Консультация для родителей "Учимся быть самостоятельными" (социально-коммуникативные представления детей)
консультация (подготовительная группа) на тему

Хатиашвили Ольга Борисовна

Данный материал поможет воспитателям интересно и продуктивно провести родительское собрание

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мы учимся быть самостоятельными Социальные и коммуникативные представления дошкольников

Слайд 2

Волевые качества личности – стежневая основа характера человека самостоятельность настойчивость выдержка уверенность в своих силах

Слайд 3

Что же такое самостоятельность? это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих; способность рассчитывать только на свои силы; независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество; умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще; умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому; способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно.

Слайд 4

Процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады выделение познавательной задачи, цели самостоятельной деятельности; подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов; потребность в новых знаниях, способах, способностях, усвоение социального опыта, идеи.

Слайд 5

Представления детей о самостоятельности САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК – ЭТО: когда не ленишься, многое делаешь сам, а тебе мало помогают; когда откликаешься на чужие просьбы, помогаешь другим; самостоятельные люди много знают, все делают сами, им не надо много помогать, они помогают другим. *** САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ все сам делаешь без помощи других; когда ты знаешь и ни у кого не подсматриваешь; много поднимаешь руку и отвечаешь. *** САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В ИГРЕ ты понимаешь правила игры и действуешь по правилам; не жульничаешь.

Слайд 6

Где проявляется самостоятельность? различные виды детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, поручения, ручной труд; игра; познавательно-исследовательская деятельность; двигательная деятельность и др.

Слайд 7

Самообслуживание мыть руки, засучивая рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду, правильно пользоваться мылом, не мочить одежду, насухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его в отведенное место; одеваться и раздеваться в определенной последовательности, одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать налицо, застегивать, расстегивать пуговицы, завязывать шнурки; замечать непорядок в одежде, устранять его самостоятельно или обращаться за помощью к взрослым; своевременно пользоваться носовым платком, туалетом; есть, хорошо пережевывая пищу, с закрытым ртом; правильно пользоваться столовыми приборами, салфетками; убирать игрушки в определенное место.

Слайд 8

Элементарный бытовой труд и труд в природе накрывать на стол и убирать со стола, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, стирать мелкие вещи, присмотреть за младшим братишкой или сестренкой, кормить рыб, птиц, котенка, щенка, поливать цветы и т. д.

Слайд 9

Условия формирования умения доводить дело до конца ребенка ничто не должно отвлекать; настрой ребенка и подготовка рабочего места; отношение взрослых к делам детей; методы работы с детьми.

Слайд 10

Игровая деятельность. Критерии самостоятельности. Личностный деятельностный активность во время выполнения ролевых действий; независимость в определении замысла игры; ответственность за соблюдения правил поведения в игре. осведомленность о роли и содержании игры; операциональность в выполнении игровых действий; настойчивость в достижении результата игры.

Слайд 11

Самостоятельность старших дошкольников первая – развить у детей самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая – в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности; третья – определить различные виды игр в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста. задачи

Слайд 12

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника детское экспериментирование с предметами вербальное исследование вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?) Этапы процесса познания любопытство осмысленность наглядно-образное мышление и воображение

Слайд 13

Принципы построения общения с детьми Любознательные дети растут у любознательных родителей. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком. Говорите с ребёнком – рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения. Задавайте ребёнку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?» Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не смейтесь над ними. По возможности путешествуйте с ребёнком. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате». Ходите с ребёнком в музеи. Проводите совместные наблюдения и опыты. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.

Слайд 14

Причины детской несамостоятельности Ребенок не готов выполнять какие-либо действия. Упущен период, когда ребенок стремился быть самостоятельным. Взрослый слишком упорно стремится сделать ребенка самостоятельным. Родители чрезмерно опекают ребенка. Недостаток мамы или болезненные разлуки в раннем детстве.

Слайд 15

Как справиться с несамостоятельностью ребенка Не подталкивайте ребенка к самостоятельности — играйте вместе. Наберитесь терпения! Да, сейчас какие-то действия у ребенка занимают почти час, но со временем и он научится это делать быстрее. Сдерживайте свое желание помочь, если ребенок не просит. Иначе он не сможет почувствовать гордость от своей самостоятельности. Всегда будьте готовы помочь, если ребенок просит. Поощряйте самостоятельность. Подчеркивайте, как важно то или иное умение ребенка. Хвалите проявления самостоятельности перед родственниками и друзьями.

Слайд 16

«Посеешь семена привычки - взойдут всходы поведения, от них пожнешь характер» И помните философскую мысль:



Предварительный просмотр:

2 слайд  

     Самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка – это те  

волевые качества личности, которые являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. В любой деятельности в семье и в коллективе сверстников у дошкольника в первую очередь должны формироваться эти волевые черты характера.

6 слайд

     В каких сферах жизнедеятельности ребенка мы бы хотели чтобы проявлялась самостоятельность? В идеале – во всех.

7 слайд

     Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребенок впервые устанавливает отношения с окружающим миром, осознает свои обязанности. Обслуживая себя, он начинает понимать цену обслуживания взрослых, и постепенно приобретает умения и навыки, проявляет заботу о своих близких.

8 слайд

     Для успешного учения в школе важно, чтобы дети имели дома доступные их возрасту трудовые обязанности, несли за их выполнение ответственность. Эти поручения должны быть постоянными. Родители не должны делать за детей то, что те забыли или не захотели выполнить. Практика показывает, что если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, то, как правило, они научились управлять своим поведением в учебной деятельности: могли без особого труда переключиться с интересной игры на не всегда увлекательные уроки, без напоминаний выполняли указания учителя.

     Конечно, взрослому легче выполнить за ребенка какую-то часть работы, чем заставить его самого достичь конечного результата. В этом случае также допускается серьезная ошибка. С одной стороны, детям подается пример безответственного отношения к порученному делу, выполнение которого они могут прекратить в любой момент, с другой — в них укрепляется неуверенность в своих силах. Кроме того, дети привыкают, что родители сделают трудную работу за них.

     Формирование умения доводить дело до конца, преодолевать трудности — важная задача, стоящая перед родителями. Для этого необходимы соответствующие условия.

9 слайд

      1. Ему трудно быть усидчивым, если во время его занятий взрослые смотрят телевизор, слушают радио или громко разговаривают.

     2. Например, если ребенок сел рисовать, но не приготовил заранее все необходимое, то он вынужден будет поминутно отвлекаться: карандаш плохо заточен, ластика нет, лист бумаги не устраивает. В результате ребенок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершенным.

     3. Если дошкольники видят серьезное, внимательное, тактичное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение родителей к процессу и результатам их деятельности, то они сами с ответственностью относятся к ней.

     4. Методы, стимулирующие детскую деятельнось, могут быть разнообразны: обучение отдельным способам работы; выбор из них наиболее экономных и целесообразных; совместное с детьми продумывание последовательности операций; контроль за выполнением задания.

10 слайд

      Критерии и показатели, которые характеризуют уровень воспитанности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности:

     Личностный критерий самостоятельности связан с отношением ребенка к себе, другим, к игровой ситуации. Желание быть принятым в игру ровесников, заинтересованность сюжетом игры, знание содержания ролей являются побудителями проявлений самостоятельности, активности и инициативности в ролевых действиях. От успешности их реализации зависит желание ребенка и в дальнейшем брать на себя определенные роли, активно действовать в них, активизировать и направлять других участников игры и их ролевые отношения. Расширение и углубление знаний ребенка по разным темам, накопление игрового опыта, яркие впечатления помогают ему быть независимым и творческим в процессе определения замысла игры, согласовывая его с другими участниками. Принятие ребенком правил поведения в игре подводит его к пониманию ответственности за их выполнение перед партнерами, ориентирует на достижение общего замысла, понимание желаний и ожиданий партнеров по игре.

     Успешность игровой деятельности зависит от уровня осведомленности ребенка о ролях и содержании игры, это придаёт ему уверенность в своих силах, направляет на развертывание сюжета игры, появление новых сюжетных линий. Важное значение при этом приобретает умение оперировать игровыми действиями, выполнение их согласно сюжету, содержанию роли, опираясь на установленные правила поведения в игре. Получение удовлетворения от игры углубляет стремление ребенка к самостоятельности в игровой деятельности, содействует проявлению и развитию у него целеустремленности и настойчивости в достижении результата игры.

11 слайд

     Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

 Степень развития самостоятельности определяется возможностью перехода к более сложной деятельности – познавательной, являющейся основой учебной деятельности.

12 слайд

     В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

     Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?) 

     Этапы процесса познания окружающей действительности детей дошкольного возраста:

  1. Любопытство -  ребенок активно обследует свое окружение, сам ищет впечатления.
  2. Отличительной особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты. Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление дает толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению исследовательской деятельности.
  3. Основное значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей, если ребенок действительно заинтересован в данном объекте, то он может без особого труда усваивать полученные понятия о нем и научиться использовать их при решении исследовательской деятельности. Отсюда начинают закладываться основы логического мышления. Овладевая опытнической деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт.

13 слайд

     Родителям необходимо помнить, оптимальной является такая организация деятельности ребёнка, во время которой он может решать поставленное задание различными способами, каждый из которых является правильным и заслуживает высокую оценку. В таких условиях ребёнок сможет сам избрать способ решения и оценить сделанное как удачное или нет.

     «Игра должна быть организована так, чтобы в ней предчувствовался будущий урок». Решающую роль в этом имеют дидактические игры.

14 слайд

     Причин детской несамостоятельности может быть несколько.

1. Например, если пальчики ребенка заплетаются и никак не могут продеть непослушные шнурки в обуви. В таком случае лучше сначала попрактиковаться, но никак не ругать и не заставлять ребенка учиться самостоятельно.

2. У каждого ребенка наступает момент, когда он говорит: «Я сам!» Если в это время взрослый, набравшись терпения, позволяет ребенку поступать самостоятельно и помогает ему в этом, даже если у малыша еще не все получается, малыш испытывает чувство гордости за свою самостоятельность. А если нет, то этот период может пройти, а ребенок так и не почувствует, как хорошо быть самостоятельным.

3. «Ты уже взрослый! Пора бы научиться. Что ты будешь делать, когда мамы и папы не будет рядом?» — говорит взрослый, и малыш пугается такого напора.

4. Зачем учиться одеваться, если мы всегда это делаем вместе? Зачем учиться кушать самостоятельно? Ведь потом столько убирать! Иногда причина в том, что родители сами не хотят видеть ребенка самостоятельным, а, следовательно, повзрослевшим. Это, как правило, случается в семьях с одним ребенком, особенно поздним. Такие родители стремятся продлить период заботы о ребенке, пока он маленький.

5. Недостаток мамы или болезненные разлуки в раннем детстве.

15 слайд

     «Помните философскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы поведения, от них пожнёшь характер».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей : "Особенности запаса знаний и представлений детей с ЗПР об окружающей действительности"

Одним из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе является хорошая дошкольная подготовка. К моменту начала школьного обучения дети с ЗПР не приобретают тех знаний навыков и умений, которым...

Консультация для родителей Тема: «Формирование элементарных математических представлений детей 5-6 лет через развивающие игры».

laquo;Формированиеэлементарных математических представлений    детей 5-6 лет через развивающие игры»....

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений детей шестилетнего возраста.

Обычно родители очень рано начинают учить детей считать и гордятся счетными умениями своих детей:Мой Коля отличником будет: шести лет нет, а считать умеет до ста. Боюсь только, что в школе начнет бало...

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений детей шестилетнего возраста.

Консультация для родителейпо формированию элементарных математических  представленийдетей шестилетнего возраста. Обычно родители очень рано начинают учить детей считать и гордятся счетными у...

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений детей шестилетнего возраста.

Обычно родители очень рано начинают учить детей считать и гордятсясчетными умениями своих детей:Мой Коля отличником будет: шести лет нет, а считать умеет до ста. Боюсьтолько, что в школе начнет балова...