Несколько основных правил, которые помогут ребёнку для полноценного развития речи.
консультация (младшая группа) на тему

Митракович Любовь Васильевна

Консультация содержит советы родителям, которые заботятся  о правильном речевом развитии своих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_mart2015.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕД СОВЕТУЕТ

Несколько основных правил, которые помогут ребёнку для полноценного развития речи.

  1. Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
  2. Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря).
  3. Создание ситуаций, когда ребёнок в раннем возрасте должен выразить своё желание словесно.
  4. Чёткое проговаривание неправильно сказанных ребёнком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.
  5. Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.
  6. Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.
  7. Организация свободного времени ребёнка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.
  8. Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в речевом развитии ребёнка.

Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем. Но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь ребёнку и родителю.

Распространённые ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребёнка:

  • Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь.
  • Часто родители наносят серьёзный урон  речи ребёнка, игнорируя «тревожные звоночки», которые указывают на проблемы в развитии. Среди родителей часто бытует мнение, что ребёнок просто перерастёт патологию, что после определённого возраста всё встанет на свои  места.
  • Стоит отметить нежелание родителей работать над собственными несовершенствами. Очень распространены случаи, когда ребёнок, неосознанно, подражая матери, искажает определённые звуки речи.
  • Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Во-первых, срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении. Во-вторых, у ребёнка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слова.
  • Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию.
  • Отдельно стоит выделить темпы технического прогресса. Часто родителям проще включить ребёнку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошёл его день

Когда нужно обращаться к логопеду

Если ребёнок в младенчестве не гулит и не лепечет (т.е. не издаёт забавных звуков типа «кхх, акхх, апы»  и т.д. и не повторяет сам за собой слоги «бу-бу-бу, та-та-та,  мА-ма-ма»), стоит обратиться к логопеду примерно в 1 год.

Если ребёнок в 1,5 - 2,5 года практически не имеет слов типа «мама», «баба», «би-би», «топ-топ», а говорит на «своём» языке.

Если ребёнок в полтора-три года «всё понимает», а говорить не хочет, общается жестами и «мычанием».

Если ребёнок в четыре - пять лет смягчает все звуки: кися, сяпка, тяйник, лямпотька.

Если ребёнок в четыре – пять лет картавит, гнусавит, шепелявит (извините за ненаучную терминологию).

Если ребёнок пошёл в школу, и у него проблемы с письмом – после второй учебной четверти бегом к логопеду: возможно, у ребёнка дисграфия.

Чем раньше ребёнка посмотрит логопед, тем больше вероятность исправить речь.

Проявления речевых нарушений

  • Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков.
  • Нарушение слоговой структуры слова – пропуски, перестановки слогов в слове.
  • Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значения и смысла слов.
  • Неправильное грамматическое оформление высказывания.
  • Затруднения в пересказывании, построении  самостоятельного связного высказывания.
  • Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов.