Семинар-практикум для родителей "Развитие связной речи у детей 4-5 лет в детском саду и дома"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Дьячкова Наталья Владимировна

Цель: повышение педагогической компетенции родителей в развитии речи детей 4- 5 лет.

Задачи:

  •  Познакомить родителей с особенностями развития речи 4-5 лет
  • Дать практические советы и рекомендации для создания условий формирования   речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_razvitie_rechi.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

Средняя группа

Воспитатели: Дьячкова Н.В.,

Травкина О.А.

Тема: «Развитие связной речи детей 4-5 лет в детском саду и дома»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей в развитии речи детей 4- 5 лет.

Задачи:

  •  Познакомить родителей с особенностями развития речи 4-5 лет
  • Дать практические советы и рекомендации для создания условий формирования   речи дошкольников.

Материалы и оборудование: экран и мультимедиа проектор; бейджики трех цветов на каждого родителя; 3 стола; на столах искусственные цветы в вазах тех же цветов, что и бейджики у родителей; музыкальный центр, диск с веселой и спокойной музыкой; картины с временами года; листы с заданиями для каждой команды; ручки; листы бумаги и цветные фломастеры.

План семинара-практикума:

  1. Приветствие.
  2. «Мозговой штурм».
  3. Мини-лекция «Что такое связная речь, ее виды».
  4. Практикум «Когда моя семья со мной».
  5. Игровой практикум.
  6. Практическое упражнение «Учимся составлять рассказ по картине».
  7. Игра «Прямой эфир».
  8. Разное.
  9. Рефлексия.

Место проведения семинара: музыкальный зал МКДОУ №3 «Радуга».

Дата проведения семинара:

Участники семинара-практикума: родители детей средней группы, воспитатели группы, дети средней группы.


Предварительная работа:  изготовление бейджиков, разработка презентации, подготовка буклетов по развитию связной речи, фонематического слуха, дыхания, артикуляционной и мелкой моторики, подбор наглядных материалов.

Ход семинара – практикума

1. Приветствие

При входе в зал родители получают цветной бейдж и садятся за столы, на которых в вазах цветы такого же цвета.

- Добрый вечер, уважаемые родители, уважаемые гости! Я снова рада видеть всех вас вместе. Двери родительского клуба вновь открылись для вас.

«Давайте поздороваемся и познакомимся!» - так называется приветствие - игра, которая поможет вам снять напряжение, скованность, и стать друг другу чуть ближе.

Звучит музыка. Родители спокойно передвигаются по залу. Как только музыка заканчивается, родители пожимают руку стоящему рядом родителю и произносят свое имя.

2. «Мозговой штурм»

- Вот мы и поздоровались! Обратите внимание на экран.

- Наверное, вы уже догадались, чему посвящен наш сегодняшний семинар-практикум Верно, тема семинара - практикума «Развитие связной речи детей 4-5 лет в детском саду и дома». Цели семинара - практикума каждый из вас сформирует сам для себя, используя слова «узнать - научиться», но после небольшого «мозгового штурма».

1. Что такое связная речь?

2. Нужно ли ее развивать в детях 4-5 лет и зачем?

3. Чему нужно учить детей 4-5 лет, чтобы развить его связную речь?

4. Как нужно учить детей 4-5 лет, чтобы развить его связную речь?

- Итак, озвучьте, пожалуйста, ваши личные цели работы на семинаре - практикуме.

Родители озвучивают цели.

Постараемся их достичь!

З. Мини-лекция «Что такое связная речь, ее виды»

Точного определения связной речи нет. Я предлагаю обратиться к понятию Львова: Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Связная речь - это деятельность; у каждой деятельности есть продукт.

- Что является продуктом связной речи? (высказывание, рассказ) .

Связная речь выражается в 2 формах: устной и письменной, и та и другая могут быть выражены в форме диалога и монолога.

Диалог - разговор двух и более людей, монолог - высказывание одного человека.

- Скажите, для детей 4-5 лет, какая форма речи необходима больше всего? Почему?

По мнению педагогов и психологов именно монологическая устная речь является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Следовательно, необходимо развивать целенаправленно связную речь.

4. Практикум «Когда моя семья со мной»

Одним из условий развития связной речи является речевая среда в семье, ее благополучие. Поэтому предлагаю по очереди заглядывать в «шкатулку педагогических идей» и находить решение следующей проблемы: «Какому виду рассказа можно научить ребенка в предлагаемой ситуации? »

Родители передают друг другу шкатулку, достают из нее и озвучивают записанные на листках ситуации, высказывают свое мнение.

5. Игровой практикум

В доказательство того, что наши дети хорошо владеют описанием. Я предлагаю позвать их к нам в гости и поиграть с ними. Согласны?

Звучит музыка, в зал входят дети.

- Ребята, поздоровайтесь с вашими родителями и с нашими гостями.

- Присаживайтесь. Я предлагаю вам научить ваших родителей играть в игры-описания. Согласны?

Игра «3агадки»

Вы по очереди будете загадывать загадки об овощах и фруктах каждой группе родителей. За каждую правильно загаданную загадку и правильную отгадку вы будете получать конфеты, которые съедите в группе.

Запомните правила: не перебивать, не выкрикивать, слушать внимательно.

Дети загадывают родителям загадки-описания собственного сочинения. Родители отгадывают их.

-Молодцы!

Дети под музыку уходят из зала.

А теперь давайте и мы с вами превратимся в детей и поиграем.

Игра «Объясни слово»

На столе лежат карточки с изображением различных предметов (часы, петух, кот, дом и т.д.) Участник берёт картинку, составляет описательный рассказ о предмете, не называя его. Остальные игроки должны догадаться, о чем или о ком идет речь.

Игра «Скажи наоборот», ловят мяч и называют противоположные слова

6. Практическое упражнение «Учимся составлять рассказ по картинке»

- Пришла пора проверить, что вы запомнили.

Цели следующего упражнения закрепить полученные представления о развитии связной речи; выделить задания, которые способствуют развитию речи.

- Сейчас вы станете детьми, а я буду учить вас составлению рассказа по картинке. Можно составить описание, а можно повествование.

Описание - вы зритель перед картиной:

2 часть - перечисление всех моментов, расположение деревьев, состояние погоды, наличие или отсутствие солнца, снега, дождя и т.д.

3 часть - отношение к картинке.

Повествование - вы герой картины или прохожий внутри картины. Вам нужно придумывать, что было сначала, до этого момента (1 часть); затем рассказать, как разворачивались действия в картине (2 часть) ; чем все закончилось (нет на картине, 3 часть).

Итак, сейчас вы дети, а я ваш воспитатель:

-Рассмотрите картинку внимательно. Ответьте на вопросы.

-Что вы видите на картине?

-О чем эта картина?

-Как ее можно назвать?

-Давайте придумаем рассказ по этой картине.

7. Физминутка «Три медведя»

Обследование детей, имеющих речевые нарушения, свидетельствуют о наличии у них нарушений двигательной сферы. Это могут быть плохая координация и замедление темпа выполнения движений. Преодолению моторной неловкости, развитию координации движений, тренировке вестибулярного аппарата способствуют специальные упражнения. Физминутки помогают решить различные задачи:

- снять напряжение после занятия, на котором требовалась максимальная концентрация внимания и памяти;

- развить правильное физиологическое и речевое дыхание

- закрепить речевые навыки

На каждом занятии обязательно проводится физминутка.

Ну и мы с вами тоже сейчас немного отдохнем.

Три медведя шли домой,

Папа был большой- большой.

Мама чуть поменьше ростом.

А сынок- малютка просто.

Очень маленький он был,

С погремушками ходил.

Родители встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения по показу.

(маршируют на месте)

(поднимают руки вверх)

(вытягивают руки вперед на уровне груди)

(ставят руки на пояс)

(имитируют игру с погремушкой)

8. Игра «Прямой эфир»

Представьте, что вас пригласили на ТВ вести программу «Обучаем на дому». Дайте рекомендации по развитию связной речи 5-6 лет дома. Время вашего эфира 2 минуты.

Родители по одному от группы по желанию берут микрофон – кеглю и дают устные рекомендации по развитию связной речи.

Вывод: Как развивать речь малыша: (на экране)

Следите за своей речью: говорите выразительно и внятно

Ежедневно читайте ребенку книжки

Побуждайте к пересказу прочитанного

Поощряйте речевую активность ребенка, стремление задавать вопросы

Играйте с ребенком

Не подражайте неправильному произношению ребенка

Создайте комфортный психологический климат

9. Рефлексия:

- Достигли ли вы целей, которые ставили вначале семинара? Почему?

- Что понравилось? Что нет?

Вот и закончилась наша встреча. Я думаю, что она прошла не зря. Формирование связной речи ребенка - дело трудное и без активного взаимодействия с вами достичь хороших результатов будет трудно. Спасибо, что нашли время прийти к нам, это говорит о том, что вы неравнодушны к своему ребенку.

-Нам очень важно знать ваше мнение о сегодняшней нашей встрече. Помогут нам в этом жетоны, которые вы получили в начале нашей встречи. Желтый жетон – это мед, а коричневый - это деготь. У меня в руках бочонок, если вас заинтересовал предложенный материал, вы будете его использовать в своей семье – «добавьте ложку меда» в бочонок - положите желтый жетон, если вас не заинтересовал предложенный материал, вы никогда не будете его использовать – «добавьте ложку дегтя» в бочонок - положите жетон коричневого цвета.

Подведение итогов с помощью жетонов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей «Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома»

Одним из условий развития связной речи является речевая среда в семье, её благополучие....

Семинар-практикум "Формирование и развитие связной речи у детей с помощью программы "Конструктор картинок" портала "Мерсибо"

Семинар-практикум для учителей-логопедов и дефектологов проходил в нетрадиционной форме, где педагоги путешествовали в мире научно-исследовательской работы и прошли курс обучения в НИИ инновационных т...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»...

Семинар-практикум для педагогов "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вто­рых, от качества связной речи впрямую зависит ус...

Семинар- практикум в ДОУ "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста приёмами мнемотехники"

Семинар позволяет обобщить, распространить опыт работы ДОУ по применению приёмов мнемотехники, дать практические рекомендации молодым педагогам по развитию речи у дошкольников....

Семинар - практикум «Формирование и развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Методы и приемы формирования связной речи у дошкольников...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Связной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребенка. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возмо...