Консультация для родителей "Ранняя диагностика способностей дошкольников к определённым видам деятельности"
консультация на тему

Мажура Юлия Михайловна

Дошкольный возраст- первый этап профориентации человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

К ОПРЕДЕЛЕННЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Часто родители спрашивают, в каком возрасте лучше ориентировать детей на выбор их будущей профессии. Некоторые спешат… Мне думается, что не стоит выбирать судьбу за своих детей. Не нужно проживать жизнь за них, иногда реализуя, таким образом, свои несбывшиеся мечты. Кто-то не стал врачом, актером, ученым, изобретателем.… Но ребенок не должен становиться ни тем, ни другим, ни третьим. Дети не должны, расплачиваться за ожидания собственных родителей. Хорошо, когда постепенно взрослея, малыш, а затем ученик все более активно принимает участие в семейных делах и в собственной судьбе. Его готовность к этому, как правило, не зависит от возраста – физического и психологического. Выдающийся ученый Лев Выготский говорил, что будущее вундеркинда в его прошлом. Поэтому важно предоставить детям возможность самим выбирать свою судьбу. Под чутким руководством взрослых они смогут уже самостоятельно оценить происходящее с ними, если будут инициативны, независимы, предприимчивы, разумеется, в рамках своего возраста.

Ведя речь о старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, надо взять за основу формирование поискового стиля поведения ребенка дома, в детском саду, в школе, в кругу сверстников, в присутствии незнакомых людей… Нужно использовать в работе с детьми по ранней профориентации такие задания и игры, которые направлены на развитие творческих способностей малыша, на реализацию его желания лучше узнать самого себя, близких, изобретать, сочинять, быть предприимчивым, порой разумно рисковать. Даже относительно небольшой круг заданий и игр гарантирует: ребенок не будет похожим на героя стихотворения В.Берестова:

Однажды он ошибку совершил, напуганный, не знал, куда деваться.

И, дорожа спокойствием души, поклялся вообще не ошибаться.

Чтоб не споткнуться, он замедлил шаг, чтоб не забыться, спорить не решался.

А собственное мненье прятал так, что, собственно, без мнения остался.

Он никому на свете не мешал, его встречали вежливой улыбкой.

Ошибок он уже не совершал. Вся жизнь его теперь была ошибкой.

Возможность  работы по ранней профориентации обусловлена следующими факторами:

 Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к профессиям.

 В дошкольном учреждении определены два самых важных  направления деятельности детского сада - работа по ранней профориентации  и работа по воспитанию здорового дошкольника. 

 Формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;


Внедрение здоровьесберегающих программ воспитания, осуществление мониторинга за состоянием здоровья ребенка;

 Выявление интересов и наклонностей детей;

 Обеспечение готовности к школьному обучению, преемственности программ дошкольного и начального школьного образования с целью оптимизации интеллектуальной нагрузки на ребенка;

 Внедрение современных обучающих программ;

 Знакомство с ведущими профессиями, посещение предприятий;

 Расширение деятельности  уголков сюжетно-ролевых и

Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствуя ранней  профессиональной ориентации.
При разработке содержания, форм и методов  работы по ранней профориентации надо руководствоваться дидактическими принципами: системности, последовательности, доступности, научности, наглядности, преемственности.

Большая роль по ранней диагностике способностей у детей дошкольного возраста к определенным видам деятельности в ДОУ отводится предметно-развивающей среде.

Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности.

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) становится совершенствование педагогического процесса и повышения качества образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

Развивающая среда является основным средством развития личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Научные исследования акцентируют внимание на построении предметно-развивающей среды и дают рекомендации по ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых

Предметно - развивающая среда в ДОУ по ознакомлению детей с миром профессий включает в себя:

- Создание групповых уголков сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин», «Почта», «Поликлиника», «Ателье», «Зоопарк», «Школа», «Цирк», «Бензозаправочная станция», «Аэропорт», «Таксомоторный парк», «Молочная ферма», «Дочки-матери», «Дом», «Строители», «Шоферы», «Парикмахерская», «Автобус», «Аптека», «Столовая», «Кафе», «Космонавты» и другие.

- Подбор, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

- Художественная литература.

- Уголки «ряженья».

- Настольные игры, подвижные игры.

- Беседы, экскурсии, составление рассказов из личного опыта, составление рассказов о семье.

- Встречи с интересными людьми (представителями различных профессий).

- Праздники, викторины.

- Театрализованная деятельность (в каждой группе свой театральный уголок).

- Музейная педагогика (в каждой группе свой музей, созданный силами педагогов, родителей. Тематика музеев: «Русская изба», «Космонавтика», «Кинематограф», «Такая разная игрушка», «Музей Коры».

- Патриотическое воспитание – уголок «Люби и знай свой край».

- Озеленение группы.

- Картотека прогулок по временам года.

-Непосредственно образовательная деятельность

Такая насыщенная и разнообразная предметно-развивающая среда в ДОУ способствует успешному ознакомлению детей с миром профессий. Формирует у ребенка определенные навыки и умения, и при должном чутком и внимательном руководстве со стороны взрослых позволяет выявить ранние способности у детей дошкольного возраста к определенным видам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОО «Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности»

Консультация «Инновационные технологии в развитии креативных способностей дошкольников в разных видах деятельности» знакомит педагогов с понятиями "инновации", "креатив", раскрывает принципы и содержа...

Развитие творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности

Одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»является задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей....

Анализ организации продуктивных видов деятельности. Диагностика сформированности дошкольников по продуктивным видам деятельности.

              Диагностика изодеятельности детей 6 – 7 лет.Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуа...

Консультация для педагогов: " Развитие творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности Торцевание"

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности. Торцевание»Развитие детского творчества является актуальной проблемой совр...