Роль лечения и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
консультация по теме
Родителям детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо знать, насколько важно медикаментозное вмешательство параллельно с обучением их детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Тема: «РОЛЬ ЛЕЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ»
Каждый ребенок с особенностями в развитии нуждается в специальных приемах воспитания и обучения. Вопрос о необходимости лечения в каждом случае решается индивидуально детским психиатром или невропатологом.
Родители часто заблуждаются, полагая, что только медикаментозное лечение может ликвидировать отставание в развитии у ребенка. Безусловно, в настоящее время существует достаточно много специальных лекарств, стимулирующих психомоторное развитие. Но родителям необходимо знать, что ни одно даже "самое лучшее" лекарство не окажет максимального положительного воздействия без специальной системы занятий с ребёнком. Отставание в развитии не лечится, а преодолевается совместными усилиями врача, педагога, с обязательным и ведущим участием родителей.
Принципы медико-педагогического комплекса
Назначение медикаментозного лечения, направленного на стимуляцию психического развития, осуществляется только врачом-специалистом, наблюдающим ребенка, и его применение всегда должно сочетаться с педагогическими и дефектологическими занятиями. В противном случае препараты могут оказать неблагоприятное воздействие, прежде всего усилить возбуждение ребенка, нарушить его сон, аппетит, а в некоторых случаях способствовать появлению и более серьезных осложнений, например, судорожного синдрома.
Не вызывает сомнения, что практически все дети с особенностями в развитии в связи с органическим поражением мозга уже с первых месяцев жизни нуждаются в специальном комплексном медикаментозном лечении. Принцип комплексности предусматривает участие в лечении ребенка специалистов различного профиля: невропатолога, психиатра, ортопеда, окулиста, врача и методиста лечебной гимнастики, логопеда и педагога (дефектолога).
Для развития речи ребенка важное значение имеет его нормальное эмоциональное состояние, желание и потребность взаимодействия с окружающим. Поэтому отставание в развитии речи всегда имеет место у детей с эмоциональными нарушениями и нарушениями общения.
Если ребенок находится в состоянии эмоционального стресса, у него не формируется общение с окружающими. Подобное состояние может появиться у ребенка из семьи, где имеют место ссоры, разногласия между родителями. Ребенок с нарушениями общения в виде раннего детского аутизма также часто не начинает говорить к двум годам. Стимулирующее медикаментозное лечение такого ребенка может только ухудшить его состояние, вызвать общее беспокойство, нарушение поведения, расстройства сна, агрессивность, страхи и др. Подбор лекарственных препаратов для этих детей должен быть тщательно продуман с учетом возможности повышенной у них судорожной готовности мозга.
Режим дня
Каждый ребенок с особенностями в развитии нуждается в общеоздоровительных мероприятиях, прежде всего в соблюдении режима сна, бодрствования и кормления.
У таких детей обычно наблюдается более низкая работоспособность центральной нервной системы, поэтому они прежде всего нуждаются в достаточной продолжительности сна. Надо помнить о больших индивидуальных различиях в работоспособности центральной нервной системы этих детей. Поэтому при отклонениях в развитии, сочетающихся с общей физической ослабленностью, гидроцефалией, эпилептическими приступами, вопрос о продолжительности сна следует решать вместе с врачом. Для детей с особенностями в развитии крайне важно, чтобы все промежутки между кормлениями, сном, гигиеническими и лечебными процедурами, а также специальными занятиями были заняты доступной и интересной для них деятельностью.
Специальные занятия
Для всех детей с особенностями в развитии важное значение имеют специальные занятия по развитию координации движений, функции равновесия, коррекции прямостояния, ходьбы, ритма и пространственной организации движений.
Важно научить ребенка согласовывать свои движения с заданным ритмом. Для этого с малышом полезно проводить специальные занятия под счет, хлопки, музыку. Выполнение движений в заданном ритме не только улучшает моторику, но и активизирует внимание ребенка, повышает его эмоциональный тонус, способствует речевому развитию. У таких детей обычно недостаточно развиты физические качества (ловкость, скорость, сила, выносливость). Поэтому важно выполнять с ними специальные упражнения, формирующие основные двигательные навыки и умения.
К таким упражнениям относятся ходьба, бег, прыжки, лазание и перелезание, а также различные действия с предметами и игрушками. Ребёнка важно как можно раньше научить правильно захватывать различные по объему, форме и массе предметы, манипулировать ими, а также узнавать их на ощупь с закрытыми глазами.
Если ребенок вялый, малоподвижный, не стремится к самостоятельной деятельности, его надо постоянно заинтересовывать, стимулировать к игре и двигательной активности, предлагая доступные для него задания. Невнимательным, рассеянным детям полезно предлагать задания, требующие организованности и выдержки. Двигательные нарушения в той или иной степени выраженности наблюдаются у всех детей с отклонениями в развитии, особенно в первые годы их жизни.
Для развития зрительно-двигательной координации, моторики рук важное значение имеют специальные игры, при которых ребенок должен прокатить мяч и попасть в "ворота", ящик или корзину.
Тренировать навыки попадания в цель можно и на прогулке. Например, бросать мячи, мелкие камешки и другие предметы в песочницу, ямки и пр.
Научите ребенка бросать и ловить мяч, попадать в цель, перебрасывайте его через сетку, закидывать в сетку, сбивать мячом кегли, ударять мячом о землю правой и левой рукой.
Родители должны помнить, что, развивая двигательную активность ребенка, они в значительной степени стимулируют и его психическое развитие.
Однако следует проводить и специальные занятия по стимуляции психического развития ребенка. Прежде всего, ребенка надо научить наблюдать деятельность окружающих его людей. Необходимо планомерно руководить процессом восприятия окружающих явлений. Сведения об окружающем ребенка мире следует преподносить в определенной последовательности, постепенно расширяя и углубляя их. Первое знакомство с предметами и явлениями должно происходить в естественной обстановке, а не по картинкам или игрушкам. При этом важно, чтобы ребенок сам взаимодействовал с теми предметами, с которыми его знакомят взрослые.
Родителям следует научить ребенка наблюдать конкретные явления окружающего мира и устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать качества и признаки окружающих предметов.
Важнейшей задачей родителей является умственное воспитание малыша. Постоянная познавательная активность ребенка, поддерживаемая родителями и направляемая ими, является основным стимулирующим фактором развития его мозга. И этот фактор действует сильнее любого наилучшего лекарства.
Удачи вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
УДК 376.3А. В. Красникова(воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 193 комбинированного вида", Новосибирск)РОЛЬ ПЕДАГОГА ...

Консультация. "Роль плавания в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья". 01.04.2024г
Роль плавания в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. О пользе плавания написаны тысячи статей, в которых рассказывается о благотворном влиянии этого вида спорта на здоровье чело...

Консультация для родителей. "Роль сказки в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья"
Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное...

Консультация."Роль плавания в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья". 02.12.2024год.
Роль плавания в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. О пользе плавания написаны тысячи статей, в которых рассказывается о благотворном влиянии этого вида спорта на здоровье чело...

Роль хореографии в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья
Большую роль в преодолении недостатков моторного, психомоторного и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, играет хореографическое искусство, которое является комплексным со...

Роль хореографии в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья
консультация для педагогов...

Роль хореографии в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья
Большую роль в преодолении недостатков моторного, психомоторного и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, играет хореографическое искусство, которое является комплексным со...
