Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений коррекционно- развивающей работы воспитателя
статья (старшая группа) по теме

Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений коррекционно-развивающей работы воспитателя            
 
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.
Неуклонно растет объем знаний, которые необходимо усвоить детям перед школой, однако ребенку нужно усвоить эти знания не механически, а осмысленно, т.е ребенку нужно осознавать все то, что он усваивает. Для того , чтобы помочь детям справиться с ожидающими их задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них мыслительной активности и грамотной речи .
Задержка речевого развития (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный словарный запас) затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми. И как результат ребенок, чествуя свою неуспешность , не желает играть и занимается как с детьми, так и со взрослыми.
Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движения. Формирование движений происходит при участии речи. Особенно тесно связанно со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.
Поэтому особенно важно активно развивать крупную и мелкую моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Работая воспитателем  пять лет в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья, я заинтересовалась этой проблемой.
На протяжении последних трех лет, мною был накоплен педагогический опыт работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, а так же было отмечено, что большего эффекта в организации развития речи детей, можно достичь через развитие их мелкой моторики рук. В связи с этим я организовала данную работу в период продуктивной деятельности, а именно на занятиях по конструированию, аппликации, лепке.
На занятиях я использовала не традиционные техники изобразительного искусства:
– пластилинография - лепка картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности;
– метод волшебного рисунка - углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение ( дерево…), затем кистью краска наносится сверху на все изображение, вследствие того , что краска не ложиться на жирное изображение свечой- рисунок появляется перед глазами детей как бы внезапно;
– разрисовка маленьких камешков, мы использовали морские камешки, они гладкие и маленькие, сама форма камешка подсказывает ребенку, какой образ в данном случае создать.
Данные техники очень заинтересовали детей, т. к. они необычны и доступны сознанию каждого ребенка.
В продуктивных видах деятельности мы работали с разным материалом: соленое тесто ,пластилин, сухие листья, бумага, краски, мелки.
Из практики видно, что дети любят работать коллективно.
Вместе с детьми были созданы коллективные работы:«Осенний коллаж», «Птицы на ветке», « Осеннее Дерево», «Елочка красавица», « Наш перекресток».
В педагогическом процессе мною были организованы занятия в виде игр. Их содержание направлено на решение задач по развитию моторики, закреплению знаний об окружающей действительности и развитию речи.
В нашей группе на протяжении последних двух лет работает кружок «Умелые ручки». Работы, которые были сделаны нами коллективно, участвовали в  различных конкурсах.
В нашей работе мы пытаемся тесно сотрудничать с родителями, активно вовлекаем в нашу творческую деятельность.
Так совместно с родителями, мы создали  пособия по развитию мелкой моторики рук, затем участвовали в фестивале «Умные пальчики», где заняли призовые места.
В результате проведенной нами работы достигнута положительная динамика в развитии мелкой моторики рук. Однако на фоне положительных результатов, отмечается наличие у детей низкой познавательной активности. В связи с этим было принято решение активно организовать в группе экспериментирование.
В данном направлении мною изучена литература:
– Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой.
– Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А. Детское экспериментирование- путь познания окружающего мира.
После чего я уделила внимание организации экспериментирования детей с объектами неживой природы.
Мною был оформлен каталог опытов с неживой природой. Обновлен уголок опытно-экспериментальной деятельности детей.
Исследования вызывают огромный интерес у детей, а заодно развивают их мелкую моторику.
На основе проводимой мной экспериментальной работы с детьми, я постаралась выработать рекомендации для воспитателей:
– проводить опыты и эксперименты можно не только на занятиях, но и в момент приема пищи, в играх, на прогулке (эксперимент должен пронизывать все сферы детской деятельности);
– рекомендуется создать уголок экспериментирования в каждой группе, в соответствии с предъявленными требованиями к его оформлению и содержанию;
– для поддержания интереса к экспериментированию необходимо практиковать задание детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного персонажа.
В уголке экспериментирования «живут» персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми. Например: игрушки – «мышонок», «хрюша».
Экспериментальный уголок я дополнила ванночками для песка, камней, мелкой цветной соли и воды.
Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Я использовала их на развитие мелкой моторики рук. Однажды, наблюдая за игрой детей в песочнице, я заметила, что они собирают на участке камешки, приносят в песочницу и выкладывают разные рисунки.
Дети подсказали мне, ведь камни тоже можно использовать в работе. Камни можно считать, использовать в решении задач, выкладывать из них буквы, цифры, разные фигуры.
Для развития познавательных способностей ребят я предложила родителям вместе с детьми собрать коллекцию камней. Коллекции оказались очень разнообразные: камни отличаются по цвету, форме, размеру. Собранные образцы мы положили в баночки каждому ребенку, для использования их в опытах. Для развития тактильного восприятия в группе был создан « Ящик ощущений» - это коробка, по бокам отверстия, из которых выходят рукава. Ребенку необходимо просунуть руки в рукава и на ощупь определить размер, форму, его температуру и поверхность на ощупь.
В ноябре мы с детьми выезжали на экскурсию в областной геологический музей, где нам показали и рассказали о камнях.
После экскурсии мы вместе с детьми оформили газету: «нетрадиционное использование камней». В газете были представлены фотографии, рисунки с рассказами детей.
Усилиями родителей в группе был создан Музей камня.
Экспонаты музея постоянно пополняются.
В уголке природы была создана Альпийская горка, в этом году пополнили ее водопадом. Альпийская горка- это своеобразная модель горного ландшафта в уменьшенном виде. Она состоит из камней, почвы, растений.
Соответственно, можно выделить четыре исследовательских направления: изучение камней, изучение почв, изучение горных камней, изучение горных ландшафтов.
Для соблюдения системы в работе мною был создан каталог опытов с камнями « Мы -  геологи ».
Знакомство детей с камнями проходит по следующим темам: «Какие бывают камни», «Камни», «Живые камни», «Что такое горы», «Почему разрушаются горы», «Дымящиеся горы»(был создан макет вулкана), «Пещеры», «Кто живет в горах», «Магнит», «В гостях у хозяйки медной горы», «Как человек использует камни», «Драгоценные камни».
В связи с тем, что необходимо развивать речь детей и их познавательные способности нами была организована экскурсия в библиотеку дворца детского творчества « Знайка ».
Библиотекарь рассказал нам о писателях и нашем земляке П.П.Бажове, о том, что в январе 2009 г у него будет юбилей 100 лет.
В библиотеке дети поближе познакомились с книгами писателя, его биографией, увидели выставку, посвященную юбилею Бажова.
После посещения библиотеке в группе были созданы картины: « Каменный цветок », «Хозяйка медной горы », « Серебреное копытце » и оформлена газета « По следам сказов Бажова» с фотографиями и рисунками о прошедшей экскурсии.
Успех коррекционного обучения зависит от того, насколько четко поставлена работа воспитателя и родителей. В настоящее время мы используем разные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными. Одна из форм – это родительские собрания.
Первая встреча с родителями проводилась в конце сентября после обследования детей. На первом собрании были освещены следующие вопросы:
1. Задачи обучения детей в условиях коррекционной группы, где наиболее широко представлены направления работы по развитию общей и мелкой моторики.
2. Анализ результатов психолого-педагогического обследования детей.
3. Организация работы педагогов в течение учебного года.
4. Информация о содержании занятий в первый период обучения.
На протяжении учебного года, мною систематически проводились консультации для родителей по следующим темам:
« Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»,
« Как научить ребенка работать карандашом, ручкой, ножницами?»,
« Развитие графических навыков в старшей группе».
Консультации проводились как индивидуально, так и с подгруппами родителей. Консультации сопровождались демонстрации игр и выставками книг. Полезным для родителей продолжает оставаться посещение занятий. Родители получают возможность проследить за успехами детей, увидеть их трудности в общении с товарищами, познакомиться с обучающими приемами педагога.
К началу учебного года был оформлен « Уголок для родителей», где размещаются советы и рекомендации. Периодически информация меняется. Большой интерес у родителей вызвали следующие рекомендации:
« Что нужно ребенку для успешного овладения графикой письма»,
« Значение игр с природным материалом в познании окружающего мира».
В марте 2014 года с родителями группы проводился семинар практикум: по развитию мелкой моторики у детей « В стране пальчиковых игр».
Был разработан комплекс игр и упражнений с пальчиками и составлены памятки для родителей, где указывались стихи для использования в играх с детьми по развитию мелкой моторики рук. (игры с пальчиками без слов; речь с движениями).
Родители стали активными участников групповых конкурсов:
«Дымка – далекая и близкая» (изготовление дымковских игрушек из глины – дома); 
«Азбука безопасности» (изготовление макетов по правилам дорожного движения).
После каждого конкурса подводились итоги, по результатам которых отмечены лучшие совместные работы родителей и детей.
Большое внимание в работе с родителями уделяется освещение вопросов, связанных с организацией жизни детей в условиях специализированной группы.
С этой целью предусмотрено проведение игр–занятий, занятий по развитию мелкой моторики пальцев рук.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx25.49 КБ
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений коррекционно-развивающей работы воспитателя            

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.

Неуклонно растет объем знаний, которые необходимо усвоить детям перед школой, однако ребенку нужно усвоить эти знания не механически, а осмысленно, т.е ребенку нужно осознавать все то, что он усваивает. Для того , чтобы помочь детям справиться с ожидающими их задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них мыслительной активности и грамотной речи .

Задержка речевого развития (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный словарный запас) затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми. И как результат ребенок, чествуя свою неуспешность , не желает играть и занимается как с детьми, так и со взрослыми.

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движения. Формирование движений происходит при участии речи. Особенно тесно связанно со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

Поэтому особенно важно активно развивать крупную и мелкую моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работая воспитателем  пять лет в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья, я заинтересовалась этой проблемой.

На протяжении последних трех лет, мною был накоплен педагогический опыт работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, а так же было отмечено, что большего эффекта в организации развития речи детей, можно достичь через развитие их мелкой моторики рук. В связи с этим я организовала данную работу в период продуктивной деятельности, а именно на занятиях по конструированию, аппликации, лепке.

На занятиях я использовала не традиционные техники изобразительного искусства:

– пластилинография - лепка картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности;

– метод волшебного рисунка - углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение ( дерево…), затем кистью краска наносится сверху на все изображение, вследствие того , что краска не ложиться на жирное изображение свечой- рисунок появляется перед глазами детей как бы внезапно;

– разрисовка маленьких камешков, мы использовали морские камешки, они гладкие и маленькие, сама форма камешка подсказывает ребенку, какой образ в данном случае создать.

Данные техники очень заинтересовали детей, т. к. они необычны и доступны сознанию каждого ребенка.

В продуктивных видах деятельности мы работали с разным материалом: соленое тесто ,пластилин, сухие листья, бумага, краски, мелки.

Из практики видно, что дети любят работать коллективно.

Вместе с детьми были созданы коллективные работы:«Осенний коллаж», «Птицы на ветке», « Осеннее Дерево», «Елочка красавица», « Наш перекресток».

В педагогическом процессе мною были организованы занятия в виде игр. Их содержание направлено на решение задач по развитию моторики, закреплению знаний об окружающей действительности и развитию речи.

В нашей группе на протяжении последних двух лет работает кружок «Умелые ручки». Работы, которые были сделаны нами коллективно, участвовали в  различных конкурсах.

В нашей работе мы пытаемся тесно сотрудничать с родителями, активно вовлекаем в нашу творческую деятельность.

Так совместно с родителями, мы создали  пособия по развитию мелкой моторики рук, затем участвовали в фестивале «Умные пальчики», где заняли призовые места.

В результате проведенной нами работы достигнута положительная динамика в развитии мелкой моторики рук. Однако на фоне положительных результатов, отмечается наличие у детей низкой познавательной активности. В связи с этим было принято решение активно организовать в группе экспериментирование.

В данном направлении мною изучена литература:

  • – Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой.
  • – Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А. Детское экспериментирование- путь познания окружающего мира.

После чего я уделила внимание организации экспериментирования детей с объектами неживой природы.

Мною был оформлен каталог опытов с неживой природой. Обновлен уголок опытно-экспериментальной деятельности детей.

Исследования вызывают огромный интерес у детей, а заодно развивают их мелкую моторику.

На основе проводимой мной экспериментальной работы с детьми, я постаралась выработать рекомендации для воспитателей:

– проводить опыты и эксперименты можно не только на занятиях, но и в момент приема пищи, в играх, на прогулке (эксперимент должен пронизывать все сферы детской деятельности);

– рекомендуется создать уголок экспериментирования в каждой группе, в соответствии с предъявленными требованиями к его оформлению и содержанию;

– для поддержания интереса к экспериментированию необходимо практиковать задание детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного персонажа.

В уголке экспериментирования «живут» персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми. Например: игрушки – «мышонок», «хрюша».

Экспериментальный уголок я дополнила ванночками для песка, камней, мелкой цветной соли и воды.

Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Я использовала их на развитие мелкой моторики рук. Однажды, наблюдая за игрой детей в песочнице, я заметила, что они собирают на участке камешки, приносят в песочницу и выкладывают разные рисунки.

Дети подсказали мне, ведь камни тоже можно использовать в работе. Камни можно считать, использовать в решении задач, выкладывать из них буквы, цифры, разные фигуры.

Для развития познавательных способностей ребят я предложила родителям вместе с детьми собрать коллекцию камней. Коллекции оказались очень разнообразные: камни отличаются по цвету, форме, размеру. Собранные образцы мы положили в баночки каждому ребенку, для использования их в опытах. Для развития тактильного восприятия в группе был создан « Ящик ощущений» - это коробка, по бокам отверстия, из которых выходят рукава. Ребенку необходимо просунуть руки в рукава и на ощупь определить размер, форму, его температуру и поверхность на ощупь.

В ноябре мы с детьми выезжали на экскурсию в областной геологический музей, где нам показали и рассказали о камнях.

После экскурсии мы вместе с детьми оформили газету: «нетрадиционное использование камней». В газете были представлены фотографии, рисунки с рассказами детей.

Усилиями родителей в группе был создан Музей камня.

Экспонаты музея постоянно пополняются.

В уголке природы была создана Альпийская горка, в этом году пополнили ее водопадом. Альпийская горка- это своеобразная модель горного ландшафта в уменьшенном виде. Она состоит из камней, почвы, растений.

Соответственно, можно выделить четыре исследовательских направления: изучение камней, изучение почв, изучение горных камней, изучение горных ландшафтов.

Для соблюдения системы в работе мною был создан каталог опытов с камнями « Мы -  геологи ».

Знакомство детей с камнями проходит по следующим темам: «Какие бывают камни», «Камни», «Живые камни», «Что такое горы», «Почему разрушаются горы», «Дымящиеся горы»(был создан макет вулкана), «Пещеры», «Кто живет в горах», «Магнит», «В гостях у хозяйки медной горы», «Как человек использует камни», «Драгоценные камни».

В связи с тем, что необходимо развивать речь детей и их познавательные способности нами была организована экскурсия в библиотеку дворца детского творчества « Знайка ».

Библиотекарь рассказал нам о писателях и нашем земляке П.П.Бажове, о том, что в январе 2009 г у него будет юбилей 100 лет.

В библиотеке дети поближе познакомились с книгами писателя, его биографией, увидели выставку, посвященную юбилею Бажова.

После посещения библиотеке в группе были созданы картины: « Каменный цветок », «Хозяйка медной горы », « Серебреное копытце » и оформлена газета « По следам сказов Бажова» с фотографиями и рисунками о прошедшей экскурсии.

Успех коррекционного обучения зависит от того, насколько четко поставлена работа воспитателя и родителей. В настоящее время мы используем разные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными. Одна из форм – это родительские собрания.

Первая встреча с родителями проводилась в конце сентября после обследования детей. На первом собрании были освещены следующие вопросы:

1. Задачи обучения детей в условиях коррекционной группы, где наиболее широко представлены направления работы по развитию общей и мелкой моторики.

2. Анализ результатов психолого-педагогического обследования детей.

3. Организация работы педагогов в течение учебного года.

4. Информация о содержании занятий в первый период обучения.

На протяжении учебного года, мною систематически проводились консультации для родителей по следующим темам:

  • « Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»,
  • « Как научить ребенка работать карандашом, ручкой, ножницами?»,
  • « Развитие графических навыков в старшей группе».

Консультации проводились как индивидуально, так и с подгруппами родителей. Консультации сопровождались демонстрации игр и выставками книг. Полезным для родителей продолжает оставаться посещение занятий. Родители получают возможность проследить за успехами детей, увидеть их трудности в общении с товарищами, познакомиться с обучающими приемами педагога.

К началу учебного года был оформлен « Уголок для родителей», где размещаются советы и рекомендации. Периодически информация меняется. Большой интерес у родителей вызвали следующие рекомендации:

  • « Что нужно ребенку для успешного овладения графикой письма»,
  • « Значение игр с природным материалом в познании окружающего мира».

В марте 2014 года с родителями группы проводился семинар практикум: по развитию мелкой моторики у детей « В стране пальчиковых игр».

Был разработан комплекс игр и упражнений с пальчиками и составлены памятки для родителей, где указывались стихи для использования в играх с детьми по развитию мелкой моторики рук. (игры с пальчиками без слов; речь с движениями).

Родители стали активными участников групповых конкурсов:

  • «Дымка – далекая и близкая» (изготовление дымковских игрушек из глины – дома);
  • «Азбука безопасности» (изготовление макетов по правилам дорожного движения).

После каждого конкурса подводились итоги, по результатам которых отмечены лучшие совместные работы родителей и детей.

Большое внимание в работе с родителями уделяется освещение вопросов, связанных с организацией жизни детей в условиях специализированной группы.

С этой целью предусмотрено проведение игр–занятий, занятий по развитию мелкой моторики пальцев рук.



Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений коррекционно-развивающей работы воспитателя            

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.

Неуклонно растет объем знаний, которые необходимо усвоить детям перед школой, однако ребенку нужно усвоить эти знания не механически, а осмысленно, т.е ребенку нужно осознавать все то, что он усваивает. Для того , чтобы помочь детям справиться с ожидающими их задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них мыслительной активности и грамотной речи .

Задержка речевого развития (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный словарный запас) затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми. И как результат ребенок, чествуя свою неуспешность , не желает играть и занимается как с детьми, так и со взрослыми.

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движения. Формирование движений происходит при участии речи. Особенно тесно связанно со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

Поэтому особенно важно активно развивать крупную и мелкую моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работая воспитателем  пять лет в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья, я заинтересовалась этой проблемой.

На протяжении последних трех лет, мною был накоплен педагогический опыт работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, а так же было отмечено, что большего эффекта в организации развития речи детей, можно достичь через развитие их мелкой моторики рук. В связи с этим я организовала данную работу в период продуктивной деятельности, а именно на занятиях по конструированию, аппликации, лепке.

На занятиях я использовала не традиционные техники изобразительного искусства:

– пластилинография - лепка картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности;

– метод волшебного рисунка - углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение ( дерево…), затем кистью краска наносится сверху на все изображение, вследствие того , что краска не ложиться на жирное изображение свечой- рисунок появляется перед глазами детей как бы внезапно;

– разрисовка маленьких камешков, мы использовали морские камешки, они гладкие и маленькие, сама форма камешка подсказывает ребенку, какой образ в данном случае создать.

Данные техники очень заинтересовали детей, т. к. они необычны и доступны сознанию каждого ребенка.

В продуктивных видах деятельности мы работали с разным материалом: соленое тесто ,пластилин, сухие листья, бумага, краски, мелки.

Из практики видно, что дети любят работать коллективно.

Вместе с детьми были созданы коллективные работы:«Осенний коллаж», «Птицы на ветке», « Осеннее Дерево», «Елочка красавица», « Наш перекресток».

В педагогическом процессе мною были организованы занятия в виде игр. Их содержание направлено на решение задач по развитию моторики, закреплению знаний об окружающей действительности и развитию речи.

В нашей группе на протяжении последних двух лет работает кружок «Умелые ручки». Работы, которые были сделаны нами коллективно, участвовали в  различных конкурсах.

В нашей работе мы пытаемся тесно сотрудничать с родителями, активно вовлекаем в нашу творческую деятельность.

Так совместно с родителями, мы создали  пособия по развитию мелкой моторики рук, затем участвовали в фестивале «Умные пальчики», где заняли призовые места.

В результате проведенной нами работы достигнута положительная динамика в развитии мелкой моторики рук. Однако на фоне положительных результатов, отмечается наличие у детей низкой познавательной активности. В связи с этим было принято решение активно организовать в группе экспериментирование.

В данном направлении мною изучена литература:

  • – Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой.
  • – Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А. Детское экспериментирование- путь познания окружающего мира.

После чего я уделила внимание организации экспериментирования детей с объектами неживой природы.

Мною был оформлен каталог опытов с неживой природой. Обновлен уголок опытно-экспериментальной деятельности детей.

Исследования вызывают огромный интерес у детей, а заодно развивают их мелкую моторику.

На основе проводимой мной экспериментальной работы с детьми, я постаралась выработать рекомендации для воспитателей:

– проводить опыты и эксперименты можно не только на занятиях, но и в момент приема пищи, в играх, на прогулке (эксперимент должен пронизывать все сферы детской деятельности);

– рекомендуется создать уголок экспериментирования в каждой группе, в соответствии с предъявленными требованиями к его оформлению и содержанию;

– для поддержания интереса к экспериментированию необходимо практиковать задание детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного персонажа.

В уголке экспериментирования «живут» персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми. Например: игрушки – «мышонок», «хрюша».

Экспериментальный уголок я дополнила ванночками для песка, камней, мелкой цветной соли и воды.

Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Я использовала их на развитие мелкой моторики рук. Однажды, наблюдая за игрой детей в песочнице, я заметила, что они собирают на участке камешки, приносят в песочницу и выкладывают разные рисунки.

Дети подсказали мне, ведь камни тоже можно использовать в работе. Камни можно считать, использовать в решении задач, выкладывать из них буквы, цифры, разные фигуры.

Для развития познавательных способностей ребят я предложила родителям вместе с детьми собрать коллекцию камней. Коллекции оказались очень разнообразные: камни отличаются по цвету, форме, размеру. Собранные образцы мы положили в баночки каждому ребенку, для использования их в опытах. Для развития тактильного восприятия в группе был создан « Ящик ощущений» - это коробка, по бокам отверстия, из которых выходят рукава. Ребенку необходимо просунуть руки в рукава и на ощупь определить размер, форму, его температуру и поверхность на ощупь.

В ноябре мы с детьми выезжали на экскурсию в областной геологический музей, где нам показали и рассказали о камнях.

После экскурсии мы вместе с детьми оформили газету: «нетрадиционное использование камней». В газете были представлены фотографии, рисунки с рассказами детей.

Усилиями родителей в группе был создан Музей камня.

Экспонаты музея постоянно пополняются.

В уголке природы была создана Альпийская горка, в этом году пополнили ее водопадом. Альпийская горка- это своеобразная модель горного ландшафта в уменьшенном виде. Она состоит из камней, почвы, растений.

Соответственно, можно выделить четыре исследовательских направления: изучение камней, изучение почв, изучение горных камней, изучение горных ландшафтов.

Для соблюдения системы в работе мною был создан каталог опытов с камнями « Мы -  геологи ».

Знакомство детей с камнями проходит по следующим темам: «Какие бывают камни», «Камни», «Живые камни», «Что такое горы», «Почему разрушаются горы», «Дымящиеся горы»(был создан макет вулкана), «Пещеры», «Кто живет в горах», «Магнит», «В гостях у хозяйки медной горы», «Как человек использует камни», «Драгоценные камни».

В связи с тем, что необходимо развивать речь детей и их познавательные способности нами была организована экскурсия в библиотеку дворца детского творчества « Знайка ».

Библиотекарь рассказал нам о писателях и нашем земляке П.П.Бажове, о том, что в январе 2009 г у него будет юбилей 100 лет.

В библиотеке дети поближе познакомились с книгами писателя, его биографией, увидели выставку, посвященную юбилею Бажова.

После посещения библиотеке в группе были созданы картины: « Каменный цветок », «Хозяйка медной горы », « Серебреное копытце » и оформлена газета « По следам сказов Бажова» с фотографиями и рисунками о прошедшей экскурсии.

Успех коррекционного обучения зависит от того, насколько четко поставлена работа воспитателя и родителей. В настоящее время мы используем разные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными. Одна из форм – это родительские собрания.

Первая встреча с родителями проводилась в конце сентября после обследования детей. На первом собрании были освещены следующие вопросы:

1. Задачи обучения детей в условиях коррекционной группы, где наиболее широко представлены направления работы по развитию общей и мелкой моторики.

2. Анализ результатов психолого-педагогического обследования детей.

3. Организация работы педагогов в течение учебного года.

4. Информация о содержании занятий в первый период обучения.

На протяжении учебного года, мною систематически проводились консультации для родителей по следующим темам:

  • « Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»,
  • « Как научить ребенка работать карандашом, ручкой, ножницами?»,
  • « Развитие графических навыков в старшей группе».

Консультации проводились как индивидуально, так и с подгруппами родителей. Консультации сопровождались демонстрации игр и выставками книг. Полезным для родителей продолжает оставаться посещение занятий. Родители получают возможность проследить за успехами детей, увидеть их трудности в общении с товарищами, познакомиться с обучающими приемами педагога.

К началу учебного года был оформлен « Уголок для родителей», где размещаются советы и рекомендации. Периодически информация меняется. Большой интерес у родителей вызвали следующие рекомендации:

  • « Что нужно ребенку для успешного овладения графикой письма»,
  • « Значение игр с природным материалом в познании окружающего мира».

В марте 2014 года с родителями группы проводился семинар практикум: по развитию мелкой моторики у детей « В стране пальчиковых игр».

Был разработан комплекс игр и упражнений с пальчиками и составлены памятки для родителей, где указывались стихи для использования в играх с детьми по развитию мелкой моторики рук. (игры с пальчиками без слов; речь с движениями).

Родители стали активными участников групповых конкурсов:

  • «Дымка – далекая и близкая» (изготовление дымковских игрушек из глины – дома);
  • «Азбука безопасности» (изготовление макетов по правилам дорожного движения).

После каждого конкурса подводились итоги, по результатам которых отмечены лучшие совместные работы родителей и детей.

Большое внимание в работе с родителями уделяется освещение вопросов, связанных с организацией жизни детей в условиях специализированной группы.

С этой целью предусмотрено проведение игр–занятий, занятий по развитию мелкой моторики пальцев рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению....

Проект "Очумелые ручки" (Использование нетрадиционной техники рисования для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья).

Проект разработан для равития моторики рук у детей сОВЗ.Использование этой техники отлично развивает творческие способности детей,наглядно- образное мышление и воображение....

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Чтобы научить малыша говорить, нужно не только развивать его артикуляционный аппарат (дыхание, губы, язык), но и развивать мелкую моторику. Развитие мелкой моторики тесно связано с познавательной, вол...

Рабочая программа коррекционно – развивающей работы воспитателя в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

Рабочая программа коррекционно – развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР с 6 до 7 лет на 2019-2020 учебный годСоставлена с учето...

«Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья».

В статье рассмотрена  роль развития мелкой моторики – как одно из наиболее эффективных средств речевого, интеллектуального, психического развития детей с особыми возможностями здоровья...

«Формы работы по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста в группах коррекционной и комбинированной направленности»

     Одним из важных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений рук. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлин...

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.  Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...