяется. Количество пуговиц из набора, используемых в игре, зависит от уровня сложности последней: чем сложнее игра, тем больше используется пуговиц. Для начала можно взять всего три пуговицы, но при этом перед играющими лежит весь набор, из которого выбираются эти пуговицы. У каждого игрока есть игровое поле, представляющее собой квадрат, разделенный на клетки. Чем сложнее игра, тем больше клеток в квадрате. Для начала можно взять игровое поле из четырех или шести клеток. Итак, игра начинается с тремя пуговицами на игровом поле из четырех или шести клеток. Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговицы из имеющегося у него набора. Второй участник игры должен посмотреть на расположение пуговиц, запомнить, где какая пуговица лежит, после чего первый игрок накрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен выбрать из своего набора пуговиц необходимые и расставить их соответствующим образом на своем игровом поле. Затем первый игрок открывает свое игровое поле, и оба проверяют правильность выполнения задания. Пока игра идет на примитивном уровне, время запоминания и воспроизведения не учитывается, с усложнением игры ограничение времени должно стать одним из условий игры.

Чего не стало

На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну - две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант – с исчезновением двух и более игрушек). Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить место расположения игрушки среди других, а после того, как взрослый нарушит этот порядок, вернуть ее на прежнее место. Возможна и обратная версия – игра «Кто к нам пришел? », когда взрослый не убирает, а добавляет предмет или несколько предметов.

  • Мышление. Ребенок должен уметь рассуждать, делать выводы, находить причины явлений, владеть логическими операциями:
  • Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…»,  «Суп горячий, а компот…» и т. п.
  • Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло»,  «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
  • Определять последовательность событий, что было  сначала, а что – потом.
  • Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
  • Складывать пазлы без помощи взрослого.

Развитию образного мышления способствуют такие виды деятельности, как рисование, лепка, слушание сказок, конструирование. Так же родители развивать мышление ребенка можно с помощью специальных игр. Например, игра «Подскажи словечко», «Назови разными словами».

 Подскажи словечко. Взрослый читает стихи, в которых умышленно не договаривается одно слово. Задание будет более занимательным для ребенка, если читает рифмовки не взрослый, а веселый Петрушка или любимая игрушка (мишка – топтыж – ка, зайчик – попрыгайчик, кукла Машенька). Игрушка «читает» стихи, в которых недостает последник слов, а дети подсказывают нужное ему слово.

Где обедал воробей?

В зоопарке у …(зверей).

Поскорее наливай

Мне в стакан горячий …(чай).

У меня пропал носок,

Утащил его …(щенок).

Михаил играл в футбол

И забил в ворота …(гол).

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из …(лейки).

Жук упал и встать, не может,

Ждет он, кто ему…(поможет).

Водичка, водичка,

Умой мое …(личико).

Мы по узенькой дощечке

Побежим купаться в …(речке).

Назови разными словами. 

Ребенку показывают игрушечного медведя и спрашивают: Какими словами можно назвать медведя, чтобы все догадались, что он маленький? (Мишка, мишутка, мишенька). Взрослый поощряет ребенка словами: Молодец! Вот какими словами ты сказал о мишке!

  • Речь и речевой  слух.
  • Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть. 
  • Узнавать и называть сказку, загадку, стихотворение.
  • Составлять связный рассказ по серии из 4-5 сюжетных картинок.
  • Слушать чтение, рассказ взрослого, отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста и иллюстрации.
  • Различать в словах звуки.

В качестве игр по развитию речи можно предложить, например, игру «Как сказать по-другому», «Длинные и короткие слова», игра на развитие речевого слуха «Запомни слова».

Как сказать по-другому.

 Учим детей подбирать синонимы к заданным словам: Сильный человек (силач), трусливый человек (трус), сильный дождь (ливень).  

Длинные и короткие слова.

 Учим детей превращать короткие слова в длинные: Кот – кошка, котенок, котик; лис – лиса, лисица, лисенок. Прохлопайте вместе с малышом длительностью звучания слов? (Сколько слогов, столько ударов).  

Запомни слова

Взрослый называет 5-6 слов, ребенок должен повторить их в том же порядке. Пропуск слов или перестановка считается проигрышем. В зависимости от речевых навыков детей слова подбираются равной сложности.

  • Математика
  • Счет. Считать до 100 единицами и десятками. Прямой счет от 1 до 10 и обратный счёт от 10 до 1.
  • Состав числа. Составлять на наглядной основе числа в пределах 10 из единиц, объяснять, что, например, 5 - это 1, 1, 1, 1 и еще 1, или 1 0 состоит из 10 единиц.
  • Сравнение чисел. Арифметические знаки  « > », « < », « = ».
  • Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
  • Ориентирование в пространстве и листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т.д.
  • Ориентирование во времени. Ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь), их последовательности, а также в таких понятиях, как вчера, сегодня, завтра, понимать значение этих слов. Он должен знать последовательность дней недели, называть, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра, объединять эти понятия в одно - это все дни недели.
  •  Окружающий мир.
  • Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
  • Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Психологическая готовность 

Психологическая готовность включает в себя две составляющие: личностная и социальная, эмоционально-волевая.

  • Личностная и социальная готовность предполагает: 
  • ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
  • толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
  • нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
  • ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

  • Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
  • понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
  • наличие интереса к учению и получению новых знаний;

В желании учится большую роль играют слова и поступки взрослых. Создавайте только положительную картинку предстоящей школьной жизни. Если ребенок дома слышит разговоры о том, что в школе скучно, не интересно, что там его ничему не научат, то стремление стать школьником у него пропадает.

  • способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
  • усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Что ещё могут сделать родители для подготовки ребёнка к школе:

  • Читайте ребёнку книги, беседуйте о прочитанном;
  • Отвечайте на вопросы ребёнка и задавайте их сами;
  • Готовьтесь к школе вместе: выбирайте ручки, тетрадки, ранец, школьную форму;
  • Составьте и соблюдайте режим дня (не забудьте про зарядку);
  • Подготовьте дома рабочее место школьника.

Чего делать не стоит:

  • Превращать ребёнка раньше времени в ученика (большое количество занятий истощают его, лишая возможности играть и общаться со сверстниками);
  • Формировать отрицательное отношение к школе;
  • Заставлять переписывать несколько раз выполненную работу.

Главное, что могут и должны родители – это верить в своего ребёнка, хвалить в случае даже маленьких успехов и поддерживать и помогать в случае неудач (но не делать его работу за него).

Подготовка ребёнка к школе – задача не из лёгких. И от того, как эта задача будет выполнена, будет зависеть легким или трудным будет вход ребёнка в новую для него школьную жизнь.

Список использованных источников

  1. Акутина, С.П. Воспитание-семья и школа/С.П. Акутина//Классный руководитель.-2006-№7.-С.27-43
  2. Бакулина С.А. Методики, направленные на выявление уровня готовности ребенка к школе//http://www.infant74.ru/article/kriterii-gotovnosti-rebenka-k-shkole
  3. Безруких, М.М. Готов ли ребенок к школе?/М.М. Безруких.-М.: Вента-Граф, 2002
  4. Дорофеева, Г. А. Психоэмоциональная адаптация первоклассников при вхождении в школьную жизнь: диссю/Г.А. Дорофеева.-ростоа н/Д.-2001
  5. Дядюнова, И.А. К вопросу о социализации детей дошкольного возраста/И.А. Дядюнова//Начальная школа плюс  До и После.-2007.-№10.-с.89-92.
  6. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка/А.И. Захаров.-3-е изд., испр., -СПб.:Союз, 1997-224с.
  7. Ивлиева К.И. Подготовка ребенка к школе – Математика.// http://www.logopedia.ru/podgotovka-rebenka-k-shkole/matematika/
  8. Степанова, М.И. Что такое школьная зрелост?/М.И. Степанова//Справочник для родителей будущего первоклассника.-М.: Фирма «Издательство АСЬ, 199.-С.48.
  9. Хакимова Т.Ф. Зачем нужно развивать мелкую моторику // http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod86.htm.
  10. Чивикова Н.Ю. Как подготовить ребенка к школе// http://fusionpiter.ru/articles/how-prepare


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые рекомендации родителям при подготовке детей к школе

Мезенцева О.А., Пронина М.И.,ГОУ детский сад комбинированного вида № 583 Некоторые рекомендации родителям при подготовке детей к школе.Качество подготовки ребёнка к школе и дальнейшие школьные ...

Формирование психологической готовности детей к школе у детей 6-7 лет. Рекомендации для педагогов.

Педагогам предлагаются конкретные формы и методы работы с детьми по фомированию у них психологической готовности к обучению в школе....

Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе.

Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе....

Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе.

Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе....

Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе. Способы формирования познавательного интереса у детей.

Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе.Способы формирования познавательного интереса у детей....

Рекомендации для родителей подготовительной к школе группы на тему: «Подготовка детей к школе»

Данный материал актуален для родителей,которые через год поведут своих детей в первый класс.Каждая семья, отправляя впервые ребенка в школу, желает, чтобы ребенок учился хорошо и вел себя о...

Рекомендации "Подготовка детей к школе"

Рекомендации "Подготовка детей к школе"...