Главные вкладки

    Рекомендации родителям будущих первоклассников
    консультация (подготовительная группа) по теме

    Глушкова Светлана Викторовна

    Требования к речевому и общему развитию будущих первоклассников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon trebovaniya_k_rech._raz.bud_._perv.doc35.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Эти требования к речевому и общему развитию будущих первоклассников лежат в основе успешного овладения русским языком. Помогите своему ребенку сформировать:

    1.Правильное звукопроизношение  – основа усвоения грамоты.

    2. Представление о звуковой системе языка: уметь различать звуки на слух (фонематический слух), уметь определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове (фонематический анализ), уметь самому придумывать слово на заданный звук (фонематические представления).

    Например, называйте поочередно каждый звук в слове, а затем предложите малышу найти местонахождение какого-нибудь звука; определите с ребенком звуки, которые повторяются в слове; какие звуки в слове разные и т.д.

    3. Достаточно развитую связную речь. Разговаривать полными предложениями: уметь четко и последовательно рассказывать о чем-либо, пересказывать.

    Если вам трудно что-то придумать, возьмите любую детскую книжку, прочитайте, разберите новые, сложные слова, попросите ребенка рассказать («Ой, я забыла, почему это зайка слезы лил?»), внимательно рассмотрите картинки, опишите все, что нарисовано (пусть это делает сам ребенок, а вы подсказывайте). Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы. Учите с ребенком стихотворения наизусть.

    Учиться пересказывать лучше всего на русских народных сказках. Почему?

    * Сюжет их состоит из похожих эпизодов.

    *В них много повторяющихся диалогов, что облегчает запоминание и чтение.

    *Ребенок учится внимательному чтению.

    *Каждая часть произведения хоть и похожа на предыдущую, но все же имеет свои различия.

    *По сказке легко составлять вопросы и отвечать на них.

    Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам.

    4. Словарный запас ребенка. Игра в слова (если научить ребенка) может скрасить долгий путь или  прогулку. Играя с ребенком в эту игру, мама может помыть посуду и погладить белье (это не лучший, но все же выход).

    Можно попросить ребенка:

    - назови все свои игрушки,

    - придумай слова, которые обозначают транспорт,

    - какими словами можно описать лето, осень, зиму,

    - вспомним слова с противоположными значениями: день-ночь, «холодный - горячий».

    Ребенок только что посмотрел мультик, а вы не видели, попросите пересказать сюжет. Иногда в речи 5-6-летних детей встречаются грамматические ошибки, взрослые обязательно должны исправлять их, и повторив правильно, спокойным ровным тоном. Можно поиграть - намеренно исковеркать фразу («В лес грибы растет», «Дети гулять около дома») и вместе с ребенком разобрать, как нужно произносить слова. Помните, чем больше запас слов у ребенка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли и чувства.

    5. Развитую мелкую моторику кистей рук. Пусть ваш ребенок больше рисует, лепит, работает с ножницами, играет в мозаику, шьет и вышивает и т.п.

    6. Четко ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве. Знать где "правая” и "левая” сторона, уметь находить на листе бумаги верхний левый угол, нижний правый угол, середину и т.д.

    7. Развитый кругозор. Ориентироваться в днях недели, во временах года, уметь классифицировать предметы по разным темам (игрушки, транспорт, овощи, мебель и т.д.).

    8. Если ваш ребенок умеет читать, не останавливайтесь на достигнутом. Обязательно читайте каждый день, но только вслух. Всегда учитывайте, что возможности малыша самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых.

    Как привить ребенку любовь к чтению? Этот вопрос один из частых вопросов, которые задают родители. Сегодня для многих книгу заменяет телевизор и компьютер. Но книги все равно не исчезают из современной жизни, и дети должны их читать и любить.

        1. Интерес к самостоятельному чтению книг быстрее формируется у тех детей, которые растут в читающих семьях. Видя, что в свободную минуту взрослые члены семьи берутся за книгу, ребенок невольно подражает им.

    2. Всегда учитывайте, что возможности малыша самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых.

    3. Запишите ребенка в библиотеку и регулярно посещайте ее.

    Самые распространенные ошибки, допускаемые родителями при обучении детей грамоте.

    В основе обучения чтению – не буква, а звук.

    Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук [М] в слогах, словах, на протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т. е. так, как звучит звук.

    Возьмем, к примеру, звук [М]. Мы произносим отрывисто: М!

    И букву М необходимо называть так же: М! Ни в коем случае не ЭМ, ведь говоря ЭМ, мы произносим два звука – [Э] и [М]. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.

    Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т. е. ребенок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читаем сам слог: МА.

    Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

    Правильное чтение – это чтение по слогам (конечно, на начальном этапе).

    И пусть в начале обучения ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. Одновременно ребенок переводит пальчик (указку) с буквы на букву. Лишь бы он не останавливался после первой буквы!

    Лишь бы он прочел слитно буквы слога!

    И еще, уважаемые взрослые, не смешивайте, пожалуйста, понятия «звук» и «буква», когда учите ребенка читать.

    Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем!

    Помните, уважаемые родители, главное не научить ребёнка чтению, а привить любовь и желание научиться читать!

    Но как бы ни сложилась школьная жизнь вашего ребенка, никогда не говорите ребенку, что он плохой, потому что приносит домой плохие отметки. Отношение к отметкам должно быть рабочим. Да, они являются сигналом о состоянии учебы, но не приговором в дальнейшей жизни.

    Ваш дом должен быть безопасным островом в буре бесчисленных событий, где ребенку доверяют и, самое главное, где его любят.

    УСПЕХОВ ВАМ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему "Рекомендации родителям будущих первоклассников""

    Советы логопеда родителям: на что обратить внимание в развитии речи будущего первоклассника....

    От дошкольника к первокласснику. Рекомендации родителям будущих первоклассников.

    Переход от дошкольника к первокласснику важное событие в жизни малыша и его родителей.  С первого дня учёбы ребёнку придётся выполнять достаточно трудную и необычную для него работу в классе. Вся...

    Памятка для родителей: "Практические рекомендации родителям будущих первоклассников"

    Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников...

    Рекомендации родителям будущих первоклассников. Памятка родителям первоклассников.

    Самое главное, создать у ребенка нужный настрой для учебы: радостные эмоции без излишнего веселья, серьезное отношение к предстоящему без нервозности, чувство долга и ответственности....

    Консультация для родителей на тему «Общие рекомендации родителям будущих первоклассников»

    Для вас, заботливые родители, эта памятка, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующе...

    Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

    Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

    Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

    Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...