Формируем у детей самостоятельность и ответственность.
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Колесникова Светлана Николаевна

Самостоятельность - это умение дей­ствовать отдельно, независимо от чьей-либо помощи, способность про­являть инициативу и реализовывать за­думанное без посторонней помощи. Принципиальным считаем предоставление дошкольникам той степени самостоятель­ности, за которую они могут нести ответ­ственность в силу возрастных особеннос­тей. Именно воспитание ответственности в дошкольном возрасте считаем первосте­пенным в процессе становления личности. Ответственность - это развитое чувст­во долга, обязательность при выполнении поручений, обещаний, умение противосто­ять соблазнам. Ответственность определя­ет признание и успешность ребенка снача­ла в коллективе сверстников, а в будущем в социуме. Анализ источников показал: проблема формирования ответственнос­ти имеет давнюю историю (К.А. Альбуханова-Славская, К. Роджерс, Л. Колберг, Ж. Пиаже, Ж.-П. Сартр, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Б.Ф. Ломов, С.Л. Ру­бинштейн, С. Шварц, Л.И. Божович, B.C. Мухина, Л.С. Славина и др.). В иссле­довании Е.Н. Даньковой (2008) дано сле­дующее определение ответственности: «...личностное качество, отражающее со­стояние готовности к рефлексии своего поведения с позиции нравственных пра­вил и к ответу за результат своей деятель­ности перед другими и самим собой». Од­нако нравственные и социальные качества - это не всегда одно и то же, ответствен­ный человек может быть, а может и не быть добропорядочным. Убеждены, ответ­ственность - это социальное качество лич­ности, для воспитания которого, прежде всего важно развивать моральные мотивы и произвольные процессы, так как ответст­венность - это еще и волевое качество.

Известно, именно в дошкольном возрас­те создается фундамент для воспитания физических качеств. Дети с большим удо­вольствием занимаются физкультурой, иг­рают в подвижные народные игры, кото­рые способствуют воспитанию морально-волевых качеств. Эти игры являются тра­диционным средством педагогики: в них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, пред­ставления о чести, смелости, му­жестве, желание быть ловки­ми, выносливыми, проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к по­беде. Радость движения в народных играх сочетается с духовным обогащением детей в процессе взаимодействия в игре со сверстниками.

Правильно    организованные и систематически проводимые подвижные игры формируют характер, волю, вос­питывают патриотические. Именно подвиж­ным народным играм мы отводим серьез­ную роль в социальном воспитании стар­ших дошкольников, его рациональной организации. Недостаточно научить детей движениям, необходимым для их нор­мальной жизнедеятельности; надо, ис­пользуя подвижные народные игры, фор­мировать ценностные социальные качест­ва, в том числе самостоятельность, ответственность, содействие.

Однако эти качества формируются в по­движной игре не только за счет решения двигательной задачи. Установлено: созда­ние самими детьми детских коллективов - это результат развития детских взаимоот­ношений, собственно игровых навыков и умений.

Игра с правилами интересна в том чис­ле своим влиянием на формирование рас­сматриваемых нами социальных качеств. Итак, как уже было сказано, интересы дошкольника связаны прежде всего с играми подвижного характера. В.Н. Аванесова, Л.А. Артёмова, Н.Я. Михайленко, Т.И. Осокина, Е.Л. Тимофеева дают некоторые рекомендации по формированию у детей самостоятельности в играх с правилами, но в целом данная проблема еще не решена и требует дальнейшего изучения. Известно, младшие школьники почти не играют в иг­ры, которым их научили в детском саду; именно поэтому мы и решили выяснить: какое место игры с правилами занимают в ДОУ? в какой мере старшие дошкольники самостоятельно используют подвижные игры? какое влияние имеют взрослые на организацию этой деятельности?

В настоящее время в педаго­гической литературе постав      лены задачи формирования  у детей  умения организо­вывать подвижные игры самостоятельно. Однако на практике самостоятельность часто ограничивается    ответом    на

предложение воспитате­ля: «В какую игру вы хотите  поиграть?».  Таким образом, главным инициатором и организатором игры все-таки выступает педагог.

Мы предположили, что формирование самостоятельности, ответственности и содействия у детей дошкольного возрас­та будет эффективным при следующих педагогических условиях:

1) приобщение родителей к подвижным народным играм с детьми;

2)взаимодействие инструктора по фи­зическому воспитанию с музыкальным руководителем и воспитателями;

3)владение методикой проведения по­движных народных игр на прогулке (раз­ные по способу организации игры, на­правленные на развитие различных групп мышц; игровые задания, требую­щие точной координации движений, си­лы, ловкости, выносливости, быстроты и красоты движений, а также смекалки, вы­держки, воли, самостоятельности, ответ­ственности и содействия, оказания помо­щи другим играющим);

4)  активизация детской самостоятель­ности посредством стимулирования индивидуальных возможностей каждого ребенка и создания благоприятных усло­вий для проявления эмоциональных и морально-волевых качеств в подвижных
народных играх;

5) системное планирование подвиж­ных народных игр на прогулке;

6) создание диагностического инстру­ментария по выявлению уровня сформи­рованное самостоятельности, ответст­венности и содействия;

7)   обучение детей сначала способам объединения в группы для выполнения парных упражнений, игровых заданий, а затем способам самоорганизации в по­движную игру.

Рассмотрим некоторые из вышеназван­ных педагогических условий.

Приобщение родителей к подвижным народным играм с детьми. Современные дети либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин.

• Родители стремятся как можно раньше научить детей читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность дошколь­ника - игровая. (Без игрового периода не будет успешного обучения в школе, не про­изойдет развития полноценной личности.)

• Современные дети, как правило, «игра­ют» в обучающие игры по правилам взрос­лых, часами просиживают у телевизора, проигрывая вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных монстров; подчас выплески­вая не только свою энергию, но и агрессив­ность в безопасное для них пространство.

• Родители современных детей сами при­надлежат к неиграющему поколению; имен­но поэтому они не играют со своими детьми, не умеют этого делать. К тому же им не хва­тает времени на занятия и игры с детьми, хотя именно родители должны стать первы­ми участниками игр своих малышей. И чем активнее будет общение матери или отца с ребенком, тем быстрее он развивается.

В чем преимущество использования народ­ных игр в практике семейного воспитания?

• Наличие правил и требование их со­блюдения ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что спо­собствует укреплению эмоционально по­ложительных контактов между родителя­ми и детьми.

•  Имеют значение и простота, и доступ­ность организации народных игр. Они не требуют специального оборудования, спе­циального времени. С ребенком можно иг­рать по дороге в детский сад, на прогулке, во время путешествия.

•  Если родители не только организуют игры, но и сами включаются в них, это приносит двойную пользу: доставляет де­тям много радости и удовольствия, а па­пам и мамам дает возможность лучше уз­нать своего ребенка, стать его другом.

•  В народных играх много юмора, шу­ток, соревновательного задора. Своеобра­зие игровых действий (прятание-поиск, загадывание-отгадывание, придумывание нелепиц и каламбуров, смешные движе­ния, жесты, «выкуп» фантов и др.) вызы­вает у детей целую гамму веселых чувств и переживаний. Шуткам и юмору присуща безобидность. Доброжелательный смех партнеров действует на ребенка сильнее, чем замечания, наказания.

•  Не только наличие правил и требова­ние их соблюдения, но и частая сменяе­мость водящих делают всех участников иг­ры равноправными партнерами, что спо­собствует укреплению эмоциональных контактов между родителями и детьми.

Пожалуй, единственный язык, кото­рый легко дается детям, - это язык игры, поэтому именно в игре дети достаточно легко учатся решать возникающие пробле­мы, учатся самостоятельности и в процес­се организации игры, и при подготовке к ней, и в преодолении трудностей, связан­ных с ходом игры. При этом именно роди­тель демонстрирует достойный пример: как можно выиграть или проиграть, не уронив своего достоинства. Роль же педа­гогов состоит в обучении родителей взаи­модействию с детьми в процессе игровой деятельности, в их привлечении к органи­зации и проведению развлечений и заня­тий, построенных на народных играх.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формируем у детей самостоятельность и ответственность.

Самостоятельность - это умение действовать отдельно, независимо от чьей-либо помощи, способность проявлять инициативу и реализовывать задуманное без посторонней помощи. Принципиальным считаем предоставление дошкольникам той степени самостоятельности, за которую они могут нести ответственность в силу возрастных особенностей. Именно воспитание ответственности в дошкольном возрасте считаем первостепенным в процессе становления личности. Ответственность - это развитое чувство долга, обязательность при выполнении поручений, обещаний, умение противостоять соблазнам. Ответственность определяет признание и успешность ребенка сначала в коллективе сверстников, а в будущем в социуме. Анализ источников показал: проблема формирования ответственности имеет давнюю историю (К.А. Альбуханова-Славская, К. Роджерс, Л. Колберг, Ж. Пиаже, Ж.-П. Сартр, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, С. Шварц, Л.И. Божович, B.C. Мухина, Л.С. Славина и др.). В исследовании Е.Н. Даньковой (2008) дано следующее определение ответственности: «...личностное качество, отражающее состояние готовности к рефлексии своего поведения с позиции нравственных правил и к ответу за результат своей деятельности перед другими и самим собой». Однако нравственные и социальные качества - это не всегда одно и то же, ответственный человек может быть, а может и не быть добропорядочным. Убеждены, ответственность - это социальное качество личности, для воспитания которого, прежде всего важно развивать моральные мотивы и произвольные процессы, так как ответственность - это еще и волевое качество.

Известно, именно в дошкольном возрасте создается фундамент для воспитания физических качеств. Дети с большим удовольствием занимаются физкультурой, играют в подвижные народные игры, которые способствуют воспитанию морально-волевых качеств. Эти игры являются традиционным средством педагогики: в них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание быть ловкими, выносливыми, проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Радость движения в народных играх сочетается с духовным обогащением детей в процессе взаимодействия в игре со сверстниками.

Правильно    организованные и систематически проводимые подвижные игры формируют характер, волю, воспитывают патриотические. Именно подвижным народным играм мы отводим серьезную роль в социальном воспитании старших дошкольников, его рациональной организации. Недостаточно научить детей движениям, необходимым для их нормальной жизнедеятельности; надо, используя подвижные народные игры, формировать ценностные социальные качества, в том числе самостоятельность, ответственность, содействие.

Однако эти качества формируются в подвижной игре не только за счет решения двигательной задачи. Установлено: создание самими детьми детских коллективов - это результат развития детских взаимоотношений, собственно игровых навыков и умений.

Игра с правилами интересна в том числе своим влиянием на формирование рассматриваемых нами социальных качеств. Итак, как уже было сказано, интересы дошкольника связаны прежде всего с играми подвижного характера. В.Н. Аванесова, Л.А. Артёмова, Н.Я. Михайленко, Т.И. Осокина, Е.Л. Тимофеева дают некоторые рекомендации по формированию у детей самостоятельности в играх с правилами, но в целом данная проблема еще не решена и требует дальнейшего изучения. Известно, младшие школьники почти не играют в игры, которым их научили в детском саду; именно поэтому мы и решили выяснить: какое место игры с правилами занимают в ДОУ? в какой мере старшие дошкольники самостоятельно используют подвижные игры? какое влияние имеют взрослые на организацию этой деятельности?

В настоящее время в педагогической литературе постав        лены задачи формирования  у детей  умения организовывать подвижные игры самостоятельно. Однако на практике самостоятельность часто ограничивается    ответом    на

предложение воспитателя: «В какую игру вы хотите  поиграть?».  Таким образом, главным инициатором и организатором игры все-таки выступает педагог.

Мы предположили, что формирование самостоятельности, ответственности и содействия у детей дошкольного возраста будет эффективным при следующих педагогических условиях:

1)        приобщение родителей к подвижным народным играм с детьми;

  1. взаимодействие инструктора по физическому воспитанию с музыкальным руководителем и воспитателями;
  2. владение методикой проведения подвижных народных игр на прогулке (разные по способу организации игры, направленные на развитие различных групп мышц; игровые задания, требующие точной координации движений, силы, ловкости, выносливости, быстроты и красоты движений, а также смекалки, выдержки, воли, самостоятельности, ответственности и содействия, оказания помощи другим играющим);

4)        активизация детской самостоятельности посредством стимулирования индивидуальных возможностей каждого ребенка и создания благоприятных условий для проявления эмоциональных и морально-волевых качеств в подвижных
народных играх;

  1. системное планирование подвижных народных игр на прогулке;
  2. создание диагностического инструментария по выявлению уровня сформированное самостоятельности, ответственности и содействия;
  3. обучение детей сначала способам объединения в группы для выполнения парных упражнений, игровых заданий, а затем способам самоорганизации в подвижную игру.

Рассмотрим некоторые из вышеназванных педагогических условий.

Приобщение родителей к подвижным народным играм с детьми. Современные дети либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин.

  • Родители стремятся как можно раньше научить детей читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность дошкольника - игровая. (Без игрового периода не будет успешного обучения в школе, не произойдет развития полноценной личности.)
  • Современные дети, как правило, «играют» в обучающие игры по правилам взрослых, часами просиживают у телевизора, проигрывая вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных монстров; подчас выплескивая не только свою энергию, но и агрессивность в безопасное для них пространство.
  • Родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению; именно поэтому они не играют со своими детьми, не умеют этого делать. К тому же им не хватает времени на занятия и игры с детьми, хотя именно родители должны стать первыми участниками игр своих малышей. И чем активнее будет общение матери или отца с ребенком, тем быстрее он развивается.

В чем преимущество использования народных игр в практике семейного воспитания?

•        Наличие правил и требование их соблюдения ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоционально положительных контактов между родителями и детьми.

  • Имеют значение и простота, и доступность организации народных игр. Они не требуют специального оборудования, специального времени. С ребенком можно играть по дороге в детский сад, на прогулке, во время путешествия.
  • Если родители не только организуют игры, но и сами включаются в них, это приносит двойную пользу: доставляет детям много радости и удовольствия, а папам и мамам дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать его другом.
  • В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Своеобразие игровых действий (прятание-поиск, загадывание-отгадывание, придумывание нелепиц и каламбуров, смешные движения, жесты, «выкуп» фантов и др.) вызывает у детей целую гамму веселых чувств и переживаний. Шуткам и юмору присуща безобидность. Доброжелательный смех партнеров действует на ребенка сильнее, чем замечания, наказания.
  • Не только наличие правил и требование их соблюдения, но и частая сменяемость водящих делают всех участников игры равноправными партнерами, что способствует укреплению эмоциональных контактов между родителями и детьми.

Пожалуй, единственный язык, который легко дается детям, - это язык игры, поэтому именно в игре дети достаточно легко учатся решать возникающие проблемы, учатся самостоятельности и в процессе организации игры, и при подготовке к ней, и в преодолении трудностей, связанных с ходом игры. При этом именно родитель демонстрирует достойный пример: как можно выиграть или проиграть, не уронив своего достоинства. Роль же педагогов состоит в обучении родителей взаимодействию с детьми в процессе игровой деятельности, в их привлечении к организации и проведению развлечений и занятий, построенных на народных играх.