ЗАПИСНАЯ КНИЖКА РОДИТЕЛЕЙ: У вас растет дошкольник
консультация на тему

Минина Анна Владимировна

Сборник создан авторским коллективом лаборатории дошкольного образования ЮАО г. Москвы. В сборнике представлены материалы для родителей дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА РОДИТЕЛЕЙ:

У Вас растет дошкольник

Авторский коллектив: Руководитель Лаборатории дошкольного образования МЦ ЮОУО Богородская В.П., методисты Лаборатории: Исса О.Ф., Минина А.В., Гладкова Ю.А., Кокина Н.А., Выскуб Е.В.


Содержание:

  1. Введение
  2. О воспитании дошкольника в семье
  3. Вопросы семейного воспитания дошкольника:
  1. Адаптация к детскому саду
  2. Подготовка к школе
  3. Воспитываю дочку, воспитываю сына
  4. Есть проблема: ответы на вопросы, наиболее часто возникающие у родителей дошкольников
  1. Что можно почитать родителям о воспитании и развитии дошкольника.

Уважаемые родители!

Дошкольный возраст – это  фундамент огромного здания,  который определяет развитие личности ребенка, успешность его  социализации, формирование его полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития. Это период, когда у ребёнка закладываются первые представления об окружающем мире, о самом себе, развивается мышление, воображение, речь. Развитие и взросление ребенка в школе будет намного успешнее, если основа для этого будет заложена как можно раньше, в дошкольном возрасте.  Поэтому необходимо  позаботиться о том, чтобы этот фундамент был прочным и надёжным.

Дошкольное образование Южного округа представлено видовым разнообразием дошкольных образовательных учреждений  и вариативными формами дошкольного образования.

Подробнее о системе дошкольного образования в Южном округе можно узнать на сайтах:

  • Южного окружного управления образования: www.sinergi.ru
  • методического центра Южного окружного управления образования:  www.omc-sinergi.ru;
  • лаборатории дошкольного образования методического центра Южного окружного управления образования: www.ldv.metodcenter.edusite.ru.

Для того, чтобы записать ребенка в детский сад, предоставлена возможность самостоятельно зарегистрировать его в едином электронном реестре Автоматизированной информационной системы «Комплектование ДОУ» на сайте www.ec.mosedu.ru  с использованием сети Интернет.

Если Вы не можете самостоятельно зарегистрировать ребенка через Интернет, обращайтесь в окружной ресурсный центр, расположенный по адресу:  Днепропетровская ул., д.25, к.1 Телефоны: (495) 315-28-93, (495) 315-28-94, (495) 315-28-59.

На вопросы содержания дошкольного образования  Вам ответят методисты лаборатории дошкольного образования (ЛДО) методического центра Южного окружного управления образования Департамента образования города Москвы по тел: 8(495) 315-48-10.

По вопросам функционирования психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) по комплектованию групп компенсирующей направленности, лекотек, Служб ранней помощи можно обращаться к методисту по коррекционной работе с дошкольниками Машковой Маргарите Валентиновне, тел: (495) 315-48-10.


О воспитании дошкольника в семье

Гладкова Ю.А., методист ЛДО МЦ, кандидат педагогических наук

Семья, бесспорно, является одним из важнейших культурных институтов общества, основной функцией, которой является продолжение рода.  Родители создают в семье воспитательную среду, обеспечивая ребенка всем необходимым: от удовлетворения физиологических потребностей до осуществления непосредственного воспитательного воздействия. В семье ребенок вместе с взрослыми «проживает» множество социальных ситуаций, каждой из которых родители призваны придать воспитательную направленность.

Семейная воспитательная деятельность отличается от других форм воспитания своей эмоциональностью, непреднамеренностью, включенностью в естественную жизнедеятельность семьи, что позволяет инициировать активность ребенка, а значит, способствует социально-психологическим новообразованиям в структуре личности.  Большой педагогический смысл имеет также тот факт, что в семье ребенок становится участником различных видов деятельности.

Характер взаимоотношений между детьми и родителями определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания жизни и безопасности ребенка, а родительская любовь – поистине жизненно необходимая потребность маленького человека.  Считается, что внутрисемейные отношения являются ведущим компонентом семейного воспитания, поскольку они, как определенная социальная общность, выступают как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей.

Внутрисемейные отношения – форма межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения членов семьи. Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности.

Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер. Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными контактами, уважительным отношением к детям у последних активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации. Им свойственно более адекватное осознание самого себя в системе межличностных отношений, развитое чувство человеческого достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников. В семьях с авторитарным отношением родителей к детям формирование названных качеств затрудняется и искажается. Многие исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими.

Назовем базовые условия успешного семейного воспитания современного дошкольника:

  • В отношениях с ребенком не полагайтесь на силу. Это ожесточит его и приучит к тому, что считаться нужно только с силой.
  • Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить. Это поколеблет веру ребенка в вас.
  • Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Он может и в дальнейшем использовать вас в качестве прислуги.
  • Не поправляйте ребенка в присутствии посторонних. Если вы скажете ему все спокойно, с глазу на глаз, он обратит гораздо больше внимания на ваше замечание.
  • Не читайте ребенку нотации и не ворчите на него, иначе он будет вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  • Смиритесь с тем, что ребенок любит экспериментировать. Так он познает мир.
  • Лучший способ воспитать ответственность и уверенность в себе - предоставить ребенку возможность самостоятельно принимать решения.
  • Ребенок учится на собственном опыте, поэтому не следует оберегать его от последствий собственных ошибок.
  • Поощряйте любознательность ребенка. Если вы попытаетесь отделаться от него, когда он задает откровенные вопросы, ребенок будет искать ответ на стороне.
  • Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно, с пониманием, не перебивая и не отворачиваясь. Не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.
  • Не задавайте слишком много вопросов и не устанавливайте множество правил для ребенка: он перестанет обращать на вас внимание.
  • Пусть ребенок дает волю своим фантазиям. Живое воображение - дар, присущий детству. Никогда не подавляйте его!
  • Появление малыша в семье может вызвать кризис в жизни старшего ребенка. Относитесь к детям одинаково. Старший ребенок должен знать, что вы любите его ничуть не меньше.
  • Хороший способ прекратить ссору между детьми — сменить обстановку, отвлечь их.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми, любите его таким, какой он есть. Если вы хотите развить у ребенка определенные качества, относитесь к нему так, словно они у него уже есть.


Делайте так:

  • Радуйтесь вашему сыну, дочке.
  • Разговаривайте с ребенком бодрым тоном.
  • Установите четкие, определенные требования к ребенку.
  • В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаком, действий с ними.
  • Будьте терпеливы.
  • Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.
  • Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
  • Чаще хвалите свое дитя.
  • Проявляйте интерес к тому, что нравится ребенку.
  • Старайтесь, что бы ребенок вместе с вами что-то делал по дому.
  • Играйте с ребенком
  • Не теряйте чувство юмора.
  • Советуйтесь со специалистами, читайте педагогическую литературу.

Не делайте так:

  • Не перебивайте ребенка, когда он говорит.
  • Не задавайте слишком много вопросов.
  • Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
  • Не требуйте слишком многого.
  • Не говорите: «Нет, она красная», лучше скажите: «Она синяя».
  • Не критикуйте ребенка в присутствии посторонних.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми, успехи, или недостатки вашего сына или дочери можно сравнивать с его собственными достижениями.


Различные вопросы семейного воспитания дошкольника:

АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ

Как подготовиться к поступлению ребенка в детский сад?

Ваш малыш подрос, пришло время отдать его  в дошкольное учреждение. Не стоит сомневаться,  что посещение ребенком детского сада имеет массу преимуществ:

  • четкое соблюдение режима дня, а соответственно – режима питания, отдыха, сна;
  • развитие у ребенка самостоятельности, навыков самообслуживания;
  • система занятий с детьми, направленных на физическое развитие, развитие речи, интеллекта, общего кругозора, художественных, музыкальных способностей;
  • разнообразие игровой деятельности, наглядного материала, примеров для подражания в процессе игровых действий, отношений; постоянное руководство со стороны взрослого;
  • формирование умения общаться со сверстниками, жить в коллективе (уступать, помогать, делиться, взаимодействовать с позиции сотрудничества);
  • получение навыка самостоятельности в налаживании различного рода контактов, получение опыта взаимодействия с другими людьми, детьми без непосредственного участия мамы.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВАМ ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ЕГО ПЕРВОМУ ЭТАПУ  ЖИЗНИ В ОБЩЕСТВЕ

  • заблаговременно формируйте у малыша положительную установку к детскому саду, расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, что они делают, чему учатся. Рассказывайте веселые истории из жизни знакомых вам детей, посещающих сад, делитесь своим личным опытом;
  • старайтесь максимально развить у Вашего малыша  навыки самостоятельности. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии;
  • пассивность, постоянное ожидание того, что взрослые его накормят, оденут, приласкают, поиграют с ним, препятствуют адаптации ребенка в детском учреждении;
  • ориентируйте ребенка на воспитателя. Малыш должен быть уверен: что бы ни случилось, он всегда может обратиться к нему за помощью.
  • имя-отчество будущей воспитательницы должно постоянно фигурировать в ваших разговорах, ее образ должен войти в сознание ребенка;
  • обязательно расскажите воспитателю об особенностях ребенка, его пристрастиях и привычках.
  • следите за своими эмоциями. Часто мамы, готовя первый раз своего ребенка в сад, ведут себя так, как будто провожают его на фронт. Если вы будете уверены в своих действиях, то и ребенок будет спокоен;
  • чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, полезно поощрять общение с посторонними. Постарайтесь сделать так, чтобы другие взрослые не только гладили вашего ребенка по головке или восхищались его внешностью, но и немного поиграли с ним. Расширение круга общения будет воспитывать в ребенке доверчивость, открытость, умение ладить с людьми;
  • готовьте ребенка к временной разлуке с близкими людьми, внушайте ему, что он уже большой и должен обязательно ходить в детский сад. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет малышу быстрее привыкнуть к новому окружению;

Вот основные группы умений и навыков, важных при поступлении в детский сад детей 2,5 – 3х лет:

Навыки самообслуживания

  • Ест довольно аккуратно, умеет пережевывать пищу, использует ложку и чашку (возможно небольшое докармливание).
  • Пытается одеваться самостоятельно (без застегивания): надевает нижнее белье, носки, штаны, обувь, шапку и т.д.
  • Самостоятельно моет и вытирает руки и лицо, начинает пользоваться носовым платком;
  • Просится в туалет, используя слова;
  • Узнает свои вещи;
  • С помощью взрослого убирает игрушки.

Индивидуальные особенности

  • Употребляет в речи местоимения «Я», «МОЙ»;
  • Понимает слова «НЕЛЬЗЯ», «НАДО», иногда выполняет;
  • Любит, когда читают книжки;
  • Рассматривает картинки, может обозначить словом предмет, действие;
  • Любит слушать музыку;
  • Любит рисовать так, как умеет;

Развитие общения

  • Изображает поведение взрослого;
  • «Отыгрывает» на кукле, мишке знакомые действия: кормит, укладывает спать и т.д.;
  • Любит играть рядом с другими детьми, иногда пытается вступить в контакт;
  • По просьбе взрослого может оказать помощь: подать полотенце, принести ложку…

Развитие речи

  • Понимает обращенную к нему речь;
  • Повторяет за взрослыми предложения из 3-4-слов;
  • Самостоятельно строит предложения из 3-4х слов (допустимо неграмотное построение фразы)
  • Может ответить на вопросы: «ГДЕ?», «КУДА?».

Сенсорное развитие

  • Подбирает к образцу каждого из основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый) предметы соответствующего цвета;
  • Ориентируется в контрастных формах предметов (мячик, кубик…);
  • Различает большой и маленький предметы;

Продуктивная деятельность

  • Самостоятельно делает постройки (дом, диван…);
  • Умеет рисовать замкнутую линию (клубочек, шарик);
  • Пытается лепить простейшие формы (колобок, лепешки…)

Как подготовить малыша к питанию в детском саду:

Для начала нужно приблизить домашний режим питания к детсадовскому. В дошкольных учреждениях, как правило, завтрак - в 8:30; обед в 12:00 - для младших дошкольников и в 13:00 - для детей 5-7 лет; полдник - в 15:00 (точное время зависит от возраста детей). Ужинают дети дома. Оптимальное время для ужина - 19:00. Перед сном ребенку рекомендуется второй легкий ужин, он может состоять из кефира с булочкой.

Если Ваше время кормления ребенка не совпадает с детсадовским, то переходить на новый режим питания нужно постепенно, так, чтобы для малыша перемены в обычном распорядке дня не были сильно ощутимы. Ребенок тяжело отвыкает от сложившегося стереотипа. При резкой смене графика кормления малыш может отказаться от еды; ведь чувство голода наступает в привычные часы, а спустя некоторое время аппетит у ребенка угасает. Лучше всего время кормления сдвигать постепенно на 10-15 минут и начинать это, как минимум, за 2 месяца до того, как ребенок пойдет в садик.

Сложнее в детском саду приходится тем детям, родители которых вообще не придерживались никакого распорядка дня. В таком случае режим питания необходимо установить сразу же по поступлению ребенка в дошкольное учреждение. Детсадовского режима питания следует придерживаться до школы.

Не перекармливайте малыша! В детском саду объем предлагаемых ребенку блюд нормирован. Объем пищи рассчитывается с учетом возраста дошкольника. Так, суточное потребление продуктов в граммах для детей составляет: 1-1,5 лет - 1000-1200 г; 1,5-3 лет - 1200-1400 г; 3-4 лет - 1700-1850 г.  Строго соблюдаются и объемы блюд, предлагаемых на каждое кормление.

Нередко мамы, считая, что их ребенок недоедает, дают ему значительно больше пищи, чем может усвоить его желудок. Дома такие дети кушают реже, часто отказываются от еды, поэтому, возможно, в саду они будут испытывать чувство голода. В течение дня малыш должен получать столько пищи, сколько требуется его организму. Накладывая в тарелку для крохи очередную порцию, учитывайте его возраст. Тогда объем получаемой ребенком пищи в саду и дома не будет сильно отличаться.

Постепенно отучайте малыша от еды между кормлениями: ведь приносить съестное в детский сад не разрешается. Рацион питания ребенка составляйте с учетом меню детского сада.

Ежедневно в рацион малыша включайте мясо, хлеб, овощи, фрукты, соки или витаминные напитки. Не следует предлагать одни продукты чаще других. Если у ребенка сформировано стойкое предпочтение каких-то одних продуктов, то ему будет значительно труднее приспособиться к новой кухне.

В возрасте от 1,5 до 3 лет, рацион питания малыша должен быть уже довольно разнообразным. Ребенок должен знать, что такое супы, борщи, пюре, компоты и прочее. Ваш малыш не откажется от них в детском саду, если привык к подобной пище дома.

Придерживайтесь и некоторых правил в готовке. Блюда в детском саду нежирные; в основном готовятся на растительном масле. Не злоупотребляйте соусами, майонезом, пряностями, специями. После подобных приправ желание есть простую пищу у ребенка пропадет. Если во взрослой кухне имеются такие блюда, то для малыша лучше готовить отдельно.

Научите ребенка есть самостоятельно. Одна из причин отказа детей от еды в детском саду - неумение пользоваться вилкой или ложкой. Если малыш после 1,5 лет все еще ест с вашей помощью, постепенно приучайте его к самостоятельности. Задолго до детского сада он должен перестать получать еду из бутылочки. Ребенок, пришедший в детский сад, должен уметь пользоваться ложкой и вилкой, аккуратно пить из чашки. Замечено, что дети, которые без помощи взрослых могут элементарно обслужить себя (поесть, умыться, одеться и пр.), значительно быстрее адаптируются к условиям дошкольного учреждения.

Воспитатели отмечают, что новички едят довольно медленно и выходят из-за стола последними. В процессе еды их многое отвлекает. Поэтому дома питаться за общим столом ребенок должен с двух лет. Кроме того, обед или ужин в детском коллективе до поступления в детский сад будет для ребенка неплохим опытом.

С вопросами о питании малыша хорошо бы обратиться к медсестре или заведующей выбранного вами детского сада. Они вам расскажут о специфике данного учреждения.

Чем раньше вы начнете готовить кроху к детскому саду, тем легче он привыкнет к новым условиям. Чем младше ваш малыш, тем больше требуется времени для его подготовки.


ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

Что такое готовность к школе?

В жизни каждой семьи однажды наступает радостный и вместе с тем волнительный момент: подросший малыш, с новеньким ранцем за спиной и огромным букетом в руке, отправляется первый раз в первый класс.

И конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает целый ряд вопросов: что такое «готовность к школе»? Как и когда, начинать готовить ребенка к школе? Какую школу выбрать?

В понятии «готовность к обучению е школе» выделяют три взаимосвязанных компонента:         

  • ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ - оценкой этого компонента, как правило, занимаются медики, которые осуществляют проверку по трем основным критериям:
  • физическое развитие - длина тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружность грудной клетки;
  • биологический возраст - количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций тела соответственно возрасту;
  • комплексная оценка состояния здоровья — дети подразделяются на пять «групп здоровья» (начиная от детей без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, заканчивая детьми, имеющими существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе).

ЛИЧНОСТНАЯ  ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ

Данный вид готовности - подразумевает готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, которые обуславливает сама ситуация обучения в школе. Известно, что в момент поступления в школу ребенок   попадает   в   новые   социальные  условия   и   постепенно   начинает занимать   новую   общественную   роль   «Я   -   ученик».  

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Данный вид готовности представляет собой сложное образование и охватывает все стороны психики ребенка, в частности, он подразумевает готовность к усвоению учебного материала.

В качестве базовых составляющих психологической готовности к началу обучения в школе можно выделить следующие: уровень развития психических процессов (мышления, внимания, воображения, восприятия, памяти), уровень развития мелкой моторики руки (в том числе и графические навыки), уровень развития связной речи, эмоционально-волевую готовность (умение контролировать свои действия, следую инструкциям взрослого, восприимчивость к помощи взрослого в процессе обучения и т.п.). Важно знать и помнить, что окончательно психологическая готовность ребенка к обучению в школе развивается в процессе самого обучения.

Что такое кризис 7 лет?

Переход ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту сопровождается развитием нормального возрастного кризиса развития — кризиса 7 лет. Это не первый кризис: в своем развитии ребенок уже прошел несколько подобных (кризис новорожденности, кризис первого года и трех лет)…

Начало кризиса семилетнего возраста обычно совпадает с моментом поступления ребенка в школу.

С приближением момента поступления в школу ребенок начинает воспринимать себя не просто как Таню или Сережу, у него появляется восприятие себя как ученика, участника школьной жизни, то есть малыш впервые начинает осознавать свое общественное Я. Все это определяет появление у ребенка новой психологической характеристики - уважения к самому себе.

Самоуважение - основное новообразование кризиса 7 лет. Старший дошкольник начинает стремиться к участию в жизни не только своей семьи, но и общества в целом, а наиболее близкий и доступный в его восприятии способ реализации этого стремления - поступление в школу.  Вот почему большинство детей с нетерпением ждут этого момента, с удовольствием играют в школу и по несколько раз в день перебирают купленные мамой и папой школьные принадлежности. Шести-семилетний

ребенок стремится всячески продемонстрировать, что он уже стал взрослым, что он многое знает и понимает, он хочет постоянно участвовать в разговорах взрослых, высказывать свое мнение и даже навязывать его окружающим.

Дети этого возраста любят надевать взрослую одежду, часто примеряют мамины туфли или папину шляпу, девочки, когда поблизости нет мамы, пытаются использовать ее косметику. Как правило, все это вызывает недовольство родителей, они постоянно одергивают малыша, призывая его не мешать маме или папе, вести себя прилично, т.к. бессознательно мы с вами хотим, чтобы ребенок все время оставался таким же маленьким и беззащитным, каким он был, стремимся всячески оградить его от трудностей и превратностей жизни, подавляя его способность и потребность быть самостоятельным.

Таким образом, в восприятии ребенка себя и восприятии его родителями имеется довольно значительный разрыв.

Не получая со стороны взрослых возможности быть самостоятельным, демонстрировать окружающим свое мнение, ребенок ищет новые способы реализации возникшей потребности. Он обнаруживает, что не может просто так выразить и высказать то, что он думает, поскольку, делая это, он вызывает чувство недовольства у взрослого.
Не получая возможности говорить прямо, ребенок начинает кривляться, капризничать, привлекая к себе внимание взрослых доступными ему способами. Здесь проявляется еще один разрыв, характерный для кризиса 7 лёт.
С одной стороны, ребенок хочет казаться взрослым и самостоятельным, с другой, - использует для этого детские нормы поведения (кривляние, капризы и т. п.).

Вот несколько несложных рекомендаций, как общаться с ребенком в этот непростой для него период:

  • Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно. Постарайтесь взять на себя роль консультанта, Помогайте ребенку в сложных ситуациях.
  • Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем. Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать.
    Возможно, в том, что говорит ребенок, есть рациональное зерно. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.
  • Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.
  • Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи. Покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха.
  • Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели.
    Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным.
  • Отвечайте на вопросы ребенка. Не отмахивайтесь от вопросов малыша, даже если вы неоднократно отвечали на них. Ведь 6-7-летний возраст - это возраст почемучек, ребенку интересно буквально все, его любознательность не знает границ. Возможность получить ответы на все возникающие вопросы дает сильный толчок для интеллектуального и социального развития малыша.
  • Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца. В противном случае слезы и истерики станут для него удобным способом настоять на своем мнении.
    Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования. Иначе то, что не разрешают папа с мамой, будет очень легко выпросить у бабушки — и тогда все усилия пойдут насмарку.
  • Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком.
  • Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.

Если ребенок не хочет идти в школу?

Какая же мама не воображала себе в красках эту картину: детско-родительская толпа, образуя неровный полукруг, пестреет девчачьими бантами. Чей-то карапуз гордо выезжает на плечах старшеклассника, звоня в перевязанный красной лентой колокольчик. Чья-то растроганная бабушка украдкой ищет в сумочке носовой платок. Ваше чадо нарядно одето, и вид имеет растерянно-торжественный. Оно впервые в жизни идет в школу, помахивая, словно теннисной ракеткой, букетом неизменных гладиолусов.

Обычно все именно так – с небольшими вариациями. Но иногда бывает иначе. Например, Ваш любознательный (или недоверчивый) сынок может поставить Вас в тупик, искренне осведомившись: «Зачем вообще ходить в школу?». А непокорная дочка в один прекрасный день заявит, что лично она – ни в какую школу и вовсе идти не собирается. Что ж, бывают и нестандартные ситуации.

Ребенок спрашивает…. Скорее всего, ребенок спрашивает, зачем ходить в школу не потому, что сомневается в этой необходимости. Он также необязательно хочет узнать, что именно вы по этому поводу думаете. Возможно, он спрашивает, чтобы в очередной раз убедиться, то вы и на сей раз знаете правильный ответ.

За ответом нужно обратиться в первую очередь к себе. И первая, пришедшая вам в голову мысль, будет наиболее верной. Вы, разумеется, не первая мама, попавшая в подобный переплет.  Некоторые мамы на сей каверзный вопрос отвечают примерно так:

  • В школу ходят, чтобы учиться и получать новые знания, без которых невозможно жить: читать, писать, считать и так далее.
  • В школу ходят все. Мама, папа, бабушка и дедушка тоже ходили в школу.
  • Школа учит дисциплине: самостоятельности, ответственности, умению планировать и отвечать за свои поступки, а это необходимо для того, чтобы стать нормальным человеком.
  • Чтобы получить аттестат, без которого ты не сможешь поступить в институт.
  • Школа – такая же работа, как у папы с мамой. В каждом возрасте работа своя, детская работа – ходить в школу.
  • Чтобы общаться, обрести много новых друзей, дружить с ними, ссориться и мириться, влюбляться…
  • Чтобы учиться жить.

Итак,  если Вы не хотите услышать от своего ребенка фразу «Не хочу в школу!»: вводите ребенка в школьный мир постепенно. Расспрашивайте пришедших в гости подруг об успехах их детей-школьников, чаще приходите гулять в школьный двор, вместе смотрите фильмы со школьной тематикой. Расскажите забавные истории из своей школьной жизни.

Позаботьтесь об атрибутике. Выберете и купите вместе с малышом самый красивый портфель, пенал, ручки, карандаши, линейки, ластики. Просмотрите в книжном отделе учебники. Скажите наконец, что завидуете: раньше таких чудесных школьных принадлежностей и хорошо изданных книг не было!

Поиграйте в школу дома. Ведите несложные "школьные уроки" - где учительницей будете Вы, любимая бабушка, сама девочка. Не пугайте малыша: не делайте замечаний, не выдумывайте сложных заданий, не ставьте «троек» и «двоек», не говоря уже о «колах».

Почитайте вместе книжки про школу: желательны сюжеты, замешанные на взаимоотношениях ребят, приключениях и даже - безопасных хулиганствах. Помогите детскому сознанию трансформировать образ нежеланной школы в нечто привлекательное.

Неплохо хотя бы некоторое время посещать подготовительные занятия, которые ведет учительница, ведущая 1-3 классы в выбранной вами школе. Однако, если ваше чадо тревожно относится к оценкам окружающих, постарайтесь будущую учебу в школе со знаниями, и их оценкой не связывать. Это снимет первичное напряжение и тревогу.

Не забывайте, что центр ваших слов - Вы. Старайтесь не показывать ребенку Вашу озабоченность «школьным вопросом», да и сами постарайтесь отнестись к этому легче. Дети зачастую реагируют отрицательно не на саму идею школы, а на ощущение зависимости и «обязаловки».

Попытайтесь преподнести грядущую глобальную перемену в жизни ребенка, как его собственный выбор: «разложите по полочкам» все обстоятельства, объясните, почему в школу ходить надо. Непременно добавьте: "Если не хочешь идти в первый класс сейчас – не ходи. Пойдешь, когда захочешь". Уверяю Вас, что если вы так скажете, чадо пойдет в школу именно в этом году.

Что должны помнить родители будущего первоклассника?

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

 Готовят ли детские сады детей к обучению в школе?

В дошкольных учреждениях округа создаются все условия для того, чтобы  дети смогли подготовиться и легко адаптироваться к школьной жизни. В детских садах  создаются оптимальные условия  для сохранения  и укрепления физического и психического здоровья детей.  

Любая базовая образовательная программа для ДОУ включает раздел «Подготовка к школе», в котором определены содержание, формы и  методы работы с детьми в данном направлении. В основе дошкольного образования  лежат игровые методы и приемы, которые  позволяют качественно подготовить ребенка к школьному обучению.

Если ребенок не посещал дошкольное учреждение, как можно определить готов ли он к обучению в школе?

В каждом муниципальном районе округа при детских садах открыты консультативные пункты, где работают специалисты, которые могут определить уровень физического и психического развития ребенка и оказать квалифицированную помощь в подготовке к школьному обучению (ГБОУ д/с №№ 1619, 722, 1441, 731, 1603,901, 858, 2356, 2342, 2021, 1234, 1588, 1271, 1674, 2374, 1696, 1743, 1398, 1745, 1667, 1754, 1787, 1762, 577, 1407, 623, 1244, 2469, 905, 953, 896, 903, 69, 857, 621, 1277, 1794, 600, 1750, 1415, 698, 788, 26, 2626, 2262).

Где и как можно получить квалифицированную помощь ребенку с проблемами в развитии при подготовке к школе?

В округе работают детские сады различной коррекционной направленности:  для детей с нарушениями речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития. В них работают специалисты, которые осуществляют коррекционную работу, направленную на качественную подготовку и обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении в ребенка в первый класс.


ВОСПИТЫВАЮ ДОЧКУ,

ВОСПИТЫВАЮ СЫНА…

В чем разница воспитания мальчика и девочки?

Девочки и мальчики – «два разных мира», которые отличаются друг от друга по образу мышления, восприятия, привычкам, поступкам, характеру и т.д. Задача взрослого состоит в том, чтобы показать детям, что девочки отличаются от мальчиков и это здорово! Девочки и мальчики хороши, но каждые по-своему. Необходимо демонстрировать это детям на примерах образов девочек и мальчиков в русских народных сказках, произведений художественной литературы, изобразительного искусства, кинофильмов, в повседневной жизни, из личного опыта.

 Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом не только для формирования основ личности человека, но и для гендерной социализации ребенка.

 Именно в дошкольном возрасте формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или иного пола, а также намечаются различия у мальчиков и девочек в некоторых их личностных качествах. Дошкольный возраст - важный период в развитии личности ребенка, когда закладываются основные личностные механизмы поведения и формируются его первые представления о себе, о своем «Я» (Я-концепция).

 По многим параметрам социального и эмоционального развития ребенка решающую роль играют не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение неписаного гендерного кода и жестоко наказывают его нарушителей. Сами дети не приемлют в своём обществе поведенческих нарушений. Причём женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и, наоборот, маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики. Решающую роль в формировании образа идеальной модели поведения играет не идентификация или желание уподобиться некоему образу, а депривация, эмоциональный дефицит: ребёнка привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчуждён. Дети, чьё поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными от сверстников противоположного пола, которых они воспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со сверстниками собственного пола.

Воспитание девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей подразумевает проявление и реализацию гендерного равенства.

 Решение данной задачи осложняется тем, что биологически мальчики отстают в своем развитии на 1,5 - 2 года от девочек. Начиная с 8-10 лет, разница начинает выравниваться, а с 10 до 12 лет опережать в развитии начинают мальчики.

Нельзя одинаково воспитывать мальчиков и девочек, не нужно предлагать девочкам быть похожими на мальчиков, соревноваться друг с другом. Дифференциация мужских и женских социальных ролей всегда должна предполагать их взаимодополняемость.

Если сравнивать девочек и мальчиков (мужчин и женщин) по разным проявлениям психики и поведению, то, как правило:

  • по показателю роста наблюдается преимущество у мальчиков, но более раннее созревание – у девочек;
  • существуют различия в моторике девочек и мальчиков, которые важно учитывать в процессе обучения, но при этом не рассматривать тот или иной пол в качестве эталона, «подгоняя» к нему другой;
  • в старшем дошкольном возрасте отмечается превосходство девочек в произвольном внимании;
  • в речевых способностях и интересе к занятиям обнаруживается превосходство девочек;
  • девочки и мальчики одинаково испытывают страх в незнакомых и опасных ситуациях;
  • мальчики эмоциональны так же, как и девочки, но стремятся скрывать свои эмоции и превосходят девочек по открытой физической агрессии;
  • самооценка более устойчива у мальчиков, чем у девочек;
  • только в дошкольном возрасте у девочек преобладает ориентация на задачу, а у мальчиков – ориентация на взаимодействие со сверстниками;
  • стремление отделиться от противоположенного пола (половая сегрегация) появляется у девочек на третьем году жизни, а у мальчиков – на четвертом.

Отечественными и зарубежными учеными установлено, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях. У мальчиков выше, чем у девочек, математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«КАК ВОСПИТАТЬ ЛЕДИ И ДЖЕНТЛЬМЕНА?»

(из опыта работы педагогов ДОУ №484)

 * Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка, и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе.

 * Никогда не сравнивайте дочь и сына и тем более не ставьте одних в пример другим.

 * Не переусердствуйте, воспитывая как дочь, так и сына, дайте детям право выбора, время подумать самим.

 * Не рассказывайте сыну всего до конца, давая какое либо задание, а дочери не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от неё требуется.

* Если вы пытаетесь что-то объяснить сыну, не забывайте не только рассказывать, но и показывать.

*В случае неудачи не позволяйте себе нервничать, этим Вы оградите и дочь и сына от излишних переживаний и паники, ведь для него всё выглядит гораздо серьёзней, чем для Вас.

* Учитесь терпению, в том числе и у своей дочери, и своего сына.

* Постарайтесь объяснить дочери и сыну, что ошибаться иногда даже нужно.


ЕСТЬ ПРОБЛЕМА

Как помочь ребенку принять новый брак родителей?

Хотя развод родителей в наши дни стал очень распространенным явлением, эмоционально его воздействие на ребёнка от этого не стало менее тяжёлым. Возможно, вы сталкиваетесь с некоторыми изменениями в поведении ребёнка — духом противоречия, вспыльчивостью, агрессией, плаксивостью, инертностью, — или другими.

Ребёнок должен понять, что детей любят и о них заботятся в любых семьях: и в таких, где есть только мама или папа, и в таких, где есть только бабушка и дедушка, и в семьях, где приемные родители.

На доступном содержании, дайте понять, что такое изменения, перемены.

Дайте детям возможность выплеснуть все накопившиеся чувства и эмоции — вволю рисовать, лепить, играть с песком и водой, двигаться под музыку.

Дайте понять ребёнку, что развод произошел не по его вине, и он не мог бы остановить родителей. Помогите ребёнку увидеть положительные стороны развода: «Нам с тобой станет легче, потому что больше никто не будет ругаться». Не старайтесь сказать ребёнку, что ничего особенного не происходит, ведь он переживает столько отрицательных эмоций и столько боли.

Учтите, что ребёнку, чьи мама и папа вступают в новый брак, нужно, чтобы его уверили в том, что из-за нового мужа или жены, сводных братьев и сестёр, никто его не будет любить меньше. Просто появятся другие люди, которые тоже будут любить его и заботиться о нём, а может быть,  родятся новые братики и сестрички, с которыми он сможет играть.


В чем отличие в воспитании одаренного ребенка?

Около пяти процентов детей, независимо от доходов семьи, возраста, национальностей, рождаются одарёнными или талантливыми. Если не создать специальных условий для них, то, не реализуясь, способности могут найти выход в плохом поведении.

Одарённый ребёнок обладает одним или несколькими качествами:

- обладает хорошей памятью, особенно долговременной;

- владеет хорошим словарным запасом;

- может сосредоточиться на долгое время;

- легко усваивает информацию;

- очень наблюдателен и любознателен;

- устойчиво проявляет интерес к широкому кругу вопросов;

- рано проявляет способность сопереживать другим;

- любит книги;

- проявляет большую энергичность;

- часто стремится в своих делах достичь совершенства;

- предпочитает играть с детьми более старшего возраста;

- настойчив;

- обладает   развитым   чувством юмора;

- использует привычные предметы нетрадиционным способом;

- проявляет задатки лидера и владеет социальными навыками.

Как удовлетворить их потребности:

  • Предоставляйте ребёнку как можно больше возможностей самостоятельно принимать решения, организовывать свою деятельность.
  • В открытом доступе у него всегда должны быть самые разнообразные материалы.
  • Если, руководствуясь своим интересом, ребёнок чем-то увлеченно занимается, не останавливайте его, дайте ему возможность выполнить план.
  • Продвигайте его успехи, предлагая новые материалы, книги.
  • Получив какой-либо ответ, просите объяснить, как ребёнок пришел к такому выводу, решению.

Если ребёнок начинает плохо себя вести:

  • Скучно, он дурачится — предложите ему более сложные задания.
  • Изобретает свои действия, полностью противоречащие принятым — дайте ему возможность действовать так, как он хочет, если это не угрожает безопасности.
  • Злится, если его прерывают — выделяйте больше времени для его самостоятельной работы.
  • Ненавидит получать указания — дайте возможность самостоятельно распоряжаться своим временем и решать, как и когда делать те или иные дела.

Как быть, если дошкольник ворует?

Если только ребёнка не подучивает это делать кто-нибудь из взрослых, что встречается нечасто, то в большинстве случаев он это делает потому, что чувствует себя в чем-то обделённым. Такому ребенку кажется, что он лишен чего-то такого, что есть у других детей.

Если дети обделены вниманием и заботой, они пытаются овладеть какими-то материальными объектами в качестве замены. Это приносит удовлетворение ненадолго, и они повторяют свои действия снова и снова. Взрослые люди тоже часто проделывают нечто в этом роде, когда начинают чувствовать себя одинокими, несчастливыми и нелюбимыми, только вместо воровства, они покупают себе подарки

Иногда ребёнок кладет в карман игрушку просто по привычке класть все в карман, не задумываясь о том, что он совершает что-то неправильное.

Позаботьтесь, чтобы ребёнок не чувствовал себя обделенным вашим вниманием, заботой

Помогите ребёнку обрести чувство собственного достоинства, чтобы он не испытывал страданий от того, что у других, есть нечто большее.

Если подозреваете, что ребёнок взял чужую вещь, но до конца не уверены в этом, попросите его вывернуть карманы, когда поблизости никого нет. Если окажется, что ребёнок ничего не брал, объясните ему причины вашего беспокойства и обязательно извинитесь.

Если вы поймаете ребёнка на воровстве, то спокойно попросите его положить предмет на место. Не стыдите его, не унижайте.

Предоставляйте ребенку больше возможности выполнять роль лидера или вашего помощника. Это даст ему ощущение собственной значимости.


Если ребенок закатывает истерики?

Совсем маленькие дети закатывают истерики потому, что им часто не хватает слов, чтобы выразить свои нужды. Неудовлетворенность от непонимания накапливается и выливается в слезах и криках. 

Ребенок дошкольного возраста, который регулярно закатывает истерики, и который не страдает задержками языкового и умственного развития, возможно, находится в стрессовом состоянии.

Причин этому может быть множество – слишком высокие или слишком низкие требования взрослых, пренебрежение к его потребностям или жестокие наказания, раздор в семье, физическое недомогание, связанное с сильными болями, чрезмерная избалованность или недоразвитость социальных навыков.

Подумайте, как предоставить детям достаточно возможностей для выхода чувств и эмоций,

Эмоциональных срывов будет меньше, если вы дадите ребенку возможность действовать по собственному плану и разумению (с вашей поддержкой и присмотром), т.е. не будете подавлять его инициативу и самостоятельность!

Старайтесь не обращать внимания на истерики, только следите, чтобы проблема осталась в пределах безопасности. Помните, что цель такого поведения - добиться желаемого или «выпустить пар». В любом случае, если вы обращаете на истерику внимание (неважно, позитивное или негативное), вы способствуете тому, чтобы такие вещи происходили чаще.

Если своей истерикой ребёнок приводит в замешательство окружающих, то быстро отведите его в сторону подальше от «зрителей». Спокойно скажите ему: «Бывает так, что человек очень сильно сердится, и это нормально. Но совсем НЕ нормально, когда человек начинает мешать всем остальным. Когда ты почувствуешь, что успокоился, можешь вернуться к нам (к детям).

Попросите, чтобы вместе с вами за ребёнком понаблюдали более опытные люди, - возможно, вы, сами того не ведая, делаете что-то, что провоцирует ребёнка на истерики.

Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами семьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему.

Как быть с  маленьким жадиной?

Жадность проявляется почти у каждого ребенка, в определенной ситуации, с определенными людьми. В возрасте от двух до четырех лет у детей происходит становление собственного «Я» и жадность следует рассматривать, как стремление отстоять свои границы.  

Твердо запомните два правила:

  1. Ни в коем случае не называть ребенка «жадина».
  2. Никогда не делиться игрушками за ребенка; не ругать его при других детях.

Чтобы  понять своего малыша необходимо:

  •  оценить, чем больше всего дорожит их ребенок, и проанализировать, чем дорога ему та или иная вещь;
  • наблюдать, с кем малыш категорически не хочет ничем делиться и выяснить почему;
  • узнайте, чем и с кем Ваш ребенок готов поделиться, спросите, почему именно с этим человеком.

Чтобы воспитать в ребенке щедрость используйте такие методы как поощрение и личный пример:

  • обязательно хвалите ребенка за любое проявление щедрости;
  • побуждайте его поделиться игрушками, карандашами;
  • старайтесь вовлечь малыша в обсуждение подарков для других людей.

В день рожденья можно устроить эстафету подарков: в ходе веселых упражнений под музыку каждый ребенок дарит другому маленький сувенир; например, пока звучит куплет песни, надо найти мальчика в зеленой рубашке и подарить ему карандаш.

Ваш малыш обязательно со временем будет испытывать радость оттого, что порадовал другого, только помогите ему в этом немножко!!!

Как отучить ребенка лгать?

Все маленькие дети иногда говорят неправду. В большинстве случаев они это делают потому, что не считают это чем-то недопустимым или безнравственным. Они убеждены, что нет ничего плохого в том, чтобы соврать, если этим поможешь другу или избежишь наказания. Никакие лекции, нотации, внушения тут не помогут и поведения не изменят.

Вместо этого, взрослые должны перестать ставить детей в такие ситуации, когда они вынуждены лгать, «чтобы спасти своё лицо». В отдельных случаях мы должны просто прощать, относя это насчет поведения, типичного для маленького ребёнка.

Иногда можно принять за ложь фантазии ребёнка. К обману фантазии никакого отношения не имеют.

Чтобы предотвратить вранье, при всякой возможности старайтесь показать ребёнку разницу между миром фантазии и реальным миром: «Конечно, играть в Бэтмэна интересно, но он ненастоящий, его придумал писатель, а потом сняли фильм».

Постарайтесь не ставить ребёнка в ситуации, когда он будет вынужден оправдываться. Не спрашивайте: «Почему ты так сделал?», лучше спросите: «Когда вы поссорились, что произошло?».

У ребёнка должно развиваться чувство собственного достоинства. Это возможно только тогда, когда он будет твёрдо знать, что его любят и принимают в любых ситуациях.

Если ребёнок врёт вам прямо в глаза, не уличайте его, не ругайте.

Если вы твёрдо знаете, что ребёнок сейчас лжет, скажите ему: «Ты рассказал очень интересную занимательную историю», — давая ему понять, что отличаете ложь от правды.

Никогда не спрашивайте у ребёнка, правда ли то, что он сейчас рассказывает, потому что это как раз и поставит его в ситуацию обмана.

Упорное враньё - сигнал того, что ребёнок сильно неуверен в себе - он испытывает потребность «сочинить себя», чтобы быть более значимым для окружающих.

Если обман связан с отрицанием совершения поступка, скажите: «Мы все иногда поступаем не так, как нужно. Ты хороший человек, давай вместе решим, как нужно сделать». 


Если ребенок часто упрямится?

Причинами такого поведения далеко не всегда является личная особенность ребёнка. Чаще всего, это реакция на необоснованные требования взрослых, слишком регламентирующих, лишающих ребёнка инициативы и  самостоятельности.

Подумайте, прежде чем предпринимать «ответственные меры».

Что значит упрямиться? Проанализируйте примеры упрямства. Спросите других членов семьи, воспитателей, как отзывается ребёнок на их просьбы и предложения.

Если все дело в ваших действиях — начинайте с себя. Пересмотрите ваши собственные требования к послушанию ребёнка. Определите ему достаточное пространство для проявления самостоятельности, инициативы.

Измените свой словарь. Исключите слова, подчеркивающие негативные стороны действий ребёнка: «опять ты упрямишься», «делаешь мне назло» и т.д.

Напротив, используйте слова, подчеркивающие эффективность действий, инициативы ребёнка: «ты решил сам надеть ботинки и у тебя все получилось», характеризующие его лучшие стороны и достижения: «я так рада, что ты не забыл положить щетку на место», «я любуюсь твоими игрушками — там такой порядок». Кому же не захочется повторять и повторять свои хорошие действия, если мама их видит и так приятно оценивает?

Попробуйте разобраться, что не любит ребёнок, и чем совершенно безболезненно для ребёнка и вашего родительского авторитета это можно заменить. Например, ребёнок категорически отказывается от купания в ванне. Нельзя ли заменить омовение душем? Или спросить, что может сделать купание в ванне приятным?

Не пытайтесь переупрямить упрямца. Вы можете сдаться быстрее, и тогда он и в другой раз найдет, как применить свою власть над вами.

Если ребенок плохо ест?

Время еды должно быть временем отдыха и удовольствия для всех. Тем не менее дети, часто именно во время еды, втягивают нас в конфликты и начинают самоутверждаться самым неподходящим способом.

Как предотвратить проблему

Вы — пример поведения за столом, поэтому должны есть вместе с ребёнком, и то же, что и он. Ребёнку следует предложить поесть, но ни в коем случае не заставлять есть насильно. Предложите: «Пожалуйста, съешь по маленькому кусочку каждого блюда, иначе это будет невежливо».

Ребёнок должен иметь право отказаться съесть «даже по маленькому кусочку». Если на ребёнка не давить, то рано или поздно он начнет есть нормально. Спокойный подход к еде способствует установлению у всех здорового отношения к ней.

За едой вовлекайте ребёнка в спокойный разговор.

Почаще что-нибудь готовьте вместе.

Если ребёнок слишком быстро заглатывает пищу, объясните ребёнку, что пищу нужно прожевывать медленно, чтобы организм мог взять из хорошо прожеванной пищи побольше полезных веществ, а это поможет ему расти высоким, красивым и сильным.

Если ребёнок ест слишком вяло, накладывайте в тарелку пищу понемногу, постепенно добавляя ее. Объясните ему, что с маленькой порцией справиться гораздо легче. Не заостряйте на этой проблеме слишком много внимания, чтобы не усугубить ситуацию.

Если ребенок слишком разборчив в еде, для начала начните давать ребёнку новую еду очень маленькими порциями. Не заставляйте есть насильно. Постарайтесь задать за столом спокойный благоприятный тон, продемонстрируйте своё отношение к этой еде.

Как помочь ребенку преодолеть страхи?

Не поддавайтесь соблазну сказать что-то вроде: «Нечего тут бояться».

Никогда насильно не заставляйте ребёнка сделать то, чего он боится.

Старайтесь поддержать его: «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня».

Создайте у ребёнка ощущение безопасности. Это можно сделать, соблюдая режим, находя время для общения с ним.

Относитесь с участием ко всем чувствам ребёнка, даже если вам не нравится, как ребёнок себя ведет: «Я вижу, ты испугался. Думаю, я тоже испугался бы этой большой собаки».

Разными методами помогайте ребёнку выразить свои страхи и опасения. Для этого можно: поговорить о них; нарисовать их; сочинить страшные истории и записать их.

Почитайте книжки, лучше всего традиционные сказки, в которых говорится о том, как героям удалось преодолеть трудности и спастись от опасностей.

Страхи возникают потому, что у дошкольников сильно развито воображение и потому, что как раз в этом возрасте в их сознании начинают возникать причинно-следственные связи, например: «Если темно - не видно опасности, а если её не видно - я не смогу защитить себя». Дети переживают период конфликта с собой, когда они уже хотят быть независимыми, и, в то же время, им ещё нужна защита взрослого.

Некоторые одарённые дети проявляют повышенные страхи из-за того, что у них больше развито воображение, интеллект. В их голове возникают самые невероятные взаимосвязи, в то же время, правильно относиться к ним ребёнок ещё не умеет.

Страхи перед чудовищами могут представлять собой проявление повышенной тревожности ребёнка.

У детей раннего возраста страхи могут развиваться вследствие того, что мир для них все ещё остается далеко не во всем понятным.

Переживать страхи — это нормально, если только они не начинают мешать ребёнку играть, заводить друзей и быть (в разумных пределах) самостоятельным.


Что делать с маленьким драчуном?

Если дети начинают драться или бороться в неподходящее время, скажите им: «Сейчас у нас время спокойно играть /собираться на прогулку, готовиться к обеду/, а вот после вы сможете побороться, только возьмите матрац».

Договоритесь с ребёнком о некоторых правилах борьбы — не ставить подножку, не бить ногами.

Если ребёнок отбирает игрушки и вещи у других, действуйте методом логических последствий: «Если ты отберешь игрушку у Кости, что может быть дальше?»

Помогите ребёнку осознать своё поведение. Как можно чаще, когда ребёнок спокоен, давайте ему знать, что его поведение улучшается: «Видишь, ты можешь без кулаков объяснить другим, что ты хочешь, и дети принимают твои идеи. Наверное, сейчас ты гордишься собой».

Ограничьте время просмотра боевиков и сериалов, если не можете их исключить полностью.

Дайте ребёнку возможность естественного конструктивного выплеска энергии - не запрещайте бегать, вволю кататься на велосипеде и роликах, строить дома из стульев и т.п.

 Сделайте дома подобие боксерской груши.

Гораздо более типичным такое поведение является для мальчиков. Вероятно, это объясняется целым комплексом причин — мужские гормоны, ожидаемые обществом модели поведения, более грубые игры. Девочки чаще выражают свою агрессию словом, выражением презрения, «отлучением» от себя. Прежде чем что-либо предпринимать, убедитесь, что это именно проявление агрессивности, а не просто игра или неумение объяснить свои желания.

Дети видят модели такого поведения на улице, в популярных телепередачах и переносят некоторые действия в свои игры.

Многие дети ещё не в состоянии полностью контролировать сильные чувства и действуют импульсивно, не в состоянии понимать все возможные последствия своих действий.

Можно и нужно научить детей действовать по-разному в разных обстоятельствах: там, где нужно, уметь защитить себя, где нужно - уйти от драки.

Что предпринять в случае бесконечного баловства ребенка?

Может оказаться так, что ребенок, который слишком много дурачится или строит из себя шута, на самом деле пытается уйти от каких-то серьезных проблем своей жизни.

Он прячется под «маску», пытаясь избежать непосильного напряжения. Такого же рода поведение может развиться и вследствие того, что он видит внимание, восхищение других детей и некоторых взрослых.

Обсудите вместе с другими членами семьи и воспитателями, что может скрывать ребенок за маской шута, что пытается заглушить таким поведением.

Если увидите, что ребёнок спокоен и серьёзен, используйте эту возможность, чтобы поговорить с ним о том, что его тревожит, беспокоит. Предложите ему нарисовать картинку, которую «не увидит никто, кроме пас двоих».

Если ребёнок начинает баловаться в неподходящий момент и вам нужно прервать его фиглярство, твердо обратитесь к нему со словами: «Сейчас очень важно, чтобы ты побыл серьезным. Через 10 минут мы закончим работу, и ты сможешь баловаться, сколько пожелаешь».

Этот тип поведения довольно распространен среди младших дошкольников, особенно среди четырехлетних. Если дети дурачатся слишком часто или в неподходящее время, то это может вызвать серьезные проблемы.

Предоставляйте  детям больше возможности побаловаться, и даже поощряйте их к этому в специально отведенное время. Если они будут дурачиться именно в это время, скажите им, что они поступают хорошо, потому что никому не мешают, что взрослым весело на них смотреть.

Иногда предлагайте сами побаловаться, помогая детям понять, что это вовсе не плохое поведение, если никому не мешаешь и не портишь вещи.

Как избежать проблем в семье, когда родится второй ребенок?

Как можно больше привлекайте ребёнка к приготовлениям к рождению малыша, тогда он будет чувствовать себя важным и нужным. В течение дня выделите время, посвященное только старшему ребёнку.

Дайте ребёнку возможность рассказывать близким родственникам о том, как развивается малыш, чему уже научился, чему его «научил» он, старший.

Примите как должное ревность и даже ненависть, которые могут возникнуть у старшего. Учтите, что многие дети, после того, как малыш родился, хотят, «сдать его обратно». Предложите разные способы выплеснуть свои чувства и эмоции — рисовать, мять тесто, играть с куклами, играть с песком и водой.

Помогите усвоить ему такие речевые обороты: «Не могла бы ты уделить мне внимание, когда маленький заснёт?», «Ты не сможешь погулять со мной, когда с маленьким сидит папа?».

Рассказывайте детям о том, откуда берутся и как появляются на свет дети. На этот счет существует много детских книг, которые помогут сделать это простым и естественным образом.

Поговорите с детьми о том, что семьи создаются, в том числе и об объединении семей, усыновлении.

Разъясните, где и как развивается ребёнок.

Разъясните, что прежде чем младенец вырастет должно пройти много времени. Объясните, что за маленькими детьми нужно много ухаживать, поэтому взрослые гораздо больше заняты маленьким.

Появление нового ребёнка в семье всегда собой большие перемены — независимо от того, родится ли этот ребёнок у родителей, будет ли он ребёнком, нового папы или мамы, или его усыновят.

Если ребенок «ябеда»?

Это явление обычно возникает как попытка привлечь к себе внимание. Дети часто ябедничают потому, что считают, что могут возвысить своё «Я» за счет представления других детей в дурном свете.

Как можно чаще уделяйте своему ребёнку заботливое внимание, говорите ему о его хороших чертах.

Предлагайте рассказать что-нибудь хорошее о своих приятелях.

Постарайтесь уделить «ябеде» минимум внимания, но не обрывайте его и не отчитывайте, ведь недослушав ребёнка, вы никогда не поймете, что движет им — желание «настучать» или желание поделиться важной информацией.

Скажите ребёнку, чтобы он поговорил о поступке, о котором сейчас рассказывает вам, с ребёнком его совершившим, а не с вами.

Спросите ребёнка, а как бы он сам поступил в подобной ситуации.

Похвалите ребёнка, когда он, не ябедничая, беседует с вами: «Мне очень приятно говорить с тобой, когда ты не ябедничаешь».


Если ребёнок кусается?

Чаще всего дети кусаются в возрасте от 12 до 24 месяцев. Причиной «кусачести» может быть прорезывание зубов, возбужденность, гнев. Иногда ребёнку не хватает слов и, пытаясь завладеть игрушкой, он кусается, считая это хорошим способом добиться своего. Чаще всего это происходит как мгновенная реакция, импульсивное действие и ребёнок слишком мал, чтобы продумать какие-то другие, более приемлемые действия.

Помогайте детям выражать свои чувства и потребности словами: «Катя говорит; «Дай, дай». Это значит, она хочет поиграть с этой игрушкой». «Катя скажет: «Нет, нет». Это значит, Катя не хочет кушать».

Если ребенок чем-то расстроен, не спешите занять его нужными вам делами. Сначала помогите успокоиться — подержите на руках, поговорите с ним, добейтесь улыбки.

Позаботьтесь, чтобы у ребёнка было достаточно безопасных предметов для режущихся зубов.

Дети ясельного возраста, как правило, еще слишком малы, чтобы соотносить между собой то, что они кого-то укусили и то, что взрослый сердится. Поэтому в такого рода ситуациях наказание, как правило, мало помогает. Лучше утешьте того, кого укусили и достаточно резко скажите «кусаке»: «Это же больно!». Лицо ваше должно быть строгим, чтобы ребёнок видел, что вы его не одобряете.

Внимательно понаблюдайте и попробуйте выяснить, В чем причина «кусачести». Если удастся, попробуйте его поймать в тот момент, когда он ещё только вознамерится укусить. Остановите его и скажите: «Нельзя! Будет больно».

Если ребёнок готов кусаться от отчаянья — у него отняли игрушку, остановите его и помогите «озвучить» нужду: «Скажи ему: «Дай».

Если ребёнок кусается в какое-то определённое время - перед сном, обедом, — подумайте, что можно изменить в режиме. Например, перед обедом дайте ему кусок морковки, кочерыжки.

Как воспитать у ребенка вежливость?

Ваш ребенок вырастет вежливым, если Вы:

  • ведете себя деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более, по отношению к своим детям;
  • никогда не оскорбляете человеческое достоинство своего ребенка, не кричите на него, не говорите грубых слов в его присутствии или по отношению к нему; не применяете физические наказания;
  • не делаете бесконечные замечания по незначительным поводам, а где это возможно, поощряете самостоятельность своего ребенка;
  • предъявляете к детям единые требования и, даже если один не согласен с замечаниями другого, высказываете это в отсутствии ребенка;
  • уважаете достоинство маленького Человека, исключив выражения «Ты еще мал», «Ты еще этого не понимаешь», «Тебе еще рано» и т.п.;
  • предъявляя ребенку определенные требования, не забываете быть требовательными к себе: приветствуете ребенка и друг друга «Доброе утро!», «Спокойной ночи», «Благодарю за помощь» и др.
  • правила культурного поведения прививаете детям систематически, а не от случая к случаю.


ЧТО МОЖНО ПРОЧЕСТЬ РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ  ДОШКОЛЬНИКА

1. Маниченко И.10 законов воспитания ребенка

2. Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка

3. Гиппенрейтер Ю. Общаться с ребенком, как?

4. Корчак Я. Как любить ребенка

5. Леви В. Нестандартный ребенок

6. Кабанова Е., Ципкоркина Е. Взрослые дети, или Инструкция для родителей.

7.  Баркан А. Плохие привычки хороших детей

8. Патрушина Т., Филякина Л. Первоклассник на пороге школы. Советы родителям, советы учителям.

9. Андрюшина О. Большое счастье в маленькой семье: с ребенком, но без мужа.

10.  Амонашвили Ш. педагогические притчи.

11.  Фабер А.,  Мазлиш Э. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили.

12. Гиппенрейтер Ю. Продолжаем общаться с ребенком. Так?

13. Фромм А. Азбука для родителей.

14. Чернова Т. Советы детского психолога

15. Кволс К. Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания

16. Спилберг Д.  300 трехминутных развивающих игр для детей 2-5 лет.

17. Акредоло Л., Гудвин С. 68 игр для развития мозга, в которые дети играют с наслаждением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полезные слова (в записную книжку Родителя).

Рекомендации для родителей....

Записная книжка для родителей

Материлы для родителей детей поступающих в школу...

Рекомендации родителям "У меня растет дошкольник"

Основные кризисные моменты в воспитании дошкольника...

Записная книжка родителя

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10113496","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"134","style":"width: 600px; height: 174px;","width":"462"}}]]...

Заметки в записную книжку родителей по плаванию

Памятки для родителей "Не забывайте правила"...

В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ РОДИТЕЛЕЙ

ДИСГРАФИЯ – это частичное нарушения процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по конструированию в средней группе «Записная книжка для папы»

Цель: формировать умение у детей умение изготавливать записную книжку, вызвать желание порадовать близких поделкой сделанной своими руками.Задачи:Образовательные: формировать начальные представления о...