Развиваем сенсорные возможности детей раннего возраста
статья (младшая группа) по теме

Задолинная Ольга Михайловна

Сенсорное воспитание должно осуществляться в условиях повседневной жизни детей: в процессе игр и труда, что способствуют обогащению чувственного опыта ребенка через восприятие целого комплекса различных свойств и сторон явлений общественной жизни, природы, мира вещей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sensorika_3_str._.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем сенсорные возможности детей раннего возраста

Задолинная О.М.,

 воспитатель ГБУ РС(Я) РРЦ «СУВАГ»

Сенсорное воспитание должно осуществляться в условиях повседневной жизни детей в процессе игр и труда, что способствует обогащению чувственного опыта  ребенка через восприятие целого комплекса  различных свойств и сторон явлений общественной жизни, природы, мира вещей. При обучении восприятию формы ребенка является, действие с помощью проб: наложения и примеривание. В результате длительного использования способов в разных ситуациях у ребенка возникает полноценное зрительное восприятие формы, умение вычленять ее из предметов и соотносить с формой других предметов

Развитие зрительного восприятия.

Развитие ориентировки на форму

1.Игра “Катится - не катится”.

Оборудование: деревянный желобок расположен под наклоном, пластмассовые шарики и кубики одного цвета и размера находятся на подносе.

Ход игры: взрослый сам берет шарик и предлагает поиграть, кладет на желобок и опускает его. Шарик скатывается. Взрослый говорит: ”Смотри, катится! А теперь ты бери. Затем взрослый берет кубик. При этом взрослый комментирует: ”катится(или не катится)”. В конце взрослый жестом и словом фиксирует выделенное свойство: шарики катятся, кубики не катятся.

2.Игра :”Поймай шарик”.

Оборудование: таз с водой, шарики и кубики одного цвета и размера находятся на подносе, пустой маленький тазик.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком таз с водой, совместно с ребенком опускает в него шарики и кубики и предлагает выловить сачком только шарики: ”Поймай только такие (показывает шарик), поймай шарик”. По окончаний игры взрослый обобщает действие:”Здесь(тут) все такие - шарики, а в воде (там)остались не такие - кубики”.

Развитие ориентировки на величину.

1.Игра: ”Спрячь шарик в ладошку”.

Оборудование: шарик одного цвета и двух размеров.

Ход игры: взрослый берет большой шарик, показывает ребенку и говорит: «Спрятать в ладошку не удается, он большой, его видно. Надо взять другой, такой (маленький), а этот спрятали. Найди такой же, спрячь в ладошку. Какой там у тебя шарик?» По окончании игры взрослый обобщает: «Такой, маленький, шарик можно спрятать в ладошку, большой – не спрячешь».

2.Игра: «Почтовый ящик”.

Оборудование: коробка с двумя прорезями(большое и маленькое круглое отверстие); шарики одного цвета и двух размеров находятся на подносе.

 Ход игры: взрослый ставит перед ребенком коробку с прорезями, обращает внимание на размер прорезей и предлагает опустить в него предметы. Вначале взрослый с ребенком опускает разные по величине шарики в разные прорези, пользуясь методом проб, комментирует действия. В дальнейшем предлагает ребенку самостоятельно опускать шарики. По итогам игры обобщает: ”В большую дырочку опускали большие шарики, в маленькую – маленькие.

1.Игра «Брось шарик»

Оборудование: бассейн (таз с водой), пластмассовые шарики одного цвета и двух размеров.

Ход игры: взрослый показывает ребенку большой шарик и просит дать такой же (выбор из двух шариков), оценивая результат действий ребенка способом сравнения: «Ты взял такой, как у меня, ты взял большой шарик». После этого взрослый бросает его в бассейн и говорит: «Брось свой шарик». По окончании игры обобщает: «В бассейне все такие, большие шарики».

2.Игра «Разложи шарики в корзинки»

Оборудование: две больших и две маленьких корзинки – вкладыши одного цвета; два больших и два маленьких шарика.

Ход игры: взрослый расставляет перед ребенком корзинки и предлагает разложить в них шарики. При затруднении взрослый показывает и комментирует: «Большой шарик кладем в большую корзину, а маленький шарик -  в маленькую корзину».

Взрослый предоставляет возможность ребенку самому разложить шарики в соответствующие корзинки. После практических действий взрослый обобщает: «Правильно ты разложил: в маленькую корзину – маленький шарик, а в большую – большой шарик». Величину так же, как и форму, ребенок сначала учится различать практически. Игры и упражнения на восприятие величины следует проводить параллельно с играми на восприятие формы, чтобы дети овладевали способом проб на разном материале.

Развитие ориентировки на цвет.

1.Игра:”Посади бабочку”

Оборудование: два картонных круга (“полянки”) двух цветов – желтого и красного, бабочки только одного цвета (желтого или красного) и одинакового размера.

Ход игры: взрослый кладет перед ребенком ”полянки” и говорит: ”Бабочка любит свою полянку, это – ее домик”. Взрослый берет желтую бабочку, прикладывает ее к красному кругу и говорит: ”Это – не такой цвет, не ее домик. Вот ее домик (прикладывая к желтому кругу). Теперь ты посади всех бабочек на свою полянку”. В конце игры взрослый обобщает: ”Полянка–желтого цвета, такая и все бабочки тоже желтого цвета”.

2.Игра:”Закрой окошко”.

Оборудование: два картонных домика разного цвета с вырезанными окошками, в середине которых изображены зайчики (птички и т. д.),  окошки соответствующих цветов одинаковой формы и величины.

Ход игры: взрослый кладет домик, привлекая внимание ребенка к зайчикам,  и предлагает спрятать их от лисы:”Спрячь зайчиков, чтобы лиса не увидела, не напугала”. Найди окошко такого же цвета, как домик. Итог игры: ”Красное окошко для красного домика, желтое окошко – для желтого домика”.

1.Игра «Дорожки для неваляшек»

Оборудование: мозаика двух цветов (желтого и красного), две неваляшки (желтого и красного цвета).

Ход игры: взрослый просит ребенка выложить дорожку для желтой неваляшки, а затем – для красной, пользуясь методом сличения. Затем дорожки обыгрываются: желтая неваляшка идет по желтой дорожке, красная – по красной дорожке.

2.Игра «Дорисуй ниточку»

Оборудование: нарисованные на листе бумаги круги двух цветов, фломастеры соответствующего цвета.

Ход игры: взрослый показывает круги и говорит: «Вот шарики, они могут улететь, их надо привязать. Помоги, нарисуй ниточки к шарикам. Шарики разного цвета, каждому шарику надо нарисовать свою ниточку, возьми подходящий по цвету фломастер. Смотри внимательно, возьми такой же фломастер, как этот шарик» и т.д.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины. Цвет нужно обязательно увидеть. На первом этапе идёт сопоставление путём приложения цвета друг к другу. Затем ребенок определяет цвет по образцу, а затем к усвоению названий цветов.

Развитие ориентировки на количество.

1.Игра:Заполни кувшин”.

Оборудование: два пустых прозрачных кувшина, фасоль в мешочке, кружка.

Ход игры: взрослый показывает ребенку, как набирать кружкой фасоль и пересыпать ее в кувшин. Когда ребенок заполнит первый кувшин, взрослый говорит: ”здесь много фасоли”. Остальную фасоль предлагается ребенку насыпать в другой кувшин. Взрослый обращает внимание: ”Посмотри, как здесь мало. Больше нет. Сколько здесь? Ма-а-а-ло (сопровождает жестом). А там сколько? Мно-о-о-го (сопровождается также жестом)”.

2.Игра:”Собери шишки”

Оборудование: две корзинки, шишки.

Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на разбросанные на полу шишки и просит помочь ему собрать их. И у взрослого, и у ребенка находятся корзинки. Взрослый кладет к себе 2 – 3 шишки, давая возможность ребенку собрать остальные. В конце игры взрослый хвалит ребенка: ”Молодец, ты собрал мно-о-о-го шишек (сопровождая жестом), а у меня посмотри сколько? Ма-а-а-ло”.

Таким образом, дидактические игры и упражнения, направленные на развитие восприятия дошкольников  с ОВЗ, должны проводиться в определенной последовательности и охватывать все виды восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Сенсорное воспитание детей раннего возраста "Играем и развиваемся"

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...

Рекомендации для родителей, как развивать сенсорные способности детей раннего возраста.

Рекомендации для родителей, как развивать сенсорные способности детей раннего возраста....

Сенсорное развитие детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Материал из статьи могут использовать для работы  как родители, так и коррекционные педагоги.  В ней рассказывается об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста  с огранич...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...