Семейное дело, дружба – это искусство быть мудрым.
консультация (старшая группа) на тему

Наталья Николаевна Быкова

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semejnoe_delo_druzhba_eto_iskusstvo_byt_mudrym.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Семейное дело, дружба – это искусство быть мудрым.

Воспитатель МАДОУ детского сада №60 «Пчёлка» ЩМР МО

Быкова Наталья Николаевна

Все мы родом из детства! Каждому из нас дороги детские воспоминания, наши первые достижения, первые друзья, дорога нам поддержка близких, дороги знания, которые мы получили впервые.

Детство – пора открытий и ярких впечатлений, которые остаются с нами навсегда. И очень важно в этот период научиться правильно общаться с ребенком, поддержать его, подсказать ему, объяснить …

Важны не только отношения взрослого с ребенком, но и взаимоотношения взрослых между собой. Ведь все, что происходит рядом с ребенком, все, что его окружает, отражается в нем как в зеркале. Дети учатся у взрослых, впитывают как губки слова взрослых, копируют поведение родителей, и взрослых из ближайшего окружения. И так важно взрослым быть достойным примером для своих детей, будущего поколения!

Важность влияние семьи на становление и развитие личности ребенка неоспорима. Основой для воспитания ребенка в семье является родительская любовь, вызывающая ответное чувство у ребенка к своим родителям. Семейное отношение обеспечивает ребенку безопасность в познании окружающего мира. Близкие люди являются для ребенка утешением в минуты горя и неприятностей. Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении.

У родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя. Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой.

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости... 

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.

Трудно переоценить ласку и любовь во взаимоотношениях родителей к ребенку, но тот, кто недополучил таковых в детстве,  вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования. Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно и чувственно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих ею проблем. Но нужно понимать, что для правильного воспитания необходима некая единая линия воспитания родителей, взаимное дополнение отца и матери, единая цель. При воспитании ребенка следует руководствоваться нравственными принципами:

- дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви;

- родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он;

- воспитание должно строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

- в основе семейного воспитания должна быть любовь и строгость, для понимания категорий добра и зла;

- дети являются отражение своих родителей, они им подражают, поэтому родители сами должны являться личностями;

- воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

- все виды деятельности, организуемые в семье, должны быть построены на игре;

- основа стиля и тона общения с детьми в семье должно быть только положительным.

В семейном общении необходимо руководствоваться принципом уважения к личности ребенка,  принятие ребенка родителями как данность, таким, каков он есть, со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Ребенок пришел в мир не по своему желанию и хотению: в этом «повинны» родители, поэтому не следует сетовать на то, что малыш в чем-то не оправдал их ожидания, а уход за ним «съедает» много времени, требует самоограничения, терпения, выдержки и т.п. Родители «наградили» ребенка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша.

Да, не всегда ребенок отвечает тем идеальным представлениям о нем, которые сложились в сознании его родителей. Но необходимо признать самобытность, уникальность и ценность личности ребенка на данный момент его развития. А это значит принять его индивидуальное своеобразие и право проявлять свое «Я» на том уровне развития, которого с помощью родителей он достиг. К сожалению, родителям свойственно видеть «пробелы» в развитии ребенка при сравнении с каким-либо образцом.

Надо помнить некоторые «золотые правила» в общении с ребеноком родителям: избегать сравнения ребенка с кем-либо; не навязывать «в лоб» примеры поведения, деятельности; не призывать быть похожим на тот или иной эталон, образец поведения. Наоборот, важно учить ребенка быть самим собой. А чтобы двигаться вперед, надо оглядываться назад и сравнивать себя «сегодняшнего» с собою же «вчерашним»: «Сегодня ты справился с этим лучше, чем вчера, а завтра сумеешь сделать еще лучше». Такая линия воспитания, в которой проявляется оптимизм взрослых, вера в возможности ребенка, ориентирует его на достижимую цель совершенствования, уменьшает число внешних и внутренних конфликтов и способствует укреплению психического и физического здоровья ребенка.

Ведь иногда под воздействием нетактичного поведения близких и особенно часто посторонних людей у ребенка может сформироваться представление о своей неполноценности, что негативно скажется на его развитии. Чтобы не допустить этого (или хотя бы смягчить), родители должны примириться с фактом, что у ребенка есть та или иная особенность, преодолеть которую полностью не удастся. Надо постепенно, но твердо приучать ребенка к пониманию, что он будет жить с этим недостатком и к нему надо спокойно относиться. Задача родителей - учить ребенка не реагировать болезненно на такое поведение окружающих людей, убеждать его в том, что отношение к нему изменится, когда дети и взрослые узнают, какой он хороший, добрый, веселый, умелый и т.д. Не менее важно выявить и всемерно развить в ребенке те его задатки, достоинства, которыми он потенциально обладает, например умение петь, выразительно читать стихи, придумывать сказки, рисовать, воспитывать в нем доброту, веселый нрав, закаливать физическим.

Ведь семейное дело – дружба, а это искусство быть мудрым!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусство быть родителем

Базовые родительские установки, позволяющие реализовать уважительные и доверительные отношения с ребенком...

Искусство быть родителем

Консультация для родителей...

Искусство быть родителем

Памятка для родителей...

Консультация для родителей «Искусство быть отцом»

"Папа Муми-тролля вдруг затосковал по своей семье и по своей веранде. И он вдргу подумал, что только там он по-настоящему вольная птица и только там он истинный искатель приключений, именно такой, как...

Конспект занятия "Дружба. Что значит быть другом."

Конспект занятия для дошкольников перо дружбу...

КАК БЫТЬ МУДРЫМ РОДИТЕЛЕМ.

Что вы помните о детстве? Всё? Нет? Определённые моменты, разговоры с родителями? И они так четко у вас в памяти записаны, будто бы вчера с вами произошли. Как известно, сознание – это нормальное сост...