Развивающие игры и занятия для детей от 9-12 месяцев.
рабочая программа (младшая группа)

Лысенко Анна Юрьевна

Программа обучения детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_9-12.docx34.18 КБ

Предварительный просмотр:

Ведущим навыком в этом возрасте является овладение ходьбой.

Ведущим видом детской деятельности является предметная, манипулятивная игра.

Педагогическая работа направлена на решение следующих задач:

-развитие движения, обучение ходьбе.

-Расширять сенсорный опыт в действиях с предметами, игрушками, подобранными по определённым признакам  (цвет, форма, величина,положение в пространстве)

-Продолжать учить понимать речь взрослого, обращённую к ребёнку.

Формировать первые обобщения, связанные с расширением сенсорного опыта и действий с игрушкой.

-Поддерживать речевую активность, вызывать речевое подражание (звуки, слоги) произносить 6-10 лепетных и «облегчённых»  слов

-Формировать положительные эмоции в общении со взрослыми и детьми, правильно реагировать на слово «можно-нельзя». Выполнять простые просьбы.

-Приучать к посильной самостоятельности и активности во всех режимных процессах.

-Активизировать познавательный интерес к окружающему.

 Социальное развитие

1.Формирование у ребёнка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребёнка к себе(«Я сам»)

2. Развитие сотрудничества ребёнка  со взрослым и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности (концентрация «я и другие»)

3. Формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, создание предпосылок и закладка первоначальных основ экологического мироощущения («Я и окружающий мир»)

Игра-занятие «Где колокольчик?»

Цель: развивать слуховое и зрительное внимание, вызывать ответную реакцию на обращение –улыбку. Развивать  двигательную реакцию рук, захватывание предметов.

Материал:  колокольчик, деревянные ложки с хохломской росписью, дудочка, кларнет, шарманка.

Ход  занятия:

А) Упражнения в зрительном восприятии предметов в разных плоскостях. Ласково разговаривая с ребёнком, следить,  чтобы он ответил улыбкой « Где наши игрушки?» «Сейчас будем играть».

Поиграть на шарманке, позвонить колокольчиком, уводя руку вправо, влево, вверх. « Найти глазками наш колокольчик. Покажи рукой, где твои игрушки. Возьми игрушку  которая звучит…»

Разговариваем ласково с ребёнком, глядя на него, улыбаясь спеть песенку.

Мы играли.

Мы играли, мы играли, наши глазки не устали!

Мы играли, мы играли, наши ручки не устали!

Вот немножко отдохнём , а потом играть начнём!

Игра занятие «Ай , ду-ду»

Цель: развивать зрительно двигательную координацию, формировать направленное движение рук.

Ход занятия:

а) упражнение  на развитие зрительно двигательных реакций ребёнка.

Разговаривая ласково с малышом, готовим его к занятиям «Где наши игрушки?» «Вот какие они красивые!» На расстоянии  20 см. от груди ребёнка, медленно покачиваем ложкой и проговариваем: « Какая красивая ложечка! Возьми её». Побуждаем малыша, взять ложечку. Если действия малыша вялые- необходимо  их активизировать с механической помощью. Обратить внимание на амплитуду движения предплечья и плеча. Держа ложку за черенок потянуть её на себя, ребёнок удерживает ложку или погремушку. Малыш будет более длительно рассматривать игрушку, если они будут разные по величине и цвету.

Взять дудочку, приближаясь к ребёнку на расстоянии 1,5 см. поиграть. Уходя вправо, влево приближаясь  или отодвигаясь.

Взять дудочку, приближаясь к ребёнку на расстоянии 1, 5 см. поиграть, уходя вправо, влёво, приближаясь или отодвигаясь.

Спеть песенку или четко, медленно проговаривать «Ай, дуду, ду,  ду! Потерял старик дуду! Мы с  малышкой пойдём, эту дудочку найдём. Поиграем на дуду на зелёном берегу!»

Игра-занятие «Забавы с зеркалом».

Методика: Поднести малыша к зеркалу, ласково спрашивая его «Кто там? И восклицая « Вот наша детка! Предоставьте малышу возможность зафиксировать своё отражение в зеркале. Возьмите руку ребёнка за локоток, поднимите её до уровня головы. Следя за тем, чтобы ладошка до неё дотронулась. Проведите ею вдоль всего лица ребёнка. Кулачёк раскроется, малыш ощупает своё лицо. Затем.  Держа кисть ребёнка «раскрывшийся», проведите ею по своему лицу. Погладьте ладошкой малыша свои щёки, дотроньтесь  до носа и рта. Убедитесь, что ребёнок следит за своими действиями в зеркале! Дотроньтесь ещё раз до своего рта рукой малыша, пропойте звуки: «А-О», вытягивая губы трубочкой, спойте «у-у». Если малыш не перестал следить за вами. Постучите по зеркалу, и вновь рукой ребёнка проведите по своему лицу, распевая гласные звуки.

Игра –занятие. «Тихо-тихо».

Цель: Развивать эмоциональный отклик на различные интонации речи  взрослого.

Методика: Подложите себе под голову валик или игрушку  перед тем, как лечь на коврик. Положите малыша на животик. Напевайте малышу песенку вначале голосом нормальной громкости, а потом тише.

Тихо-тихо-тихо-тихо

В наши двери входит Тихон,

Не аукать. Не кричать.

А баюкать и качать, Тихон песенку поёт

Сны ребятам раздаёт;

В этом сне воздушный шарик,

В этом сне воздушный Шарик

В этом голуби летят,

В этом дети спать хотят»

Тихо-тихо-тихо

Сумрак, дрёма и покой.

Дети спят. Уходит  Тихон

В тихий домик за рекой.   (И. Токмакова)

Совершенствование восприятия.

Расширять ориентировку в окружающем, способствовать понимать речь взрослого.

Продолжать обогащать сенсорный  опыт ребёнка.

Закреплять умение находить предмет в разных частях комнаты; определённую игрушку среди других игрушек.

Продолжать развивать активную речь.

Учить узнавать на картинке знакомый предмет

Игра-занятие Весёлые игрушки.

Положите две погремушки с удобной круглой ручкой  в корзинку и накройте её яркой косынкой или нарядной салфеткой. Предложите малышу сдёрнуть косынку и посмотреть, что внутри. Пусть он возьмёт одну погремушку, а другую даст вам. Ритмично встряхивая погремушкой. Напевайте песенку.

Погремушки, погремушки.

Вот весёлые игрушки.

Громко, громко так гремят

И ребяток веселят!

Игру можно сопровождать весёлой, лучше плясовой народной музыкой. Гремите погремушками, пока звучит мелодия и прячьте их за спинку с её окончанием. С.Н.Теплюк стр. 194.

Игра занятие. Большой- маленький кубики.

Приготовьте два ведёрка- большое маленькое (в первое положите большие кубики, во второе маленькие), предложите достать кубики и рассмотреть их. Затем рассмотрите содержание маленького ведёрка. В конце игры разложите кубики по ведёркам. Выполняйте действия вместе с малышом. Он будет охотнее собирать маленькие кубики, а с маленькими он справится сам. Эта игра доставит большое удовольствие малышу  и научит его различать большие и маленькие предметы.  С.Н Теплюк. Стр .197

Игра «Покажи игрушку»

Цель:  Развивать  ориентировку  в окружающем. Понимание речи взрослого.

Вызывать соответствующие положительные эмоции.

Ход занятия: -взять мальчика на руки, взять мячик, спросить:  Что это? И самим ответить: «Это мяч, мяч». Прокатить его, подбросить и говорить: мячик прыг-скок, прыг-скок, покатился мячик. Где мячик? Где мячик? Прыг-скок, покатился мячик…Где мячик? Где мячик? Подойди к мячику..Вот мячик! Нашёлся мячик! Повторят. Глядя в глаза малышу. Вкладывать мячик в руки ребёнка.

Игра-занятие «Колокольчики бубенчики».

Положите на стол перед малышом два колокольчика и два бубенчика. Возьмите колокольчик и позвоните, приговаривая:

Колокольчик, динь-динь-динь,

Весело играет!

Предложите малышу взять такой же колокольчик и позвенеть вместе с вами. А потом позвоните бубенчиком.

Трынцы-трынцы, бубенцы!

Побуждайте малыша следовать вашему примеру. Звените колокольчиком, то бубуенцами, и он научится различать их звучание.

Игра-занятие. Откуда доносится музыка?

Приготовьте музыкальную игрушку, коробок с крышкой и корзинку с крышкой. Играйте с ребёнком на полу. Включите игрушку и так, чтобы малыш не видел, положите её в коробку. Пусть он прислушается к звучанию игрушки, а потом найдите её по вашей просьбе. Прячьте «музыку» то в коробку, то в корзинку, переставляя их в разные места комнаты. Побуждайте малыша двигаться в поисках игрушки. Теплюк стр. 200

Развитие речи.

Расширять ориентировку в окружающем, способность понимания речи взрослого. Закрепить умение находить предмет в разных местах комнаты; находить игрушку среди других игрушек.

Активизировать выполнение одного и того же действия с разными игрушками (укладывать спать куклу, мишку, зайку)

Учить узнавать на картинке знакомый предмет, называть его облегчённым словом. Продолжать развивать активную речь. Учить подражать новым словам. Обозначающими названия знакомых предметов и действий (собака ав-ав,  спит бай-бай)

Игра-занятие. «Догони зайчика»

Возьмите плюшевого зайку на резинке. Покажите малышу. Как он умеет ловко прыгать. Напевайте песенку, называя имя малыша.

К Саше зайка подбежал,

Возле Саши прыгать стал.

Прыг-скок, прыг-скок-

Догони меня дружок!

С окончанием пения отбросьте зайку в сторону со словами: «Ай, убежал!» Пусть малыш возьмёт игрушку и принесёт её вам или поиграет с ней под ваше пение. Предложите ему позвать зайку: «Зай! Зай! Зай! Иди!иди!Иди!»

С.Н Теплюк стр 205.

Игра-занятие. Послушные ручки.

Сядьте на пол, ребёнка посадите напротив. Напевайте песенку. Выполняя движения, о которых в ней говорится, а малыш пусть вам подражает.

Ручками мы хлопаем

Да-да-да!

Ручками мы хлопаем.

Да-да-да!

Выразительно артикулируйте, напевая слово «ща», чтобы малыш мог наблюдать за вашими губами. Побуждайте его к подпеванию и подражанию.

Ручками помашем-

Да-да-да!

Ручками попляшем-да-да-да!

С.Н. Теплюк стр. 206.

Игра-занятие. Соотношение игрушки и картинки.

Подберите картинку (размером не менее 30-20 см0 с изображением игрушки, предложите рассмотреть картинку. Спросите: «Где машинка на картинке?». После паузы. Если малыш не пытается искать игрушку на картинке. Поводите его пальчиком по изображению. Указав на машинку. Спрячьте картинку и, показав игрушку, спросите: «Где машинка на картинке?». После паузы, если малыш не пытается искать игрушку на картинке поводите его пальчиком по изображению, указав на машинку. Спрячьте картинку и, показав игрушку. Спросите: «Где машинка?». Играя в эту игру. Вы научите малыша соотносить игрушку с её изображением. Через 5-6 игр поменяйте картинку и игрушку.

Читайте стихотворение. Рассматривая с малышом книжку с соответствующими картинками. Побуждайте его к звукоподражанию. Возвращайтесь к картинке, спрашивайте:

«Как гусь кричит?»

Гусь с гусятами живёт

В доме на лужайке.

Кто там голос подаёт?

Ну-ка, угадай-ка?

Га-га-га-га-га!

Вот коза козлят ведёт

Прямо на лужайку.

Кто там голос подаёт?

Ну-ка. Угадай-ка!

Ме-ме-ме-ме-ме!

Воронят своих зовёт

Ворон на лужайку.

Кто там голос подаёт?

Ну-ка угадай ка!

Кар-кар-кар-кар-кар!

С.Н. Теплюк стр. 208

Развитие движений

Игра: Баррикада»

Цель игры:

Развитие умения преодолевать препятствия, развитие координации движений, общей моторики, принятия самостоятельных решений, доверительного отношения к миру.

Необходимые материалы и наглядные пособия: подушка различных размеров, мягкие валики, скатанные из одеял, любимые игрушки ребёнка.

Рекомендации: когда вы будете строить баррикады, позаботьтесь о безопасности малыша, не делайте баррикады слишком высокими и непреодолимыми, рассчитывайте его возможности.

Ход игры. На полу соорудите различные препятствия из одеял, подушек, игрушки положите на небольшом расстоянии от импровизированных баррикад.  Посадите ребёнка перед препятствиями, препятствия должны быть не высокими, чтобы игрушки были в поле зрения малыша. Наблюдайте, что будет делать ребёнок, с чего он начнёт преодоление баррикад. Если малыш не может преодолеть выстроенные препятствия длительное время, хотя старается, несколько упростите ему задачу, замените высокую подушку на более низкую или валик из одеял на подушку –думку. В следующий раз постарайтесь, чтобы полоса препятствий несколько усложнилась, но была под силу ребёнку.

Если ребёнок на пытается преодолеть препятствия, постарайтесь его заинтересовать любимой игрушкой, положите её сначала на край препятствия, но так, чтобы она упала за пределы баррикады, тогда ребёнок потянется за игрушкой. Обязательно хвалите малыша, за любые попытки к действию, пусть они даже не увенчались успехом.

Развитие движений

Учить ходить, придерживаясь за предметы. Переходить от одного предмета к другому.

Учит ходить при поддержке за обе руки.

Игра-занятие. Смешной тюлень.

Вам понадобится детский крем. Сядьте с малышом перед зеркалом. Выдавите немного крема на его ладошки. Пойте песенку, сопровождая её движениями.

Жил да был

Один тюлень.

Поднимите руки малыша вверх и разотрите кем его ладошками.

Всё тюленю было лень.

Выдавите немного крема на кончик носа.

Умываться каждый день-лень!

Слегка надавите пальчиком на носик. Приподнимите его вверх

Одеваться  каждый день-

Лень!

Выдавите крем на ножки.

И зарядкой заниматься.

Тоже было очень лень.

Разотрите крем по ножкам и ступням.

Уж такой смешной тюлень.

Упражнение

Задача: научить ребёнка самостоятельно передвигаться к интересующим его предметам.

Методика: если ребёнок стоит в манеже, подойдите к углу манежа и покажите ему интересную игрушку. Скажите ему:»Подойди ко мне» и протяните ему игрушку. Ребёнок должен пойти по направлению к игрушке. Поощряйте эти движения с помощью похвал, поглаживаний и подбадриваний. Используйте эт и поощрения лишь тогда, когда ребёнок уже сделал попытку, например, между вторым и третьим шагом. Важным является то. Что ребёнок сначала должен суметь пойти в сторону и только затем пойти вперёд. Нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок

Научился обходить весь манеж, как по часовой. Так и против часовой стрелки.

Стр. 111 В.Штрасмайер

Упражнение

Задача. Выработать у ребёнка устойчивое равновесие.

Методика: поставьте ребёнка прямо на пол на обе ноги держите его подмышками и поддерживайте его насколько это необходимо. Ребёнок должен сам по возможности уметь нести вес своего тела. Хвалите его за каждый маленький успех. Упражняйтесь в этом несколько раз в день, не более чем 3-5 минут. Стойте или присядьте перед ребёнком на корточки и крепко держите его руку так. Чтобы он мог выдержать вес своего тела. Постепенно прекращайте помогать. Поставьте ребёнка далее перед предметом. За который ребёнок смог бы держаться: перед скамейкой, столом, ходунком. Если ребёнок способен, держась  за что то, удержать свой вес, то постепенно прекращайте страховать его. Поставьте ребёнка на середину комнаты и держите его только одной рукой. Попытайтесь полностью перестать помогать ребёнку. Чтобы он мог немного постоять сам, без помощи.

Задача.  Выработать у ребёнка устойчивое равновесие .

Методика: Поставьте ребёнка прямо на пол на обе ноги. Держите его подмышками и поддерживайте его настолько, насколько это необходимо. Ребёнок должен сам по возможности уметь нести вес своего тела. Хвалите его за каждый маленький успех.  Упражняйтесь в этом несколько раз в день, ноне более 3-5 мин. Стойте или присядьте перед ребёнком на корточки и крепко держите его руку так, чтобы он мог выдержать вес своего тела. Постепенно прекращайте помогать. Поставьте ребёнка далее, перед предметом,  за который ребёнок смог бы держаться: перед скамейкой, столом, ходунком. Если ребёнок способен, держась за что-то, удержатьсвой вес. То постепенно прекращайте страховать его. Поставьте ребёнка на середину  комнаты и держите его только одной рукой. Попытайтесь полностью перестать помогать ребёнку, чтобы он мог немного постоять сам. За себя.

Стр 113 В. Штрасмайер.

Развитие действий с предметами.

  1. Способствовать выкладывать один полый предмет в другой. Открывать и закрывать коробки, выдвигать и задвигать ящики, снимать и нанизывать кольца на стержень, накладывать кубик на кубик.
  2. Учить выполнять первые игровые действия с сюжетными игрушками: « Покачай, покорми, потанцуй»
  3. 3.Развивать движения пальцев, предлагая собрать кусочки ваты, бумаги и т.д.
  4. Катать и передвигать шарики, нанизывать на горизонтально и вертикально расположенный стержни.

Игра-упражнение. Открываем и закрываем коробочку.

Задача: развивать у ребёнка поисковое поведение, учить открывать крышки.

Методика: Вам понадобиться коробка с крышкой и бубенцами. Покажите малышу коробку, встряхните её, пусть он прислушается к звуку спрятанных бубенцов. Предложите ребёнку найти то, что звенит. Когда он откроет коробку и найдёт бубенцы, поиграйте с ними: звените бубенцами, перекладывайте их из рук  в руку, прячьте за спину, вновь звените. Наконец. Предложите спрятать их в коробку и закрыть её крышкой. С начала помогите ребёнку. Показав действия с коробкой, а потом пусть он действует самостоятельно.

Стр. 203 С.Н. Теплюк

Игра-упражнение. Собираем и разбираем пирамидку.

Задача. Учить выполнять тонкие движения пальцами.

Методика. Предложите малышу снять кольца со стержня пирамидки. А потом их надеть. Побуждайте его действовать самостоятельно ( с небольшой помощью) ориентируясь на ваши слова.

Стр. 203 Теплюк.

Игра-упражнение. Строим башню из трёх кубиков.

Задача. Учим управлять движениями руки и осторожно ставить кубики друг на друга.

Методика. Покажите ребёнку, как ставятся кубики один на другой, для того чтобы построить башню. Если ребёнок не может подражать этому, то ведите его руку в течении всего процесса постройки башни. Упражняйте до тех пор. Пока ребёнок не научится без вашей помощи ставить кубики друг на друга.

Игра-упражнение. Игра с бумагой.

Задача. Развивать у ребёнка координации обеих рук.

Методика. Вам понадобится чистый лист бумаги и корзинка. Не давайте малышу газеты или страницы из журналов и книг-типографская краска вредна! Посадите ребёнка за стол. Сминайте лист бумаги и бросайте его в корзинку. Помогите малышу научиться этим действиям.

Стр. 205 С.Н. Теплюк

Игра-упражнение. Ах вы сени….

Задача. Учить детей воспроизводить игровые  движению

Методика. Вам понадобятся две одинаковые небольшие куклы. Напевайте весёлую плясовую мелодию, приподнимая и опуская куклу. Говорите при этом: «ляля пляшет! Вот как пляшет.

Выполняйте движение вместе под ваше пение.

Ах вы сени мои сени.

Сени новые мои,

Сени новые, кленовые,

Решечтатые.

Скажите малышу, что кукла устала и хочет спать. Качая куклу, напевайте колыбельную.

Баю-баю-баю,

Куколку качаю,

Куколка устала, целый день играла.

Спросите: « Как Ляля пляшет?» Как Ляля спит?» Покажите ещё раз эти действия ребёнку, побуждайте его подражать вам, ориентируясь на показ и слова. Учите малыша повторять за вами первые облегчённые слова: Ля-ля, то-топ, бай-бай.

Стр. 208 С.Н. Теплюк.

Музыкальное воспитание.

  1. Способствовать возникновению чувства удовлетворения при восприятии вокальной и инструментальной музыки.
  2. Формировать эмоциональную отзывчивость на музыку контрасного характера (весёлая-спокойная,  быстрая-медленная).
  3. Побуждать интерес к звучанию металлофона, флейты, детского пианино и др.
  4. Побуждать подражать отдельным  певческим интонациям взрослого.

Репертуар:

  1. «Ладушки», муз. З. Левиной сл Т. Мирадни.
  2. «Погремушка» укр. Народная мелодия обраб . М.Раулвергера.
  3. «Из под дуба» рус. Народная мелодия.
  4. «Русская песня» муз. Е. Иличеевой.
  5. «Петушок» рус.. народная мелодия.
  6. «Ах, ты берёза» рус. Народная мелодия.
  7. Игры-развлечения: прятки», «Идёт коза рогатая», «Сорока-сорока», «Поехали-поскакали» «Догоняю-догоняю».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей "Развивающие игры и занятия при подготовке детей к школе"

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу у ребенка были развиты  такие познавательные процессы, как память, внимание, мышление, воображение, тонкая моторика. Развивать все школьно-значимы...

Развивающие игры и занятия для детей, формирующие психологическую готовность к школе.

Упражнения и задания, которые помогут вам поготовить ребенка к поступлению в школу....

Памятка для родителей «Сенсорное развитие ребенка младенческого возраста. Примерные развивающие игры по сенсорному развитию для малышей от 7 месяцев до года»

В данном материале представлены разнообразные игры по сенсорному развитию детей, что, безусловно,  будет интересен педагогам групп раннего возраста и родителям детей младенческого возраста....

Развивающие игры и занятия для детей 1,5 года — 1 год 9 месяцев

Конспект занятий "Развивающие игры и занятия для детей 1,5 года — 1 год 9 месяцев"....

Развивающие игры на занятиях для детей 4-5 лет с нарушениями речи.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игре, организованной взрослым или сам...