Главные вкладки

    Пальчиковая кимнастика
    материал (младшая группа) на тему

    Яковлева Ольга Николаевна

    Пальчиковые игры для дошкольников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл palchikovaya_gimnastika.docx30.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    • У девчушки Зиночки овощи в корзиночке

    (Дети делают ладошки «корзинкой».)

    Вот пузатый кабачок

    Положила на бочок,

    Перец и морковку

    Уложила ловко,

    Помидор и огурец.

    (Сгибают пальчики, начиная с большого.)

    Наша Зина – молодец!

    (Показывают большой палец.)

    • Фрукты

    Как у нашей Зины фрукты в корзине:
    (Дети делают ладошки «корзинкой»)

    Яблоки и груши,
    Чтоб ребята кушали,
    Персики и сливы -
    До чего красивы!
    Посмотрите на ранет!
    (Сгибают пальчики, начиная с мизинца.)
    Вкуснее наших фруктов нет!
    (Гладят живот.)

    • Фруктовая ладошка
      Этот пальчик – апельсин,
      Он, конечно, не один.
      Этот пальчик – слива,
      Вкусная, красивая.
      Этот пальчик – абрикос,
      Высоко на ветке рос.
      Этот пальчик – груша,
      Просит: «Ну-ка, скушай!»
      Этот пальчик – ананас,
      (Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.)
      Фрукт для вас и для нас.
      (Показывают ладошками вокруг и на себя.)
       

    • Соберу грибы

    Я корзину в лес беру, там грибы я соберу.
    Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!»
    (Показывают удивление, разводят руки в стороны.)
    Подосиновик, масленок,

    Подберезовик, опенок,
    Боровик, лисичка, груздь -
    Не играют в прятки пусть!
    Рыжики, волнушки
    Найду я на опушке.
    Возвращаюсь я домой,
    Все грибы несу с собой.
    (Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.)
    А мухомор не понесу. Пусть останется в лесу!
    (Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.)
     

    • Ягоды

    Ягоды – это крыжовник,
    Клюква, черника, брусника,
    Малина, клубника, шиповник,
    Смородина и земляника.
    (Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке.)
    Запомнил ягоды я наконец.
    Что это значит?
    (Приподнимают плечи, удивляются.)
    Я – молодец!
    (Большой палец вытягивают вперед.)
     

    • Хлеб

    Муку в тесто замесили,
    (Сжимают и разжимают пальчики.)
    А из теста мы слепили:
    (Прихлопывают ладошками, «лепят».)
    Пирожки и плюшки,
    Сдобные ватрушки,
    Булочки и калачи -
    Всё мы испечем в печи.
    (
    Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх.)
    Очень вкусно!
    (Гладят живот.)
     

    • Мебель

    Мебель я начну считать:
    Кресло, стол, диван, кровать,
    Полка, тумбочка, буфет,
    Шкаф, комод и табурет.
    (Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.)
    Много мебели назвал -
    Десять пальчиков зажал!
    Поднимают зажатые кулачки вверх.
     

    • Посуда

    Девочка Иринка порядок наводила.
    (Показывают большой палец.)
    Девочка Иринка кукле говорила:
    «Салфетки должны быть в салфетнице,
    Масло должно быть в масленке,
    Хлебушек должен быть в хлебнице,
    А соль? Ну, конечно, в солонке!»
    (Поочередно соединяют большой палец с остальными.)


    • Помощник
      Посуду моет наш Антошка.
      (Потирают ладошки друг о друга) – «моют посуду».
      Моет вилку, чашку, ложку.
      Вымыл блюдце и стакан,
      (Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)
      И закрыл покрепче кран.
      (Выполняют имитирующее движение.)
       
    • Поздняя осень
      Солнышко греет уже еле-еле;
      Перелетные птицы на юг улетели;
      Голы деревья, пустынны поля,
      Первым снежком принакрылась земля.
      Поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук (на каждую примету).
      Река покрывается льдом в ноябре -
      (Руки сжимают в «замок»).
      Поздняя осень стоит на дворе.
      (Разводят руками перед собой.)
       

    • Белочка

    Прыгает по веточкам невеличка-белочка.
    Мелькает хвостик средь ветвей.
    Кто угонится за ней?
    (Большим пальцем поочередно касаются остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной, затем другой рукой.)
     

    • Кто спит зимой?

    Медведь в берлоге крепко спит,
    Всю зиму до весны сопит.
    Спят зимою бурундук,
    Колючий ежик и барсук.
    (Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
    Только заиньке не спится -убегает от лисицы.
    (Показывают большой палец, вращая им.)
    Мелькает он среди кустов, напетлял – и был таков!
    (Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот.)
     

    • Зимние забавы

    Что зимой мы любим делать?
    В снежки играть, на лыжах бегать,
    На коньках по льду кататься,
    Вниз с горы на санках мчаться.
    (Поочередно соединяют большой палец с остальными.)

    • Новогодние игрушки

    Праздник приближается, елка наряжается.
    (Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.)
    Мы развешали игрушки:
    Бусы, шарики, хлопушки.
    (Поочередно соединяют большой палец с остальными.)
    А здесь фонарики висят,
    Блеском радуют ребят.
    (Крутят ладошками в воздухе – «фонарики».)
     

    • Игрушки
      У Антошки есть игрушки:
      Вот веселая лягушка.
      Вот железная машина.
      Это мяч. Он из резины.
      Разноцветная матрешка
      И с хвостом пушистым кошка.
      (Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.)
       
    • Круглый год
      Круглый год, круглый год!
      (Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем.)
      За зимой весна идет,
      А за весною следом
      Торопится к нам лето.
      И у кого не спросим -
      Идет за летом осень.
      А за осенью сама
      Вновь идет, спешит зима.
      Поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). Повторяют другой рукой.
       
    • На заправке
      Все машины по порядку
      Подъезжают на заправку:
      (Обеими руками «крутят руль» перед собой.)
      Бензовоз, мусоровоз,
      С молоком молоковоз,
      С хлебом свежим хлебовоз
      И тяжелый лесовоз.
      (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки.)
       
    • Транспорт
      Будем пальчики сгибать -
      (Сжимают и разжимают пальчики.)
      Будем транспорт называть:
      Автомобиль и вертолет,
      Трамвай, метро и самолет.
      (Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.)
      Пять пальцев мы в кулак зажали,
      Пять видов транспорта назвали.

    (Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.)
     

    • Посчитаем
      Раз, два, три, четыре, пять -
      Буду транспорт я считать.
      (Сжимают и разжимают пальчики.)
      Автобус, лодка и мопед,
      Мотоцикл, велосипед,
      Автомобиль и самолет,
      Корабль, поезд, вертолет.
      (Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.)
       
    • Животные жарких стран
      За мамой слонихой шагает слоненок,
      За крокодилихой - крокодиленок,
      За львицей шагает маленький львенок,
      За верблюдицей бежит верблюжонок,
      За зеброй спешит полосатый зебренок.
      За кем же торопится каждый ребенок?
      (Поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с больших.)
       
    • Животные Севера
      Тепы-тяпы, тепы-тяпы,
      Это ласты, а не лапы.
      У тюленей ласты эти
      Носят мамы, папы, дети.
      Ладошками с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают по коленям или по столу (руки при этом неподвижны).
       
    • Наша армия
      Аты-баты, аты-баты!
      На парад идут солдаты!
      Вот идут танкисты,
      Потом артиллеристы,
      А потом пехота -
      Рота за ротой!
      (Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.)
       

    • Наши мамы
      Много мам на белом свете,
      Всех их очень любят дети!
      (Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.)
      Журналист и инженер,
      Повар, милиционер,
      Швея, кондуктор и учитель,
      Врач, парикмахер и строитель -
      (Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.)
      Мамы разные нужны,
      (Сжимают обе ладошки в «замочек».)
      Мамы разные важны!
      (Разводят руки, поднимают ладошками вверх.)
       
    • Книги
      Много книжек есть на свете,
      Читать их очень любят дети.
      Если книги мы прочтем,
      То узнаем обо всем:
      (Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книгу».)
      Про моря и океаны,
      Удивительные страны.
      Про животных прочитаем
      И про космос мы узнаем.
      (Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.)
       
    • В гостях у сказки
      Раз, два, три, четыре, пять -
      Любим сказки мы читать.
      Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,
      Мышка-норушка и Колобок.
      Курочку Рябу назвать еще надо -
      Героев из сказок вспомнить мы рады!
      (Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.)
       

    • Сказки
      Будем пальчики считать,
      Будем сказки называть:
      (Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.)
      Эта сказка – «Теремок».
      Эта сказка – «Колобок».
      Эта сказка – «Репка»:
      Про внучку, бабку, дедку.
      (Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.)
      «Волк и семеро козлят» -
      Этим сказкам каждый рад!
      (Показывают большой палец.)
       
    • Дикие животные
      Это зайчонок, это бельчонок,
      Это лисенок, это волчонок,
      (Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
      А это спешит, ковыляет спросонок

    Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
    (Вращают большим пальцем.)

    • Домашние птицы
      Есть у курицы цыпленок,
      У гусыни есть гусенок,
      У индюшки – индюшонок,
      А у утки есть утенок.
      (Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца.)
      У каждой мамы малыши
      Все красивы, хороши!
      (Показывают пальчики, играя ими.)
       
    • Домашние животные
      Довольна корова своими телятами,
      Овечка довольна своими ягнятами,
      Кошка довольна своими котятами,
      Кем же довольна свинья? Поросятами!
      Довольна коза своими козлятами,
      А я довольна своими ребятами!
      (Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.)
       
    • Веселая встреча
      Здравствуй, котенок!
      Здравствуй, козленок!
      Здравствуй, щенок!
      И здравствуй, утенок!
      Здравствуй, веселый, смешной поросенок!
      (Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных.)
       
    • Перелетные птицы
      Тили-тели, тили-тели -
      С юга птицы прилетели!
      (Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.)
      Прилетел к нам скворушка -

    Серенькое перышко.
    Жаворонок, соловей
    Торопились: кто скорей?
    Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж -
    (Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)
    Все вернулись, прилетели,
    (Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.)
    Песни звонкие запели!
    (Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»).
     

    • Подводный мир
      Посмотри скорей вокруг!
      (Делают ладошку у лба «козырьком».)
      Что ты видишь, милый друг?
      (Приставляют пальцы колечками у глаз.)
      Здесь прозрачная вода.
      Плывет морской конек сюда.
      Вот медуза, вот кальмар.
      А это? Это рыба-шар.
      А вот, расправив восемь ног,
      Гостей встречает осьминог.
      (Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)
       

    • Какие бывают рыбы?
      Мы в подводном мире, друг,
      (Выполняют движения руками, как будто плывут.)
      Рыбы плавают вокруг:
      (Делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой.)
      Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила,
      Рыба-удильщик и рыба-игла.
      (Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.)
    • Комнатные растения
      На окно скорее глянь:
      Здесь у нас цветет герань.
      А здесь красавец бальзамин,
      Амариллис рядом с ним.
      Фуксия, бегония -
      (Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
      Мы все названья помним!
      Раскрывают ладошку.
      Мы взрыхлим цветы, польем,
      (Пошевеливают опущенными вниз пальцами.)
      Пусть подрастают день за днем!
      (Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком».)
       
    • Насекомые
      Дружно пальчики считаем -
      Насекомых называем.
      (Сжимают и разжимают пальцы.)
      Бабочка, кузнечик, муха,
      Это жук с зеленым брюхом.
      (Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.)
      Это кто же тут звенит?
      Ой, сюда комар летит!
      Вращают мизинцем.
      Прячьтесь!
      (Прячут руки за спину.)

    

     

    Пальчиковые игры условно можно разделить по темам, например: знакомство с семьей:

    Это пальчик – мамочка.

    Этот пальчик – папочка,

    Этот пальчик – дедушка,

    Этот пальчик – бабушка,

    Это пальчик я,

    Вот и вся моя семья!

    Обучение детей счету и ориентация в пространстве:

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Будем пальчики считать,

    Пять - на левой, пять - на правой –

    Одинаково по пять!

    Пальчиковые игры перед сном:

    Это пальчик хочет спать,

    Этот пальчик лег в кровать,

    Это пальчик прикорнул,

    Этот пальчик уж заснул,

    Этот – крепко-крепко спит.

    Тише, тише, не шумите,

    Солнце яркое взойдет,

    Утро ясное придет.

    Встали пальчики – ура!

    В детский сад идти пора!

    Существует огромное количество игр, которые направлены на запоминание животных и их детенышей, классификацию зверей и птиц на группы.

    Проанализировав технологию работы в средней группе, я покажу возможность использования двух пальчиковых тематических игр «Кто в лесочке живет? » и «Кто в деревне живет? » во время беседы по теме «Домашние и дикие животные» (технология работы в первую неделю мая) .

    Задачи данных игр позволяют:

    1. Закрепить знания детей 4-5 лет о лесных и домашних животных и их детенышах;

    2. Правильно произносить звуки с, ж, ч;

    3. Закрепить умения детей в счете от 1 до 5;

    4. Соотносить движения рук и речь;

    5. Создавать эмоционально – положительный фон с детьми во время игр и бесед.

    На первой ступени: для того, чтобы подготовить детей к беседе по теме «Домашние и дикие животные» мы знакомим их с новыми пальчиковыми играми, рассказываем их и одновременно показываем (театр воспитателя) :

    Кто в деревне живет? – руками делаем домиком

    Лежебока рыжий кот, - поочередно загибаем пальцы

    Маленький теленок

    Желтенький цыпленок

    Белая овечка,

    Мышка под крылечком.

    1, 2, 3, 4, 5 – будем пальцы зажимать. – сгибаем и разгибаем кулачок.

    Кто в лесочке живет? – руки делаем елочкой

    Под корягой старый крот, - поочередно показываем пальчики

    За горой зайчонок,

    В ельнике лосенок,

    Под кустом лисичка,

    На сосне синичка.

    1, 2, 3, 4, 5 – их не трудно сосчитать. – сгибаем и разгибаем кулачок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пальчиковая игротека и пальчиковые сказки

    Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи целесообразно расширять объем пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с дошкольниками.Пальчиковые игр...

    Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет

    Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим ...

    Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

    Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

    Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

    1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

    Страничка для родителей. Консультация по теме: "Пальчиковые игры в жизни ребёнка 3 - 4 лет. Значение пальчиковых игр для развития детей и рекомендации по проведению игр дома".

    На страничке для родителей представлена консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет, а также даны рекомендации о том, как поиграть с ребёнком дома в пальчиковые и...

    Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет.

    Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет....

    Артикуляционая кимнастика.

    Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органо...