Адаптация детей на занятиях по физической культуре и плаванию
учебно-методический материал на тему

Мишина Татьяна Сергеевна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Поступление ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается периодом адаптации к новым для него условиям существования. При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, спад речевой активности, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т.д. Для многих детей привыкание к детскому саду оказывается чрезвычайно трудным делом. Привыкание ребенка к детскому саду может затянуться на длительное время, а иногда он не может приспособиться вовсе. Здоровье, высокая цена, которое платит организм ребенка за это приспособление, диктуют необходимость предусмотреть все факторы, способствующие адаптации ребенка к дошкольному учреждению либо, наоборот, мешающие или замедляющие ее. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша.

В настоящее время существенную помощь в положительном решении данной проблемы оказывают научно-практические разработки психологов, которые вооружают педагогов знаниями о ведущей роли взрослого в развитии ребенка раннего возраста, об особенностях его психического развития, уровнях общения с взрослым и др.

Относительно спокойно протекает период привыкания детей 3,5-4 лет. В этом возрасте ребенок постепенно выходит за рамки интересов семейного круга. На основе личных симпатий у него начинают складываться избирательные взаимоотношения со сверстниками, его манят «неизведанные дали».

По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на три группы.

 Первая группа. Большинство детей резко отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются, щиплют тех, кто оказывается рядом. Они то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери с яростью расшвыривают предлагаемые игрушки. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в стол, чтобы через 3-4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течение 20-30 дней.

Вторая группа - немногочисленная, два-три ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом, а лучше столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к еде. Накормить их хоть чем-то, высадить на горшок очень трудно. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. И только увидев в дверях маму, оживают; с трудом передвигая ноги, устремляются к ней, а то и просто приползают и, уткнувшись в ее колени, горько рыдают. Адаптация таких детей длится два-три месяца, протекает очень сложно. Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие дети трудно и болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют.

В третью группу можно выделить коммуникабельных, общительных малышей. Впервые переступив порог детского сада, такой карапуз совсем не робеет, здоровается с взрослыми, улыбается и тут же берет в свои руки инициативу общения с ними. Он сообщает, что пришел к детям в гости, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремлен к взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию себя как личности. Он спешит рассказать, какие у него дома необыкновенные игрушки, рыбки или птички, какой у него большой брат и какой есть друг-школьник. Целый день он рассказывает о своей семье, о том, где успел побывать, что успел повидать. Он с удовольствием демонстрирует свои умения: самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь пробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения. Но такая идиллия длится не более двух-трех дней, на большее у него не хватает объема информации. Теперь уже, увидев издали здание детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.

Характер и длительность адаптации зависят и от жизненного опыта малыша. Ребенок из большой семьи, где есть дедушка и бабушка, тети и дяди, живущий среди шумней ватаги братьев и сестер, умеющий беспроблемно выстраивать собственный стиль поведения с каждым членом семьи, точно зная, чего от кого можно ожидать, и в группе с удовольствием идет на контакт с незнакомыми людьми, с интересом обследует незнакомую обстановку. Так же легко и быстро адаптируются дети, которых родители часто оставляли на попечение соседки, отвозили на недельку погостить у бабушки или брали с собой в шумную компанию друзей, где малыша кто-нибудь кормил, укладывал поспать на часок.

Проходит время (у каждого свое), и адаптационный период заканчивается. Первые положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы. Ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня. Спокойное состояние приводит к тому, что у малыша появляется аппетит, и он благосклонно принимает помощь взрослого во время обеда, хотя и не всегда съедает положенную норму. Со временем он перестает плакать при расставании с родителями адекватно реагирует на предложения взрослого. У него появляются положительные изменения в поведении: отвечает на вопросы в какой-то степени обслуживает себя, может заняться игрой.

Педагог по физическому воспитанию помогает через игру адаптироваться. Имитационные действия вживают его в роль.

В бассейне имеется богатый арсенал пособий, игрушек разного вида, спортивного инвентаря.

Научиться плавать - большое счастье, но и большой труд. Так пусть игра поможет сделать этот труд легче и приятней. Пусть все дети стремятся в бассейне, а педагоги и родители им помогут. Однако не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а неправильное поведение, чувство страха и боязнь глубины, именно поэтому первые шаги обучения плавания направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное чувство, помочь ему адаптироваться в новой для него среде.

Адаптационный период  включает в себя 16 занятий: 4занятия - подготовительный этап, 10занятий - основной, 2 занятия - итоговый.  К критериям адаптации относят поведенческие реакции, уровень нервно - психического развития, заболеваемость.

Особо следует отметить, что ребёнка чаще пугает не сама вода, а её обилие.

Выделено 3 степени адаптации: лёгкая, средняя, тяжёлая.

Лёгкая:

Средняя:

Тяжёлая:

ребёнок не боится воды;

с удовольствием идёт на занятие;

активен;

быстро заходит в воду;

посещает все занятия.

ребёнок проявляет слабую активность;

испытывает лёгкую тревожность, заходит в воду не сразу;

редко пропускает занятия по болезни.

ребёнок боится воды;

отказывается от занятий;

проявляет невротические реакции;

неактивен, медленно заходит в воду;

часто пропускает занятия по болезни.

На первом этапе малышам предлагают знакомые потешки, стихи, сказки:

Водичка, водичка

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

***

Моем ручки и живот,

Улыбается роток.

Мыло не кусается

Танюшка улыбается.

Будем весело играть,

Весело плескаться.

Всех ребяток позовем

Будем мы купаться.

***

Дождик лей, лей, лей

И водички не жалей.

Чтобы наши малыши

Побыстрее подросли.

Которые помогают настроить детей на радостные водные процедуры, преодолеть страх, полюбить воду. Также инструктор по плаванию приводит детей на экскурсию в бассейн, где знакомят с раздевалками, душевыми, оборудованием и правилами поведения в бассейне. Приглашают посетить занятия в старших группах, посмотреть как занимаются дети на занятиях по плаванию.

В основной этап входит несколько частей: это привыкание, освоение воды, овладение умениями.

Привыкание к воде происходит через приспособление к ее свойствам. Когда ребенок отпускает голову в воду, она сразу попадает ему в рот, нос, уши. Нормальная реакция – это рефлекторное закрывание глаз, что затрудняет ориентирование и усиливает чувство неуверенности. И задача воспитателя побороть эту неуверенность. Для повышения активности ребенка в период адаптации применяют игры «Солнышко и дождик», «Карусели», «Уточки» и др., различные варианты ходьбы, бега, прыжков.

Для закрепления свойств воды используют дополнительное оборудование: мячи разных размеров, мелкие плавающие игрушки. Дети должны понимать, что вода требует от человека спокойных движений. Не стоит требовать от малыша сознательного освоения программного материала, дайте ему освоиться. Успешное овладение плавательными навыками осуществляется через образные игры и соревнования: «Рыбки в воде», «Крокодил», «Цапля и лягушата», и не забудьте похвалить ребенка. Огромное значение в преодолении страха перед водой на всех этапах имеет предварительная подготовка на суше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Спортивная форма детей на занятиях по физической культуре"

На занятии физкультуры необходимо соблюдать гигиенические требования! По требованиям Сан Пина необходимо детям одеать спортивную форму!...

Значимость развития двигательного воображения у детей на занятиях по физической культуре в ДОУ.

Богданова Екатерина Игоревнагосударственное бюджетное дошкольное  учреждение № 95 Выборгского района г. Санкт-Петербурга.Значимость развития двигательного воображения у детей на занятиях по физич...

Развитие эмоциональной сферы детей на занятиях по физической культуре в условиях детского сада.

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами физического воспитания на основе личного опыта....

Консультация для воспитателей «Способы организации детей на занятии по физической культуре»

Воспитатель использует различные способы организации детей: фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный.При фронтальном способе детям предлагают одинаковые для всех упражнения, которые выполняютс...

Использование ИКТ для повышения интереса у детей к занятиям по физической культуре и здоровому образу жизни

Использование ИКТ для повышения интереса у детей к занятиям по физической культуре и здоровому образу жизни...