Кризис трёх лет
консультация (младшая группа) на тему

Холодова Марина Георгиевна

Здесь представлены рекомендации для родителей о том, как справляться с капризами ребёнка на определённом возрастном этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tri_goda.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нам три года

Этот возраст принято называть кризисным. Кроха начинает сознавать себя по- новому.

А родители должны быть готовы к  разным неожиданностям.

В три года для человека не существует невыполнимых задач. Достать звезду с неба-пара пустяков…Больше всего на свете малыш любит говорить: «Я сам!» Многие в этом возрасте уже достаточно хорошо владеют речью. И мама с папой вдруг замечают,

что в доме стало заметно спокойнее и тише.

 

В мире чувств.

У трёхлетнего Алёши родилась сестрёнка. Когда её привезли из роддома, мальчик долго разглядывал девочку, а затем крепко прижал девочку к себе и поцеловал. Появление нового малыша в семье всегда вызывает в детской душе бурю противоречивых чувств. Но у трёхлетки все эмоции подчинены главной цели – заслужить одобрение родителей. Его любовь к папе и маме – сильное и вполне осознанное переживание. Он искренне старается угодить им, чтобы заслужить ответную любовь. Алёша обнимает и целует сестренку, прежде всего потому, что это делают взрослые. Он знает, что порадует их, если поступит так же. Трёхлетний малыш развивает способность к сопереживанию и заботе о других. Правда, он пока не знает, как адекватно выразить свои чувства.

Независимость.

С 2,5 до 3,5 малыш переживает так  называемый кризис трёх лет: он начинает осознавать себя самостоятельной личностью, имеющей собственную волю. Именно этим объясняется невероятное упрямство трёхлеток, их непрерывные капризы. Малыш всё делает наперекор взрослым, как будто специально провоцируя их на конфликт. Важно понять, что это не капризы, а острая потребность ещё и ещё раз настоять на своём, ощутить себя значимым и независимым. Ребёнок просто не может вести себя иначе и часто сам страдает от раздирающих его внутренних противоречий. Чем строже ведут себя с ним взрослые, тем упрямее и несноснее он становится. И всё-таки ваши требования должны выполнятся независимо от желания крохи. Как же этого добиться? Не задавайте вопросов, на которые не готовы получить отрицательный ответ. Если малыш упрямится, не вступайте в конфронтацию- постарайтесь заговорить, отвлечь его чем- ни будь. Обращайтесь с ребёнком мягко, никогда не принуждайте его. Стоит признать, что подчас это требует огромной выдержки и изобретательности. Трёхлетний малыш стремится к общению со сверстниками - теперь ему недостаточно просто возиться в одиночку рядом с другими детьми, иногда он готов поделиться игрушками и поиграть вместе. У ребёнка начинает формироваться понятие времени. Можно, например, обсудить с ним последовательность событий ближайшего будущего: « Сначала мы позавтракаем, и я отведу тебя в садик. А после садика мы поедем в гости к бабушке».

Фантазии и страхи.

Многие дети в таком возрасте любят сочинять истории и подробно описывать разные события. Это - один из их способов самовыражения. Детские истории пока ещё не имеют ни начала, ни середины, ни конца. Предметом этих фантазий часто становится что - то пугающее, а мир трёхлетнего ребёнка полон страшными и непонятными вещами. Именно поэтому нельзя оставлять малыша одного перед телевизором. Он может легко испугаться даже самых невинных, с нашей точки зрения, вещей.  Однако находясь рядом с ребёнком, вы всегда сумеете успокоить его, обсудить увиденное. Не пренебрегайте детскими страхами, старайтесь докопаться до их сути. Учтите, больше всего страшит то, что непонятно. Если кроха проснулся среди ночи с чувством страха, проявите сочувствие и понимание. Выслушайте малыша и заверьте, что мама и папа всегда рядом и оберегают его. Ни в коем случае не запрещайте ребёнку бояться, дайте ему возможность открыто выражать любые свои чувства, в том числе и страх.

Общение.

Итак, ваш малыш перешагнул важный рубеж своего развития. Он сильно изменился, стал взрослее и самостоятельнее. Старайтесь удовлетворять эмоциональные потребности ребёнка. По возможности находите время, чтобы побыть с ним наедине. Малышу просто необходимо, чтобы ваше внимание иногда принадлежало только ему. При этом для него важен контакт с обоими родителями.

К трём годам большинство малышей уже свободно могут выражать свои чувства и желания словами. Это существенно меняет стиль вашего общения с крохой. С одной стороны, с ребёнком, владеющим речью, гораздо легче договориться: он становиться более управляемым,  лучше понимает взрослых. С другой стороны, дети нуждаются в том, чтобы с ними как можно больше разговаривали: называли всевозможные предметы, события, чувства, слушали их рассказы, отвечали на вопросы. Читайте своим малышам сказки. Это бесценный материал для развития не только речи, но и эмоциональной сферы ребёнка. Поощряйте их общение с другими взрослыми - знакомыми и родственниками.

Кругозор ребёнка стремительно расширяется. Он жаждет новых впечатлений, новых знаний, новых знакомств. Период раннего детства подходит к концу. Пора выходить «в люди».

Наши достижения.

  • В среднем трехлетний ребенок владеет тысячей слов и понятий, однако у разных детей этот показатель может сильно различаться.
  • Многие трехлетки хорошо бегают, но легко спотыкаются. Большинство умеет кидать мяч, не теряя при этом равновесия, подниматься по лестнице, как большие (то есть, чередуя правую и левую ногу), надевать ботинки, застегивать кнопки, пользоваться ножницами и складывать простейший паззл.
  • Малыш делит людей по половому признаку, осознает свою принадлежность к определенному полу. Любимыми игрушками мальчиков становятся машинки, в то время как девочки предпочитают возиться с куклами.
  • Трехлетние дети умеют многое, но им свойственно преувеличивать свои способности. Так кроха может утверждать, что ему ничего не стоит достать луну с неба. И если луна, несмотря на все заверения, продолжает оставаться на месте, его это нисколько не смущает и ничего, по его мнению, не доказывает.

К трем годам нормально развивающийся ребенок умеет:

  • прыгать на полной ступне,
  • ударять ногой по мячу,
  • рисовать неровные круги,
  • говорить фразами из двух - трех слов,
  • слушать сказки,
  • играть в простейшие ролевые игры,
  • называть и использовать предметы

   (мяч, ручку и т.д.).