консультация для родителей "Мама-терапия", конспект занятия для детей 4-5 лет по эмоциональному развитию
консультация на тему

Беленькова Елена Юрьевна

Малыш, приходя в детский сад и попадая в новые условия жизни, что само по себе уже не легко, уже имеет ряд психологических проблем или достаточно быстро их приобретает. Важно напомнить  родителям, что детям в этот период  необходимо обеспечить ощущение безопасности, чувство доверия к миру. Поэтому техника мама-терапии будет полезна для детей в период адаптации к детскому саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Все мамы любят своих детей. Кто как умеет и как может. Только почему-то порой получается, что дети в этом не совсем уверены. Причина проста – как ни печально, мама делает это не так, как нужно ребенку: предъявляет маленькому человечку много претензий, раздражается оттого, что он не такой как хотелось бы …

        Но стоит матери окружить дитя любовью, как происходит чудо. Малыш становится жизнерадостным, беды и невзгоды начинают обходить его стороной. Мама может помочь своему ребенку справиться с любой болезнью. Ведь материнская любовь – сильнейшее лекарство.

        Как же передать крохе свою любовь? Прежде всего, взглядом и прикосновениями. Как можно чаще смотрите любимому чаду в глаза с нежностью и любовью, не смотря ни на какие его выходки. Старайтесь чаще гладить, обнимать маленького, шутливо возиться с ним. К этим двумя способам добавляется третий, пожалуй, наиболее эффективный – мамин голос. Если материнский голос звучит с любовью, если в нем слышится поддержка и одобрение. Крохе дается установка на здоровье и счастье, которая закрепляется на сознательном уровне и благотворно влияет на весь организм. Именно на этом основана психотерапевтическая методика известного психиатра, профессора Б.З. Драпкина, носящая название «мама-терапия».

        Мама-терапия проста и доступна.

Проводить мама-терапию лучше, когда ребенок спит, поскольку во время бодрствования дети легко отвлекаются. Не сомневайтесь – малыш прекрасно запомнит то, что вы говорили ночью. Итак, через 20-30 минут после того, как малыш заснул, сядьте рядом, дотроньтесь до его головки или ручки и трижды прочитайте вслух текст. Читать эти фразы надо каждый день, не менее трех недель – именно 21 день необходим человеку, чтобы его подсознание впитало новую программу действий.

Конечно, вы понимаете, что вряд ли стоит ждать результатов, если в течение дня вы все время противоречите тому, что говорите ночью, постоянно ругая, одергивая, оскорбляя, наказывая… Отсюда вывод: если вы уж решились на мама-терапию, следите за собой и тогда, когда малыш бодрствует.

        Базовая программа состоит из четырех блоков. Фразы, которые надо произносить, не случайны. Каждое слово проверено, продумано, так что менять их местами не рекомендуется.

1 БЛОК

 «Витамин» маминой любви. С помощью этих слов мама изливает свою любовь на ребенка.

«Я тебя очень-очень сильно люблю. Ты самое дорогое и родное, что у меня есть. Ты моя родная частичка, моя кровинушка. Я и папа (и другие члены семьи) тебя очень-очень сильно любим».

2-й БЛОК

Установка на физическое здоровье. При легких недомоганиях позволяет обойтись без лекарств.

«Ты сильный, здоровый, красивый ребенок, мой мальчик (девочка). Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растешь и развиваешься (эта фраза замечательно работает у тех, кто мало ест, улучшается аппетит)

У тебя крепкое, здоровое сердечко, грудка, животик (идет установка на отсечение всех психосоматических заболеваний, астмы, сердечных неврозов…)

Ты легко, красиво двигаешься (отсекаются все двигательные нарушения)

Ты закаленный и редко болеешь».

3-й БЛОК

Установка на нервно-психическое здоровье.

«Ты спокойный мальчик (девочка). У тебя крепкие нервы. Ты терпеливый, добрый, общительный. Ты умный мальчик. У тебя хорошо развивается головка. Ты все понимаешь и запоминаешь. У тебя всегда хорошее настроение, и ты любишь улыбаться (ограждаем от детских депрессий и целой группы психических нарушений). Ты хорошо спишь (данная установка начинает действовать очень быстро).  Ты легко и быстро засыпаешь, ты видишь только позитивные, добрые сны. Ты хорошо отдыхаешь, когда спиши. У тебя быстро и правильно развивается речь».

4-й БЛОК

Очищение от болезней и проблем – если ребенок физически здоров, слово «болезни» пропускайте.

«Я забираю и выбрасываю твою болезнь и твои трудности (далее мама называет проблемы ребенка).

Я забираю и выбрасываю твой плохой сон (если малыш плохо спит).

Я забираю и выбрасываю твою нелюбовь к еде.

Я забираю и выбрасываю твою тревожность (вспыльчивость, драчливость, страхи, все твои болезни, проблемы с учительницей и т.д. – каждая мама может вставить сюда конкретные проблемы своего ребенка).

Ты здоровый ребенок.

Ты счастливый мальчик (девочка), все успеваешь, прекрасно учишься в школе (секции, кружке). У тебя великолепные успехи в … (вставьте то, чем занимается ваш ребенок). Ты талантливый, успешный, уверенный в себе. И я, и я папа, и …(члены семьи) рады за тебя и гордимся тобой.

(в заключении фраза на эмоциональном подъеме…) Я тебя очень-очень сильно люблю».

Эти четыре блока фраз мамы могут внушать свои детям, не боясь навредить, потому что здесь только позитивная установка на нормальное развитие и хорошее самочувствие.

        Говорите эти слова своим малышам, и они обязательно вырастут здоровыми, умными и  счастливыми.



Предварительный просмотр:

Конспект

занятия в подготовительной группе

по курсу «Познаю себя»

ТЕМА: «УДИВЛЕНИЕ»

ЦЕЛЬ:

- создание углубленного представления ребенка о чувствах и переживаниях эмоции удивления,

- воспитание уважительного отношения и принятия мира других людей.

ЗАДАЧИ:

- создать непринужденную психологическую обстановку, положительный эмоциональный фон,

- познакомить с эмоцией удивления, предоставить детям возможность ощутить свое эмоциональное состояние и осознать через фрагменты литературных произведений;

- развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить его в мимике и жестах, пантомимике (проигрывание этюдов), умение рассказать о своих чувствах,

- проанализировать чувства,

- релаксационная гимнастика.

Материалы:

  • Гуашевые краски
  • Листы бумаги А4 на каждого ребенка
  • Кисточки
  • Баночки с водой
  • Салфетки
  • Фланелаграф
  • Пиктограмма «Удивление»
  • Игрушка
  • Изображение Удивительной планеты

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Приветствие.

- Я рада вас видеть. Попроветствуем друг друга. Назовите свое имя и скажите, какое у вас настроение. (дети называют)

А теперь поприветствуем друг друга  вот так.

Дети с хлопками передают прикосновение.

- Всем было приятно прикосновение хлопками? Очень хорошо. Мы продолжаем путешествовать по «Необыкновенной стране чувств». Вспомним, с какими  чувствами мы познакомились поближе. (ответы детей) Правильно, чувство радости, чувство грусти, чувство страха, чувство злости.  

- Что нам помогает определить, какое чувство испытывает человек? (ответы детей)

- Правильно, интонация голоса, мимка – выражение лица, жесты, позы.

Сегодня мы познакомимся с еще одним чувством. Это чувство дети испытывают часто, а взрослые не часто. Что это за чувство,  мы с вами скоро узнаем. Для этого нам  нужно отправиться в полет на космическом корабле. Готовы? Мы полетим  на Удивительную планету.

-  А для того, чтобы полет не был трудным для вас, надо сделать гимнастику космонавтов.

  • Автономная кинезиологическая гимнастика космонавтов

Напомню главное условие упражнений – самосопротивление.

  1. Указательным пальцем правой руки тяните на себя большой палец левой руки, который должен сопротивляться изо всех сил. Выполните то же для другой руки.
  2. Пальцами правой руки с усилием нажимайте на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. Выполните тоже для другой руки.
  3. Указательным пальцем правой руки с усилием нажимайте на большой палец левой руки со стороны ладони. Большим пальцем необходимо сопротивляться. Повторите то же для другой руки.
  4. Согнутыми пальцами правой руки изо всех сил пытайтесь оттолкнуть левую кисть, которой давите на пальцы. Выполните тоже для другой руки.

Мальчики – молодцы, очень хорошо сопротивляются, и девочки правильно выполняют!

  • Упражнение на релаксацию. Настрой.

Сейчас сядьте поудобнее.  Руки положите на колени. Закройте глаза.

Представьте себе темное ночное небо с яркими звездами. Где-то там далеко-далеко, тоже есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к Удивительной планете. Вы – команда межпланетного космического корабля землян. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох-выдох (3 раза). Крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надовите ступнями на педали. А теперь опустите педали и штурвалы. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, как будто прижимает нас. Корабль летит.  Нам  легко и свободно. Сейчас важно ровно дышать: вдох-выдох (3 раза). Хорошо! Наше тело легкое и невесомое. Мы летим в космос. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель – Удивительная планета. Она уже близко. Яркая, голубая с розовым.

 Раз, два, три. Откройте глаза.

  • Знакомство с эмоцией. Перед детьми изображение Удивительной планеты.  

Ребята, какое чувство вы испытали, когда увидели эту планету? (ответы детей)

Да, я видела, как вы удивились. С какой эмоцией мы сегодня знакомимся подробно? Правильно, с удивлением.

Давайте выйдем из корабля на планету. (Дети встают и подходят к доске, на которой пракреплена пиктограмма «удивление»)

Посмотрите, кто нас встречает.  Он не похож на нас. Как вы думаете, какое чувство испытывает человек? Как вы догадались? Чему он удивляется? Этот человек не ожидал нашего появления. А вы знаете, как его зовут? У него интересное имя: инопланетянин Удивляшка. Как вы думаете, он добрый или злой? Давайте мы тоже попробуем изобразить удивление, как у этого человечка.  И тем самым поприветствуем его.

Удивляшке понравилось ваше приветсявие. Он приготовил для вас сюрприз.

  • Садитесь за столы. Перед вами чистые листы, краски с водой, кисточки и

салфетки.

Послушайте, как вы будете делать сюрприз.

Обмакните кисточку в воду, затем в краску, цвет выбирете сами. Воды  должно быть немного больше, чем краски. Расположите кисточку над листом бумаги и посильнее тряхните кисточкой на листок. (Дети выполняют)

У вас получилась клякса. Опустите кисточку в баночку с водой. Молодцы! А теперь сложите лист пополам, прижмите. Откройте листок. Удивительное что-то.

Подумайте, на что это может быть похоже. Расскажите нам. (ответы детей)

Вам понравился сюрприз?

Возьмите свой листочек. Мы пойдем дальше. Чудес на этой планете не мало.

Садитесь на стульчики, листочки можно положить под стульчик.

  • Разыгрывание этюдов

Этюд «Удивление»

Я вам расскажу одну историю. На планете есть цирк. В нем выступает удивительный фокусник. Ребята пришли на представление и увидели, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку, закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было … Из чемодана выскочила собака. Ребята удивились и зааплодировали в ладоши.

Давайте эту историю инсценируем.

Представьте себе, что вы дети, которые пришли в цирк. Итак, перед вами фокусник. Он посадил в чемодан кошку. (педагог показывает) Открывает чемодан, а из чемодана выскочила собака… Покажите, какая эмоция у вас будет?

(дети показывают выражение лица)

А теперь послушайте историю «Живая шляпа»

  • Мальчик Дима гулял во дворе, вдруг он услышал, как мама зовет его, стоя у

окна: «Дима, пора домой! Обед уже на столе!»

        Дима попрощался с друзьями и пошел домой.  На дороге он увидел шляпу и решил ее поднять, но шляпа как будто угадала, что хочет сделать мальчик, и  отпрпыгнула в сторону. Дима очень удивился .

        - попробуем разыграть эту историю. Кто хочет быть Димой? Мамой? Шляпой? Как вы думаете, кто мог находиться под шляпой?  (можно разыграть эту историю со шляпой и котенком)

- Замечательно!

  • Какое чувство возникло у Димы?
  • Как вы догадались?
  • Посещало ли вас чувтсво удивления?
  • Что стало причиной возникновения чувства удивления?

Подойти к стенду.

Игра «Круглые глаза»

        Дети планеты очень любят с Удивляшкой играть в игру «Круглые глаза». Они рассказывают друг другу небылицы и от удивления делают круглые глаза.

Давайте придумаем такую небылицу. Я начну придумывать то, чего не может быть,  а вы поочереди придумываете продолжение по одному  предложению.

Ты еще не видел чуда?

Никогда не видел чуда?

Вот - беда: не видел чуда!

Так сходи и посмотри.

Ты увдешь просто чудо…

Что за чудо,  спросишь ты?

- Шла я полем и увидела двугорбого верболюда с рогами  на голове и удивилась: «Не может быть!»

- А какое чудо видели вы? (Дети рассказывают свои небылицы).

Нашим друзьям очень понравилось. Садитесь на стульчики.

- Рассмешили или огорчили вас рассказы-небылицы? Что происходило с вашими мышцами? Какое выражение лица было увас? Что вам хочется сделать, когда вы так себя чувствуете?

Как вы думаете, удивление долго длится или мгновенно проявляется и быстро исчезает? (ответы детей) Оно быстро исчезает, на смену ему приходят: интерес, грусть, радость.

Зачем человеку чувство удивления?

Чем можно удивить мальчика, а чем девочку?

Если долго удивляться, что можно быстро устать.  Во всем должна быть мера. Поэтому нам с вами надо возвращаться домой, в наш детский садик.

 Сядьте поудобнее, закройте глаза, руки положите на колени. Представьте себе, что вы снова в космическом корабле. Наш космический корабль медленно взлетает. (включается спокойная музыка) Слушайте музыку.

Мы медленно приземляемся. Ну, вот мы приземлились. Раз, два, три открыли глаза. Мы снова в детском саду.

  • Рефлексия.

Дети, посмотрите.( В руках у педагога игрушка) Сейчас нам осталось ответить на последний вопрос: «Понравилось ли вам наше путешествие?» Расскажите, было ли интересно? Было ли трудно? Что запомнилось?

Спасибо, мне тоже было очень интересно с вами и радостно.

На память о нашем путешествии возьмите подарок, который вы сделали сами.

(дети берут свои рисунки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Мама - терапия"

Перед педагогами стоит задача сохранения и укрепления психического здоровья каждого ребенка, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах охраны...

Консультация для родителей "Мама-терапия"

Каждая мама способна помочь ребенку справиться даже с тяжелой болезнью. Под руководством врача она может избавить малыша от страхов, бессонницы, заикания и прочих нервных нарушений. Наконец, мама може...

Консультации для родителей " Мама - терапия (лечение маминой любовью)".

quot; Мама - терапия (лечение маминой любовью)". Каждая мама способна помочь ребенку справиться даже с тяжелой болезнью....