Журнал для родителей "Музыкальные картинки . Ребенок и музыка."
консультация на тему

Фомичева Наталья Валерьевна

Консультация для родителей о влиянии музыки на развитие дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhurnal_muzyka.doc74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        

М У З Ы К А Л Ь Н Ы Е

К А Р Т И Н К И

Д А Р И Т    С А Д И К     В А М

« Р  Я  Б  И  Н  К  А »

                               

                                 

                                    Тема номера :  

                            « Музыка   и  ее влияние

         

                                  на развитие детей»

         

 Музыка - это гармоничный мир, полный светлой радости и тихой печали, бесшабашного веселья и спокойной, созидающей энергии. Каждый может найти в музыке что-то свое, необходимое только ему. И чтобы это произошло, надо только как можно раньше приоткрыть таинственную дверь и показать маленькому человечку ступеньки-этапы, ведущие к вершине.

 Музыка дарит и родителям, и детям радость   совместного творчества, насыщает жизнь    яркими  впечатлениями. Не обязательно иметь

 музыкальное  образование, чтобы регулярно отправляться с вашим    малышом в    удивительный мир гармонии звуков

Прочитав наш журнал, Вы узнаете:

♪  -  Что такое « музыкальность» ?

          ♪   -  Какой должна быть детская музыка?

          ♪  -   Как знакомить детей с музыкой ?

♪   -   Что такое « петь чисто» ?

♪    -  Музыкальные инструменты у вас дома. Домашний оркестр.

 

Соприкосновение с музыкой…..

Как приятно, когда ваш ребёнок легко подпевает впервые услышанную мелодию, звучащей по телевизору песни. «Надо же, да у него талант!» -подумаете вы.  

Все мы знаем выражение «медведь на ухо наступил», однако, как показывает практика, музыкальные способности РАЗВИВАЮТСЯ! Что же помогает им развиться? Конечно же, музыкальные занятия в детском саду.

Материал, изучаемый детьми на музыкальном занятии  разнообразен. Это и песни с распеваниями, и танцы, и упражнения для красивого движения. А ещё, слушание классической музыки, игра на детских музыкальных инструментах, да и просто музыкальные подвижные игры. Конечно, всё это в целом не может не дать положительный результат, особенно если ребёнок регулярно посещает музыкальные занятия. Но…  всего этого бывает недостаточно.

Для ребенка необходимо, чтобы музыкальное воспитание проводилось и в семье. Как, спросите вы? Да очень просто!

Соприкосновение с музыкой чрезвычайно важно для речевого и эмоционального развития, а также для укрепления двигательных навыков.  Ритмичные песни, которые вы поете своему малышу, способствуют развитию его мозга.  У детей, которые часто поют ритмичные песенки и играют в игры, связанные со счетом, мозг буквально излучает активность.  Музыкальные игры помогают ребенку одновременно использовать в работе многие навыки, что развивает многосторонние нервные связи.  С раннего возраста слушая «живую» музыку и играя с музыкальными инструментами, в дальнейшем ребенок с большей вероятностью реализует свой врожденный музыкальный потенциал, когда станет старше. 

        ЧТО  ТАКОЕ  МУЗЫКАЛЬНОСТЬ?

Природа щедро наградила человека. Она позволила ему слышать  всё многообразие  существующих  вокруг  звуковых  красок. Прислушиваюсь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев, завыванию ветра, люди учились различать интонацию,   высоту,   длительность.  

 Из  необходимости  умения  слушать  и  слышать  рождалась  музыкальность - природой данное человеку свойство. Итак,  все  мы  от природы  музыкальны.  Об  этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром.

Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар - особого качества музыкальный инструмент - голос.

Обучать ребенка пению лучше всего используя для этого свой   собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого.  Помните, что объем детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения.  Даже если песня очень нравится и вам, и ребенку, пение ее может принести большой вред, если она не отвечает особенностям возраста.
       

Какой должна быть музыка для детей?

Теперь мы и подошли непосредственно к вопросу влияния музыки на детей -                               на воспитание их духовных качеств посредством влияния музыки на детскую психику. Музыка давно проникла во все сферы воспитания и развития детей,                 а соответственно роль ее трудно переоценить.

Мультфильмы, детское кино, детские театральные спектакли - все это просто немыслимо без музыки. Но музыка как любой другой продукт, учитывая ее разнообразие, не может быть одинаково полезна маленькому человечку. И тут возникает справедливый вопрос - какую же музыку детям слушать необходимо,  а какая музыка способна навредить? Да, это не ошибка! К сожалению, музыка может навредить! И только вы можете помочь вашему ребенку избежать этого!

Давайте  детям для прослушивания  как можно чаще классическую музыку, адаптированную для детского возраста.  Многочисленные эксперименты  показали, что под музыку таких композиторов как Моцарт, Вивальди, Бетховен дети успокаиваются, хорошо засыпают!

Минимум низких частот. Соблюдайте это правило, так как, давно известно,                  что низкочастотные звуки способны влиять на психическое состояние человека не самым лучшим образом, тем более на психику ребенка. Не ставьте детям тяжелый рок и его разновидности, рейв, транс и клубную музыку - именно                 она способна нанести непоправимый урон детской психике.

И, наоборот,  детский репертуар, песенки из мультфильмов, русские народные припевки, потешки, песенки, спетые спокойным негромким  голосом очень полезны  для музыкального развития вашего ребенка.

Как знакомить детей с музыкой?

Есть несколько простых правил, следуя которым вы обязательно избежите проблем, а соответственно ваш малыш будет в полном порядке.

●  Создайте фонотеку из записей классики,  музыки из мультфильмов, плясовых, маршевых мелодий и др.  Такую музыку можно слушать специально, включать на тихой громкости при чтении сказок, сопровождать ею рисование, лепку, процесс  укладывания малыша спать и др. Отбирайте музыкальные произведения с мелодичным и легким звучанием, без ярко выраженных ударных партий,   так как они способны  зомбирующе действовать на психику.  

  • Музыка должна звучать  не громко! Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит.  Громкий звук травмирует нежную детскую нервную систему, а это может

иметь крайне печальные последствия в будущем.Слуховой аппарат устроен таким образом, что громкий звук наушников воздействует непосредственно на мозг человека, вызывая микросострясения. "Звуковой шок" может иметь неприятные последствия даже для взрослого человека, а для ребенка тем более!

  •  Все дети очень подвижны, и если поощрять их двигательные импровизации под музыку, то таких детей будут отличать координированность и грациозность движений . При подборе музыкальных произведений  нужно учитывать время суток. Если с утра можно ставить детские песни   более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру настоятельно рекомендуем прослушивать медленные детские песенки и мелодии, постепенно переходя к колыбельным.

  •  Ходите с детьми на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, разучивайте и пойте с ними детские песни

  • Чтение стихов, сказочных историй также может сопровождаться подыгрыванием на музыкальных инструментах . Бывая   на   природе,   прислушивайтесь вместе с ребенком к песенке ручейка, шуму листвы, пению птиц. Вокруг нас - звучащий мир, не упустите возможность познать его богатства для гармоничного развития вашего малыша.

             Что такое петь чисто ?

Музыканты-педагоги при оценке пения детей используют термин                                  "чистота интонирования". Что это означает? Это значит -  петь без фальши.             Когда вы играете на каком-либо инструменте и одновременно поете, надо слушать себя и следить за тем, чтобы звук инструмента и голос сливались.

Если из инструмента извлекается высокий звук, нужно постараться сделать свой голос тоненьким (например, как у мышонка) и послушать, добрался ли он до высокого звука инструмента, соединился ли с ним в согласованном звучании.                     Если на инструменте сыграли низкий звук, нужно сделать наоборот, опустить голос, пусть он будет более "толстым", низким. Главное, всегда себя слушать и контролировать. Если есть хоть небольшая рассогласованность между звуком музыкального инструмента и его повторением человеком, о чистом пении не может быть и речи.
Не стоит расстраиваться, если сразу не получается исполнить песню чисто. Для успеха требуется время, упражнения в развитии звуковысотного слуха и, конечно, регулярные занятия пением.  И всегда   помните: прежде чем проинтонироватъ (пропеть) звук песни, важно правильно услышать его и точнейшим образом повторить голосом

При подборе песен для ребенка учитывайте следующее:
♪ Содержание песен должно отражать круг интересов ребенка                                                           ( т.е. содержание ее должно быть понятно, доступно) ;


 Просмотрите текст, прочитайте его выразительно вслух и найдите сложные для понимания слова  (их обязательно нужно разъяснить ребенку);


 Посмотрите одновременно, не будет ли затруднений в пропевании самой мелодии  (сложность  может вызвать  скачкообразный  характер мелодической линии);


  Помните, темп дыхания у детей более частый в сравнении с дыханием взрослого. Фразы детских песен должны быть короткими, чтобы ребенку не приходилось разрывать их в процессе пения для нового вдоха;


♪  Объем звуков мелодии не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса ребенка. У детей 3-4 лет - это всего 4-5 звуков, у детей 6-7-летнего возраста он расширяется до октавы (8 звуков). В пределах возрастного диапазона голос ребенка звучит естественно, ненапряженно, без перегрузки.

«Музыкальные инструменты в Вашем  доме».

Вспомните, с каким интересом ваш малыш держал свою первую погремушку в возрасте 3-4 месяцев. Если погремушку вы уже освоили -  смело переходите к колокольчику. Кстати, овладеть колокольчиком  получится не сразу. Вы должны объяснить ребёнку, что держать колокольчик нужно двумя пальчиками за «ушко», только тогда звук будет громким.  

Следующим музыкальным инструментом может стать бубен. Очень важно помогать  ребёнку держать бубен правильно. При ударе инструмент  остаётся на месте, не опускается и не взлетает вверх, он просто стоит на месте, а другая рука ударяет по бубну и отскакивает от него, словно от горячего утюжка. Важно, чтобы ребёнок быстро убирал ручку с мембраны бубна, иначе он не успеет сделать следующий удар. Научились играть? Попробуйте пофантазировать!

- Как идёт медведь? Вот так (медленные удары по бубну).

- А как бежит мышка? Вот так (быстрые удары по бубну).

А что если добавить музыку? Играть под музыку на бубне нужно медленно, только на сильную долю. Покажите вашему малышу, как это делаете вы. А вот если бубна будет два или три, то успех и счастье всех членов семьи обеспечены!

Следующим инструментом, наверное, станет барабан. Играть на нём нравиться всем, но особенно мальчикам! Так пусть барабанят, зато изрисованных обоев в квартире будет значительно меньше! Лучше, если ребёнок будет играть двумя руками, это разовьёт координацию рук и поможет более слабой левой руке. А как здорово будет, если малыш будет одновременно шагать и маршировать, как на параде.

«Общение» с детскими музыкальными инструментами способствует развитию у детей чувства ритма, музыкальной памяти, слуха, координации  движения,  улучшат мелкую моторику, помогут выразить своё настроение в музыке. Но, самое главное – они научат вашего ребёнку ЛЮБИТЬ МУЗЫКУ и получать огромное удовольствие от общения с ней, научат вас с малышом лучше понимать друг  друга и подарят много счастливых минут!

          Домашний концерт


Самый простой прием: предложить малышу потанцевать или помаршировать под ритмичную музыку, вместе или в компании с игрушкой - а может быть,     посмотреть, как танцует мама. Другой испытанный способ заинтересовать – игра

"На что это похоже?", когда ребенок попробует угадать, что он слышит в

музыке: шелест дождя, пение птиц, походку разных животных… Для этой игры

очень подходят такие программные произведения, как "Времена года" - и Чайковского, и Вивальди. Пьесы, не имеющие явного сюжета, по-своему хороши тем, что со временем ребенок сможет придумать к ним любую историю с самыми удивительными приключениями - и даже нарисовать к ней картинку.

 Многие малыши  осваивают кнопочки музыкального центра и сами начинают ставить себе диски. Однажды, когда ребенок сможет с удовольствием слушать музыку больше получаса, можно будет устроить красивый домашний концерт: отложить все дела, нарядно одеться, погасить верхний свет, зажечь свечи и всей семьей молча послушать какое-нибудь классическое произведение, удобно устроившись в креслах. Самые "продвинутые" маленькие любители музыки лет в пять-шесть впервые попадают на концерты. Правда, многим приятнее слушать музыку дома: в конце концов, где, как не дома, можно вскочить с места и потанцевать под мелодию, захватившую тебя?

Разумеется, было бы очень здорово, если бы в доме иногда звучала живая музыка, то есть кто-то из взрослых играл хотя бы простенькие мелодии на фортепиано, гитаре, аккордеоне, скрипке или флейте. Некоторые, самые простые музыкальные инструменты, может освоить и малыш: тамбурин, металлофон, дудочку. Это стоит сделать, несмотря даже на то, что самые простые инструменты, такие как треугольник, вообще не издают звуков музыки - они лишь производят звуки. Но звуки красивые, и умение слышать их красоту - тоже признак настоящей культуры. Ведь мир полон волшебных звуков, нужно только услышать их. Кстати, один из самых загадочных и чудесных звуков можно воспроизвести с помощью очень простых предметов: гитары и горсти сухой рисовой крупы. Если медленно высыпать горсть риса на струны лежащей гитары, она издаст тихий и совершенно сказочный шелестящий звон. Ребенку обязательно понравится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация:"Какой журнал купить или выписать ребенку?"

В настоящее время рынок печатной продукции для детей очень широк. Трудно определиться с выбором. Однако, существуют моменты, обратив внимание на которые, сделать выбор будет значительно легче....

журнал для родителей "ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК"

Специальный выпуск для здоровых детей и заботливых родителей...

Технологическая карта НОД по музыке " Путешествие в страну музыки" для подготовительной группы.

Технологическая карта НОД по музыке " Путешествие в страну музыки" для подготовительной группы....

КОНСУЛЬТАЦИЯ "Какой журнал выписать или купить ребенку?"

Сейчас круг издаваемой для детей прессы настолько широк, что родители порой оказываются в затруднении: а что же купить своему ребенку, как определиться и сделать выбор. Каким должен быть детский журна...

Консультация «Научите ребенка слушать музыку» Рекомендации к выбору репертуара классической музыки для слушания детьми дома.

   Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку....

Карты Индивидуального образовательного маршрута ребенка по МУЗЫКЕ

Карты индивидуального образаовательного маршрута, составляются на детей в начале учебного года, по результатам мониторинга....

«Научите ребенка слушать музыку» Рекомендации к выбору репертуара классической музыки для слушания детьми дома

Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку....