Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста
консультация (младшая группа) на тему

Азарян Эмилия Григорьевна

 

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. 

Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет:


         На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

         На втором - третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

         Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.

         Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений.

Уважаемые родители!

  • Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу, фольгу и многое другое. 
  • Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. 

 

 

Зрительное восприятие

Основные параметры зрительного восприятия: цвет, форма, величина. Развитие восприятия цвета конкретизируется в следующих задачах:

 

1.Развивать  умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию;

2. Познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);

3. Развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием, ориентироваться на цвет как на значимый признак, производить выбор цвета по слову.

 

 

ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ:

 

Конкретизируется в следующих задачах:

1. развивать умение практически различать форму – перераспределять пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать предмет в руках;

2. развивать умение соотносить форму предметов с помощью проб, соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами;

3. сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности;

4. развивать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм, подбирая нужные с помощью проб и примеривания, осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения, вычленять контур предмета;

5. закреплять знание названий форм, осуществлять выбор формы по ее названию.

 

Уважаемые родители! Хочу предложить вашему вниманию игры, которые можно приобрести для развития восприятия формы: «Цвет и форма», «Логические блоки Дьенеша», « Протолкни фигурку» и т,д.

 

 

ВОСПРИЯТИЕ ВЕЛИЧИНЫ:

 

Конкретизируется в следующих задачах:

1. Развивать умение ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов, соотносить по величине плоскостные и объемные фигуры, пробуя варианты и фиксируя верные, учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине;

2. Закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»);

3. Формировать отношение к величине как к значимому признаку;

4. Обратить внимание на длину, высоту и ширину; знакомить со словами «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»;

5. Развивать умение соотносить предметы по длине, высоте и ширине в действиях с ними, определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом, учить зрительно и по слову производить выбор и соотнесение величин;

6. Обратить внимание на относительность величины предметов;

7. Развивать умение осуществлять выбор величин по слову-названию.

 

 

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

 

Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы.

         Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка.

Большую роль в сенсорном воспитании играет развитие мелкой моторики пальцев, которая способствует развитию речи детей. Хочу предложить вам игры, которые помогут развить у детей  мелкую моторику пальцев: " Протолкни фигуркку", шнуровки, вкладыши, "Поймай рыбку" и т.д.

Таким образом, сенсорное воспитание является основополагающим фактором успешного обучения в школе

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактических игр направленных на формирование сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).Сенсорное развитие является условием успешного овладения...

Дополнительная программа по сенсорному развитию детей раннего младшего дошкольного возраста "Мир сенсорики"

Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозе...

Статья «Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста»

Развитие малыша начинается с первого года жизни. Знакомство с окружающим миром, формирование понятий о предметах и их свойствах, способствует грамотному усвоению новых знаний ...

Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста

Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Как губка впитывает влагу, так ребенок с помощью взрослого познает окружающий мир. И чем ярче и красочнее взро...

Статья на тему: «Сенсорная интеграция и сенсорное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста»

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт...