Пальчиковая кимнастика
материал (младшая группа) на тему

Яковлева Ольга Николаевна

Пальчиковые игры для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

  • У девчушки Зиночки овощи в корзиночке

(Дети делают ладошки «корзинкой».)

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

(Сгибают пальчики, начиная с большого.)

Наша Зина – молодец!

(Показывают большой палец.)

  • Фрукты

Как у нашей Зины фрукты в корзине:
(Дети делают ладошки «корзинкой»)

Яблоки и груши,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы -
До чего красивы!
Посмотрите на ранет!
(Сгибают пальчики, начиная с мизинца.)
Вкуснее наших фруктов нет!
(Гладят живот.)

  • Фруктовая ладошка
    Этот пальчик – апельсин,
    Он, конечно, не один.
    Этот пальчик – слива,
    Вкусная, красивая.
    Этот пальчик – абрикос,
    Высоко на ветке рос.
    Этот пальчик – груша,
    Просит: «Ну-ка, скушай!»
    Этот пальчик – ананас,
    (Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.)
    Фрукт для вас и для нас.
    (Показывают ладошками вокруг и на себя.)
     

  • Соберу грибы

Я корзину в лес беру, там грибы я соберу.
Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!»
(Показывают удивление, разводят руки в стороны.)
Подосиновик, масленок,

Подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь -
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
(Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.)
А мухомор не понесу. Пусть останется в лесу!
(Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.)
 

  • Ягоды

Ягоды – это крыжовник,
Клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник,
Смородина и земляника.
(Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке.)
Запомнил ягоды я наконец.
Что это значит?
(Приподнимают плечи, удивляются.)
Я – молодец!
(Большой палец вытягивают вперед.)
 

  • Хлеб

Муку в тесто замесили,
(Сжимают и разжимают пальчики.)
А из теста мы слепили:
(Прихлопывают ладошками, «лепят».)
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи -
Всё мы испечем в печи.
(
Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх.)
Очень вкусно!
(Гладят живот.)
 

  • Мебель

Мебель я начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
(Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.)
Много мебели назвал -
Десять пальчиков зажал!
Поднимают зажатые кулачки вверх.
 

  • Посуда

Девочка Иринка порядок наводила.
(Показывают большой палец.)
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!»
(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)


  • Помощник
    Посуду моет наш Антошка.
    (Потирают ладошки друг о друга) – «моют посуду».
    Моет вилку, чашку, ложку.
    Вымыл блюдце и стакан,
    (Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)
    И закрыл покрепче кран.
    (Выполняют имитирующее движение.)
     
  • Поздняя осень
    Солнышко греет уже еле-еле;
    Перелетные птицы на юг улетели;
    Голы деревья, пустынны поля,
    Первым снежком принакрылась земля.
    Поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук (на каждую примету).
    Река покрывается льдом в ноябре -
    (Руки сжимают в «замок»).
    Поздняя осень стоит на дворе.
    (Разводят руками перед собой.)
     

  • Белочка

Прыгает по веточкам невеличка-белочка.
Мелькает хвостик средь ветвей.
Кто угонится за ней?
(Большим пальцем поочередно касаются остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной, затем другой рукой.)
 

  • Кто спит зимой?

Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук.
(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
Только заиньке не спится -убегает от лисицы.
(Показывают большой палец, вращая им.)
Мелькает он среди кустов, напетлял – и был таков!
(Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот.)
 

  • Зимние забавы

Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)

  • Новогодние игрушки

Праздник приближается, елка наряжается.
(Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.)
Мы развешали игрушки:
Бусы, шарики, хлопушки.
(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)
А здесь фонарики висят,
Блеском радуют ребят.
(Крутят ладошками в воздухе – «фонарики».)
 

  • Игрушки
    У Антошки есть игрушки:
    Вот веселая лягушка.
    Вот железная машина.
    Это мяч. Он из резины.
    Разноцветная матрешка
    И с хвостом пушистым кошка.
    (Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.)
     
  • Круглый год
    Круглый год, круглый год!
    (Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем.)
    За зимой весна идет,
    А за весною следом
    Торопится к нам лето.
    И у кого не спросим -
    Идет за летом осень.
    А за осенью сама
    Вновь идет, спешит зима.
    Поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). Повторяют другой рукой.
     
  • На заправке
    Все машины по порядку
    Подъезжают на заправку:
    (Обеими руками «крутят руль» перед собой.)
    Бензовоз, мусоровоз,
    С молоком молоковоз,
    С хлебом свежим хлебовоз
    И тяжелый лесовоз.
    (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки.)
     
  • Транспорт
    Будем пальчики сгибать -
    (Сжимают и разжимают пальчики.)
    Будем транспорт называть:
    Автомобиль и вертолет,
    Трамвай, метро и самолет.
    (Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.)
    Пять пальцев мы в кулак зажали,
    Пять видов транспорта назвали.

(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.)
 

  • Посчитаем
    Раз, два, три, четыре, пять -
    Буду транспорт я считать.
    (Сжимают и разжимают пальчики.)
    Автобус, лодка и мопед,
    Мотоцикл, велосипед,
    Автомобиль и самолет,
    Корабль, поезд, вертолет.
    (Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.)
     
  • Животные жарких стран
    За мамой слонихой шагает слоненок,
    За крокодилихой - крокодиленок,
    За львицей шагает маленький львенок,
    За верблюдицей бежит верблюжонок,
    За зеброй спешит полосатый зебренок.
    За кем же торопится каждый ребенок?
    (Поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с больших.)
     
  • Животные Севера
    Тепы-тяпы, тепы-тяпы,
    Это ласты, а не лапы.
    У тюленей ласты эти
    Носят мамы, папы, дети.
    Ладошками с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают по коленям или по столу (руки при этом неподвижны).
     
  • Наша армия
    Аты-баты, аты-баты!
    На парад идут солдаты!
    Вот идут танкисты,
    Потом артиллеристы,
    А потом пехота -
    Рота за ротой!
    (Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.)
     

  • Наши мамы
    Много мам на белом свете,
    Всех их очень любят дети!
    (Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.)
    Журналист и инженер,
    Повар, милиционер,
    Швея, кондуктор и учитель,
    Врач, парикмахер и строитель -
    (Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.)
    Мамы разные нужны,
    (Сжимают обе ладошки в «замочек».)
    Мамы разные важны!
    (Разводят руки, поднимают ладошками вверх.)
     
  • Книги
    Много книжек есть на свете,
    Читать их очень любят дети.
    Если книги мы прочтем,
    То узнаем обо всем:
    (Ладошки соединяют вместе «книжкой». Раскрывают и закрывают «книгу».)
    Про моря и океаны,
    Удивительные страны.
    Про животных прочитаем
    И про космос мы узнаем.
    (Поочередно соединяют одноименные пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.)
     
  • В гостях у сказки
    Раз, два, три, четыре, пять -
    Любим сказки мы читать.
    Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,
    Мышка-норушка и Колобок.
    Курочку Рябу назвать еще надо -
    Героев из сказок вспомнить мы рады!
    (Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.)
     

  • Сказки
    Будем пальчики считать,
    Будем сказки называть:
    (Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.)
    Эта сказка – «Теремок».
    Эта сказка – «Колобок».
    Эта сказка – «Репка»:
    Про внучку, бабку, дедку.
    (Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.)
    «Волк и семеро козлят» -
    Этим сказкам каждый рад!
    (Показывают большой палец.)
     
  • Дикие животные
    Это зайчонок, это бельчонок,
    Это лисенок, это волчонок,
    (Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
    А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
(Вращают большим пальцем.)

  • Домашние птицы
    Есть у курицы цыпленок,
    У гусыни есть гусенок,
    У индюшки – индюшонок,
    А у утки есть утенок.
    (Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца.)
    У каждой мамы малыши
    Все красивы, хороши!
    (Показывают пальчики, играя ими.)
     
  • Домашние животные
    Довольна корова своими телятами,
    Овечка довольна своими ягнятами,
    Кошка довольна своими котятами,
    Кем же довольна свинья? Поросятами!
    Довольна коза своими козлятами,
    А я довольна своими ребятами!
    (Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.)
     
  • Веселая встреча
    Здравствуй, котенок!
    Здравствуй, козленок!
    Здравствуй, щенок!
    И здравствуй, утенок!
    Здравствуй, веселый, смешной поросенок!
    (Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных.)
     
  • Перелетные птицы
    Тили-тели, тили-тели -
    С юга птицы прилетели!
    (Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.)
    Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж -
(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)
Все вернулись, прилетели,
(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.)
Песни звонкие запели!
(Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»).
 

  • Подводный мир
    Посмотри скорей вокруг!
    (Делают ладошку у лба «козырьком».)
    Что ты видишь, милый друг?
    (Приставляют пальцы колечками у глаз.)
    Здесь прозрачная вода.
    Плывет морской конек сюда.
    Вот медуза, вот кальмар.
    А это? Это рыба-шар.
    А вот, расправив восемь ног,
    Гостей встречает осьминог.
    (Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)
     

  • Какие бывают рыбы?
    Мы в подводном мире, друг,
    (Выполняют движения руками, как будто плывут.)
    Рыбы плавают вокруг:
    (Делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой.)
    Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила,
    Рыба-удильщик и рыба-игла.
    (Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.)
  • Комнатные растения
    На окно скорее глянь:
    Здесь у нас цветет герань.
    А здесь красавец бальзамин,
    Амариллис рядом с ним.
    Фуксия, бегония -
    (Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
    Мы все названья помним!
    Раскрывают ладошку.
    Мы взрыхлим цветы, польем,
    (Пошевеливают опущенными вниз пальцами.)
    Пусть подрастают день за днем!
    (Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком».)
     
  • Насекомые
    Дружно пальчики считаем -
    Насекомых называем.
    (Сжимают и разжимают пальцы.)
    Бабочка, кузнечик, муха,
    Это жук с зеленым брюхом.
    (Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.)
    Это кто же тут звенит?
    Ой, сюда комар летит!
    Вращают мизинцем.
    Прячьтесь!
    (Прячут руки за спину.)



 

Пальчиковые игры условно можно разделить по темам, например: знакомство с семьей:

Это пальчик – мамочка.

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Это пальчик я,

Вот и вся моя семья!

Обучение детей счету и ориентация в пространстве:

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем пальчики считать,

Пять - на левой, пять - на правой –

Одинаково по пять!

Пальчиковые игры перед сном:

Это пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Это пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул,

Этот – крепко-крепко спит.

Тише, тише, не шумите,

Солнце яркое взойдет,

Утро ясное придет.

Встали пальчики – ура!

В детский сад идти пора!

Существует огромное количество игр, которые направлены на запоминание животных и их детенышей, классификацию зверей и птиц на группы.

Проанализировав технологию работы в средней группе, я покажу возможность использования двух пальчиковых тематических игр «Кто в лесочке живет? » и «Кто в деревне живет? » во время беседы по теме «Домашние и дикие животные» (технология работы в первую неделю мая) .

Задачи данных игр позволяют:

1. Закрепить знания детей 4-5 лет о лесных и домашних животных и их детенышах;

2. Правильно произносить звуки с, ж, ч;

3. Закрепить умения детей в счете от 1 до 5;

4. Соотносить движения рук и речь;

5. Создавать эмоционально – положительный фон с детьми во время игр и бесед.

На первой ступени: для того, чтобы подготовить детей к беседе по теме «Домашние и дикие животные» мы знакомим их с новыми пальчиковыми играми, рассказываем их и одновременно показываем (театр воспитателя) :

Кто в деревне живет? – руками делаем домиком

Лежебока рыжий кот, - поочередно загибаем пальцы

Маленький теленок

Желтенький цыпленок

Белая овечка,

Мышка под крылечком.

1, 2, 3, 4, 5 – будем пальцы зажимать. – сгибаем и разгибаем кулачок.

Кто в лесочке живет? – руки делаем елочкой

Под корягой старый крот, - поочередно показываем пальчики

За горой зайчонок,

В ельнике лосенок,

Под кустом лисичка,

На сосне синичка.

1, 2, 3, 4, 5 – их не трудно сосчитать. – сгибаем и разгибаем кулачок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая игротека и пальчиковые сказки

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи целесообразно расширять объем пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с дошкольниками.Пальчиковые игр...

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Страничка для родителей. Консультация по теме: "Пальчиковые игры в жизни ребёнка 3 - 4 лет. Значение пальчиковых игр для развития детей и рекомендации по проведению игр дома".

На страничке для родителей представлена консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет, а также даны рекомендации о том, как поиграть с ребёнком дома в пальчиковые и...

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет.

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет....

Артикуляционая кимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органо...