ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬИМ – ДОШКОЛЬНИКАМИ НА ПРОГУЛКЕ
занимательные факты по теме

Часто, гуляя с ребенком на прогулке мы не знаем чем занять его, чем увлечь. Вот несколько полезных советов, которые могут пригодиться как воспитателям ДОУ, так и родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 27 «ПЕТУШОК»

                                                                                       

ОРГАНИЗАЦИЯ  

ПРОДУКТИВНЫХ  ВИДОВ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  С  ДЕТЬИМ – ДОШКОЛЬНИКАМИ  

НА  ПРОГУЛКЕ

(консультация для воспитателей)

                                                   

                                                               

Подготовила:

КОСТРОМИНА Г.А.,

воспитатель

г. Камень-на-Оби

Организация продуктивных видов деятельности с детьми-дошкольниками на прогулке.

        Чем содержательней и интересней организован досуг детей на улице, тем ярче у них будут представления об окружающем мире, тем интереснее их применение в самостоятельной творческой, продуктивной деятельности. Отмечу, что продуктивная детская деятельность – это аппликация, лепка, рисование, конструирование, всё, что «производят» дети своими руками.

        В тёплое время года (поздняя весна, лето, ранняя осень) продуктивная деятельность будет кардинально отличаться от деятельности детей в холодное время года (поздняя осень, зима, ранняя весна).

Рассмотрим организацию продуктивной деятельности в зимний период. Самое интересное зимой – лепка из снега. Но организовать её можно только в теплые дни (относительно зимней температуры воздуха), когда снег чуть насыщен водой и легко поддаётся формовке. Это свойство снега может стать и поводом для исследований с детьми младшего дошкольного возраста. Но вернёмся к изготовлению поделок из снега. Это могут быть обыкновенные снежки (снежные комочки маленького размера), большие шары для постройки снежных фигур (Снеговика, Зайца и др.). Не лишним здесь окажется и стихотворение О.Высотской «Снежный кролик»:

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали на нём.

И как раз, вместо глаз,

Уголки нашлись у нас.

Кролик белый, как живой,

И с хвостом, и с головой.

 Дети же старшего возраста способны не только самостоятельно определить свойства снега, рассказать о них, но и построить куда более грандиозные постройки: снежные крепости, снежную мебель, транспорт. Необходимо обсуждать с детьми последовательность работы, выполнение правил безопасности при работе с инструментами (снеговыми лопатками, скребками). При возведении построек педагог может давать советы или же оказать помощь при необходимости. Ну, а готовую постройку можно оценить (организовать жюри из детей своей или соседней группы, оценить оригинальность постройки, дружную работу «строителей», наградить победителей «ледяными медалями»), обыграть.

Детей старшего возраста можно научить изготавливать разноцветные ледяные фигурки и украшать ими прогулочную площадку.

А как интересно рисовать на снежных холстах! Достаточно лишь взять в руки небольшой прутик – и готова работа! Хоть на конкурс! Кстати, конкурс рисунков на снегу организовать очень просто: пригласить детей, желающих поучаствовать в конкурсе, определит место для рисования, выдать «рабочий инструмент». И, конечно, оценить  каждый рисунок, похвалить мастера.

Наконец, наступила весна, а с ней пришли первые тёплые деньки! И тут уж не зевай, успевай, пока текут ручейки, придумывай кораблики, конструируй их, да запускай в плаванье! Вот где простор для детской фантазии и организации продуктивной деятельности!

А с приходом настоящего тепла наступает время для других игр, например, с песком. Начиная с раннего возраста, дети знакомятся со свойствами песка, учатся использовать его в своей деятельности, узнают, где используют песок взрослые. Для лепки из песка с детьми младшего возраста целесообразно использовать формочки или ведёрки, совочки, лопатки. С детьми старшего возраста можно развернуть «строительную площадку»: возвести мост, многоярусное здание, возвести изгородь. А девочкам можно предложить приготовить «выпечку», украсить её и использовать, например, при организации сюжетно-ролевых игр.

Применение разнообразных материалов для лепки и конструирования обогащают опыт детей. Используя глину и пластилин, дети могут украшать прогулочную площадку, места для игр. Как организовать работу с этими материалами? Прежде всего, приготовить достаточное количество глины и пластилина (чтобы хватило всем желающим), инструменты (доски, стеки, формы), а  так же место для работы (стол, стулья, скамейки). Поощрять проявление детской фантазии в ходе изготовления поделок и, конечно, провести выставку изделий (а лучше – сюжетно-ролевую игру «Вернисаж»).

Так же с детьми следует обсудить кто (человек и животные, птицы, насекомые), где, когда и как использует глину.

Рисование – любимое занятие многих детей. Рисовать можно не только фломастерами и карандашами, но и мелом, углём, кусочками кирпича. Сколько новых открытий, новых материалов! Предоставьте детям достаточное количество материала, место (желательно в тени) для творчества, и увидите, сколько шедевров останется на асфальте, дощатом полу и даже на стенах! Рисунки не только украсят прогулочные площадки, из них легко можно организовать «Выставочный зал» для родителей.

Изготовление объёмных поделок из бумаги – оригами – тоже можно организовать на прогулке. Если малышам педагог может предложить готовые изделия для организации игры, то со старшими дошкольниками лучше изготовить оригами совместно. У детей хорошо получается то, что им может пригодиться, поэтому поделки оригами должны быть функциональны: пилотки для прогулок в жаркие дни, кораблики для запуска в воде, игрушки-вертушки для ветреной погоды, стаканчики для сбора «драгоценностей», цветы в подарок маме. Такое разнообразие – отличный повод организовать сюжетно-ролевые игры (тематика будет очень обширной!). Свои поделки дети с удовольствием покажут родителям, а возможно и научать их азам оригами.  

Итак, чтобы прогулка на свежем воздухе стала по-настоящему интересной, познавательной, насыщенной, многогранной и удивительной, организуйте детскую продуктивную деятельность, опираясь на знания детей, их фантазию и тягу к познанию нового!

Вот ещё некоторые интересные рекомендации для организации прогулки с группой детей и с одним (например, вашим) ребёнком.

Каждая прогулка для малыша – открытие мира и ваш новый взгляд на привычные явления. Удивляйтесь сами и учитесь удивляться ребенка. Гуляя по улицам, в скверах и парках, прислушивайтесь о чем поют птицы, размышляйте о чем думают деревья, на что похожи облака. Сравнивайте стволы деревьев и ищите отличия у одинаковых листьев. Трогайте руками деревья, камни, траву, песок.

 

  1. О чем поют птицы?

Если ваш маршрут проходит через парк, или двор – прислушайтесь к голосам птиц. Спросите у ребенка, как он думает, о чем поет птица. Выскажите свое мнение. Может птицы приветствуют вас, или рассказывают о том, что у них случилось утром, жалуются на кого-то, или наоборот рассказывают, о местных птичьих новостях. Можно самим придумать птичьи новости, пофантазировать на тему птичьего и животного мира.

 

  1. Деревья

Попросите малыша найти как можно больше родственников, например, березы, или дуба, или тополя: «бабушку», «дедушку» (это старые деревья), «сестер», «деток» (молодая поросль). В этой игре ребенок учится сначала объединять растения по сходству, а потом среди похожих находить отличия (старые, маленькие, толстые, высокие…)

Очень важно включать в игры все органы чувств ребенка.

 

Пусть ребенок выберет дерево, которое ему наиболее симпатично, подойдет, потрогает его, познакомится. После знакомства, завяжите ребенку глаза и подведите его опять к этому же дереву, либо к соседнему. Сможет ли ребенок узнать своего нового друга по запаху или на ощупь?

 

Чем новое дерево отличается от того, которое он первоначально выбрал. На что, на ощупь, похоже выбранное дерево? Хорошо бы понаблюдать за этим или другим деревом в течении года: что меняется в нем, на сколько он вырастает, как размножается… Определяйте настроение дерева в разную погоду. О чем думает дерево? Как мы можем с ним пообщаться?

 

  1. Эксперимент

Расскажите ребенку, что каждое дерево и каждый куст является домом и столовой для многих живых существ, в первую очередь птиц и насекомых. Вы можете познакомится с ними. Для этого возьмите светлый однотонный зонтик или обычный лист белой бумаги.

 

 

В ясный солнечный день поместите зонтик, простыню или лист бумаги под куст и аккуратно встряхните ветку куста над ним. При этом на вашей поверхности окажутся много мелких насекомых и паучков. Пусть ребенок внимательно их рассмотрит. Можно воспользоваться лупой. Не забудьте вернуть всех жителей в дом, стряхнув ткань над кустом.

Игрушка-не-для-прогулки,

а для настоящего исследования, совместного проживания и постижения в деле себя и других.


Не лучше ли, вместо того чтобы пускаться в объяснения, начать делать что-нибудь самому. Если вам это нравится, дети обязательно заметят. И начнут пристраиваться к вам. А объяснять им ничего не нужно. Все испортите.


Инструкция для тех, кому нечем заняться


Если вы совсем не знаете, чем заняться с детьми на прогулке, вынесите на улицу предмет, совершенно не похожий на те «прогулочные» игрушки, к которым привыкли дети. Положите его на видное место и отойдите в сторонку.

Теперь доставьте себе удовольствие на несколько минут – ничего не делайте, а только наблюдайте. Если окружающие самостоятельно не проявляют интереса к предмету – ничего страшного. Попробуйте сами заинтересоваться этим предметом и освоить его каким-нибудь способом (не очень-то и важно, успешно или нет). Уверяю вас, несколько человек (это могут быть как дети, так и взрослые) обязательно проявят интерес к вашим действиям и обратят на вас внимание. Возьмите их в ассистенты. Как только ассистенты почувствовали себя полноценными участниками событий, сразу же незаметно меняйте роли. Теперь вы становитесь помощником, предоставляя окружающим право осваивать это «чудо прогулки». Только уж, пожалуйста, будьте рядом и помните: вами была выбрана «игрушка-не-для-прогулки».


Бельевая веревка показывает свой характер


Если вы думаете, что выше напечатанная инструкция – это шутка, то вы глубоко заблуждаетесь. Вот достойный пример прилежного и тщательного выполнения данного совета.

Выйдите на прогулку с десятиметровой бельевой веревкой. Перекиньте веревку через столбик забора так, что середина веревки оказалась закрепленной как раз на столбике. Слегка поигрывайте ею: она то вздрагивает, то замирает на земле, то вьется змейкой. Достаточная длина веревки позволяет это сделать.

…Тут и первый любопытный подойдёт. Осторожно перешагнёт и... отбежит. Не дождавшись вашей реакции, перебежит еще раз через веревку. Но тут веревка чуть зашевелится (конечно, с вашей помощью)…

Еще несколько ребятишек ее обязательно заметят. Взявшись за руки, осторожно подойдут. Набравшись храбрости, но так и не расцепив руки, перепрыгнут через веревку, которая уже превращается в змейку и показывает свой характер…

Понаблюдайте, как дети всерьез общаются со змейкой. Пробуют ее перехитрить или договориться.

На другой день опять выйдите на прогулку с веревкой. Теперь уже любопытные взгляды воспитателей. Спросите, кто из них умеет прыгать через скакалку. Оказывается, многие. Можно и попрыгать. Двое крутят, один прыгает. Кто-то прыгает с места, кто-то слета. Оказывается, все здорово умеют это делать! Есть еще порох в пороховницах…

Самые любопытные из детей подойдут поближе. И вот они начинают пробовать свои силы на общих правах со взрослыми. Прыгайте вместе…

Если вы начнете детям объяснять, как надо скакать с ножки на ножку, быстро запутаетесь, смутитесь, расстроитесь и даже рассердитесь. Сложно объяснять естественное движение, начав раскладывать его на неестественные составляющие. Бесполезное это дело.

Полюбите сами скакать с ножки на ножку. И увидите, как рядом с вами по делу и без дела скачут маленькие человечки. Пусть сначала неправильно, некрасиво. А вы знайте свое дело – скачите и скачите. Если вам нравится что-то делать, дети заметят это. И они начнут НАстраиваться, ПОДстраиваться, ПРИстраиваться к вам.

И через некоторое время выяснится, что они не только догнали, но и перегнали вас в мастерстве!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Инновационные принципы организации развития дошкольников, заложенные в Федеральных Государственных требованиях

Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества - экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потен...

Организация обучения дошкольников английскому языку

В данном материале рассказывается о  средствах, способствующих развитию интереса к иностранным языкам....

Современные подходы к организации воспитания дошкольников с ОНР средствами творческой игры, проектной деятельности.

Опыт применения творческой игры и пректной деятельности в работе с детьми с ОНР....

Полоролевой аспект в организации игр дошкольников

Развивающая предметно-пространственная среда важное  условие полоролевого воспитания ребенка...

Модель организации жизнедеятельности дошкольников.

Данная модель   в первую очередь направлена на то. чтобы помочь организовать воспитательный процесс в новом детском  саду, не имеющем лицензии на образовательную деятельность. Материал может...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Задачи и формы организации ознакомления дошкольников с основами здорового образа жизни»

Задача  сохранности и укрепления здоровья детей, знакомство детей с правилами здорового образа жизни, формирование понимания ценности здоровья человека для его жизнедеятельности составляют основн...