Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Богачева Анна Николаевна

Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_pri_min.dizartrii.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях»

Логопедическую работу при  данной форме патологии нужно осуществлять с учетом ряда принципов:

  1. Основным содержанием работы все же является формирование фонетико-фонематической системы, коррекция и развитие психических процессов имеют прикладное значение.
  2. Формирование фонетико-фонематической системы нужно органично связывать с развитием всех компонентов речи. Произношение – это процесс реализации языковой программы, в которой фонетические элементы тесно связаны между собой и с другими компонентами языка.
  3.  Формирование и развитие мотивации ребенка к совершенствованию звучания своей речи должно сопровождать весь курс логопедических занятий. По мере развития ребенка меняется его отношение к себе и окружающим, меняется его система ценностей. Это необходимо учитывать не только для успешного проведения занятий, но и для того, чтобы результаты работы были необратимыми.
  4. Развитие фонематической системы необходимо вести с опережением по отношению к развитию фонетической системы. В большинстве случаев моторная реализация языковой программы больше зависит от фонематических представлений ребенка, нежели от возможностей его речевого аппарата.
  5. Необходимо формировать заново всю фонетическую систему, начиная с просодических компонентов – темпа, ритма, интонации.
  6. При формировании артикуляционного праксиса нужно помнить о том, что это иерархически организованный навык. Необходимо сначала вырабатывать подачу воздушной струи соответственно способу артикуляции, т.е. сзади вперед, далее при необходимости подключать к воздушной струе голосоподачу и затем добавлять элементы артикуляции в направлении воздушной струи.

 В логопедической работе по устранению фонетических нарушений при стертой форме  дизартрии можно выделить следующие разделы.

1. Развитие фонематической системы речи. Развитие фонематической системы речи ведется стандартно, в соответствии с рекомендациями В.К. Орфинской, и должно воспроизводить последовательность ее формирования в онтогенезе. Такая работа включает развитие способности выделения и опознания фонем, их дифференциации, формирование представлений о фонематическом составе слов, формирование способности к количественному, последовательному и позиционному фонематическому анализу и синтезу. В процессе работы необходимо акцентировать слуховое внимание ребенка на собственном произношении, отмечать, когда ребенок красиво произносит звуки, подчеркивать те или иные характеристики звуков (например, отмечать, что звук Л – мелодичный, З – звенящий и т.п.).

2. Формирование навыков управления мышцами оральной области. Этот раздел включает меры по преодолению гиперсаливации, а также обучения ребенка регуляции тонуса мышц, развитие силы и координации артикуляторных движений

 3. Обучение регуляции тонуса мышц. Расслаблению способствуют поглаживание и вибрация, а также специальная техника точечного массажа. Однако при переходе от расслабления к произвольным движениям, необходимым для коррекции произношения, эффект перечисленных мероприятий быстро проходит. Поэтому необходимо прежде всего развивать способность к произвольной регуляции - напряжению и расслаблению мышц по инструкции.

 4. Развитие силы и координации артикуляционных движений.

Для развития силы и координации артикуляционных движений может быть использована артикуляционная гимнастика. Движения выполняются перед зеркалом. Логопед подключает зрительный и тактильный контроль ребенка к выполнению движений.

5. Воспитание навыков управления дыханием. Сначала формируется диафрагмальное дыхание. Нужно положить одну руку ребенка на его собственный живот, а другую на живот логопеда так, чтобы ребенок смог почувствовать ритмическое поднимание и опускание брюшной стенки. Благодаря этому он начинает ощущать ритм и направление потока дыхания. Далее в отработке дыхания важно достичь слияния визуальных, слуховых, тактильных и мышечных ощущений. Важным условием выполнения дыхательных упражнений является то, что грудная клетка должна быть максимально свободна и расслаблена. К дыхательным упражнениям постепенно нужно подключать голосовые и речевые. Так, при наращивании объема выдыхаемого воздуха мы просим потянуть гласный звук, например, столько времени, сколько разматывается нитка или растягивается пружинка. Можно подсчитать, сколько произнесено слогов на одном выдохе.

6. Синхронизация дыхания с мягкой голосоподачей.      Необходимо найти естественное звучание голоса ребенка. Для этого нужно обеспечить максимально свободную голосоподачу. Голосовые упражнения нужно проводить в игровой форме, придавая смысл вокализациям. Дыхательно - голосовые упражнения объединяются с работой по формированию просодических компонентов речи – ее темпа, ритма, интонации.

  1. Формирование просодических компонентов речи. Формирование просодических компонентов речи направлено в первую очередь на развитие темпоритмических речевых характеристик, далее – на совершенствование плавности произношения и развитие интонационной выразительности. Развитие темпоритмических структур проводится в неречевом и в речевом плане. Для развития темпоритмического чувства вне речи ребенку предлагается воспроизвести хлопками или ударами ладони по столу заданный ритм. Развитию темпоритмического чувства способствует работа с ритмическими схемами. Детям предлагается воспроизвести  прослушанный ритмический рисунок с помощью выкладывания палочек на столе, а затем – хлопками с опорой на эту схему. Потом к хлопкам присоединяется произношение звуков. Затем ребенку предлагается воспроизвести темпоритм, заданный речевыми звуками, слогами, и наконец воспроизвести слова, словосочетания с акцентом на ударном слоге, с определенным ритмическим рисунком. К работе по развитию просодики относится и работа над четкостью произношения и дикцией. Для этого прежде всего отрабатывается произношение артикуляционно простых слогов. Слоги при этом произносятся утрированно четко, с некоторой задержкой на смычных согласных.  Далее ведется работа над произношением фонетически простых слов, словосочетаний или коротких фраз. Затем предлагается проговаривание фонетически простых скороговорок в медленном темпе. Постепенно можно ускорять темп произношения и на материале скороговорки работать над изменением интонации и смещением логического ударения.
  2. Управление формированием артикуляционного праксиса. Сначала необходимо поработать над улучшением звучания тех фонем, которые ребенок воспроизводит без искажений. В процессе такой работы появляется возможность произвольного управления собственным произношением и укрепляются те сохранные звенья, которые будут опорой в дальнейшей работе. При определении последовательности работы над сохранными фонемами ориентиром является развитие фонематической системы в онтогенезе. В дальнейшем, при переходе к коррекции неправильно произносимых фонем, нужно в первую очередь работать над теми, которые у данного ребенка лучше корригируются. Основным условием успешного формирования артикуляционного праксиса является последовательная обработка всех компонентов артикуляции, начиная с базовых, с постепенным добавлением к ним новых элементов. На каждом этапе формирования звука необходимо подключать слуховой зрительный контроль. Как правило, специальная помощь требуется при постановке свистящих, шипящих звуков, а также Л, ЛЬ, Р, РЬ. При дизартрии эти звуки нужно ставить медленно, ступенчато, отрабатывая каждый компонент и присоединяя новые компоненты к уже отработанным. Нужно помнить, что быстро автоматизируются только хорошо поставленные звуки. Качественная постановка всегда требует времени, так как в процессе ее совершается подгонка, притирка элементов движения артикуляционного аппарата. Когда мы придерживаемся идеи опережающего развития фонематической системы, то приходим к выводу, что целесообразно сначала ставить звонкие звуки, а потом уже глухие, так как звонкий звук лучше опознается ребенком на слух.

9. Связь формирования фонетико-фонематической системы с развитием лексико-грамматического строя речи. Формирование фонетико-фонематической системы при дизартрии необходимо сочетать с работой по развитию лексико-грамматических компонентов речи. При планировании этой работы нужно ориентироваться на то, с каким лексико-грамматическим материалом можно связать содержание основной работы, и на последовательность развития лексико-грамматических структур в онтогенезе.

Нарушения фонетической стороны речи при стертой дизартрии, внешне сходные с другими звукопроизносительными расстройствами, вместе с тем имеют свой специфический механизм. Выраженные нарушения звукопроизношения при стертой дизартрии с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей. В то же время своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи. От логопеда требуется стремление к пониманию сути расстройства, осмысленному нестандартному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка прочных навыков. Логопед должен формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы в пропедевтический период при минимальных дизартрических расстройствах

Данный материал содержит этапы подготовительной работы при постановке звуков для детей со стертой формой дизартрии и с тяжелыми нарушениями речи....

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Особенности коррекции нарушений произношения у дошкольников при минимальных дизартрических рас-стройствах.

В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени наруше...

«Использование нетрадиционных приемов коррекции дизартрических нарушений речи дошкольников»

В статье рассматриваются вопросы коррекции речевых нарушений, осложненных дизартрическими проявлениями. Автор предлагает для использования в  логопедической работе нетрадиционные приемы коррекции...

Развитие просодической стороны речи у дошкольников с минимальными дизартрическими проявлениями

В статье раскрываются особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста, имеющих диартрические проявления....