«Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях» вошла в сборник материалов научно-практической конференции с международным участием «Логопедия XXI века. Традиции и новации»
материал по логопедии на тему

 

Особенности коррекции нарушений произношения у дошкольников при минимальных дизартрических расстройствах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pechenina_osobennosti_korrekcii_narusheniy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №13 «Петрушка» (МАДОУ ЦРР д/с №13 «Петрушка»), г. Ступино, МО, Российская Федерация;

Печенина Вероника Арнольдовна – учитель-логопед нашего детского сада  участвовала в научно-практической международной конференции «Логопедия XXI века. Традиции и новации» г. Санкт-Петербург (20.04.12)

Статья «Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях» вошла  в сборник  материалов научно-практической конференции с международным участием «Логопедия XXI века. Традиции и новации» (20.04.12)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №13 «Петрушка» (МАДОУ ЦРР д/с №13 «Петрушка»), г. Ступино, МО, Российская Федерация;

Особенности коррекции нарушений произношения у дошкольников при минимальных дизартрических расстройствах

Логопедическую работу при  данной форме патологии нужно осуществлять с учетом ряда принципов:

  1. Основным содержанием работы все же является формирование фонетико-фонематической системы, коррекция и развитие психических процессов имеют прикладное значение.
  2. Формирование фонетико-фонематической системы нужно органично связывать с развитием всех компонентов речи. Произношение – это процесс реализации языковой программы, в которой фонетические элементы тесно связаны между собой и с другими компонентами языка.
  3.  Формирование и развитие мотивации ребенка к совершенствованию звучания своей речи должно сопровождать весь курс логопедических занятий. По мере развития ребенка меняется его отношение к себе и окружающим, меняется его система ценностей. Это необходимо учитывать не только для успешного проведения занятий, но и для того, чтобы результаты работы были необратимыми.
  4. Развитие фонематической системы необходимо вести с опережением по отношению к развитию фонетической системы. В большинстве случаев моторная реализация языковой программы больше зависит от фонематических представлений ребенка, нежели от возможностей его речевого аппарата.
  5. Необходимо формировать заново всю фонетическую систему, начиная с просодических компонентов – темпа, ритма, интонации.
  6. При формировании артикуляционного праксиса нужно помнить о том, что это иерархически организованный навык. Необходимо сначала вырабатывать подачу воздушной струи соответственно способу артикуляции, т.е. сзади вперед, далее при необходимости подключать к воздушной струе голосоподачу и затем добавлять элементы артикуляции в направлении воздушной струи.

 В логопедической работе по устранению фонетических нарушений при стертой форме  дизартрии можно выделить следующие разделы.

1. Развитие фонематической системы речи. Развитие фонематической системы речи ведется стандартно, в соответствии с рекомендациями В.К. Орфинской, и должно воспроизводить последовательность ее формирования в онтогенезе. Такая работа включает развитие способности выделения и опознания фонем, их дифференциации, формирование представлений о фонематическом составе слов, формирование способности к количественному, последовательному и позиционному фонематическому анализу и синтезу. В процессе работы необходимо акцентировать слуховое внимание ребенка на собственном произношении, отмечать, когда ребенок красиво произносит звуки, подчеркивать те или иные характеристики звуков (например, отмечать, что звук Л – мелодичный, З – звенящий и т.п.).

2. Формирование навыков управления мышцами оральной области. Этот раздел включает меры по преодолению гиперсаливации, а также обучения ребенка регуляции тонуса мышц, развитие силы и координации артикуляторных движений

 3. Обучение регуляции тонуса мышц. Расслаблению способствуют поглаживание и вибрация, а также специальная техника точечного массажа. Однако при переходе от расслабления к произвольным движениям, необходимым для коррекции произношения, эффект перечисленных мероприятий быстро проходит. Поэтому необходимо прежде всего развивать способность к произвольной регуляции - напряжению и расслаблению мышц по инструкции.

 4. Развитие силы и координации артикуляционных движений.

Для развития силы и координации артикуляционных движений может быть использована артикуляционная гимнастика. Движения выполняются перед зеркалом. Логопед подключает зрительный и тактильный контроль ребенка к выполнению движений.

5. Воспитание навыков управления дыханием. Сначала формируется диафрагмальное дыхание. Нужно положить одну руку ребенка на его собственный живот, а другую на живот логопеда так, чтобы ребенок смог почувствовать ритмическое поднимание и опускание брюшной стенки. Благодаря этому он начинает ощущать ритм и направление потока дыхания. Далее в отработке дыхания важно достичь слияния визуальных, слуховых, тактильных и мышечных ощущений. Важным условием выполнения дыхательных упражнений является то, что грудная клетка должна быть максимально свободна и расслаблена. К дыхательным упражнениям постепенно нужно подключать голосовые и речевые. Так, при наращивании объема выдыхаемого воздуха мы просим потянуть гласный звук, например, столько времени, сколько разматывается нитка или растягивается пружинка. Можно подсчитать, сколько произнесено слогов на одном выдохе.

6. Синхронизация дыхания с мягкой голосоподачей.      Необходимо найти естественное звучание голоса ребенка. Для этого нужно обеспечить максимально свободную голосоподачу. Голосовые упражнения нужно проводить в игровой форме, придавая смысл вокализациям. Дыхательно - голосовые упражнения объединяются с работой по формированию просодических компонентов речи – ее темпа, ритма, интонации.

  1. Формирование просодических компонентов речи. Формирование просодических компонентов речи направлено в первую очередь на развитие темпоритмических речевых характеристик, далее – на совершенствование плавности произношения и развитие интонационной выразительности. Развитие темпоритмических структур проводится в неречевом и в речевом плане. Для развития темпоритмического чувства вне речи ребенку предлагается воспроизвести хлопками или ударами ладони по столу заданный ритм. Развитию темпоритмического чувства способствует работа с ритмическими схемами. Детям предлагается воспроизвести  прослушанный ритмический рисунок с помощью выкладывания палочек на столе, а затем – хлопками с опорой на эту схему. Потом к хлопкам присоединяется произношение звуков. Затем ребенку предлагается воспроизвести темпоритм, заданный речевыми звуками, слогами, и наконец воспроизвести слова, словосочетания с акцентом на ударном слоге, с определенным ритмическим рисунком. К работе по развитию просодики относится и работа над четкостью произношения и дикцией. Для этого прежде всего отрабатывается произношение артикуляционно простых слогов. Слоги при этом произносятся утрированно четко, с некоторой задержкой на смычных согласных.  Далее ведется работа над произношением фонетически простых слов, словосочетаний или коротких фраз. Затем предлагается проговаривание фонетически простых скороговорок в медленном темпе. Постепенно можно ускорять темп произношения и на материале скороговорки работать над изменением интонации и смещением логического ударения.
  2. Управление формированием артикуляционного праксиса. Сначала необходимо поработать над улучшением звучания тех фонем, которые ребенок воспроизводит без искажений. В процессе такой работы появляется возможность произвольного управления собственным произношением и укрепляются те сохранные звенья, которые будут опорой в дальнейшей работе. При определении последовательности работы над сохранными фонемами ориентиром является развитие фонематической системы в онтогенезе. В дальнейшем, при переходе к коррекции неправильно произносимых фонем, нужно в первую очередь работать над теми, которые у данного ребенка лучше корригируются. Основным условием успешного формирования артикуляционного праксиса является последовательная обработка всех компонентов артикуляции, начиная с базовых, с постепенным добавлением к ним новых элементов. На каждом этапе формирования звука необходимо подключать слуховой зрительный контроль. Как правило, специальная помощь требуется при постановке свистящих, шипящих звуков, а также Л, ЛЬ, Р, РЬ. При дизартрии эти звуки нужно ставить медленно, ступенчато, отрабатывая каждый компонент и присоединяя новые компоненты к уже отработанным. Нужно помнить, что быстро автоматизируются только хорошо поставленные звуки. Качественная постановка всегда требует времени, так как в процессе ее совершается подгонка, притирка элементов движения артикуляционного аппарата. Когда мы придерживаемся идеи опережающего развития фонематической системы, то приходим к выводу, что целесообразно сначала ставить звонкие звуки, а потом уже глухие, так как звонкий звук лучше опознается ребенком на слух.

9. Связь формирования фонетико-фонематической системы с развитием лексико-грамматического строя речи. Формирование фонетико-фонематической системы при дизартрии необходимо сочетать с работой по развитию лексико-грамматических компонентов речи. При планировании этой работы нужно ориентироваться на то, с каким лексико-грамматическим материалом можно связать содержание основной работы, и на последовательность развития лексико-грамматических структур в онтогенезе.

Нарушения фонетической стороны речи при стертой дизартрии, внешне сходные с другими звукопроизносительными расстройствами, вместе с тем имеют свой специфический механизм. Выраженные нарушения звукопроизношения при стертой дизартрии с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей. В то же время своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи. От логопеда требуется стремление к пониманию сути расстройства, осмысленному нестандартному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка прочных навыков. Логопед должен формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Беккер К-П.  Логопедия. / К-П. Беккер, М. Совак  -  М.: Владос, 1981.
  2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. / Т.В. Буденная. – СПб., 2001.
  3. Волкова Л.С. Логопедия. / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. –  М.: Владос, 1998.
  4. Волосовец Т.В. основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. / Т.В. Волосовец. –  М.: Академия, 2000.
  5. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Ю.Ф. Гаркуша. –  М., 2002.
  6. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Методическое пособие. / Г.Г. Голубева. –  СПб.: Союз, 2000.
  7. Лопатина Л.В. Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии. / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. // Логопедия. Методическое наследие. Под ред. Волковой Л.С. –  М.: Владос, 2003.
  8. Лопатина Л.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Образование, 1994.
  9. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стертой формы дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. / Л.В.  Лопатина // Логопедия. Методическое наследие. Под ред. Волковой Л.С. –  М.: Владос, 2003.
  10.  Панченко И.И.Основные формы дизартрических    нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия. / И.И. Панченко, Л.А. Щербакова // Логопедия. Методическое наследие. Под ред. Волковой Л.С.. М.: Владос, 2003.
  11.  Филичева Т.Б.  Логопедическая работа в специальном детском саду. / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. –    М.: Просвещение, 1987.

Печенина Вероника Арнольдовна;

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №13 «Петрушка» (МАДОУ ЦРР д/с №13 «Петрушка»), г. Ступино, МО, Российская Федерация; учитель-логопед

142800 Российская Федерация, Московская область, г. Ступино, улица Овражная, 19\22-49, 8(496) 644-30-72, 8-915-466-45-31

www. Jloko@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы научно-практической конференции с международным участием

Материалы научно-практической конференции с международным участием...

Особенности коррекции нарушений произношения у дошкольников при минимальных дизартрических рас-стройствах.

В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени наруше...

ПРОГРАММА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В НАЧАЛЬНОМ И ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Программа межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Традиции и инновации в начальном и дошкольном образовании»...

Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях

Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях...

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Современные проблемы образования: теория и практика»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Современные проблемы образования: теория и практика»...

Сборник докладов I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием

Актуальные вопросы комплескной реабилитации и абилитации детей и подростков с особыми образовательными потребностями и инвалидностью...