Игровой уголок дома. Каким он должен быть?
консультация (младшая группа) на тему

Скороходова Вероника Валерьевна

Рекомендации родителям по оборудованию игровой зоны дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovoy_ugolok.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой уголок дома. Каким он должен быть?

Каким должен быть домашний уголок  и когда ему следует появиться у ребенка? Многие родители, к сожалению, вообще не задаются такими вопросами.

Игровой уголок – это личное пространство ребенка, где он имеет возможность действовать и полноценно развиваться?

 Прежде всего, для игрового уголка понадобится детский стол – простой, незатейливый, с ровной поверхностью, оптимального размера (50/70) для свободного размещения настольной игры, бумаги для рисования, конструктора и т.д. Нужны два детских стула (один для ребенка, другой для взрослого, который при необходимости может к нему присоединиться).

 Стол надо разместить таким образом, чтобы было удобно действовать и сидя и стоя, со свободным подходом к любой стороне.

 Обязательные элементы игрового уголка – открытый низкий стеллаж или этажерка (из двух – трех полок, по высоте доступной руке ребенка), несколько больших пластиковых или картонных емкостей (контейнеров) для игрового материала. Необходимо также предусмотреть свободное место на полу, где ребенок может расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков, оставить все это на какое-то время без помех для окружающих. Эту «напольную» часть уголка нужно обозначить ковриком, например 70/70см.

 Оформленный таким образом уголок займет немного пространства и при этом позволяет сконцентрировать материал для детских занятий. Ребенок получает личное пространство и личные вещи, которыми он свободно распоряжается сам (это важно для развития самостоятельности).

В игровом уголке ребенок вправе и разбросать игрушки, и навести порядок!

Итак, пространство игрового уголка обозначено. Чем его наполнить?

   Начнем со стержневых  материалов,  которые составят его основу.

       Для сюжетной игры - это средних размеров кукла (в одежде мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка), а также макеты: кукольный дом (для девочки), крепость (для мальчика) с прикладом в виде разнообразных транспортных средств, утвари, мелких человечков и животных, наборов солдатиков и роботов, которые будут «населять» эти макеты и позволяют ребенку выстроить целый «игровой мир». Непременный приклад к этим персонажам – игрушечная посуда, соразмерные куклам кровать, кухонная плита, складная кукольная коляска (для девочки), грузовик (для мальчика).

       Для конструирования понадобится большой строительный набор из дерева (с деталями, различающимися по форме, величине, цвету). Это универсальный материал, который пригодится ребенку вплоть до школы. Надо обзавестись также кнопочным конструктором типа «Лего».

       Для рисования и лепки  необходимы пластилин, стопка бумаги, цветные и простые карандаши, коробка гуашевых красок, толстая и тонкая кисти, раскраски, альбомы с образцами поделок, орнаментов, рисунков.

       Дополните уголок несколькими настольными играми, стимулирующими исследовательскую деятельность: мозаикой, детским лото с картинками, складными (разрезными) кубиками. Понадобятся также разнообразные наборы сюжетных картинок («истории в картинках»).  

      На стеллаже отведите место для детских книг.

      Если у ребенка есть своя комната, можно дополнить игровой уголок материалами и оборудованием для развития двигательной активности: набором кеглей, скакалкой, мячами разных размеров, небольшим спортивным комплексом.

Подбирать игрушки для ребенка следует, исходя из принципов:

  1. игрушки должны обеспечить возможность развернуть полноценную игру (сюжетную или с правилами);
  2. игрушки должны соответствовать возрастным особенностям игровой деятельности;
  3. игрушки должны соотноситься с полом ребенка.

  Игрушки, которые накопились к двум годам нужно убрать. Игровые материалы, которые еще привлекают ребенка, можно сложить в один из контейнеров в игровом уголке.

 Когда ребенку исполняется 3 года, мало что уже напоминает о том лепечущем малыше, каким он был в детстве. Теперь пришла пора играть в более «взрослые» развивающие игры.

Ребенок долгое время наблюдал за родителями, и ему хочется в чем-то подражать взрослым, чтобы и самому быстрее вырасти. Кроме того, в этом возрасте многие развивающие игрушки, так или иначе, ассоциируются с просмотренными мультиками или прочитанными книжками.

Сейчас у ребенка могут появиться вещи, которые будут сопровождать его еще долгое время, как минимум до 7 лет, так, что от младенческих погремушек лучше отказаться.  Игры-развивалки должны способствовать общению ребенка со сверстниками, а значит, не лишним будет приобретение игрушек, в которые можно играть нескольким детям одновременно.

Разнообразные игрушки для детей от 3 лет и до 4 лет часто совмещают в себе функции увеселения и развития того или иного навыка.

Веселые машинки с пультом управления научат малыша координировать нажатия кнопок с реальным положением игрушки. Развивающие игрушки для этого возраста также включают в себя музыкальные инструменты. Позаботьтесь о том, чтобы малыш опробовал каждый из своих возможных талантов – музыкальный (ксилофон, мини-пианино). И дело даже не в том, хотите ли вы позже отдавать ребенка в музыкальную школу, или нет, речь идет о базовой тренировке слуха и ритма, что важно не только в музыке. Да и сам малыш отлично проведет время, сочиняя новую мелодию.

Игрушки для посетителей детских садиков бывают и в самих садиках, но не стоит надеяться на них. Приобретите различные конструкторы: архитектурный (деревянные и магнитные конструкторы, кубики), инженерный (некоторые виды конструкторов, наборы для создания моделей машин и самолетов).

 Чтобы игровой материал стимулировал дальнейшее развитие ребенка, необходимо в 4-5 лет (на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту) пополнить игровой уголок материалами, также имеющими универсальное значение.

  Есть несколько ошибок в отношении родителей к личному пространству ребенка.

 Первая- отрицание необходимости такового по принципу: «Он везде может играть, мы ему не запрещаем». Вроде это хорошо, но в какие-то моменты жизни присутствие ребенка «везде» становится неудобным для взрослых, которым надоедает натыкаться на разбросанные повсюду игрушки. Ребенок не может сконцентрироваться на своих занятиях, так как его отвлекают.

 Другая ошибка: вплоть до 3-4 лет родители оставляют детский стол-трансформер, предназначенный для кормления ребенка раннего возраста. Подросший ребенок с трудом может забраться в это сооружение и выбраться из него, бортики мешают его ручной работе (особенно графической). От такого столика нужно избавиться по достижении ребенком двух лет.

Третья ошибка: уже в 3-4 года ребенку отдают настоящий письменный стол, по принципу: «Он уже есть, зачем что-то еще, ведь к школе все равно понадобится». Следуя такой логике «навырост», родители не отдают себе отчета, что из-за неприспособленности этой вещи к детским занятиям (высота стола, невозможность пристроиться к нему с разных сторон, действовать не только сидя, но и стоя), она также оказывается нефункциональной, в лучшем случае, эквивалентом полки, на которую складывают игрушки.

 Надо иметь в виду, при заполнении игрового уголка, что избыток игрушек (игровой уголок похож на магазин) плохо сказывается на развитии ребенка. Необходима оптимально насыщенная предметная среда, стимулирующая разнообразные занятия ребенка и в то же время, не перенасыщая его, а толкающая его на путь творчества, изобретательности.

 Как же быть, когда в игровом уголке скапливается много ненужного?

 Время от времени стоит вместе с ребенком заняться расчисткой игрового уголка. Старые игрушки, изношенные выбросить, раздарить. Однако надо иметь в виду, что дети – большие собственники и с неохотой расстаются даже с не особенно любимыми игрушками. Поэтому к расчистке нужно отнестись деликатно и поначалу, можно просто собрать часть игрушек и отправить на антресоли.

Главное, надо помнить, что игровой уголок  - личное пространство ребенка, которым он владеет полностью. Это пространство его свободы, его самореализации. Возможность управления своими вещами способствует формированию у ребенка волевого усилия, самостоятельности и ответственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: " Игровой уголок дома"

В материале представлены рекомендации по оформлению игрового уголка в домашних условиях....

"Игровой уголок дома."

Консультация для родителей. "Игровой уголок дома"...

консультация для родителей "Игровой уголок дома"

Рекомендации родителям по организации игрового уголка дома...

Консультация для родителей "Игровой уголок дома"

Консультация в помощь родителям по обустройству игрового уголка дома...

памятка для родителей "Игровой уголок дома"

Как родителям организовать игровой уголок дома...

Как организовать игровой уголок дома.

Уважаемые взрослые: мамы и папы, бабушки и дедушки! Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был деятелен, активен, успешно развивался, постарайтесь создать ему соответствующие условия....

Рекомендации для родителей «Как организовать игровой уголок дома»

Рекомендации для родителей«Как организовать игровой уголок дома»...