Ребенок и СМИ: компьютер и телевизор
консультация на тему

Гольева Надежда Васильевна

Данная консультация адресована родителям детей ясельной группы и затрагивает актуальные в настоящее время вопросы влияния компьютера и телевизора, т.е. основных средств массовой информации (СМИ), на воспитание, обучение и формирование психики детей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok_i_smi.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей ясельной группы на тему:

«Ребенок и СМИ: компьютер и телевизор»

В настоящее время основные средства массовой информации, такие как телевизор и компьютер, прочно вошли в жизнь наших детей. Они все больше заменяют бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с родителями, и таким образом становятся главными воспитателями ребенка.

Однако это безопасное, на первый взгляд, времяпровождение детей у экранов компьютеров, телевизор и других современных гаджетов может привести к печальным последствиям не только для здоровья ребенка, но и его психического развития.

Первое из них – отставание в развитии речи. Если в конце 90-х годов отклонения в развитии речи наблюдался только у 4% детей, то сейчас 37% страдают серьезными нарушениями в речевом развитии. За последние 20 лет число речевых отклонений возросло более чем в 9 раз! Дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Но можно удивиться, причем здесь компьютер и телевизор. Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Какая разница, кто говорит с ребенком – взрослый или герой мультфильма? А разница есть и огромная. Ведь речь – это не подражание чужим словам, не запоминание речевых оборотов. Поэтому речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих слов. Она не обращена к малышу лично, не требует ответа, не побуждает его к какому-либо действию, поэтому дети смотрят на экран молча, а изъясняются криками или жестами. Помните, что овладение речью происходит только в непосредственном общении, когда ребенок не только слышит слова, но и отвечает, он включается в диалог не только слухом и артикуляцией, но и всеми своими действиями, мыслями, чувствами.

«Экранные дети» страдают «дефицитом концентрации», который характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Эти дети не могут надолго заинтересоваться каким-либо занятием, быстро переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, но воспринимают их поверхностно, отрывочно, не анализируя и не связывая их между собой. Им трудно воспринимать информацию на слух, т. к. не могут удержать в памяти предыдущие фразы, связать их в предложение, поэтому в последствии им будет трудно читать, понимать смысл прочитанного, пересказывать прочитанный текст.

Еще один факт, который отмечают многие педагоги, - это резкое снижение фантазии и творческой активности. Дети начинают терять способность и желание чем-то себя занять.

Доверяя ребенку, мы порой не отбираем, какие программы можно смотреть, не ограничиваем время, проводимое им у телевизора. Не редко телевизор становится ребенку второй мамой. В результате чего он начинает использовать в своих играх манеры поведения своих героев, становится агрессивным, если с ним не соглашаются или делают ему замечание. Ребенок начинает путать реальность с вымыслом, что очень пагубно влияет на его еще не сформировавшуюся психику.

Стоит помнить, что детский возраст – это период наиболее интенсивного становления внутреннего мира. И изменить или наверстать упущенное в дальнейшем будет уже практически невозможно.

Главное право ребенка – это его право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов. А сажая малыша перед экраном и тем самым освобождая себя от лишних и утомительных занятий с ним, взрослые нарушают основной закон развития психики ребенка. Суть это закона заключается в том, что становление внутреннего мира ребенка происходит именно в совместной жизнедеятельности со взрослым. Если же малыш в раннем возрасте лишен полноценного общения со взрослыми, то смысл окружающих вещей, а вместе с ним и вся человеческая культура, остается закрытым, чужим, невостребованным, а его внутренний мир – пустым.

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но допускать к ним детей можно только тогда, когда они готовы к её использованию по назначению, когда она станет для них именно средством получения нужной информации, а не воспитателем, властным хозяином над их душами.

Таким образом, признавая огромную роль телевидения и компьютера в жизни каждого человека, мы должны помнить о той ответственности, которая лежит на нас, взрослых: сделать все возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей "Как компьютер и телевизор влияют на ребёнка"

Влияют ли компьютер и телевизор на малыша? Да, влияют, причём негативно, что доказано специалистами. Каково же это влияние?...

Консультация для родителей на тему: « Вред компьютера и телевизора для детей»

Консультация для родителей на тему: « Вред компьютера и телевизора для детей»...

Чудеса 20 века(компьютер и телевизор).Чудим или регулируем?

Многие дети очень любят смотреть телевизор и могут подолгу просиживать за игровыми приставками. Обладатели компьютеров имеют еще большие возможности для времяпрепровождения, включая работу, обучение и...

Влияние компьютера и телевизора на развитие ребенка

Роль компьютера и телевидения в жизни ребенка....