Магические "можно" и "нельзя"
консультация на тему

Сколько запретов должно быть в жизни ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozhno_i_nelzya.docx16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №21 «Аленький цветочек» МО г.Саяногорска

Консультация для родителей ГКП

Магические «Можно» и «Нельзя»

Подготовила: педагог-психолог

Томилова О.А.

Мне надоели, мамочка, твои «нельзялки». Скажи мне, я твоя чужая дочь?

Марина 4,5 года.

Конечно, мы нередко сами невротируем ребенка, воспитывая как придется, вернее, вздумается нам, то превратив его в кумира, который делает что хочет, то запрещая все, что только можно, держа в ежовых рукавицах. Но как бы ни были полярны все воспитательные меры, воспитываем мы обычно сакраментальными словами, все сортирующими в жизни на то, что «можно» и «нельзя».

«Нельзя» и «можно» как запреты, как поощрения, приказы, они как жезл милиционера, стоящего на перекрестке, пытающегося этим жезлом все регулировать вокруг.

Благодаря им ваш ребенок должен быть роботом, и только, или хотя бы пластилином, а вам лишь предстоит лепить его таким, каким вы хотите, как вы задумали себе. Вы регулируете ими всю жизнь ребенка, его желания, надежды, установив для них предел, запретную черту, границу там, где встречаются обычно и превращаются друг в друга по неизвестной нам причине все эти «можно» и «нельзя».

При помощи «можно» и «нельзя» вам хочется внушить ребенку весь кодекс правил, норм общения людей друг с другом, как должен он вести себя, чтобы быть воспитанным для всех. При помощи «можно» и «нельзя» ребенок должен познать мир, который постоянно меняется, манит и зазывает малыша, заворожив его собой.

И, принимая этот вызов, в три года, словно опьяненный, своим «Я – сам!», малыш вступает в жизнь, как в сказку, и ожидает чудеса.

Любой предмет ему загадка. И, чтобы ее отгадать, необходимо все потрогать или попробовать на вкус. Теперь он – не такой как раньше, он не беспомощный младенец и многое уже умеет: ну, например, подставить стул или залезть на табуретку, чтоб самому достать предмет, взять вещь или открыть шкатулку и заглянуть что там внутри.

Не убирая с глаз ребенка различные предметы, которые не перечислишь, причем в различных семьях они различны, вы словно специально дразните малыша и разжигаете в нем любопытство.

Когда же он протягивает руку, чтобы любопытство это удовлетворить, вы атакуете его командами «нельзя», а он не понимает: почему?

«Нельзя» конечно же необходимы, чтобы малыш усвоил нормы поведения людей. Но круг их должен быть довольно ограничен, учитывая психологию ребенка, ведь ваш малыш во власти чувств, в плену желаний, и воздержаться от них – для него проблема, тем более все время подчиняться одним запретам, во главе с «нельзя». Когда их много, просто не усвоить, что же в конце концов тебе «нельзя».

«Нельзя» на каждом шагу обижают вашего ребенка, как будто он несмышленыш, да и только. И вот уже малыш копит обиду, суммирует ее и в результате попадает в состояние хронической фрустрации, когда есть на лицо потребность, но нет возможности ее хоть как-то удовлетворить.

Фрустрация меняет поведение ребенка. Он из послушного становится упрямым. И рано или поздно ваш малыш очередной запрет «нельзя»воспримет как сигнал к началу негативных действий или «бунту».

Теперь он уже не просто залезет на глазах у всех с ногами в кресло, а ноги будут в самых грязных туфлях. Теперь он уже не просто начнет включать магнитофон, а со злорадством выкрутит все ручки.

Когда малыш закатывает «сцену», вы, умирая от стыда, стремитесь поскорее погасить его каприз и прекратить истерику в зачатке, чтобы только вас не осудили люди, и очень беспокоитесь как выглядите вы в глазах других. Ну а малыш для вас – марионетка. Что чувствует он, как оценивает сам происходящее, вам просто безразлично.

А между тем, «виновник» сцены – вы, вернее, ваше воспитание, похожее на дрессировку, невротизирующее обычно даже самых спокойных и уравновешенных детей.

Как надо вести себя родителям с ребенком, который устраивает «сцены»:

  1. Не создавать самим опасных «прецедентов» и резко ограничить круг запретов.
  2. Не утешать ребенка запретными вещами, а спрятать их от него, пока он еще маленький.
  3. Если вы не успели спрятать предмет, а малыш его уже заметил, постарайтесь сразу переключить его внимание.
  4. Если вы что-то разрешили малышу вчера, разрешите это и сегодня.
  5. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
  6. Когда малыш настроился на «сцену», найдите отвлекающий маневр и постарайтесь на происходящее взглянуть глазами своего ребенка.
  7. Старайтесь успокоить малыша любым сюрпризом.
  8. Все ваши воспитательные трюки должны быть направлены лишь на то, чтобы «сцену» превратить в игру.
  9. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
  10.  Все ваши требования к ребенку должны быть эмоционально привлекательны.