Семья и семейное воспитание
статья (старшая группа) на тему

Кокарева Надежда Вячеславовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_i_semeynoe_vospitanie.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

                             Семья и семейное воспитание

Семья- это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействия между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она

Являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры.

Демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь детей и родителей; полная и неполная; бездетная, однодетная, мало- или многодетная).

Социально- культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.

Социально - экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

Технико - гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и – что для нас еще важней – коренным изменением своих эмоционально- психологических функций. Отношения детей и родителей в течении последних десятилетий меняются, становясь все более эмоциононально- психологическими, то есть определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных целей в жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Назовем лишь некоторые из них.

Во- первых, большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений – родителей и детей; бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми людьми, сиблингами (братья ми – сестрами), тетками, дядьками и др.

Во- вторых, при сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда, первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью.

В-третьих, поскольку отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности друг к другу, поскольку резко повышается их уровень ожиданий по отношению друг к другу, реализовать которые многие не могут  в силу традиций культуры и своих индивидуальных особенностей.

В- четвертых, сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.

Во- первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими агентами социализации и воспитательными организациями. В детском, младшем школьном  и подростковом возрасте ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается.

Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. Впервые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образы, связанные с маскулинностью или фемининностью. Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая поло-ролевому формированию подростка, юноши.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношения детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказывается на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские или пубертатные конфликты, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

В-пятых. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сфере социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний. Жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых. Семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с  тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться  к изменившимся обстоятельствам его жизни. Устоять в меняющихся социальных условиях. Ценность и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, каким содержанием наполняется в них социализация, каковы ее результаты. Так, социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальный характер и результаты. По некоторым данным, до 25% семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать детей, а до 15% формируют правонарушителей. Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результат которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями, и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от личностных ресурсов, которые в ней имеются.

Это, с одной стороны, состав семьи (наличие обоих родителей или одного из них, сиблингов – братьев и/или сестер, близких родственников, включенных в семейную жизнь - бабушек, дедушек, теток, дядей и пр.), а с другой(и главным образом) такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, и пр.

Одна из важнейших характеристик – отношение старших к младшим

и к их воспитанию как к своим  безусловным жизненным ценностям от чего зависит  мера их участия в воспитании. Имеющиеся в семье  личностные

ресурсы могут дополняться в определенные периоды привлечением к

воспитанию няни, репетиторов и домашних учителей, гувернеров.

Личностные ресурсы, в частности уровень образования старших членов семьи, их социальный статус, ценностные ориентации, уровень притязаний

и т, п. влияют на цели и стиль семейного воспитания.

Цели воспитания в семье могут быть весьма различными по спектру, содержанию и по характеру.

Так, спектр целей семейного воспитания включает в себя привитие

младшим гигиенических навыков, бытовых умений, культуры общения, физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; культивирование отдельных способностей (в каких – либо видах спорта, искусства, отрасли знания); подготовку к определенной профессии или сфере деятельности.

По содержанию цели могут быть сугубо инстументальными, направленными на достижение конкретных результатов, или дополняться определенными духовно-ценностными  составляющими. Характер целей семейного воспитания не обязательно соответствует общественно одобряемым установкам ( в семье, например, могут сознательно культивировать индивидуализм, жесткость, нетерпимость и т. п.).

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, то есть типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его »жесткости-мягкости» стиль может быть определен как авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов.

Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться исполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания.

Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и наказаний.

В ряде семей это проявляется в навязчивом стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически  рассматривают своих детей как воск  или глину, из которых они стремятся  «лепить личность». Если же ребенок сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие.

При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости получить санкцию на какие-либо действия. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные старшим установки и навыки поведения, с другой – может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.

Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и более или менее твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и обьясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия определяется не только старшими, но и в связи с интересами и проблемами младших, которые охотно выступают его инициаторами. Коммуникация имеет двусторонний характер: от старших к младшим и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу.

Кроме того, старшие члены семьи могут реализовать не идентичные друг  другу стили (например, отец – более авторитарен, мать – демократична).

Так, есть семьи, в которых мать стремится не столько «формировать» личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной  близости, понимания, сочувствия. В то же время  целью отца является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умением (разумеется, согласно его представлениям).

Определенную роль в семейном воспитании играют материальные ресурсы: доход на каждого члена семьи, затраты на воспитание, продуманное питание, наличие у младших персональной территории в жилище (отдельной комнаты, «угла»,  «своих» стола, шкафа и пр.), соответствующего гардероба, игр и игрушек, домашней библиотеки, периодических изданий, спортивного инвентаря, аудио- и видеоаппаратуры, компьютера, необходимых для удовлетворения различных интересов предметов (музыкальных инструментов;  столярных, слесарных и т.п. наборов; этюдников и пр.).

Эффективность реализации функций семьи в процессе стихийной социализации человека и в его воспитании зависит во многом от того, удалось ли супругам, а потом им с детьми создать домашний очаг.

Жилище семьи становится домашним очагом в том случае, если ее члены имеют возможность и стремятся удовлетворять в нем потребности в укрытии, поддержке и эмоциональной безопасности, в качественных эмоциональных отношениях, в идентификации с семейными ценностями, то есть когда семейное жилище становится для человека своеобразной «экологической нишей», в которой он всегда может укрыться от житейских бурь, получить поддержку и где его безусловно признают и любят.

Естественно, что основным условием превращения жилища семьи в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье. Но она, в свою очередь, во многом зависит от некоторых обьективных обстоятельств.

Так, исследования эстонского ученого М.Хейдметса показали, что немалую роль играет то, имеет ли каждый член семьи свою «персональную» территорию в жилище, то есть место, которое он считает своим, что признают другие члены семьи. Это может быть не обязательно отдельная комната, а и угол (отгороженный или условно обозначенный), свой стол, свой стул за обеденным столом, свое кресло перед телевизором и т.д. В семьях, где у ребенка (особенно начиная с возраста  9-10 лет) не было в квартире «своего места», то есть обьектов личного контроля, взаимоотношения между родителями и детьми были гораздо конфликтнее, чем в семьях, где дети имели персональную территорию. Более того, наличие «своего места» у членов семьи вело к тому, что в этих семьях чаще наблюдалась их совместная деятельность, а при его отсутствии преобладала индивидуальная. Парадокс лишь кажущийся, ибо возможность по своему желанию «укрыться» в своей нише стимулирует стремление к взаимодействию.

Станет ли жилище домашним очагом, зависит от организации быта семьи: распределения домашних обязанностей, совместного выполнения работ по дому, предпочтения домашней еды внедомашней, разговоров за столом, на кухне и т.п. Немаловажно и то, насколько члены семьи любят и имеют возможность заниматься дома какой-либо деятельностью – шить, вязать, мастерить, читать, слушать музыку и так далее, как относятся к занятиям друг друга члены семьи, любят ли они  делать что-либо совместно. Даже общее телесмотрение  в одних семьях имеет совместный характер, а в других – фактически индивидуальный.

Наконец, жилище становится домашним очагом и воспринимается таковым  тогда, когда, с одной стороны, жизнь семьи – «закрытая система», которую не обсуждают с посторонними, сохраняя интимность семейной жизни и взаимоотношений. А с другой – именно в доме принято встречаться с друзьями, родственниками, отмечать различные праздники, на которые приглашают гостей.

                             Типы семейного воспитания

Как же складывается   каждодневное общение с ребенком в семье? Готового рецепта воспитания нет. В каждой семье свои особые, неповторимые взаимоотношения с малышом. Семьи бывают разные: полные и неполные; многодетные и с одним ребенком; конфликтные и благополучные и т.д. В каждой семье может быть свой тип воспитания. Психологи выделяют несколько типов воспитания, которые существуют в семье и по-разному влияют на развитие личности. Рассмотрим, как влияет тот или иной тип воспитания на развитие личности ребенка. Возможно, это даст толчок вашим размышлениям о собственной семье, о воспитании малыша в ней: какой я родитель? Что я делаю? Что требую от своего ребенка?

Итак, какие же типы воспитания существуют в семье? Заметим, что «чистых» типов не бывает. Они выделены по преобладающему характеру отношений родителей и детей.

Весьма распространен авторитарный тип воспитания, в котором ярко проявляется диктат в отношении к ребенку, требование беспрекословного подчинения, неприятные индивидуальности малыша. Подобное отношение к ребенку строится на незыблемости собственного авторитета родителей, иногда ложного. Такие родители часто используют наказания, жесткий контроль (ты будешь делать так, как я скажу). Варианты разрешения разногласий родителем не принимаются и не обсуждаются. Для ребенка в этом случае характерны низкая самооценка (я плохой, никому не нужен), сниженная активность, безынициативность, склонность к ссорам, трудности в общении со сверстниками. Замечено, что если в семье авторитарна мать по отношению к ребенку и к отцу, то это влияет на отношение ребенка к отцу: он игнорирует его, не считается с ним. Авторитарность отца мешает ребенку, особенно девочке, хорошо к нему относиться. Такая позиция членов семьи приводит к постоянным конфликтам.

Опекающий тип воспитания. Родители в этом случае чрезмерно заботливы. Гиперопека проявляется в двух вариантах: потворствующая и доминирующая.

При потворствующей гиперопеке ребенок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Малыш вызывает всеобщее восхищение, при этом неважно, как он себя ведет. В обращении родителей к ребенку преобладает умиленный тон. Почти любая его прихоть немедленно исполняется. А если мама, папа не делают этого, то вызывают неодобрение других членов семьи. При подобном воспитании малыш привыкает быть в центре внимания. У него развивается болезненная обидчивость, подозрительность, упрямство и даже агрессивность. Это делает его неуживчивым среди сверстников, а значит, отвергаемым и одиноким.

При доминирующем типе гиперопеки из-за желания оградить ребенка от трудностей родители ставят перед ним многочисленные запреты, ограничения, злоупотребляют контролем. Последствиями этого воспитания является формирования у малыша таких качеств личности, как зависимость от окружающих, отсутствие самозащиты, излишняя уступчивость. Он скрупулезно выполняет все, что предлагает взрослый, независимо от целесообразности. По мнению психологов, этот вид опеки более характерен для матери, чем для отца.

Пренебрегающий тип воспитания. При таком воспитании малыш предоставлен сам себе. Родители им не интересуются, не контролируют его и даже избегают контактов. В этом случае у ребенка наблюдается в поведении недоразвитие эмоционально-волевой сферы, замкнутость, агрессивность. Он малоактивен, часто делает вид, что не может выполнить поручение, хотя оно ему по силам (феномен выученной беспомощности), возможен и неустойчивый тип поведения (ребенок может быть импульсивным, упрямым и т. д.).

Благоприятный тип воспитания основывается на доверии, уважении друг к другу, сотрудничестве. Родители одобряют малыша, его интересы. Они пытаются помочь ему в решении проблем, при этом совместно с ребенком обсуждают варианты решения. Контроль носит помогающий характер. Ограничения в поведении также обговариваются, и малыш принимает их как справедливые. При подобном воспитании ребенок проявляет активность, инициативность, самостоятельность. Он доброжелателен, что помогают ему легко вступать в контакты со сверстниками, взрослыми.

Следует отметить, что негибкий доминирующий тип воспитания формирует, навязывает малышу определенный тип поведения (в психологии это называется психологической ролью).

Рассмотрим некоторые из этих ролей. (При описании ролей использованы материалы А. Б. Добрович.)

«Кумир семьи» - малыш, чувствуя такое отношение, стремится быть всегда в центре внимания и требует этого. Для привлечения внимания к себе он использует шалости, неуемные слезы, капризы и т.п.

Ребенок любит читать стихи, петь песенки перед взрослыми, детьми, любит аплодисменты. Такой малыш вырастает эгоистичным. Он трудно переживает свои неуспехи, болезненно реагирует на отрицательные оценки чужих людей, ревнив к успехам других детей, нередко, поэтому агрессивен. Здесь кроются истоки зависти – чувства, с которым человеку тяжело жить. А самое главное – зависть тормозит развитие.

«Паинька» - как правило, это воспитанный, послушный, примерный ребенок. Его родители пытаются сделать из малыша предмет гордости. Почти в любой ситуации от него требуют в первую очередь соблюдения приличий. Неважно, что он при этом чувствует, каково его мнение. Когда ему не удается быть примерным, и он встречает неодобрение, то начинает заискивать перед родителями. Так может сформироваться неискренность, двуличие и желание казаться всегда хорошим. Такой ребенок в погоне за одобрением легко подвергается любому влиянию, как хорошему, так и плохому.

«Болезненный ребенок» - это еще одна роль малыша. Долго болевший ребенок выздоравливает, а в семье по-прежнему считают его больным. Родители продолжают его опекать, потворствовать всем прихотям. Они требуют такого же отношения от других. Малыш привыкает получать все легко, без усилий. В случае отказа выполнения его требований проявляет неуверенность, тревожность, обидчивость. Испытывает трудности в общении и с взрослыми и с детьми.

В семье бывает и так называемый «ужасный ребенок». В этих случаях ребенок воспринимается взрослыми как источник постоянных хлопот, напряженности. Эта роль имеет много разновидностей.

Если малыш непослушен, своеволен, действует взрослым (по их мнению) назло, то в семье его воспринимают как «мучителя». Малыш становится непредсказуемо упрямым, обидчивым. Но иногда «ужасный ребенок» превращается в «забитого».

Он постоянно испытывает страх наказания за любое высказывание, любой поступок. Этот же ребенок может оказаться в роли «путающегося под ногами». Он чувствует, что всем мешает, вызывает у домашних одно раздражение и массу всевозможных замечаний. Это формирует у малыша неверие в свои собственные силы, замкнутость.

Важно, чтобы родители помнили, что малыш может быть и «кумиром», и чьим-то «сокровищем», а через некоторое время и «ужасным ребенком». Но все это мимолетно. Главное, что его любят, и он может быть помощником, участником беседы, советчиком. Важно не то, какие роли приготовлены для малыша взрослыми, а образец для подражания. Образцом для подражания являетесь вы.  

            Помощь детского сада в воспитании детей в семье

Главная задача – помочь родителям в выполнении ими функций воспитания. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т.е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов. Молодые родители, особенно живущие отдельно от своих родных, иногда чувствуют себя очень неуверенно. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка. Однако воспитание родителей – это не только специальная  педагогическая работа, носящая предупредительный характер, а это область воспитания  взрослых охватывает и родителей, и детей, и семью в целом, знакомство с ней может быть полезным и для тех родителей, которые не чувствуют неуверенности при решении педагогических проблем.

Всесторонняя помощь в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания – здоровье ребенка, его счастье и благополучие. Конечно, все зависит от уровня и образа жизни семьи, от умения родителей создавать счастливую семейную жизнь.

Современные родители, воспитывая ребенка, все чаще сталкиваются с необходимостью контролировать и корректировать стимулы развития ребенка: ограждая его от негативных влияний, приходится  сочетать отдельные стимулы или совсем отказываться от некоторых из них. Якку – Сихвонен считает,  что именно  это необходимость координирования и контроля и заставляет современных родителей расширять свои знания в области педагогики,  вырабатывать четкие и последовательные взгляды на воспитание детей,  способность оценивать и анализировать влияние различных стимулов на развитие ребенка.

Одинаковых семей  не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с  уравновешенным  характером,  есть одна общая особенность – ровные, доброжелательные отношения взрослых и детей. Не бойтесь быть ребенку другом. Некоторые родители считают, что дружба – это отношение равных, а взрослые, воспитывая своих детей, не могут ронять свой авторитет таким отношением с ребенком. Они опасаются, что их не будут уважать и слушаться.

Они настойчивы и последовательны в своей позиции непогрешимых взрослых и считают, что правильным может быть только их мнение. Нетерпимо относясь к упрямству детей, они не идут на любые компромиссы и уступки: требуют от ребенка беспрекословного послушания, не доверяют ни опыту ребенка, ни его возрастающей самостоятельности. Любовь к ребенку носит принципиальный характер («детей ласкать нельзя – они распускаются»). У взрослых  в таких семьях есть образ желаемых свойств характера  их ребенка. Сын  или дочь положительно оцениваются  лишь тогда, когда  поведение их соответствует этим завышенным требованиям.  Дети в таких семьях часто слышат следующие замечания: «Ты никогда не делаешь так, как нужно«, «Ты  всегда делаешь то, что нельзя».

Основой воспитания положительных черт характера ребенка (самостоятельности, чувства собственного достоинства, отзывчивости и др.) могут быть только дружеские взаимоотношения взрослых и детей, отношения на равных. Как же возникает эта дружба?  Нам часто кажется, что дети еще малы, и наших переживаний и проблем им  не понять.  Поэтому  многие  взрослые либо скрывают свои переживания от детей, либо вообще не задумываются о том, что, закрывая свой внутренний мир от детей, мы лишаем их важных и волнующих минут сопереживания, которые формируют нравственность ребенка, важные черты его характера.

В жизни много  радостных переживаний. Расскажите о них ребенку,  чаще приобщайте его к своим делам,  сойдите с высот своего авторитета,  и вы увидите,  как в равных с вами  отношениях,  имея возможность ощутить себя не только воспитуемым,  но и защитником мамы, помощником папы, близким другом  старшего брата,  ваш сын или дочь станут более волевыми и отзывчивыми, самостоятельными и добрыми,  умеющими уважать себя и других.

Помните, что все дети нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы для формирования определенных черт характера ребенка. У всех дошкольников воспитывают устойчивые нравственные чувства, нравственные мотивы поведения, послушание и любознательность, активность.

                              Памятки для родителей

Если ребенок провинился:

1. Не начинайте разговор с ребенком, если вы в плохом настроении.

2. Сразу дайте оценку поступку. Узнайте, что ребенок думает по этому поводу.

3. Не унижайте ребенка.

4. Не вымогайте обещаний, для детей они ничего не значат.

5. Оценивайте поступок, а не личность: «Ты поступил плохо» вместо «Ты плохой».

6. После замечания, прикоснитесь к ребенку и дайте почувствовать, что вы ему сочувствуете, верите в него.

Наказывая ребенка нужно помнить:

1. Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение поступка.

2. Наказание должно быть не нормой, а исключением

3. Наказывайте за поступок, а не потому что у вас плохое настроение.

4. Не читайте длинных нотаций.

5. Не напоминайте о проступке.

6. Ведите разговор о проступке наедине с ребенком.

Помните, что у ребенка есть права и достоинства в семье:

  1. Принимайте ребенка таким, какой он есть и любите его.
  2. Обнимайте ребенка не менее четырех, а лучше восемь раз в день.
  3. Выражайте недовольство отдельными действиями ребенка, а не ребенком в целом.
  4. Верьте в то,  что лучше. Что есть в ребенке хорошего, то и поддерживаете, чаще хвалите.
  5. Родительские требования не должны вступать в явные противоречия с важнейшими потребностями ребенка.
  6. Наказание не должно вредить здоровья ни физического, ни психического.
  7. Наказывая ребенка лучше лишить его хорошего, чем сделать ему плохо.
  8. Если сомневаетесь, наказывать или не наказывать, не наказывайте.
  9. За один раз должно быть одно наказание : «наказан – прощен».
  10. Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
  11. Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого.
  12. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.
  13. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
  14. Любите своего ребенка.  

Быть родителем – тяжелый труд. Родительские способности проявляются не сразу. Помните, что воспитание нельзя свести  к схеме, в которой «мы только воздействуем, а ребенок получается – и ребенок на нас воздействует, и мы получаемся» (В. Леви). Воспитание – это как лесенка, по которой поднимаются двое: взрослый и ребенок. Преимущество взрослого лишь в опыте. А секрет лесенки состоит в том, что взрослый и ребенок вместе, но каждый самостоятельно преодолевает ступеньку за ступенькой. На каждой ступеньке у вас как родителя будут успехи и неудачи. Вы почувствуете, что на какой-то из них вам легко быть родителем, на какой-то трудно, а на какой-то и трудно и легко. Учитесь на трудностях, когда чувствуете, что поступили как родитель не лучшим образом. А для этого иногда полезно останавливаться и смотреть, чего же достигли вы и ваш малыш. Тогда воспитание становится не набором хаотичных действий, а осознанным процессом познания себя и своего ребенка.

                                   Библиография

Мудрик А. В. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 472 с.

Популярная психология для родителей / Под ред. А. А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1989. – 256 с. – (Б-ка для родителей).

Журнал «Воспитатель ДОУ» №7/ Сост. М.А.Аралова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. Статья « Особенности развития детей», автор Е.О.Смирнова, Т.В.Ермолова. стр.5

Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы: Пер. с фин.: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1993. – 112с.

Методический журнал «Ребенок в детском саду» ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» №3 2001г., ст. Н. Метенова «Азы воспитания» стр. 75

Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада/ Л.В.Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Маркова и др.; Под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.: ил.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пословицы и поговорки русского народа о семье и семейном воспитании

сборник пословиц и поговорок русского народа о семье и семейном воспитании...

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ РУССКОГО НАРОДА О СЕМЬЕ И СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ РУССКОГО НАРОДА О СЕМЬЕ И СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ...

"Роль семьи и семейного воспитания в жизни ребенка"

Вы дали своему ребенку жизнь, и Вы в ответе за то, каким человеком он станет....

"Роль семьи и семейного воспитания в жизни ребенка"

Вы дали своему ребенку жизнь, и Вы в ответе за то, каким человеком он станет....

Психология семьи и семейного воспитания детей с ОВЗ.

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального пол...

Статья. Проблемы семьи и семейного воспитания.

Статья "Проблемы семьи и семейного воспитания" это анализ процессов происходящих в семье.Описание различных ситуаций и их последствия. Советы родителям как избежать ошибок в воспитании детей...