Особенности коррекции нарушений произношения у дошкольников при минимальных дизартрических рас-стройствах.
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Долгополова Оксана Мухтаровна

В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи - она понятна для окружающих, но нечеткая. В моей работе расскрываются конкретные принципы, которые важны при коррекционной работе с детьми с минимальными дизартрическими растройствами, а также описаны особенности работы по коррекции произношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности коррекции нарушений произношения у дошкольников при минимальных дизартрических расстройствах.

При стертой форме дизартрии встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре слов. Стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию. Чаще всего стертая дизартрия диагностируется после пяти лет.

Причинами возникновения стертой дизартрии могут быть:https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=3895f062d463ca159ddc7d72c706c278&n=33&h=215&w=461

  • отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония (повышенное давление) нефропатия во время беременности и др;
  • инфекционные заболевания (ОРВИ, Грипп, и пр) перенесенные во время беременности
  • асфиксия новорожденных;
  • стремительные или затяжные роды; 
  • длительный безводный период;

При обследовании детей 5-6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы:

  • Общая моторика: дети неловкие, ограничен объем активных движений, быстро утомляемость при нагрузках
  • Мелкая моторика рук: поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания.  Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию,, например «замок» - сложить кисти вместе, переплетая пальцы: «колечки» - поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец и  другие упражнения пальчиковой гимнастики. У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками.
  • Паретичность мышц  органов артикуляции проявляются в следующем: вялые губы, углы рта опущены, во время речи губы остаются вялыми. Язык при паретичности тонкий, находиться на дне рта, вялый, кончик языка мало активный. При нагрузках (логопедической гимнастике) мышечная слабость увеличивается. 
  • Спастичность мышц проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица на ощупь твердые, напряженные. Губы в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Многие дети не могут сделать трубочку из губ. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.
  • Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания языка и голосовых связок. Дрожание проявляется при нагрузках. Например, при удержании широкого языка на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкое посинение кончика языка, а в некоторых случаях по языку прокатываются волны в продольном или поперечном направлении.  В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляторного аппарата.
  • Апраксия проявляется  в невозможности выполнения определенных движений артикуляторного аппарата или переключении от одного движения к другому. У некоторых детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотичные движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.
  • Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляется при логопедической гимнастике (при удержании позы, переключении с одного упражнения на другое)
  • Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются саливацией,  не сглатывают слюну.

Дети со стертой формой дизартрии по заданию выполняют все движения из логопедической гимнастики, но качество этих движений страдает: смазанность, нечеткость движений, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, быстрая утомляемость мышц и др. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом  просодической стороны речи.

  • Звукопроизношение при стертой дизартрии характеризуется: смешением, искажением, заменой и отсутствием звуков, т. е . те же  варианты что и при дислалии . Звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами что и при дислалии, но долго не автоматизируются  и  не вводятся речь. Наиболее распространенным дефектом звукопроизношения являются нарушения свистящих и шипящих. Достаточно часто отмечается межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов со сложной слоговой структурой, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных . (митионей  вместо милиционер).
  • Просодика. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдает голос, голосовые модуляции по высоте, силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется носовой оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворений речь ребенка монотонна, постепенно становится мене разборчива, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и пр.)

Дети,  имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.

Логопедическую работу при  данной форме патологии нужно осуществлять с учетом ряда принципов:

  1. Основным содержанием работы все же является формирование фонетико-фонематической системы, коррекция и развитие психических процессов имеют прикладное значение.
  2. Формирование фонетико-фонематической системы нужно органично связывать с развитием всех компонентов речи. Произношение – это процесс реализации языковой программы, в которой фонетические элементы тесно связаны между собой и с другими компонентами языка.
  3. Формирование и развитие мотивации ребенка к совершенствованию звучания своей речи должно сопровождать весь курс логопедических занятий. По мере развития ребенка меняется его отношение к себе и окружающим, меняется его система ценностей. Это необходимо учитывать не только для успешного проведения занятий, но и для того, чтобы результаты работы были необратимыми.
  4. Развитие фонематической системы необходимо вести с опережением по отношению к развитию фонетической системы. В большинстве случаев моторная реализация языковой программы больше зависит от фонематических представлений ребенка, нежели от возможностей его речевого аппарата.
  5. Необходимо формировать заново всю фонетическую систему, начиная с просодических компонентов – темпа, ритма, интонации.
  6. При формировании артикуляционного праксиса нужно помнить о том, что это иерархически организованный навык. Необходимо сначала вырабатывать подачу воздушной струи соответственно способу артикуляции, т.е. сзади вперед, далее при необходимости подключать к воздушной струе голосоподачу и затем добавлять элементы артикуляции в направлении воздушной струи.

 В логопедической работе по устранению фонетических нарушений при стертой форме  дизартрии можно выделить следующие разделы.

1. Развитие фонематической системы речи. Развитие фонематической системы речи ведется стандартно, в соответствии с рекомендациями В.К. Орфинской, и должно воспроизводить последовательность ее формирования в онтогенезе. Такая работа включает развитие способности выделения и опознания фонем, их дифференциации, формирование представлений о фонематическом составе слов, формирование способности к количественному, последовательному и позиционному фонематическому анализу и синтезу. В процессе работы необходимо акцентировать слуховое внимание ребенка на собственном произношении, отмечать, когда ребенок красиво произносит звуки, подчеркивать те или иные характеристики звуков (например, отмечать, что звук Л – мелодичный, З – звенящий и т.п.).

2. Формирование навыков управления мышцами оральной области. Этот раздел включает меры по преодолению гиперсаливации, а также обучения ребенка регуляции тонуса мышц, развитие силы и координации артикуляторных движений

 3. Обучение регуляции тонуса мышц. Расслаблению способствуют поглаживание и вибрация, а также специальная техника точечного массажа. Однако при переходе от расслабления к произвольным движениям, необходимым для коррекции произношения, эффект перечисленных мероприятий быстро проходит. Поэтому необходимо прежде всего развивать способность к произвольной регуляции - напряжению и расслаблению мышц по инструкции.

 4. Развитие силы и координации артикуляционных движений.

Для развития силы и координации артикуляционных движений может быть использована артикуляционная гимнастика. Движения выполняются перед зеркалом. Логопед подключает зрительный и тактильный контроль ребенка к выполнению движений.

5. Воспитание навыков управления дыханием. Сначала формируется диафрагмальное дыхание. Нужно положить одну руку ребенка на его собственный живот, а другую на живот логопеда так, чтобы ребенок смог почувствовать ритмическое поднимание и опускание брюшной стенки. Благодаря этому он начинает ощущать ритм и направление потока дыхания. Далее в отработке дыхания важно достичь слияния визуальных, слуховых, тактильных и мышечных ощущений. Важным условием выполнения дыхательных упражнений является то, что грудная клетка должна быть максимально свободна и расслаблена. К дыхательным упражнениям постепенно нужно подключать голосовые и речевые. Так, при наращивании объема выдыхаемого воздуха мы просим потянуть гласный звук, например, столько времени, сколько разматывается нитка или растягивается пружинка. Можно подсчитать, сколько произнесено слогов на одном выдохе.

6. Синхронизация дыхания с мягкой голосоподачей.      Необходимо найти естественное звучание голоса ребенка. Для этого нужно обеспечить максимально свободную голосоподачу. Голосовые упражнения нужно проводить в игровой форме, придавая смысл вокализациям. Дыхательно - голосовые упражнения объединяются с работой по формированию просодических компонентов речи – ее темпа, ритма, интонации.

  1. Формирование просодических компонентов речи. Формирование просодических компонентов речи направлено в первую очередь на развитие темпоритмических речевых характеристик, далее – на совершенствование плавности произношения и развитие интонационной выразительности. Развитие темпоритмических структур проводится в неречевом и в речевом плане. Для развития темпоритмического чувства вне речи ребенку предлагается воспроизвести хлопками или ударами ладони по столу заданный ритм. Развитию темпоритмического чувства способствует работа с ритмическими схемами. Детям предлагается воспроизвести  прослушанный ритмический рисунок с помощью выкладывания палочек на столе, а затем – хлопками с опорой на эту схему. Потом к хлопкам присоединяется произношение звуков. Затем ребенку предлагается воспроизвести темпоритм, заданный речевыми звуками, слогами, и наконец воспроизвести слова, словосочетания с акцентом на ударном слоге, с определенным ритмическим рисунком. К работе по развитию просодики относится и работа над четкостью произношения и дикцией. Для этого прежде всего отрабатывается произношение артикуляционно простых слогов. Слоги при этом произносятся утрированно четко, с некоторой задержкой на смычных согласных.  Далее ведется работа над произношением фонетически простых слов, словосочетаний или коротких фраз. Затем предлагается проговаривание фонетически простых скороговорок в медленном темпе. Постепенно можно ускорять темп произношения и на материале скороговорки работать над изменением интонации и смещением логического ударения.
  2. Управление формированием артикуляционного праксиса. Сначала необходимо поработать над улучшением звучания тех фонем, которые ребенок воспроизводит без искажений. В процессе такой работы появляется возможность произвольного управления собственным произношением и укрепляются те сохранные звенья, которые будут опорой в дальнейшей работе. При определении последовательности работы над сохранными фонемами ориентиром является развитие фонематической системы в онтогенезе. В дальнейшем, при переходе к коррекции неправильно произносимых фонем, нужно в первую очередь работать над теми, которые у данного ребенка лучше корригируются. Основным условием успешного формирования артикуляционного праксиса является последовательная обработка всех компонентов артикуляции, начиная с базовых, с постепенным добавлением к ним новых элементов. На каждом этапе формирования звука необходимо подключать слуховой зрительный контроль. Как правило, специальная помощь требуется при постановке свистящих, шипящих звуков, а также Л, ЛЬ, Р, РЬ. При дизартрии эти звуки нужно ставить медленно, ступенчато, отрабатывая каждый компонент и присоединяя новые компоненты к уже отработанным. Нужно помнить, что быстро автоматизируются только хорошо поставленные звуки. Качественная постановка всегда требует времени, так как в процессе ее совершается подгонка, притирка элементов движения артикуляционного аппарата. Когда мы придерживаемся идеи опережающего развития фонематической системы, то приходим к выводу, что целесообразно сначала ставить звонкие звуки, а потом уже глухие, так как звонкий звук лучше опознается ребенком на слух.

9. Связь формирования фонетико-фонематической системы с развитием лексико-грамматического строя речи. Формирование фонетико-фонематической системы при дизартрии необходимо сочетать с работой по развитию лексико-грамматических компонентов речи. При планировании этой работы нужно ориентироваться на то, с каким лексико-грамматическим материалом можно связать содержание основной работы, и на последовательность развития лексико-грамматических структур в онтогенезе.

Нарушения фонетической стороны речи при стертой дизартрии, внешне сходные с другими звукопроизносительными расстройствами, вместе с тем имеют свой специфический механизм. Выраженные нарушения звукопроизношения при стертой дизартрии с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей. В то же время своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи. От логопеда требуется стремление к пониманию сути расстройства, осмысленному нестандартному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка прочных навыков. Логопед должен формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы в пропедевтический период при минимальных дизартрических расстройствах

Данный материал содержит этапы подготовительной работы при постановке звуков для детей со стертой формой дизартрии и с тяжелыми нарушениями речи....

Развитие просодической стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическими проявлениями

В статье раскрываются особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста, имеющих диартрические проявления....

Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях

Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях...

РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

Психомоторика представляет собой совокупность анатомо-физиологических и психологических механизмов, обеспечивающих осуществление простых и сложных двигательных реакций и действий. Понятие «психо...

ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ

В статье рассмотрены особенности нарушений звукопроизношения у детей с минимальными дизартрическими проявлениями....