Семинар – практикум для родителей: «Развитие связной речи детей 5-6 лет в детском саду и дома» как средство формирования педагогической культуры родителей»
методическая разработка

Баева Ольга Игоревна

Цель: формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для родителей:

«Развитие связной речи детей 5-6 лет в детском саду и дома» как средство формирования педагогической культуры родителей»

Цель: формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 5-6 лет.

Задачи: 1. Выяснить образовательные потребности родителей в вопросах речевого развития ребѐнка.

2. Познакомить родителей с особенностями развития связной речи детей дошкольного возраста.

3. Познакомить родителей с содержанием работы по развитию связной речи детей в детском саду.

4. Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

5. Оказание практической помощи родителям в подборе речевого материала и игровых приемов в условиях семейного воспитания.

6. Создать у участников семинара-практикума положительные эмоции.

7. Побуждать родителей к активному взаимодействию с педагогами в жизни детей в ДОУ.

Материалы и оборудование: бейджи трех цветов на каждого родителя; на столах искусственные цветы в вазах тех же цветов, что и бейджи у родителей; музыкальный центр; аудиозаписи со спокойной и веселой музыкой; полочка с новыми игрушками; листы с заданиями для каждой команды; ручки; иллюстрации к картинам «Грачи прилетели» Саврасова А. К. и «Три богатыря» Васнецова В. М.; листы бумаги и цветные фломастеры. Ход семинара – практикума

1. Приветствие. При входе в зал родители получают цветной бейдж и садятся за столы, на которых в вазах цветы такого же цвета. - Добрый вечер, уважаемые родители, уважаемые гости! Я снова рада видеть всех вас вместе. Двери родительского клуба вновь открылись для вас. «Давайте поздороваемся! » - так называется приветствие - игра, которая поможет вам снять напряжение, скованность, и стать друг другу чуть ближе. Звучит музыка. Родители спокойно передвигаются по залу. Как только музыка заканчивается, родители пожимают руку стоящему рядом родителю и произносят слова приветствия.

2. «Мозговой штурм»

- Вот мы и поздоровались!

- Наверное, вы уже догадались, чему посвящен наш сегодняшний семинар-практикум. Верно.

Тема семинара - практикума «Развитие связной речи детей 5-б лет в детском саду и дома».

Цели семинара - практикума каждый из вас сформирует сам для себя, используя слова «узнать - научиться», но после небольшого «мозгового штурма».

1. Что такое связная речь?

2. Нужно ли ее развивать в детях 5-6 лет и зачем?

3. Чему нужно учить детей 5-6 лет, чтобы развить его связную речь?

4. Как нужно учить детей 5-6 лет, чтобы развить его связную речь?

- Итак, озвучьте, пожалуйста, ваши личные цели работы на семинаре - практикуме. Постараемся их достичь!

3. Мини-лекция «Что такое связная речь, ее виды»

- Точного определения связной речи нет. Я предлагаю обратиться к понятию Львова: Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

- Какие важные характеристики связной речи мы можем выделить из определения?

- Каково назначение связной речи? Связная речь не существует сама по себе, она есть результат сложения других сторон речи: звуковая культура речи, грамматически правильная речь, словарь, без них связная речь бедна и неправильна. Связная речь - это деятельность; у каждой деятельности есть продукт.

- Что является продуктом связной речи? (высказывание, рассказ). Связная речь выражается в 2 формах: устной и письменной, и та и другая могут быть выражены в форме диалога и монолога. Диалог - разговор двух и более людей, монолог - высказывание одного человека.

- Скажите, для детей 5-6 лет, какая форма речи необходима больше всего? Почему? По мнению педагогов и психологов именно монологическая устная речь является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Следовательно, необходимо развивать целенаправленно связную речь. В каких видах деятельности? (пересказ, рассказывание).

- Что такое пересказ? С пересказом все понятно, остановимся более подробно на рассказывании. Оно может опираться на разные психические процессы: по памяти, по восприятию, по воображению. Итогом рассказывания является рассказ.

- Какой вид рассказывания наиболее простой? Наиболее сложный? - От каких условий зависит развитие связной речи?

4. Практикум «Когда моя семья со мной» Одним из условий развития связной речи является речевая среда в семье, ее благополучие. Поэтому предлагаю по очереди заглядывать в «шкатулку педагогических идей» и находить решение следующей проблемы: «Какому виду рассказа можно научить ребенка в предлагаемой ситуации?» Родители передают друг другу шкатулку, достают из нее и озвучивают записанные на листках ситуации, высказывают свое мнение.

5. Мини-лекция «Обучение детей рассказыванию в детском саду» Детей 5-б лет учат связно рассказывать на занятиях по развитию речи, вне занятий коллективно и индивидуально.

Показателями связной речи являются:

-понятность

-последовательность

-логичность

-точность

-плавность

-связность

-выразительность.

В соответствии с этими показателями детей:

1. Учат понимать тему рассказа или картины, раскрывать ее в рассказе, давать название картине, заголовок рассказу;

2. Учат соблюдать структуру рассказа, понимать, о чем говорится в каждой части рассказа; составлять план-схему, план-рисунок рассказа;

3. Учат использовать разные средства связи между предложениями, между частями рассказа;

4. Учат плавно рассказывать, без пауз;

5. Учат использовать интонацию и выразительные средства языка (красивые слова).

Например, снег мягкий и пушистый, как вата, укутывает (олицетворение) белым покрывалом (метафора) все вокруг. Детей учат составлять разные по способу высказывания рассказы. Описание 1 часть = название предмета (например, стол); 2 часть = перечисление его свойств, качеств, действий (например, он деревянный, с металлическими ножками, небольшой); 3 часть = оценка предмета или отношение к нему (например, мне он нравится, он старый). Повествование - это развитие сюжета во времени и логической последовательности. Жесткая структура рассказа: 1 часть - с чего все началось; 2 часть - развитие событий; 3 часть - чем закончилось. Рассуждение - раскрытие причинно-следственных связей. 1 часть - тезис; 2 часть - доказательство; 3 часть - вывод.

Контаминация - смешанный тип рассказа. В старшей, подготовительной группе уже достаточно хорошо умеют составлять описания; большой упор на обучение повествованию; рассуждение пока только в зачаточном виде. Чтобы научиться составлять повествовательный рассказ, нужно знать: 1. Разные способы зачина.

У вас на столах листочки с заданиями. Прочитайте и выполните задание 1; 2. Разные средства связи предложений между частями и между предложениями. Прочитайте и выполните задание 2.

6. Игровой практикум. В доказательство того, что наши дети хорошо владеют описанием. Я предлагаю позвать их к нам в гости и поиграть с ними. Согласны? Звучит музыка, в зал входят дети.

- Ребята, поздоровайтесь с вашими родителями и с нашими гостями.

- Присаживайтесь. Я предлагаю вам научить ваших родителей играть в игры описания. Согласны?

1 игра «3агадки» Вы по очереди будете загадывать загадки об овощах и фруктах каждой группе родителей. За каждую правильно загаданную загадку и правильную отгадку вы будете получать приз. Запомните правила: не перебивать, не выкрикивать, слушать внимательно. Дети загадывают родителям загадки-описания собственного сочинения. Родители отгадывают их. Молодцы!

2 игра «Радио» Сегодня диктором на радио будет... Выходи сюда и объявляй! А вы, уважаемые родители, должны отгадать о ком идет речь! За каждого правильно отгаданного человека громкие аплодисменты! Дети описывают кого-нибудь из ребят группы. Родители угадывают детей. Молодцы!

3 игра «Магазин игрушек» На полочке стоят новые игрушки. Родители будут «продавать» вам, ребята, игрушку не называя ее, а описывая. «Я продам тебе игрушку, которая... » Если ребенок отгадал, должен заплатить за нее вежливым словом и комплиментом. «Купленными» игрушками вы, ребята, можете дружно вместе поиграть в группе. Поблагодарите взрослых за то, что они с вами поиграли. Дети под музыку уходят из зала.

-Скажите, для какого вида рассказывания подходят эти игры? (описание)

7. Практическое упражнение. «Учимся составлять рассказ по картинке» - Пришла пора проверить, что вы запомнили. Цели следующего упражнения закрепить полученные представления о развитии связной речи; выделить задания, которые способствуют развитию речи.

- Сейчас вы станете детьми, а я буду учить вас составлению рассказа по картинке. Можно составить описание, а можно повествование. Описание - вы зритель перед картиной: 1 часть - название автора; 2 часть - перечисление всех героев, их положение в пространстве, одежда, их действия. 3 часть - отношение к картинке. Повествование - вы герой картины или прохожий внутри картины. Вам нужно придумывать, что было сначала, до этого момента (1 часть) ; затем рассказать, как разворачивались действия в картине (2 часть) ; чем все закончилось (нет на картине, 3 часть).

Итак, сейчас вы дети, а я ваш воспитатель: -Рассмотрите картинку внимательно. Ответьте на вопросы.

-Что вы видите на картине?

-О чем эта картина?

-Как ее можно назвать?

-Давайте придумаем рассказ по этой картине.

-Сколько частей должно быть в рассказе? (3).

-Назовите их.

-О чем можно рассказать в первой части?

-О чем во второй части?

-О чем в третьей?

-Нарисуйте план-схему, план из рисунков к рассказу:

-Запишите свой рассказ на листе.

-Что было трудно? Почему?

8. Игра «Прямой эфир» Представьте, что вас пригласили на ТВ вести программу «Обучаем на дому». Дайте рекомендации по развитию связной речи 5-6 лет дома. Время вашего эфира 2 минуты. Родители по одному от группы по желанию берут микрофон и дают устные рекомендации по развитию связной речи.

9. Обратная связь (с мячом) - Достигли ли вы целей, которые ставили вначале семинара? Почему? Что понравилось? Что нет?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»

Одним из условий развития связной речи является речевая среда в семье, её благополучие....

Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»

Одним из условий развития связной речи является речевая среда в семье, её благополучие....

Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.Большое внимание приобретает связная речь среди навыков,...

Семинар - практикум для родителей "Развитие связной речи детей 5-6 лет в детском саду и дома"

Семинар-практикум для  родителей "Развитие связной речи детей 5-6 лет в детском саду и дома"...

Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»

Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома» ...

Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей в детском саду и дома»

Семинар-практикум для родителей«Развитие связной речи детей в детском саду и дома»...