Теоретические основы и практические приёмы коррекции нарушения произношения звуков [р],[р'].
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Не всегда есть возможность обратиться к специалисту. Данный материал поможет справиться с проблемой самостоятельно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.rar1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Теоретические основы и практические приёмы коррекции

нарушения произношения звуков Р-Рь

Учитель-логопед Новикова Елена Александровна

1.Характеристика звука р :            Характеристика звука р’:

  согласный                                                согласный

   ротовой                                                   ротовой

   сонорный                                                сонорный

   дрожащий                                               дрожащий

   переднеязычный                                      переднеязычный

   твёрдый                                                   мягкий

2. Правильная артикуляция звуков р и р’:

губы – полураскрыты или же занимают положение следующего гласного звука;

зубы – разомкнуты, расстояние между зубами 4-5 мм;

      язык – язык принимает форму ложечки, широкий кончик языка поднят вверх к альвеолам, он напряжён и вибрирует в проходящей воздушной струе, боковые края прилегают к верхним коренным зубам;

   мягкое нёбо – поднято к задней стенки глотки и закрывают проход в носовую полость;

   голосовые связки – напряжены, сближены, вибрируют, давая голос.

Мягкий звук р’ отличается по артикуляции от парного твёрдого дополнительным подъёмом средней части спинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперёд.

    3. Недостатки произношения  звука р и р’ .

Отсутствие звука р или р’  и их искажения называются ротоцизмами. Если звуки р, р’ заменяются  другими звуками, такие нарушения называются параротоцизмами.

      Рассмотрим разновидности ротоцизма.

      Отсутствие звука р. Речь ребёнка звучит примерно так: «Ано, ано, мы встаём, гомко стоожа зовём. Стоож,стоож, поскоей, выходи комить звеей».

      Горловое произношение звука р обычно называют картавостью. Картавость встречается часто у детей и взрослых. В редких случаях она устраняется без специального вмешательства, и если её не исправлять, может остаться на всю жизнь.

      Отличие горлового произношения р от правильного состоит в том, что вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а маленького язычка или мягкого нёба.

       Носовое произношение звука р по звучанию похоже на сочетание нг. От правильного произношения оно отличается, во-первых, тем, что воздушная струя выходит через нос, а не через рот; во-вторых, тем, что кончик языка не участвует в артикуляции звука – он оттянут в глубь рта. Фраза Рому разбудил удар грома. Будет звучать так: «Нгому нгазбудил уданг гнгома».

      Встречается и так называемое одноударное р, при котором передний край языка лишь один раз прикасается к альвеолам, вибрация отсутствует. Попытки произнести длительный рокочущий звук не удаётся.

      Нередко встречается боковое произношение звука р. При боковом произношении р вместо правильного звука слышится рль, это происходит от быстрого соединения звуков р и л’. Кончик языка при таком произношении р не колеблется, язык весь повёрнут так, что одна его боковая сторона прижата к верхним зубам, а другая при прохождении воздушной струи свисает и создаёт своеобразный призвук, в результате чего получается рль.

      Следует упомянуть о редком виде ротоцизма, так называемое щёчное р. При щёчном произношении р щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. При этом на тон голоса накладывается шум. Изредка нарушение бывает двусторонним.

      Ещё реже встречается кучерское р, когда вибрируют сближенные губы.

      Среди параротоцизмов встречаются замены звука р парным мягким р’, а также звуками л, л’, й (j), г, д, ы, в  и др.

       Мягкий звук р’ может нарушаться так же, как и твёрдый, но вместе с тем нередки случаи, когда нарушается только твёрдый звук, а мягкий оказывается ненарушенным. Иногда бывает и обратное явление.

       В большинстве случаев  для получения правильной артикуляции звука р необходимы подготовительные упражнения, которые условно можно распределить на три вида.

       Один вид упражнений направлен на выработку правильного положения языка. К таким упражнениям относятся: «Лопаточка», «Слижем вкусное варенье», «Обнять широким языком верхнюю губу», «Чашечка». Для растягивания подъязычной уздечки служат упражнения «Грибок», «Гармошка».

       Другой вид упражнений направлен на выработку вибрации языка. Это упражнения: «Болтушка», «Лошадка», «Барабанщик» - быстрое повторение на одном выдохе звука д, при этом кончик языка «бьёт» по альвеолам. Упражнение может состоять вначале из двух- и трёхкратного равномерного повторения звука д (дд, дд, дд, ддд, ддд…), затем из тех же повторений, но с усилением последнего звука (дД, дД, дД, ддД, ддД, ддД...), «Автомат» - кончик языка «бьёт» по альвеолам и произносим многократное повторение звука т (тттт…).

         Третий вид упражнений направлен на выработку сильной воздушной струи на кончик языка. Упражнение «Фокус» - положить на кончик носа бумажку, язык сделать «чашечкой» и выдохнуть.

    4.  Приёмы постановки звука.

         По подражанию.

         От опорных звуков.

Наиболее распространенным приёмом является постановка звука [р] от [д], повторяющегося на одном выдохе: ддд, ддд. Применяется также чередующегося произношение звуков т и д в сочетании тд, тд, тдд,тдд в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с дёснами верхних резцов или альвеолами.

При многократном произнесении серий звуков т и д ребёнка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.

Однако этот приём не всегда приводит к успеху. Наиболее часто используют комбинированный способ постановки звука р – это использование опорных звуков и механической помощи.

На фоне многократного произнесения звуков т или д под кончик языка подводится зонд с шариком на конце и быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка. Вместо зонда можно использовать чистый палец ребёнка, соску.

Если у ребёнка не нарушены свистящие и шипящие звуки, опорными звуками могут быть ж, з (джж, дзз).

После получения вибрации палец убирается, а вибрация сохраняется, добавляется гласный звук.

Постепенно механическая помощь уже не нужна.

При одноударном р, при замене р на л надо усилить только выдох на кончик языка. Звук можно вызвать через упражнение «Грибок» с детьми от кучерского тр-р-р.

После постановки твердого р, ведётся работа над мягким р,, но такой порядок необязателен. Звук р, может появится первым, либо по аналогии с твёрдым звуком р.

После того, как будет достигнута вибрация (изолированное произношение звука р) необходимо перейти к автоматизации.

5. Автоматизация звука

Автоматизация звука р начинается с открытых слогов типа ра, ро, ру, ры; затем в словах с этими слогами вначале слов (рама, рыба…) и в середине (корова, корыто…).Затем в предложениях, чистоговорках, стихах. Далее переходим к автоматизации в закрытых слогах ар, ор, ур, ир; в словах с этими слогами в конце (пар, дар…) и в середине (картофель, картина…). И переходим к автоматизации в слогах со стечением согласных тра, тро; кра, кро; пра, про… и в словах, предложениях, чистоговорках, стихах, текстах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовительный этап коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений произношения звуков Х и Х\'

В работе представлена характеристика звуков Х и Х\', профили артукуляции и их описание, указаны возможные недостатки произношения данных звуков. Собственно коррекционный процесс на подготовительном эта...

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция нарушений произношения отдельных звуков, фонетических нарушений речи у детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)»

    Рабочая  программа предназначена для детей  дошкольного возраста от 6 до 7 лет (подготовительная группа), имеющих   недоразвитие фонетического строя речи...

Особенности коррекции нарушений произношения у дошкольников при минимальных дизартрических рас-стройствах.

В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени наруше...

Практические приёмы коррекции дислексии и дисграфии у младших школьников с ТНР

В презентации отражены приёмы и методы работы логопеда с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи. Даны примеры заданий и упражнений по данной тематике....

Теоретические основы и практические рекомендации проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения у детей

Как отличить серьезные проблемы в поведении от обычных временных трудностейпроанализируйте, не считается ли поведение ребенка  проблемным только для Вас;в некоторых случаях выраженные поведенческ...

ДАЙДЖЕСТ "Речевые и игровые материалы для коррекции нарушений произношения различных групп звуков у детей дошкольного возраста"

Эта статья содержит краткие обзоры, аннотации интересных речевых и игровых материалов, которые привлекут внимание любого логопеда и дадут ему ориентиры в новинках литературы по коррекции речи. Главная...