Главные вкладки

    Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Давыдова Ирина Витальевна

    Одним из условий развития связной речи является речевая среда в семье, её благополучие.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon seminar-praktikum_dlya_roditeley.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»

    Семинар - практикум для родителей

    «Развитие связной речи детей 5-6 лет в детском саду и дома»

    Материалы и оборудование: экран и мультимедиа проектор; бейджи трех цветов на каждого родителя; 3 стола; на столах искусственные цветы в вазах тех же цветов, что и бейджи у родителей; музыкальный центр; аудиозаписи со спокойной и веселой музыкой; полочка с новыми игрушками; листы с заданиями для каждой команды; ручки; иллюстрации к картинам «Грачи прилетели» Саврасова А. К. и «Три богатыря» Васнецова В. М. ; листы бумаги и цветные фломастеры.

    Ход семинара – практикума

    1 .Приветствие

    При входе в зал родители получают цветной бейдж и садятся за столы, на которых в вазах цветы такого же цвета.

    - Добрый вечер, уважаемые родители, уважаемые гости! Я снова рада видеть всех вас вместе. Двери родительского клуба вновь открылись для вас.

    «Давайте поздороваемся! » - так называется приветствие - игра, которая поможет вам снять напряжение, скованность, и стать друг другу чуть ближе.

    Звучит музыка. Родители спокойно передвигаются по залу. Как только музыка заканчивается, родители пожимают руку стоящему рядом родителю и произносят слова приветствия.

    2. «Мозговой штурм»

    - Вот мы и поздоровались! Обратите внимание на экран.

    - Наверное, вы уже догадались, чему посвящен наш сегодняшний семинар-практикум Верно, тема семинара - практикума «Развитие связной речи детей 5-б лет в детском саду и дома».Цели семинара - практикума каждый из вас сформирует сам для себя, используя слова «узнать - научиться», но после небольшого «мозгового штурма».

    1. Что такое связная речь?

    2. Нужно ли ее развивать в детях 5-6 лет и зачем?

    3. Чему нужно учить детей 5-6 лет, чтобы развить его связную речь?

    4. Как нужно учить детей 5-6 лет, чтобы развить его связную речь?

    - Итак, озвучьте, пожалуйста, ваши личные цели работы на семинаре - практикуме. Постараемся их достичь!

    З. Мини-лекция «Что такое связная речь, ее виды»

    Точного определения связной речи нет. Я предлагаю обратиться к понятию Львова: Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

    - Какие важные характеристики связной речи мы можем выделить из определения?

    - Каково назначение связной речи?

    Связная речь не существует сама по себе, она есть результат сложения других сторон речи: звуковая культура речи, грамматически правильная речь, словарь, без них связная речь бедна и неправильна.

    Связная речь - это деятельность; у каждой деятельности есть продукт.

    - Что является продуктом связной речи? (высказывание, рассказ) .

    Связная речь выражается в 2 формах: устной и письменной, и та и другая могут быть выражены в форме диалога и монолога.

    Диалог - разговор двух и более людей, монолог - высказывание одного человека.

    - Скажите, для детей 5-6 лет, какая форма речи необходима больше всего? Почему?

    По мнению педагогов и психологов именно монологическая устная речь является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Следовательно, необходимо развивать целенаправленно связную речь. В каких видах деятельности? (пересказ, рассказывание) .

    - Что такое пересказ? С пересказом все понятно, остановимся более подробно на рассказывании. Оно может опираться на разные психические процессы: по памяти, по восприятию, по воображению.

    Итогом рассказывания является рассказ.

    - Какой вид рассказывания наиболее простой? Наиболее сложный?

    - От каких условий зависит развитие связной речи?

    4. Практикум «Когда моя семья со мной»

    Одним из условий развития связной речи является речевая среда в семье, ее благополучие. Поэтому предлагаю по очереди заглядывать в «шкатулку педагогических идей» и находить решение следующей проблемы: «Какому виду рассказа можно научить ребенка в предлагаемой ситуации? »

    Родители передают друг другу шкатулку, достают из нее и озвучивают записанные на листках ситуации, высказывают свое мнение.

    5. Мини-лекция «Обучение детей рассказыванию в детском саду»

    Детей 5-б лет учат связно рассказывать на занятиях по развитию речи, вне занятий коллективно и индивидуально. Показателями связной речи являются:

    -понятность

    -последовательность

    -логичность

    -точность

    -плавность

    -связность

    выразительность

    В соответствии с этими показателями детей:

    1. Учат понимать тему рассказа или картины, раскрывать ее в рассказе, давать название картине, заголовок рассказу;

    2. Учат соблюдать структуру рассказа, понимать, о чем говорится в каждой части рассказа; составлять план-схему, план-рисунок рассказ;

    3. Учат использовать разные средства связи между предложениями, между частями рассказа;

    4. Учат плавно рассказывать, без пауз;

    5. Учат использовать интонацию и выразительные средства языка (красивые слова). Например, снег мягкий и пушистый, как вата, укутывает (олицетворение) белым покрывалом (метафора) все вокруг.

    Детей учат составлять разные по способу высказывания рассказы.

    Описание

    1 часть = название предмета (например, стол) ;

    2 часть = перечисление его свойств, качеств, действий (например, он деревянный, с металлическими ножками, небольшой) ;

    3 часть = оценка предмета или отношение к нему (например, мне он нравится, он старый) .

    Повествование - это развитие сюжета во времени и логической последовательности.

    Жесткая структура рассказа:

    1 часть - с чего все началось;

    2 часть - развитие событий;

    3 часть - чем закончилось.

    Рассуждение - раскрытие причинно-следственных связей.

    1 часть - тезис;

    2 часть - доказательство;

    3 часть - вывод.

    Контаминация - смешанный тип рассказа.

    В старшей группе уже достаточно хорошо умеют составлять описания; большой упор на обучение повествованию; рассуждение пока только в зачаточном виде.

    Чтобы научиться составлять повествовательный рассказ, нужно знать:

    1. Разные способы зачина. У вас на столах листочки с заданиями.

    Прочитайте и выполните задание 1;

    2. Разные средства связи предложений между частями и между предложениями. Прочитайте и выполните задание 2.

    6. Игровой практикум

    В доказательство того, что наши дети хорошо владеют описанием. Я предлагаю позвать их к нам в гости и поиграть с ними. Согласны?

    Звучит музыка, в зал входят дети.

    - Ребята, поздоровайтесь с вашими родителями и с нашими гостями.

    - Присаживайтесь. Я предлагаю вам научить ваших родителей играть в игры-описания. Согласны?

    1 игра «3агадки»

    Вы по очереди будете загадывать загадки об овощах и фруктах каждой группе родителей. За каждую правильно загаданную загадку и правильную отгадку вы будете получать конфеты, которые съедите в группе.

    Запомните правила: не перебивать, не выкрикивать, слушать внимательно.

    Дети загадывают родителям загадки-описания собственного сочинения. Родители отгадывают их.

    -Молодцы!

    2 игра «Радио»

    Сегодня диктором на радио будет. .. Выходи сюда и объявляй! А вы, уважаемые родители, должны отгадать о ком идет речь! За каждого правильно отгаданного человека,

    громкие аплодисменты!

    Дети описывают кого-нибудь из ребят группы. Родители угадывают детей.

    Молодцы!

    3 игра «Магазин игрушек»На полочке стоят новые игрушки. Родители будут «продавать» вам, ребята, игрушку не называя ее, а описывая. «Я продам тебе игрушку, которая. .. » Если ребенок отгадал, должен заплатить за нее вежливым словом и комплиментом. «Купленными» игрушками вы, ребята, можете дружно вместе поиграть в группе. Поблагодарите взрослых за то, что они с вами поиграли. А теперь отправляйтесь в группу играть новыми игрушками.

    Дети под музыку уходят из зала.

    -Скажите, для какого вида рассказывания подходят эти игры? (описание)

    7. Практическое упражнение «Учимся составлять рассказ по картинке»

    - Пришла пора проверить, что вы запомнили.

    Цели следующего упражнения закрепить полученные представления о развитии связной речи; выделить задания, которые способствуют развитию речи.

    - Сейчас вы станете детьми, а я буду учить вас составлению рассказа по картинке. Можно составить описание, а можно повествование.

    Описание - вы зритель перед картиной:

    1 часть - название автора;

    2 часть - перечисление всех героев, их положение в пространстве, одежда, их действия.

    3 часть - отношение к картинке.

    Повествование - вы герой картины или прохожий внутри картины. Вам нужно придумывать, что было сначала, до этого момента (1 часть) ; затем рассказать, как разворачивались действия в картине (2 часть) ; чем все закончилось (нет на картине, 3 часть) .

    Итак, сейчас вы дети, а я ваш воспитатель:

    -Рассмотрите картинку внимательно. Ответьте на вопросы.

    -Что вы видите на картине?

    -О чем эта картина?

    -Как ее можно назвать?

    -Давайте придумаем рассказ по этой картине.

    -Сколько частей должно быть в рассказе? (3).

    -Назовите их.

    -О чем можно рассказать в первой части?

    -О чем во второй части?

    -О чем в третьей?

    -Нарисуйте план-схему, план из рисунков к рассказу:

    -Запишите свой рассказ на листе.

    -Что было трудно? Почему?

    8. Игра «Прямой эфир»

    Представьте, что вас пригласили на ТВ вести программу «Обучаем на дому». Дайте рекомендации по развитию связной речи 5-6 лет дома. Время вашего эфира 2 минуты.

    Родители по одному от группы по желанию берут микрофон – кеглю и дают устные рекомендации по развитию связной речи.

    9. Обратная связь (с мячом)

    - Достигли ли вы целей, которые ставили вначале семинара? Почему?

    - Что понравилось? Что нет?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»

    Одним из условий развития связной речи является речевая среда в семье, её благополучие....

    Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»

    Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.Большое внимание приобретает связная речь среди навыков,...

    Методическая разработка. Мастер-класс для родителей : " Развитие звуковой культуры речи детей 3-4 лет в детском саду и дома"

    Мастер-класс для родителей на тему: " Развитие звуковой культуры речи детей 3-4 лет в детском саду и дома"Повышение компетентности родителей в вопросах развития звуковой культуры речи детей ...

    Протокол семинара-практикума "Развитие саязной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома"

    Протокол данного семинара-практикума включает повестку собрания, которая состоит из трех частей и ход самого собрания, где кратко описан деятельность воспитателя, родителей и детей. Семинар-практикум ...

    Памятка для родителей "Развитие связной речи детей дома" для детей старшего дошкольного возраста.

    В данной памятке написано в какие игры можно поиграть с детьми дома по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.     Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 5...

    Семинар - практикум для родителей "Развитие связной речи детей 5-6 лет в детском саду и дома"

    Семинар-практикум для  родителей "Развитие связной речи детей 5-6 лет в детском саду и дома"...