Программа семейного клуба "Здоровый малыш"
методическая разработка (младшая группа)

Гильфанова Зиля Борисовна

Этот материал содержит план работы с родителями по формированию у детей навыков здорового образа жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Полезные продукты

Слайд 6

Где живут микробы

Слайд 7

Как бороться с микробами

Слайд 12

Никогда не унываю И улыбка на лице. Потому что принимаю Витамины А В С.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №69 «Светофорчик»

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ г.Нижневартовска

ДС № 69 «Светофорчик»

__________________ Е.Н. Кленичева

Приказ   №  ____   от __________г.

Программа

  клуба для родителей

«Здоровый малыш»

на 2019-2020 уч.год

                                                                                           Автор программы:

Гильфанова Зиля Борисовна

г.Нижневартовск 2019 г.

 

Содержание

  1. Паспорт Программы……………………………………………..…3
  2. Пояснительная записка ……………………...….…………………5
  3.  Календарно – тематическое планирование  работы………….… 7

4.   Кадровое обеспечение Программы…………………………..…...8

5.   Список литературы  ……………………….……………………...10          


                                                     1.Паспорт программы

  1.   Наименование программы

Программа работы клуба для родителей "Здоровый малыш" для родителей детей младшего дошкольного возраста на 2019-2020 учебный год МАДОУ г. Нижневартовска детский сад № 69 "Светофорчик"

  1.  Основание для разработки программы
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014)  
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  • Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11.89);
  • Концепция дошкольного воспитания;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. №26  
  • Закон ХМАО - Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
  • Программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2015-2018 годы»;
  • Устав, образовательная программа и программа развития МАДОУ; программа развития педагога.
  • Спрос заказчиков (родителей) на введение данной программы.                                                                                                                            

  1. Заказчики программы

Родительская общественность

МАДОУ ДС № 69 «Светофорчик

  1. Организация исполнитель программы
  • Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 69 «Светофорчик»,
  • Родители детей раннего дошкольного возраста

  1. Цель программы

  Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.

  1. Составитель программы

Гильфанова Зиля Борисовна: воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №69 «Светофорчик»

  1. Задачи программы
  • повышение психолого-педагогической культуры  родителей и членов семьи в вопросах воспитания, физического развития и оздоровления детей (сохранение и укрепление физического и психического здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, здоровьесберегающие технологии)
  • пропаганда здорового образа жизни, формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью, воспитание потребности в здоровом образе жизни
  • проведение комплексной профилактики различных отклонений в состоянии здоровья, физическом и психическом развитии детей
  • выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания
  • содействие сплочению родительского коллектива
  • содействие развитию, гармонизация детско-родительских отношений в условиях совместной досуговой деятельности
  • популяризация деятельности ДОУ среди родительской общественности

  1. Ожидаемый результат
  • повысить мотивацию родителей к осуществлению здорового образа жизни, их педагогическую компетентность в вопросах физического воспитания и укрепления здоровья детей
  • снизить количество функциональных и хронических заболеваний
  • сплотить родительский коллектив

  1. Срок реализации программы

1 год

2.Пояснительная записка.

      Как показывает практика, родители часто испытывают определенные трудности, как только ребенок начинает посещать детский сад. Чтобы воспитать ребёнка здоровым в современных условиях, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. На Крайнем Севере в связи с суровыми климатическими условиями, резко ограничено общение семей с социумом, окружающим миром, природой, что негативно сказывается на познавательно-речевом развитии, двигательной деятельности ребенка. Поэтому возникла необходимость в разработке и внедрении образовательной программы семейного клуба «Здоровый малыш». Все организуемые разнообразные интерактивные формы сотрудничества с родителями в ходе реализации программы, направлены на укрепление здоровья и формирования предпосылок здорового образа жизни детей дошкольного возраста, повышение педагогической культуры родителей: сообщение им знаний, формированию педагогических умений, навыков.

Цели программы: улучшение детско-взрослых отношений на основе осознанного отношения родителей к организации здорового образа жизни малыша в семье. Создание условий для сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи педагогов и родителей.

   Задачи программы:

  • повышение психолого-педагогической культуры родителей и членов семьи детей в вопросах воспитания, физического развития и оздоровления детей (сохранение и укрепление физического и психического здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, здоровьесберегающие технологии);
  • пропаганда здорового образа жизни, формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью, воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • проведение комплексной профилактики различных отклонений в состоянии здоровья, физическом и психическом развитии детей;
  • выявление и трансляция положительного опыта семейного воспитания;
  • содействие сплочению родительского коллектива;
  • содействие развитию, гармонизация детско-родительских отношений в условиях совместной досуговой деятельности;
  • популяризация деятельности ДОУ среди родительской общественности.

Формы работы с родителями в клубе «Здоровый малыш»

 1.      Дискуссионно-практические встречи,   семинары – практикумы,              

       мастер-классы, круглые столы.

       2.  Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по     проблемам.

       3.       Совместные занятия для детей и родителей.

       4.   Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопеда, инструктора по физическому воспитанию, психолога, медицинской сестры, врача).

Программа предусматривает заседания клуба: 1 раз в месяц.    

Календарно-тематическое планирование работы клуба

на 2019-2020 учебный год

Тематика и содержание мероприятий

Дата

Ответственный

1.

«Познакомимся поближе!»

  • анкетирование родителей;
  • знакомство с организацией физкультурно-оздоровительной работы;
  • ознакомление с планом работы на год.

Консультации для родителей:

  • «Здоровое питание малыша», показ слайда презентации с обсуждением;
  • «Секреты хорошего аппетита».

Октябрь

Воспитатель:

Гильфанова З.Б.

2.

Тематическое консультирование «Любить спорт с малых лет»:

  • двигательная  потребность дошкольника;
  • совместная деятельность детей и взрослых:  подвижные игры (мастер-класс, 3 игры)

Ноябрь

Воспитатель:

Гильфанова З.Б.

Инструктор по ФИЗО

Бобровни-кова В.Ю

3.

«Пальчиковая гимнастика в  развитии речи детей» (мастер-класс и памятки)

Декабрь

Воспитатель:

Гильфанова З.Б.

Учитель-логопед Мамоненко Н.С.

4.

Тематическое консультирование : «Заболевание глаз и опорно-двигательного аппарата».

  •  Упражнение для глаз;
  • Ознакомление с различными массажными дорожками для профилактики плоскостопия;
  • Разъяснения по выбору обуви для детей;
  • Гимнастика для глаз.

Январь

Воспитатель:

Гильфанова З.Б.

Ст. медсестра

5.

Тематическое консультирование  «Как сделать спортивное оборудование дома?»

 Спортивный досуг: «Мы с папой солдаты» -посвящённый Дню защитника Отечества.

Февраль

Воспитатель:

Гильфанова З.Б.

6.

Тематическое консультирование : «Будем вместе играть и здоровье укреплять» ;

Практическое занятие с участием родителей: «Подвижные игры на свежем воздухе»;

Памятка родителям.

Март

Воспитатель:

Гильфанова З.Б.

7.

Круглый стол

Уроки здоровья («Чтобы зубы не болели», «Как ухаживать за собой», «Откуда берутся болезни?»)

 Сюжетно – ролевые игры, направленные на формирование привычек.

Выставка рисунков и литературы.

Апрель

Воспитатель:

Гильфанова З.Б.

Ст. медсестра

8.

 Консультация: « Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»
Спортивный досуг: «Мама, папа я – спортивная семья».

«Здоровье укрепи – ребенку не навреди»

Рекомендации для родителей в отпуске

«Малыш и здоровье» 

Май

Воспитатель:

Гильфанова З.Б.

               4.Кадровое обеспечение программы «Здоровый малыш»

Заведующий ДОУ:

             - общее руководство по внедрению программы «Здоровый малыш»;

             - контроль за соблюдением охраны жизни и здоровья детей.

     Зам.зав по ВМР:

                - контроль за реализацией программы «Здоровый малыш».

        Учитель-логопед:

                - устранение речевого дефекта у детей;

        Медицинские сестры:

                - обследование детей и выявление патологии; утверждение списков часто и длительно болеющих детей.

 

                                       5. Список литературы.

  1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О. В. и др. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  2. Давыдова О.И., Майер А.Л. Детский сад: Самоучитель для родителей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
  3. Давыдова О.И., Майер А.Л. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4.  Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста: Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  5. Говрючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007.



Предварительный просмотр:

               

               Секреты хорошего аппетита

Секреты хорошего аппетита

Не пытайтесь уговорить ребенка «съесть еще ложечку», ведь излишняя тревога родителей сама может стать причиной детских капризов и отказа от еды. Вернуть малышу потерянный аппетит поможет приятная и доброжелательная обстановка за столом и по-настоящему полезные и вкусные продукты.

Правильная обстановка

Многое зависит от обстановки на кухне. У малыша за столом должно быть свое место и собственная яркая посуда. Сама еда также должна быть не только вкусной, но и красивой. Не рекомендуется развлекать ребенка играми во время приема пищи или усаживать его с тарелкой перед телевизором. И конечно, лучше всего на него подействует положительный пример: если взрослые ведут себя за столом спокойно, вежливо и с удовольствием едят вкусный ужин, шансы, что малыш поступит точно так же, серьезно повышаются.

Творческий подход

Дети открыты всему новому и с удовольствием познают мир, а начиная примерно с трех лет им к тому же хочется чувствовать себя самостоятельными и иметь право выбора. Попробуйте во время совместного похода в магазин спросить ребенка, что бы он хотел получить на обед: мясо или рыбу. Подробно обсудите с малышом, как нужно приготовить выбранный продукт, и разрешите вместе с Вами похлопотать на кухне. Блюдо, в приготовлении которого он принимал активное участие, наверняка вызовет у ребенка большой интерес.

Полезные перекусы

Часто отсутствие аппетита у детей связано с постоянными перекусами между основными приемами пищи. Детям нужно много энергии для активных игр, прогулок на свежем воздухе и обучения, поэтому полностью отменять перекусы, конечно, не стоит. Достаточно заменить калорийные и не очень полезные сладости на что-нибудь легкое и натуральное. Например, если малыш проголодался, предложите ему фруктовый йогурт. Главное, сделать это не меньше чем за два часа до очередного приема пищи - и тогда аппетит малыша не пострадает.

Обогащенные продукты

Очень часто обеспокоенность родителей связана со стереотипом, что получить все необходимые витамины и полезные вещества детский организм может только из большого количества пищи. Например, чтобы удовлетворить суточную потребность малыша в кальции, необходим литр молока. Редкий ребенок готов ежедневно с удовольствием выпивать пять стаканов этого напитка. Для того чтобы детское питание было полезным и полноценным, разрабатываются особые, обогащенные, продукты.

Маленькие советы

  • Накладывайте еды столько, сколько ребёнок съест.

  • Не кормите ребёнка между главной едой.

  • Не говорите при ребёнке о том, что он любит и не любит есть.

  • Не сравнивайте его аппетит с аппетитом других.

  • Не показывайте ребёнку, что Вас мучает его плохой аппетит.

  • Не принуждайте ребёнка есть.

  • Не рассказывайте страшных историй.

  • Не запугивайте, не упрекайте, не угрожайте.

  • Готовьте блюдо, украшайте его, сервируйте стол совместно с ребёнком.

Хвалите предлагаемое блюдо, а ребёнка за старание, воспитанность.



Предварительный просмотр:

       

Картинка 26 из 8048                                                                                             

      Лето — замечательная пора навитаминиться до конца года. Можно, конечно, покупать дорогие биодобавки в аптеках, но и на обычных дачных грядках растёт много всего полезного для здоровья и красоты. А если ни дачи, ни соответственно грядок в вашей частной собственности не имеется, выручит ближайшая овощная палатка, где круглый год есть всё на свете. Все овощи являются для человека источниками витаминов. Это особенно касается овощей свежих, только что собранных с грядки в открытом или тепличном грунте. В меньшей степени, но достаточно витаминов и в продуктах овощной переработки. Разной степенью сохранности витаминов обладают разные овощи при временном и продолжительном их хранении.

Диетологи советуют: если хотите быть абсолютно уверенными, что получаете необходимое количество витаминов, придерживайтесь простого правила. У вас на столе всегда должны находится овощи и фрукты четырёх цветов: оранжевого (морковь и апельсины), тёмно-зелёного (брокколи и шпинат), красного (помидоры и клубника) и жёлтого (перец, лимон).

В нашей стране возделывается более 60 видов овощей, причем 30 из них распространены довольно широко. Среди них — капуста различных видов, огурцы, помидоры, столовые корнеплоды, зеленные овощи. Зеленные овощи представляют особый интерес для овощевода-любителя: они доступны в возделывании и очень полезны для человека, особенно при потреблении в свежем виде. Это — зеленый лук, салат, укроп, шпинат и другие. К ним условно относят и редис, петрушку, сельдерей, редьку, чеснок, кольраби и другие овощи. Из многолетних растений большой популярностью пользуются многолетний лук, ревень, щавель, хрен, эстрагон и некоторые другие. Многолетние овощи являются огромным резервом получения ценных продуктов для потребления в свежем виде в самое раннее и внесезонное время. Овощные растения содержат много витаминов, обладают целебными и диетическими свойствами. В нашей стране за последние годы придается все большее значение снабжению населения свежими овощами и особенно зелеными.

Для удовлетворения потребности в витаминах, углеводах, белках, кислотах, солях и т. д. взрослому человеку необходимо потреблять ежедневно более 700 г (37%) пищи животного происхождения и более 1200 г (63%) — растительного. Годовая потребность в овощах на душу населения по различным районам страны составляет от 128 до 146 кг. Сортимент потребляемых овощей должен из года в год совершенствоваться с учетом неуклонного возрастания в ежедневном рационе питания доли полезных для здоровья зеленных и других свежих овощей.

Особую ценность представляют свежие овощи. В вареном виде

они теряют значительную часть полезных свойств. Свежие овощи

не только сами лучше и полнее усваиваются, но и помогают переработке организмом мяса, рыбы. Правильно питаться — значит правильно сочетать растительную и животную пищу в соответствии с возрастом, характером труда, состоянием здоровья. При потреблении мяса, жиров, яиц, хлеба, сыра в организме человека образуются неорганические кислые соединения. Для их нейтрализации нужны щелочи, которые содержатся в овощах и картофеле. Наибольшее количество извести, нейтрализующей углекислоту, находится в зеленных культурах.

Многие виды овощей предупреждают тяжелые заболевания, повышают тонус и работоспособность человека. В свежих овощах много калия и мало натрия, что способствует выведению жидкости из организма, улучшает работу сердца. Овощи содержат вещества, тормозящие превращение углеводов в жиры, а также фитонциды, ферменты органических кислот, витамины, без которых не может нормально развиваться человеческий организм.

В зеленных культурах довольно большое количество противос-клеротического вещества — холина. В белокочанной капусте, например, его в 3 раза больше, чем в рыбе и мясе.

Клетчатка овощей содействует выведению из организма холестерина. Особенно богаты клетчаткой свекла, капуста, морковь, огурцы, зеленый горошек. При воспалительных заболеваниях кишечника используют овощи с меньшим количеством клетчатки — салат, помидоры, картофель и свежие соки.

Органические кислоты, содержащиеся в овощах, способствуют выделению пищеварительных соков. Это — щавелевая кислота (ревень, шпинат, помидоры), яблочная (кочанный салат, ревень, помидоры, шпинат, цветная капуста), лимонная (кочанный салат, шпинат, сельдерей), винная (столовая свекла), молочная кислота (квашеная капуста, соленые огурцы).

Такими же качествами обладают эфирные масла с присущим им ароматом (чеснок, лук, укроп, хрен, петрушка, сельдерей, редис, редька). В составе крови человека много микроэлементов (серебро, йод, хром, молибден и т. д.). Они отмечены в перце, луке, капусте, чесноке, цветной капусте, салате, кабачках и других овощах. Многолетними исследованиями овощных растений определены наивысшие возможные количества витаминов в тех или иных сельскохозяйственных культурах. Содержание их, как известно, выражают в мг%, т. е. в мг на 100 г сырой массы.

 В первую пятерку рекордсменов по витамину C входят: перец сладкий – до 482, петрушка – 290, рута – 270, укроп – 240, хрен – 200 мг%. Далее следуют: лук-батун – 190, сельдерей – 183, кресс-салат – 160, водяной кресс – 153, любисток – 118, кориандр – 110, капуста цветная – 105, лук-слизун и фенхель – по 90, капуста пекинская – 82, лук-порей – 81, горчица листовая – 80, шпинат – 78, лук многоярусный – 75, анис – 73, капуста кольраби, щавель и эстрагон – по 70 мг%.

Интересно, что в число культур, больше всех содержащих этот самый известный витамин, попали более десятка пряно-вкусовых и около десяти зеленных. А вот наиболее распространенные овощи не могут похвастаться высокой степенью накопления аскорбиновой кислоты.  С учетом того что суточная норма потребления витамина C для взрослого человека составляет от 70 до 100 мг, из приведенного списка всегда можно выбрать имеющиеся в наличии овощи и удовлетворить свою витаминную потребность полностью.  Витамин С, или аскорбиновая кислота, уменьшает утомляемость, ускоряет выздоровление, заживление ран. Он отмечен в укропе, петрушке, сельдерее, зеленом луке, помидорах, кочанном салате-щавеле, белокочанной и брюссельской капусте, редисе.  Источник углеводов, калия, витамина С — это всё о ней, о нашей знакомой свёкле. К тому же корнеплод богат белком, натрием и ещё (внимание, дамы!) малокалориен. Свёклу лучше есть в сыром виде или пить свежий свекольный сок. А уж если готовить, то в духовке, а не в кастрюле с кипящей водой, где все полезные вещества погибают.

Витамин A стимулирующий рост, повышающий сопротивляемость многим заболеваниям  зависит от наличия каротина. Наиболее «богатыми» в этом отношении являются: морковь – 45, водяной кресс – 28, петрушка – 20, перец сладкий – 17, эстрагон – 15, укроп – 13, рута – 11, любисток, сельдерей, фенхель – по 10 мг%.

Витамина B больше всего в кресс-салате – 0,26, щавеле – 0,19, моркови и пекинской капусте – по 0,18, чесноке – 0,15, укропе – 0,14, шпинате – 0,13, репе – 0,12 мг%. Высоким содержанием витамина B отличаются мангольд – 0,22, шпинат – 0,19, горчица листовая – 0,17, щавель и укроп – по 0,10 мг%. Витамин B лучше накапливают сладкий перец – 0,35, лук-порей – 0,30, морковь – 0,19, петрушка и салат листовой – по 0,18, капуста цветная – 0,16, лук-перо, укроп и щавель – по 0,15 мг%. Витамин В1 (тиамин) нормализует работу нервной системы, предохраняет человека от переутомления, повышает работоспособность, повышает аппетит. Он содержится в шпинате, кочанном салате, горохе, спарже, луке и других овощах. В этих же овощах есть витамин В2 (рибофлавин), предупреждающий болезни слизистой оболочки глаз и рта, а также нервной системы.
Биологическая активность свежих зеленных овощей в большой мере обусловлена присутствием в них
витамина Е (токоферола), стимулирующего и поддерживающего нормальную работу всех мышц организма. Этот же витамин способствует нормальному размножению, оздоровлению клеток. Витамин Е содержится в горохе, капусте, зеленом луке, моркови, кочанном салате, листьях петрушки и сельдерея.
Никотиновая кислота (РР), стимулирует нормальную работу печени, предупреждает заболевания кожи, желудка, кишечника.По содержанию
витамина P лидируют щавель – 500, укроп и эстрагон – по 172, кориандр – 145, майоран – 127, томат и морковь – по 100, кресс-салат – 84, ревень – 80 мг%. Повышенным накоплением витамина PP отличаются морковь – 1,47, пастернак – 0,94, капуста кольраби – 0,90, шпинат – 0,85 мг%.  Содержание в овощных культурах других витаминов изучено еще слабо, поэтому о рекордсменах тут говорить преждевременно. Можно лишь упомянуть о наличии витамина E в моркови и шпинате; витамина K в моркови, цветной капусте, нормализующий процессы свертываемости крови. В свежих зеленных овощах много веществ, способствующих кроветворению и поддерживающих нормальный состав крови. Это прежде всего фолиевая кислота, которая вместе с витамином В2, предупреждает малокровие и оказывает противосклеротическое действие, витамина U в петрушке, сельдерее и томате; витамина H в моркови, шпинате. Совершенно великолепный продукт зелёный лук. Его бодро торчащие стрелки, кажется, просто лопаются от избытка полезных веществ. Только витамина А в нём больше, чем во всех других видах лука (а их, между прочим, в мире насчитывается около пятисот), в 5 тысяч раз, а витамина В — в 4 раза. И не надо ждать лета! Зелёный лук без особых усилий можно вырастить на подоконнике и для полного счастья съедать по 5-6 стрелочек в день. Античные поэты воспевали это растение в стихах, сегодня же мы относимся к нему гораздо более прозаически…

Укроп (Anethum graveolens) является широко известным пищевым и лекарственным представителем флоры. В пищу употребляют его листья, богатые витаминами и эфирными маслами. Используют укроп также как ароматическую приправу и пряность при консервировании овощей. Отвары и настои плодов употребляют в медицине для улучшения аппетита и как успокаивающее средство, особенно для детей.
Все части растения содержат эфирное масло: в семенах – до 5%, в зелени – в 2-3 раза меньше. Кроме того, семена содержат до 20% жирного масла, азотистые и безазотистые вещества, сахар и клетчатку. Листья и стебель – 52– 83 мг витамина С, 3-128 мг каротина, а также витамины В1, В2 РР, соли кальция, фосфора, железо и фолиевую кислоту.
В народной медицине укропную зелень рекомендуют, если наблюдается процесс брожения в кишечнике. Для улучшения пищеварения, как мочегонное, усиливающее секрецию молока у кормящих матерей, болеутоляющее и успокоительное при различных коликах, повышенной нервной возбудимости и тревожном сне пьют настой из измельченных семян укропа. Настои травы и семян применяют в начальной стадии гипертонической болезни. Они способствуют расширению и укреплению сосудов, возбуждают деятельность утомленного сердца. Употребляемый внутрь укроп гонит газы, расслабляет кишечник, снижает его моторику. Настой из травы укропа лечит гипертонию 1-й и 2-й степени, атеросклероз с головными болями, судороги у детей, аллергию (зуд). Из него делают примочки на уставшие глаза, обмывают лицо в гнойничках.

Ещё одна панацея от многих проблем со здоровьем — помидоры. Помидоры – постоянные гости весеннего и летнего стола. Французы называли томат яблоком любви, а итальянцы – золотым яблоком. Сначала томат считали просто декоративным растением, потом ядовитым – из-за содержания в нем солонина, щавелевой кислоты и ее солей, которые откладываются в суставах. Сейчас доказано, что антиоксидант ликопин, содержащийся в томатах, предупреждает сердечно-сосудистые нарушения – инфаркт и инсульт, значительно снижает риск простатита и некоторых форм рака пищевода. Продукты, созданные на основе томатов, — всевозможные кетчупы и соусы эффективны для профилактики онкологических заболеваний. Онкологи из Оксфордского университета обнаружили в томатах ликопен, он непримиримый борец с раковыми клетками. Помидор должен стать и лучшим другом мужчин. Исследования американских специалистов привели к выводу: чем больше помидоров ест мужчина, тем меньше вероятность, что он получит рак простаты.

Самая первая и самая вкусная
Клубника – самая первая и одна из самых полезных ягод. За лечебные свойства ее очень ценили в древности. Более 300 лет назад «курс лечения клубникой» был, чуть ли не основным при артрите и подагре. Клубника незаменима при терапии анемии, при дефиците витаминов и минералов в организме человека. Ее употребляют для очистки организма от токсинов и при лечении ожирения и целлюлита, а одна из органических кислот клубники помогает нейтрализовать раковые эффекты табакокурения.

Клубника по своим качествам во многом превосходит фрукты: она в 2 раза полезнее сливы, апельсина и винограда, в 3 раза – киви и грейпфрута, в 6 раз – яблока и помидора, в 15 раз – груши и дыни. В 100 г клубники содержится 5 мг витамина С, 15 мг магния, 156 мг калия, 24 мг кальция, 1 мг железа, 25 мг фосфора.

В общем списке настоящих витаминных рекордсменов из 7 раз упоминаются: укроп – 6, шпинат, щавель, морковь – по 5, кресс-салат, перец сладкий, петрушка – по 3 раза. Вот эти-то овощи и должны быть в центре внимания людей, которым особенно нужны витамины. Никогда не испытают нужды в витаминном ассортименте, которые наряду с традиционными овощами ежегодно выращивают и самые различные пряно-вкусовые культуры. От этих овощей в свежем виде даже в небольшом количестве всегда существенная польза



Предварительный просмотр:

Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего возраста.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/20420_6ed7cb38300f77ad4a2fc37f9a405a9e.jpg.jpg


Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры — потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расческа с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щетка, носовые платки, щеточка для мытья ногтей, мочалка для тела.

Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:
- мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
- умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
- принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;
- мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);
- подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
- полоскать рот после приема пищи (с двух лет);
- пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
- пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);
- пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);
- ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);
- не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);
- мыть ноги перед сном.

Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И даже тогда, когда ваш малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра.

Приступая к гигиенической процедуре, заранее продумайте все действия, расположите необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не отвлекаясь. Например, готовясь к купанию, продумайте, где поставить кувшин, куда положить мыло, на какой крючок повесить полотенце. Проверьте температуру воды, уберите все лишние предметы из ванной комнаты.

Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:
- разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребенка;
- подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;
- прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;
- положите в ванной коврик (решетку), чтобы ребенок не поскользнулся.

Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.

Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.).
Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/20420_70a0533f4ad19807786e7339e80a36e4.jpg.jpg

Учим умываться:

- Завернуть рукава одежды ребенка.
- Проверить температуру воды.
- Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: "Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки)!" и т. п.
- Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.
- Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.
- Еще раз обмыть водой руки ребенка.
- Закрыть воду.
- Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
- Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.
- Предложить посмотреть в зеркало: "Вот какой ты стал чистенький и красивый!"

При умывании взрослый называет все действия, которые происходят перед глазами ребенка ("Это водичка. Вот как бежит водичка! Какая водичка? Теплая, прозрачная, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!")

Во втором полугодии взрослый, придерживаясь последовательности действий, побуждает ребенка к посильной самостоятельности.

Очень важно начиная с полутора лет учить малыша самостоятельно пользоваться полотенцем, вытирать насухо руки. Его возросшая активность требует частого мытья рук. Если их не вытирать насухо, очень скоро может образоваться грубая кожа (т. н. цыпки), трещинки и т. п.

Учим пользоваться полотенцем.

- Снять полотенце с крючка.
- Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.
- Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица.
- Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.
- Вытереть вторую руку.

Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики зайке, мишке, спросить: "Какие теперь ручки?" Ответить: "Сухие, чистые!" 

Затем прочитать потешку "Мальчик-пальчик":
Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!

При чтении потешки побуждать малыша показывать поочередно каждый пальчик. Если взрослый наберется терпения, то скоро малыш будет сам мыть и вытирать руки.

Учим пользоваться носовым платком.

- Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.
- Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.
- Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.
- Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).
- Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман. Обращать внимание на чистоту носового платка.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/20420_5662cef25e5305d28e82b29391adf02b.jpg.jpg

Учим пользоваться расческой.

- Знать свою расческу и место, где она лежит.
- Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.
- Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).
- Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания ("Я сам!").
- Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.
- Исключить возможность пользования чужой расческой.

Учим пользоваться зеркалом.

- Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т. д.).
- Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.
- Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.

Формирование навыка опрятности.

- Научить ребенка пользоваться горшком для многих родителей представляет известную трудность, особенно сегодня: приученный с младенчества к памперсам малыш, не хочет садиться на горшок. А между тем именно второй год жизни является критическим периодом. Отказ от памперсов в этот период можно рассматривать как настоятельную необходимость. В 1 год 6 месяцев — 1 год 8 месяцев желательно сформировать у малыша навык опрятности.
- С ранних лет он должен испытать неприятные ощущения от мокрых штанишек, белья, ситуативно совпадающие с его физиологическими отправлениями. Только в этом случае у него начнет вырабатываться поведенческая реакция, направленная на устранение причин, приводящих к неприятным ощущениям. Такое поведение можно сформировать у ребенка очень рано, даже на первом году жизни. Уже в 5-6 месяцев малыш способен подавать сигналы своим поведением (мимика, двигательная активность, голос). Если мама понимает, что эти сигналы именно для нее, и немедленно реагирует (поднимая кроху, приводя в соответствующую позу, приговаривая общепринятые звуки), то добивается должного результата, и ее можно поздравить с большим достижением ребенка.
- На втором году жизни методика ознакомления с горшком остается той же. Если же малыш привык к памперсам, то здесь приходится говорить не о воспитании навыка опрятности, а о переучивании. Ребенку комфортно в памперсах, он всегда остается сухим, даже не контролируя свои отправления. Этим-то и опасны памперсы: нарушается понимание причинно-следственных связей, не формируется умение управлять собой исходя из собственных ощущений. Теперь придется поработать вам обоим. Ведь не оставите же вы ребенка в памперсах до школы!
- Вам поможет то, что ребенок после 1 года 3 месяцев — 1 года 6 месяцев очень хорошо вас понимает. Он еще не умеет словом выразить свои ощущения, впечатления, желания, но может понять, на что направлены усилия взрослого. Кроме того, малыш очень дорожит вашим отношением к нему. Если он чувствует, что мама (папа, бабушка и др.) радуется его успехам в самых деликатных ситуациях, то будет стараться доставить вам это удовольствие. И, пожалуй, самое главное — после полутора лет совершенствуется физиологическая система естественных отправлений: ребенок способен удерживать себя какое-то время от немедленного результата, а, следовательно, регулировать и понимать свои состояния. Конечно, не следует считать, что на втором году жизни малыш становится абсолютно самостоятельным. Потребуется еще много времени, чтобы навык опрятности перешел в привычку.

Учим пользоваться горшком.

- Предложение воспользоваться горшком должно совпадать с естественной потребностью ребенка. Лучше это делать перед прогулкой, перед сном и после него, если ребенок проснулся сухим.
- Физиологическая потребность, как правило, возникает у малыша через 20-30 минут после еды. Учитывая это, можно предложить ребенку сесть на горшок до еды, но не сразу после еды.
-Как только малыш оказался мокрым, следует обратить на это его внимание и немедленно сменить штанишки на сухие.
- Ребенок должен ощутить разницу.
- Проследите, чтобы ребенок не проваливался в горшок. Края горшка должны быть теплыми и сухими.
- Ребенку следует напоминать о возможной потребности, даже когда он не подает вам сигналов.
- Взрослый должен стараться уловить момент наивысшей потребности ребенка и добиться положительного результата именно в этой ситуации. Можно считать, что такая ситуация — начало и конец ваших проблем: малыш теперь будет предвосхищать ее сам. Порадуйтесь, покажите, что вы довольны, похвалите его. И ребенок будет повторять и повторять такие "желанные" для вас процедуры.
- Следует знать, что опорожнение кишечника у малыша возникает раньше (если есть потребность), чем мочеиспускание. Желательно приучить его опорожнять кишечник с утра.
- Не следует держать малыша на горшке более пяти минут.
- Не оставляйте ребенка на горшке одного, без присмотра. Он еще слишком мал, чтобы вы могли положиться на его благоразумие и самостоятельность.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/20420_7b630b6330e25ec03a660547414e2a82.jpg.jpg



Предварительный просмотр:

http://mam2mam.ru/upload/iblock/4a9/family+beach_1652_18714476_0_0_7000295_300.jpg

Накануне летнего отпуска некоторые медицинские рекомендации они не только предотвратят неприятные осложнения периода отпусков, но помогут укрепить здоровье детей.

Тоска по дому

Любой отдых необходимо планировать с учетом возраста ребенка, независимо от того, отправляетесь ли вы в отпуск всей семьей или он поедет на каникулы один.

До 2-х лет малышу можно выезжать из дома только вместе с родителями и только в места, расположенные недалеко от больницы, поликлиники или медпункта.

Возрастной аспект является решающим, если ребенок будет отдыхать один. Не все способны адекватно оценить степень физиологической и психологической нагрузки на малыша, когда он уезжает далеко от дома. К тому же степень социализации детей различна: иногда 6-7-летние лучше адаптированы к разлуке с мамой, чем 12-13-летние подростки.

Депривационный синдром (тоска одиночества) может развиться в первую очередь у неорганизованных дошкольников. Но даже малыши 3-5 лет, посещающие детсад, зачастую не способны переносить долгую разлуку с родителями. Понятие "длительности" варьируется, и расставание всего на несколько дней для большинства ребят из этой группы уже является чересчур долгим. И конечно, дети лучше переносят отсутствие родителей, если отдыхают с кем-то знакомым, а не в условиях организованного коллектива на детсадовской даче или в оздоровительном лагере.

Пребывание в лагере, расположенном далеко от родного дома, дает ребенку дополнительную психологическую нагрузку, поэтому обязательно навестите его через 1-2 недели. За это время у него наверняка возникнут какие-то проблемы, в решении которых вы обязательно должны поучаствовать: ребенку просто необходимо понимание и сочувствие близкого человека.

"Мойте руки перед едой"

Изменения в питании, расширение общения с домашними животными, появление новых контактов со взрослыми и детьми - все это увеличивает микробную нагрузку на организм ребенка, а иногда и приводит к заражению патогенными микроорганизмами. У малышей, в отличие от взрослых и детей старшего возраста, пока еще недостаточно развита система антиинфекционной сопротивляемости, и вероятность развития заболевания у них значительно выше, чем у взрослых.

Инфекционные заболевания на отдыхе чаще всего связаны с двумя основными причинами: потреблением загрязненной пищи (пищевое отравление) и изменением погодных условий (простуда).

Банальное требование мыть овощи и фрукты остается главным условием безопасности ребенка наряду с выбором питьевой воды.

В дачной местности микробное загрязнение воды в колодцах, колонках, родниках выше, чем при централизованном водоснабжении. Поэтому воду, используемую для питья и приготовления пищи - в том числе для мытья овощей и фруктов, - приходится кипятить. Фильтры для очистки воды не всегда надежны: они быстро загрязняются, плохо очищаются от микроорганизмов и сами могут служить рассадником заразы. Их целесообразно использовать для удаления из воды вредных токсичных примесей, в то время как кипячение убивает микробы и является надежным способом стерилизации.

За малышом, когда его окружают соблазны в виде красивых ягод и сочных овощей, трудно уследить: стоит только отвернуться, как он уже тянет в рот спелую клубнику с грядки. Этого допускать нельзя, ведь так он может подхватить не только бактериальную, но и глистную инфекцию. Что говорить о ребятах постарше - эти самостоятельные личности еще скорее способны подхватить какую-нибудь кишечную инфекцию. К счастью, заболевания в их возрасте протекают намного легче.187_w587.jpeg

В понятие "отравления" входят входят не только инфекционные заболевания, но и ферментативный срыв. Пищеварительная система детей раннего возраста еще недостаточно зрелая, и расширение диеты не всегда соответствует возможностям ребенка. Иными словами, малыш не все может переварить. Ограниченные функциональные возможности детской пищеварительной системы как раз и порождают проблемы, связанные с пребыванием в пансионатах и домах отдыха. Поэтому, приобретая путевку, родители должны продумать вопросы детской диеты.

И летом можно простудиться

В нашем весьма умеренном климате в сырую дождливую погоду вполне реально переохлаждение. В холодном, неотапливаемом помещении постоянно мерзнущий малыш подвергается стрессовым нагрузкам. Результат - ОРЗ, вирусная или вирусно-бактериальная инфекция.

В летние месяцы ребенок, особенно маленький, способен простудиться не только от охлаждения, но и от перегревания, которое повышает восприимчивость организма к вирусной инфекции, клинически выражающейся симптомами простудного заболевания.

Главное - не перекупаться!

Купаться в относительно холодной воде можно, но длительность пребывания в ней, безусловно зависит от закаленности ребенка. К сожалению, не все водоемы пригодны для купания по причине их загрязенности. Лучше плавать в естественных водоемах с чистой проточной водой. Опасно заходить в воду, где обитают дикие утки - они являются носителями паразитов, которые приводят к тяжелому заболеванию, характеризующемуся дерматитом, лихорадкой и воспалением лимфоузлов.

Морские и горные курорты

На морских курортах служба санэпиднадзора всегда дает сводку результатов анализа воды и рекомендации по купанию. Курорты Крыма - Южный берег, Евпатория или Керчь - вполне пригодны для отдыха детей уже с 2-3-летнего возраста. Подходят и зарубежные зоны отдыха со средиземноморским климатом - Греция, Италия, Турция, Болгария. Только не нужно ездить туда в самую жару, когда температура превышает 25 градусов, и беспрерывно "коптиться" на солнце. Лучше отправляться на отдых в жаркие страны весной и осенью.

Не рекомендуются детям места с влажным климатом, субтропики или, наоборот, страны с очень сухим климатом. Кавказ дети переносят хуже, чем Крым: труднее адаптируются, чаще болеют. Противопоказания к отдыху в теплых краях: эндокринопатия, сердечно-сосудистая патология, в том числе и нередкая среди подростков гипертония.

Санаторное лечение

К санаторному лечению (лечению, а не отдыху!) необходимо отнестись как к сугубо медицинской проблеме. Решение, куда и когда направить малыша, принимает врач. Однако важную роль в эффективности курортной терапии играют не только уровень комфорта и климатические условия санатория, но и позитивный настрой родителей и самого ребенка, которому иногда не просто объяснить, зачем ему ехать куда-то одному и проводить каникулы в "процедурных трудах". Но при тяжелых заболеваниях, серьезно влияющих на самочувствие, больной ребенок, как правило, соглашается на лечение в санатории, желая облегчить свое состояние.

При некоторых заболеваниях предпочтительно лечение в местных санаториях, где малыша можно навещать.

Бронхиальная астма, аллергия

Для детей, страдающих аллергическими заболеваниями, рекомендации неоднозначны. Им показаны вышеперечисленные курорты Черного и Средиземного морей, но существуют большие ограничения в выборе курортного сезона. Детей-аллергиков нельзя вывозить на отдых не только в жару, но и в весенний период цветения. Буйная южная растительность способна провоцировать полинозы, обострение течения бронхиальной астмы. Так что для этих детей рекомендуется отдых в "бархатный" сезон, начиная со второй половины августа (для Крыма) или с сентября (для стран средиземноморского бассейна) вплоть до ноября. Детям, страдающим бронхиальной астмой, подойдут соляные пещеры в Турции или на Украине, в Донецкой области, отдых в Татрах.

Страдающим атопическим дерматитом, нейродермитом, экземой может быть не показана морская вода. Что касается пребывания на солнце, то у большинства больных происходит улучшение состояния кожных покровов, но у некоторых, наоборот, наблюдается обострение кожных проявлений аллергии. Следует заметить, что процесс реадаптации к условиям холодного климата опять же не всегда проходит гладко и возможно повторное обострение основного заболевания. При смене климата необходимо облегчить протекание адаптационного периода. Рекомендуется за 10 дней начать прием адаптогенов (эхинацея, женьшень и др.), витаминов с комплексом микроэлементов.

Отдых в горах благоприятен для детей, страдающих хроническими синуситами с частыми обострениями, но пребывание в горной местности не всегда хорошо переносится ребенком. Так что здесь необходим индивидуальный подход.

"Диарея путешественника"

Путешествуя с ребенком, надо быть особенно внимательным к выбору продуктов питания. Недаром существует заболевание, которое так и называется "диарея путешественников" (диарея - синоним поноса). Прежде всего летом стоит исключить из рациона скоропортящиеся продукты и пить только бутылированную воду.

http://mam2mam.ru/images/alena.gif

Пищевые отравления у детей во время отдыха в Турции и Болгарии случаются нередко, так что если вы собрались отдыхать в Турции с ребенком, нужно быть предельно внимательными к тому, что и как он есть и пьет. Конечно, каждый родитель надеется, что на отдыхе в Турции его ребенок будет весел и здоров, но на всякий случай взрослым следует знать симптомы пищевого отравления – это поможет при необходимости оказать ребенку первую помощь.

Симптомы пищевого отравления

Пищевые отравления у детей случаются в Турции летом гораздо чаще, чем в любое другое время года. И это понятно: на жаре любая пища начинает портиться быстрее. Пищевые отравления могут вызываться бактериями или вирусами (например, норовирусом, который вызывает желудочный грипп).

Первым признаком пищевого отравления обычно служит рвота (некоторые дети могут страдать от рвоты по 10 – 15 минут подряд), затем может начаться понос, хотя иногда поноса может и не быть. Лихорадочное состояние при отравлении обычно не наблюдается, за исключением случаев, когда отравление вызвано норовирусом и называется желудочный грипп. Обычно пищевое отравление наблюдается сразу у всех людей, которые ели одну и ту же пищу, но симптомы отравления у каждого могут быть различны. Грязные руки, которыми ели во время пикника или дома, плохо вымытые фрукты или овощи, недостаточная чистоплотность во время приготовления пищи тоже могут стать причиной пищевого отравления.

Первая помощь при пищевом отравлении

Если появились первые признаки пищевого отравления, то проследите, чтобы больной получал достаточное количество воды, так как обезвоживание организма при отравлении вследствие значительной потери жидкости – это наиболее частое последствие этих неприятностей.

Если отравление сильное, то следует немедленно проконсультироваться с врачом. Если у ребенка была сильная рвота или понос, из-за чего была большая потеря жидкости, то его следует напоить достаточным количеством воды с добавлением соли и сахара – это поможет восстановить баланс минеральных веществ, потерянных вместе с жидкостью. При пищевом отравлении детей нужно внимательно следить, не появятся ли признаки обезвоживания: усталость, вялость, уменьшение мочеиспускания, опухание век.

Если у ребенка появились признаки обезвоживания, то надо немедленно обратиться за помощью к врачу – в некоторых случаях для устранения обезвоживания может потребоваться внутривенное вливание жидкости.

Пищевых отравлений и связанных с ними проблем со здоровьем в Турции можно избежать, если внимательно относиться к тому, что и как ест ваш ребенок. Следите за свежестью пищи, чистотой рук и общей гигиеной тела. Помните, что вода из крана не является питьевой, и чаще мойте руки с мылом. Покупая овощи и фрукты, обязательно мойте их под проточной водой, а ребенку не позволяйте перекусывать чем-нибудь на ходу, грязными руками.

Хотелось бы закончить статью призывом к благоразумию родителей. Соблюдайте элементарные гигиенические правила! Тогда отдых действительно укрепит и поправит здоровье ваших детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа "Семейный очаг"

работа с родителями...

Презентация дополнительной образовательной программы "Фитнес для малышей"

Фитнес (англ.fitness,от глагола «tofit» - соответствовать, быть в хорошей форме)  в более широком смысле - это общая физическая подготовленность организма человека.Данная программа реализуется в ...

Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей»

Программа на овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....

Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей» (средний возраст)

Программа на овладение детьми среднего возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....

Программа семейного клуба «Учимся дружить» Название: Программа семейного клуба «Учимся дружить» Работа с родителями вновь прибывших детей. 2019-2020год

Программа  семейного клуба «Учимся дружить». 1. Паспорт программы.Наименование программы «Учимся дружить» программа семейного клуба в условиях ДОУЦель программы:...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Английский для малышей»

Цели обучения английскому языку – проникновение в языковую среду английского языка, установление контакта, умение общаться на бытовые темы на иностранном языке....