Что нужно знать родителям первоклассников
консультация на тему

Банных Наталия Леонидовна

Рекомендации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что нужно знать родителям первоклассников

Психофизиологическая зрелость детей 6-7лет

   Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

   Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограничены. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6–7 лет.

   По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12–14 годам, а по некоторым данным – лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.

   Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

   Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

   Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.

   У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

   Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия "в уме" даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

   Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

   Став школьником ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

   Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.

   Известный отечественный психолог Л.И. Божович писала по этому поводу: "Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и пр. и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки".

   Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

   Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. 

Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

Что должен знать будущий первоклассник: минимальные требования

 Общий кругозор:

- Фамилия, имя.

- Дата рождения.

- Свой возраст.

- Имя и отчество родителей.

- Домашний адрес.

- В какой стране живет.

- Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран).

- Знание растений.

- Знание профессий, видов спорта, транспорта.

- Быт людей.

- Уметь объяснить закономерности природных явлений.

- Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.

Мышление:

- Определение четвертого лишнего.

- Классификация, обобщение.

- Сходство/различия.

- Умение решать логические задачи.

- Сложение фигур из частей.

- Сложение из счетных палочек.

- Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.

Внимание:

- Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями).

- Переключение.

- Распределение.

Память:

- Повтор 10 слов или цифр.

- Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.).

- Пересказ текстов.

Речь:

- Артикуляция, произношение.

- Отвечать на вопросы и задавать их.

- Строить рассказы по картинкам.

- Сочинять сказки.

- Составлять предложения.

- Заучивать наизусть стихи, прозу.

Моторика:

- Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.

- Уметь чертить прямую линию.

- Писать печатную букву по образцу.

- Вырезать из бумаги.

- Аккуратно клеить.

- Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки.

- Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.

- Изготавливать аппликации.

Математические знания:

- Знать цифры (от 0 до 9).

- Называть числа в прямом и обратном порядке.

- Решать элементарные задачи на сложение и вычитание.

- Соотносить цифру и число предметов.

- Ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Что нужно знать родителям будущих первоклассников

Что нужно знать родителям будущих первоклассников ...

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

Что нужно знать родителям первоклассника

подробно об обязанностях и правах родителей и учеников...

Что нужно знать родителям первоклассников

Консультация для родителей...

Всё, что нужно знать родителям первоклассников.

Данная статья предназначена для родителей, чьи дети заканчивают пребывание в детском саду и готовятся стать школьниками. Она поможет родителям в выборе портфеля, рабочего места, организации режима буд...

Консультация Что нужно знать родителям будущих первоклассников? Что нужно уметь к школе?

Этот вопрос задают многие родители будущих первоклассников. Официальных требований к поступлению в школу нет,. Однако в реальности часто количество мест ограничено, поэтому практикуются собеседов...

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям первоклассников»

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям первоклассников»...