Анализ организации продуктивных видов деятельности. Диагностика сформированности дошкольников по продуктивным видам деятельности.
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему

                Диагностика изодеятельности детей 6 – 7 лет.

Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка, степени его подготовленности к школе. В связи с этим важно знать критерии оценки уровня овладения ребёнком навыками изобразительной деятельности.

Для выявления степени овладения ребёнком навыками изобразительной деятельностью предлагается методика диагностирования детей перед поступлением в первый класс.

Полный набор соответствующих критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности; для более оперативного диагностирования следует отобрать некоторые из них.

Выделенные критерии объединены в две группы:

·        первая применяется при анализе продуктов деятельности;

·        вторая – при анализе процесса деятельности.

 

               Анализ продуктов изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_organizatsii_produktivnyh_vidov_deyatelnosti_1.docx60.04 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ организации продуктивных видов деятельности.

Диагностика сформированности  дошкольников по продуктивным видам деятельности.

                Диагностика изодеятельности детей 6 – 7 лет.

Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка, степени его подготовленности к школе. В связи с этим важно знать критерии оценки уровня овладения ребёнком навыками изобразительной деятельности.

Для выявления степени овладения ребёнком навыками изобразительной деятельностью предлагается методика диагностирования детей перед поступлением в первый класс.

Полный набор соответствующих критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности; для более оперативного диагностирования следует отобрать некоторые из них.

Выделенные критерии объединены в две группы:

  • первая применяется при анализе продуктов деятельности;
  • вторая – при анализе процесса деятельности.

               Анализ продуктов изобразительной деятельности.

1.Содержание изображения (полнота изображения образа )

Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения.

2.Передача формы:

  • форма передана точно;
  • есть незначительные искажения;
  • искажения значительные, форма не удалась.

3.Строение предмета:

  • части расположены верно;
  • есть незначительные искажения;
  • части предмета расположены неверно.

4.Передача пропорции предмета в изображении:

  • пропорции предмета соблюдаются;
  • есть незначительные искажения;
  • пропорции предмета переданы неверно.

5.Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а)расположение изображений на листе;

  • по всему листу;
  • на полосе листа;
  • не продумана, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

  • соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
  • есть незначительные искажения;
  • пропорциональность разных предметов передана неверно.

6.Передача движения:

  • движение передано достаточно чётко;
  • движение передано неопределённо, неумело;
  • изображение статичное.

7.Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом):

а)цветовое решение изображения:

  • передан реальный цвет предметов;
  • есть отступления от реальной окраски;
  • цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

  • многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;
  • преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
  • безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

        Анализ процесса изобразительной деятельности.

1.Характер линии (в соответствии с проведённым исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):

а) характер линии:

  • слитная;
  • линия прерывистая;
  • дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим:

  • средний;
  • сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);
  • слабый (иногда еле видный);

в) раскрашивание (размах):

  • мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
  • крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
  • беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

г) регуляция силы нажима:

  • ребёнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;
  • ребёнок не всегда регулирует силу нажима и размах;
  • ребёнок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

2.Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

а) отношение к оценке взрослого:

  • адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;
  • эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
  • безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребёнком созданного им изображения:

  • адекватна;
  • неадекватна (завышенная, заниженная);
  • отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:

  • к предложенному заданию;
  • к процессу деятельности;
  • к продукту собственной деятельности.

3.Уровень самостоятельности:

  • выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
  • требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
  • необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4.Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

   Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка даётся по трехбалльной системе: 1-й – 3 балла; 2-й – 2 балла; 3-й – 1 балл.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребёнок, - 45, низшее – 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности. Для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребёнком баллов к низшему. Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию отдельно. Ранговый ряд условно можно разделить на три части. Так, если в группе диагностировалось 20 человек, то в каждой подгруппе может в среднем получиться 6 – 7 детей, но могут быть и резкие различия. Каждая из этих подгрупп будет отнесена к высшему, среднему и низшему уровню (по числу набранных балов).

Следующее диагностическое обследование, проведённое после целенаправленных занятий с детьми, должно изменить количество детей в каждой подгруппе за счёт увеличения дошкольников  в подгруппах высокого и среднего уровня и сокращения числа тех, кто выполнял изображение на низком уровне, что будет свидетельствовать об эффективности работы воспитателя.

Для текущей диагностики можно ограничиться первой группой критериев, построенной на анализе продуктов деятельности и позволяющей определить уровень овладения детьми навыками рисования, лепки, аппликации (опуская те критерии, которые не характерны для некоторых видов деятельности, как, например, цвет для лепки). Для определения уровня развития творчества к этим показателям следует присоединить диагностику с дорисовыванием кругов.

С целью выявления результатов опытно –  экспериментальной работы  и уровня развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста в конце учебного года можно провести следующее диагностическое обследование.

Всем детям предлагается задание на дорисовывание шести кругов: детям выдаётся стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нём в два ряда ( по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать  и раскрасить их.

Выполнение этого задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» - количество кругов, оформленных ребёнком в образы, и составляется количество баллов, полученных ребёнком. Так, если в образы оформляются все шесть кругов, по выставляется оценка 6, если 5, то оценка 5 и т.д. Все баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по трехбалльной системе. Оценка «3» – высокий уровень – ставится тем детям, которые наделили предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов (например, яблоко или мордочки зверюшек). Оценка «2» – средний уровень – ставится детям, которые наделяют образным значением все или почти все круги, но допускают практически  буквальное повторение (например, мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мячик и т.п.). Оценка «1» – низкий балл – ставится тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.

Оценивается не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребёнок ограничивался лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания). Подсчитывается общее количество баллов, полученное детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делиться на количество детей в ней).

(Т.С.Комарова - доктор педагогический наук. Журнал «Обруч» №1 2007 год)

53. Задания по выявлению уровня художественного развития детей дошкольного возраста.

(старшая группа).

На констатирующем этапе, была проведена методика М. Г. Смирновой «Выявление художественно-творческих  способностей»: «Понаблюдай и нарисуй», «Собери букет», «Составь букет», «Помоги художнику», «Чудесный лес», «Волшебные картинки», «Цветные коврики», «Волшебные очки». Для выявления уровня развития мелкой моторики, были использованы следующие методики:  «Рисование ножницами», «Пластилиновые узоры», «Рисование по замыслу», «Деревья из бумажных лент».

Задание 1. Понаблюдай и нарисуй. Выявить у детей понимание взаимосвязи между такими нравственно-эстетическими категориями в искусстве как добро, красота. Детям предлагалось рассказать о своих наблюдениях в природе и нарисовать рисунки.

Задание 2. Собери букет. Подбирать лепестки, сначала только по цвету, далее – по форме и цвету. Материал: цветы из однотонной бумаги на 7 цветов, укреплённых на палочках.

Задание 3.Составь букет. Дети самостоятельно составляли свой натюрморт из готовых плоскостных фигур ваз и цветов. Для этого предлагали разные формы ваз, цветы из бумаги. После составления дети зарисовывали свой натюрморт.

Задание 4.Помоги художнику. Воспитатель сообщал о том, что художник Тюбик не успел дорисовать картинку до конца и просил ребят помочь ему закончить работу. Материал: карандаши и набор карточек с незаконченными изображениями одного из предметов.

Задание 5.Чудесный лес.  Воспитатель предлагал нарисовать лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения  превращаются в реальные предметы: цветы, бабочек, птичек и т. д. Когда дети нарисуют лес, воспитатель отмечал оригинальность каждого рисунка. Материал: картинки, где нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения.

Задание  6. Волшебные картинки. Воспитатель говорил, что каждый получит волшебную карточку, которую можно превратить в различные предметы, если немного пофантазировать. Получив одинаковые карточки, дети старались дополнить изображение таким образом, чтобы нарисованный предмет отличался от того, который придумал сосед; когда картинки были  готовы, дети их рассматривали. Материал: карандаши, набор карточек с различными схематическими изображениями.

Задание 7. Цветные коврики. Выявить у детей умение составлять красивые цветовые сочетания. Дети рисовали  горизонтальные или вертикальные линии. Во время работы следили, чтобы дети добивались красивого сочетания.

Задание 8. Волшебные очки. Показав детям очки разной формы, воспитатель говорил, что волшебство очков заключается в том, что стоит их надеть, как все вокруг предметы приобретают форму очков. Так, надев круглые очки, видишь всё круглое.  Материал: карандаши, «волшебные» очки различной формы и соответствующие им фигурные трафареты.

ЗАДАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

С целью проверки уровня художественного развития в изобразительной деятельности предлагается выполнить следующие задания.

1. Задание по восприятию искусства

Предложить детям рассмотреть две репродукции пейзажного характера и выбрать ту, которая понравится, сказать, что особенно в ней понравилось. Предложить придумать название картине (это задание для детей 4-6 лет).

Для младших дошкольников даются два изделия (дымковская игрушка и хохломская посуда) и предлагается выбрать изделие, которое более нравится (красота узора, цвет, элементы).

2. Задание по рисованию (исполнительство и творчество)

- Предложить детям нарисовать, как они представляют, рисунок на тему "Я и моя семья". Они могут выбрать материалы: карандаши, фломастеры, краски. Дать им альбомный лист.

- Другое задание по рисованию - "Чем я люблю заниматься". Каждый ребенок нарисует то, что он любит делать.

В процессе проверки особое внимание обращается на анализ продуктов детского изобразительного творчества, их художественно-образную выразительность: не только на содержание рисунков, но и на средства, которыми дети передают окружающий мир.

Уровни художественного развития

Высокий уровень (3 балла) - дети способны создавать художественные образы, используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем знаний о видах и жанрах изобразительного искусства, сформирован интерес к творческой деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими навыками.

Средний уровень (2 балла) - в изобразительной деятельности отмечается стереотипность образов. Дети недостаточно самостоятельны при выборе средств выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно полный, хотя дети освоили практические умения, владеют техническими навыками.

Низкий уровень (1 балл) - дети затрудняются передавать образы предметов, явлений. Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.

54.Анализ уровня художественного развития старших дошкольников,

по рисованию.

Для анализа процесса и результата художественно-творческих способностей был применён комплекс критериев и показателей, разработанных Т.С. Комаровой. Критерии объединены в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая – при анализе процесса деятельности.   По всем критериям, давалась оценка по трёх балльной системе:

3 балла – все выполнили;

2 балла – частично;

1 балл – не выполнили.

Все оценки по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. На основе набранной суммы дифференцируют детей по уровню овладению художественно-творческими способностями: высокий, средний, низкий уровень (данные представлены в таблицах № 1, 2, графиках № 1, 2).  

I группа.  Анализ продукта деятельности

1.Содержание изображения (полнота созданного образа).

Анализ детских работ представлял собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. При анализе детского рисунка отмечается  работа по всей плоскости листа.  Так  у 3 детей (Настя М., Лена П., Коля Ш.) отмечалось:  умение составления сложного рисунка, равномерность компоновки, непрерывность проведения линий, самостоятельность выбора персонажей, сформированность  графических навыков, умение менять направление движения руки.  

У5-х  детей (Саши Г., Артёма К., Ильи Е., Полины Н., Эльвиры Г.) отмечалось: увлеченность рисованием; владение графическими материалами, умение менять направления движения руки;

У 2 детей (Егора Г., Саши Р.) отмечалась: плохая компоновка, прерывистость линий, бедность рисунка.

В последующих критериях выделялись показатели, позволяющие определить овладение изобразительной деятельностью по разным направлениям.

   2.Передача формы:

- форма передана точно – 3 балла (41,7%)

- есть незначительные искажения – 2 балла (58,3%)

- искажения значительные, форма не удалась – 1 балл (0%)

3. Строение предмета:

- части расположены, верно – 3 балла (41,6%)

- есть незначительные искажения – 2 балла (50%)

- части предмета расположены неверно – 1 балл (8,4%)

4. Передача пропорции предмета в изображении:

- пропорции предмета соблюдены – 3 балла (33,3%)

- есть незначительные искажения – 2 балла (50%)

- пропорции предмета переданы неверно – 1 балл (17,7%)

5. Композиция:

В этом критерии для более полной и точной характеристики овладения композицией выделяются две группы показателей:

а) расположение изображений на листе:

- по всей плоскости листа –  3 балла (8,5%)

- на полосе листа – 2 балла (75%)

- не продумано, носит случайный характер – 1 балл (16,5%)

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

- соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов – 3 балла (8,5%)

- есть незначительные искажения – 2 балла (75%)

- пропорциональность разных предметов передана неверно – 1 балл(16,5%)

6. Передача движения:

- движение передано достаточно чётко – 3 балла (0%)

- движение передано неопределенно, неумело – 2 балла (33,3%)

Имя ребёнка

форма

Строение предметов

пропорции

Композиция

Передача движения

Цвет

Общее число баллов

уровень

1

Егор Г.

  2

  2

 1

1;1

   1

 2;2

 12

низкий

2

Саша Г.

  2

  2

 2

2;2

   1

 2;2

 15

средний

3

Эля Г.

  2

  2

 2

2;2

   1

 2;2

 15

средний

4

Илья Е.

  3

  3

 2

2;2

   1

 2;2

 17

средний

5

Артём К.

  2

  2

 2

2;2

   1

 2;2

 15

средний

6

Настя М.

  3

  3

 3

2;2

   2

 3;3

 21

высокий

7

Полина Н.

  2

  2

 2

2;2

   1

 2;2

 15

средний

8

Лена П.

  3

  3

 3

2;2

   2

 3;3

 21

высокий

9

Саша Р.

  2

   1

  1

1;1

   1

 2;1

 10

низкий                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

10

Коля Ш.

  3

  3

 3

2;2

   2

 3;3

 21

высокий

Итого баллов по критериям

 

 24

 

 25

 21

18;18

 

  13

 

23;22

 163

- изображение статичное – 1 балла (66,7%)

7. Цвет.

В этом критерии выделяются  две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:

а) цветовое решение изображения декоративной композиции;

- передан реальный цвет предметов (образца декоративной росписи) – 3 балла (33,3%)

- есть отступления от реальной окраски – 2 балла (66,7%)

- цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно – 1 балл (0%)

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

- многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого – 3 балла (33,3%)

- преобладание нескольких цветов или оттенков, в большей степени случайное – 2 балла (66,7%)

- безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами) – 1 балл (0%)

Данные анализа продукта деятельности представлены в таблице № 1

Таблица  1

Анализ продукта деятельности старших дошкольников.

На основе полученных данных были выявлены следующие уровни:

Высокий – 33,3% (Насти М., Лены П., Коли Ш., форма передана точно, части расположены, верно, соблюдены пропорции предметов, изображения расположены по всей плоскости листа, движение передано достаточно чётко, передан реальный цвет предметов, цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого).

Средний – 50% (Саша Г., Эля Г., Илья Е., Артём К., Полина Н., есть незначительные искажения в передаче формы, строении предметов и передаче пропорции предмета, изображения располагались на полосе листа, в соотношении по величине разных изображений есть незначительные искажения, Движение передано неопределённо, неумело. В цветовом решении изображении декоративной композиции есть отступления от реальной окраски, в цветовой гамме изображения преобладание нескольких или оттенков).

Низкий – 16,7% (Саша Р., Егор Г., в передаче формы искажения значительные, форма не удалась, части предмета и его пропорции переданы неверно, композиция непродуманна, носит случайный характер, изображение статичное).

 II группа.  Анализ процесса деятельности

1.Характер линии. В соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей:

а) характер линии:

- слитная – 3 балла (41,7%)

- прерывистая – 2 балла (50%)

- дрожащая, неуверенная или жесткая, грубая – 1 балл (8,7%)

б) нажим:

- средний – 3 балла (33,3%)

- сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу) – 2 балла (50%)

- слабый (иногда еле видный) – 1 балл (16,4%)

в) раскрашивание (размах):

- мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура – 3 балла (25%)

- крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура – 2 балла(50%)

- беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися за пределами контура – 1 балл (25%)

г) регуляция силы нажима:

- регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура – 3 балла (25%)

- регуляции удаются не всегда – 2 балла (50%)

- не регулирует силу нажима и размах – 1 балл (25%)

2. Регуляция деятельности.

В этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности:

а) отношение к оценке взрослого:

- адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности – 3 балла (41,6%)

- эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале радуется, темп работы увеличивается; при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается) –  2балла (41,6%)

- безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется) – 1балл (16,8%)

б) оценка ребенком созданного им изображения:

- адекватна –  3 балла (25%)

- неадекватна (завышенная, заниженная) – 2 балла (50%)

- отсутствует – 1 балл (25%)

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

- к предложенному заданию –  3 балла (25%)

- к процессу деятельности –  2 балла (50%)

- к продукту собственной деятельности –  1 балл (25%)

3. Уровень самостоятельности:

- выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами – 3 балла (33,3%)

- требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко – 2балла (50%)

- необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается – 1 балл (16,7%)

4. Творчество:

а) самостоятельность замысла –  3 балла (33,3%)

б) оригинальность изображения –  2 балла (25%)

- стремление к наиболее полному раскрытию замысла –  1 балл (41,7%)

Данные анализа процесса деятельности представлены в таблице 2.

Таблица 2

  Данные анализа процесса деятельности старших дошкольников.

Имя ребёнка

Характер линии

Регуляция деятельности

Уровень самостоятельности

Творчество

Общее число баллов

уровень

1

Егор Г.

2;   2;  1;    1

 1;   1;  1

    1

  1;  1

 12

низкий

2

Саша Г.

2;   2;  2;    2

 2;   2;  1

    2

  2;  2

 19

средний

3

Эля Г.

2;   2;  2;    2

 2;   1;  1

    2

  2;  2

 18

средний

4

Илья Е.

3;   2;  2;    2

 3;   2;  2

    2

  2;  2

 22

средний

5

Артём К.

2;   1;  1;    1

 2;   2;  2

    2

  2;  2

 17

средний

6

Настя М.

3;   3;  2;    2

 3;   2;  3

    3

  2;  2

 25

высокий

7

Полина Н.

2;   2;  2;    2

 2;   2;  2

    2

  2;  2

 20

средний

8

Лена П.

3;   3;  3;    3

 3;   3;  3

    3

  2;  2

 28

высокий

9

Саша Р.

1;   1;  1;    1

 1;   1;  1

    1

  1;  1

 10

низкий

 

12

Коля Ш.

3;   3;  3;    3

 3;   3;  3

    3

  2;  2

 28

высокий

Итого баллов по критериям

23;21; 19;19

22;19;19

   

   21

 

 

  18;18

 

 199

 

На основе полученных данных были выявлены следующие уровни:

Высокий – 33,3% (Насти М., Лены П., Коли Ш., характер линии слитный, нажим средний, раскрашивание мелкими штрихами, регулируют силу нажима.  Адекватное отношение к оценке взрослого сильное эмоциональное отношение к предложенному заданию, задание выполняют самостоятельно, без помощи педагога.

Средний – 50% (Саша Г., Эля Г., Илья Е., Артём К., Полина Н., линия прерывистая, нажим сильный энергичный, раскрашивание крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура, регуляция нажима удаётся не всегда. Эмоционально реагируют на оценку взрослого, требуется незначительная помощь).

Низкий – 16,7% (Саша Р., Егор Г., линия дрожащая, неуверенная, нажим слабый еле видный, не регулируют силу нажима, безразличие к оценке взрослого к продукту собственной деятельности, необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого).

Для выявления уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. В процессе выявления уровня развития мелкой моторики, были использованы следующие методики:  «Рисование ножницами», «Пластилиновые узоры», «Рисование по замыслу», «Деревья из бумажных лент». Исследование проводилось на занятиях, наблюдение велось за тем, как реагировал каждый ребёнок на предъявленное задание, на проявление интереса к нему, на утомляемость, на поведенческие реакции: умение общаться, активность или пассивность.

Для определения выполнения данной методики были выделены следующие показатели:

3 балла (правильное выполнение задания).

2 балла (испытывают небольшие затруднении).

1 балл (неправильное выполнение задания).

Для определения уровня развития мелкой моторики при разметке бумаги по шаблону и работе с ножницами, сформированности операции обведения и вырезывания  использовалась методика «Рисование ножницами».

Данная методика выявляет у ребёнка внимательность, зрительно – моторную координацию и мелкую моторику кисти рук. Для данного занятия были подобраны следующие ножницы: небольшие отвечающие требованиям. Дошкольникам были, показаны вазы разной формы, ребята могли рассмотреть, ощупать. Испытуемым предлагался сложенный вдвое лист цветной бумаги и предлагается нарисовать ножницами такую красивую вазу. Детям необходимо было приложить к нему шаблон, обвести его карандашом, а потом по полученным линиям вырезать из бумаги вазу.

Анализ результатов методики показал, что на 3балла выполнили задание 3 детей, что составляет 33,3% от всего количества испытуемых. 5детей справились с заданием на 2 балла, что составляет 50% от всего количества испытуемых.  Дошкольники испытывают трудности при работе с ножницами и разметки бумаги по шаблону, ножницы держат правильно, но испытывают трудности при сжимании, разжимании их, при регулировании силы нажима. На 1 балл с заданием справились 2 детей, что составило 16,7% от всего количества испытуемых. Они неправильно держат ножницы, вырезывают бумагу кончиками ножниц, шаблон при обведении соскальзывает, линия разреза не совпадает с линией разметки. Прямой разрез делают не одним нажимом, а несколькими, линия получается неровной, с «зубцами», вместо острых углов получаются закругленные.

Методика «Пластилиновые узоры» использовалась для изучения сформированности операций вдавливания и раскатывания при работе с пластилином. Детям предлагалось рассмотреть узор на бумаге и вылепить точно такой же из куска пластилина, глядя на образец, на листке бумаги. Воспитатель показывает, как наносить пластилин слоем в 1–2 см на листок бумаги, разглаживать её, смачивая палец водой. Объяснить и показать, как наносить рисунок заострённой палочкой стеки; фон вокруг рисунка можно обжать, тогда рисунок получится выпуклым. Пояснить, что неудачный рисунок можно стереть и нанести новый.

На 3 балла с заданием справились 3 детей – 33,3%, от всего количества испытуемых. Анализ результатов свидетельствует, что у 5 дошкольников – 50%  от всего количества испытуемых,  выполнили задание на 2 балла. Дети не могут отделять от общего куска нужное количество пластилина, поэтому нарушается пропорция, и соразмерность деталей и колбаски получаются то слишком тонкие, то слишком толстые. На 1 балл задание выполнили 2 ребенка – 16,7% Движения их рук  неловки, слабы, отсутствует скоординированность действий обеих рук, у них не сформированы операции раскатывания и вдавливания, поэтому теряется форма образца, они испытывают трудности при склеивании деталей

Методика «Рисование по замыслу». Детям было предложено работать по своему замыслу. Перед занятием детские работы, выполненные на предыдущем занятии («Замороженные окна», «Узоры на стекле»), прикрепили к мольберту, имитируя окно с открывающимися ставнями.

Воспитатель. Как, ребята, поживаем? Вроде, кажется, скучаем? И развеять, чтобы скуку позовем-ка мы Ауку.

Кукла Аука. Ой, ребята как я рад. К вам пришел я на занятие. Я, что было сил, бежал, как ау вдруг услыхал. Рассматривает окно, а я окна так люблю изредка и пошалю: загляну в окошко, посмеюсь немножко. Но в лесу, где окна взять? Может быть нарисовать. То, что видно за окном: лес, трамвай, а может дом? Все-все, что вы хотите, пожалуйста, изобразите.

Дети рисуют на свободную тему материалом по выбору.

Показания выполнения данного задания представлены в таблице.

3детей – 33,3% выполнили задание на 3 балла. Данные, свидетельствуют, что у5детей –50%справились с заданием на 2 балла. На 1 балл выполнили задание 2 детей – 16,7%.  Результаты показали, что дошкольники неправильно держат кисть и карандаш, не регулируют силу нажима, не справлялись с ритмичными повторениями однородных движений.

.

55 .Диагностика выявляющая уровень умений и  способностей в изобразительном творчестве детей дошкольного возраста.

Формы работы

Содержание работы

Планируемый результат

Рисование по представлению

(педагогическая диагностика)

«Нарисуй картинку про лето»

Отражение в рисунке впечатлений, полученных летом.  Выявление уровня  развития изобразительных способностей.

Лепка предметная

«Морковь и свекла»

Учить передавать различия в форме овощей и характерные особенности свеклы и моркови.  Основную форму лепить всей кистью, детали прорабатывать пальцами

Рисование по содержанию загадок

«Загадки с грядки»

Рисование овощей по их описанию в загадках, развитие воображения

Аппликация из осенних листьев (предметная)

Осенние картинки

Создание предметных композиций из осенних листьев.  Учить  составлять узнаваемое изображение из нескольких листьев, преобразовывая форму листа, разрезая на части.

Рисование декоративное

Расписные ткани

Рисование раппопортных узоров по всему пространству листа бумаги; развитие чувства цвета, ритма, формы

Лепка  рельефная

«Буква, с которой начинается твое имя»

Учить использовать эскиз с графическим изображением буквы для последующего создания лепной формы.

Рисование   сюжетное

«Любимый  герой»

Рисование  героя телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» (Хрюша, Степашка или Лунтик). Учить передавать форму тела, головы и другие характерные особенности.  Учить рисовать контур простым карандашом.  Закреплять умение аккуратно закрашивать.

Рисование по представлению

«Заколдованные картинки»

Развивать воображение детей, умение устанавливать сходство между разными геометрическими формами и предметами окружающей действительности.