ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РЕШЕНИИ ДЕТСКИХ КОНФЛИКТОВ
статья (подготовительная группа) на тему

Штенцель Ирина Васильевна

На сегодняшний день проблема детских конфликтов в об­разовательных учреждения является одной из актуальных и предполагает вмешательство родителей как субъектов образо­вательного процесса. Но вопрос о роли родителей в решении детских конфликтов до сих пор остается открытым. Ведь роди­тели, в первую очередь, должны помогать своим детям, обучать конструктивным способам общения, а не усугублять своим вмешательством конфликт между детьми еще больше. Поэтому перед каждым родителем стоит дилемма: вмешиваться в дет­ские конфликты или не вмешиваться, а если вмешиваться, то какую позицию занимать, чтобы не навредить, а помочь?

Что касается причин детских ссор, то они разнообразны. Де­ти в конфликте могут быть чрезмерно агрессивными или, наобо­рот, чувствовать себя жертвой ситуации. Однако корни большин­ства проблем детей лежат во внутрисемейных отношениях. Де­фицит внимания, ласки, заботы, отчужденность в семье провоци­руют детей на агрессивные действия, так как только так они мо­гут обратить на себя внимание родителей, удовлетворить по­требность в тесной эмоциональной связи с мамой и папой. В семьях, где детско-родительские отношения строятся на доверии, тесной психологической связи, дети, как правило, не вступают в конфликты с другими людьми, стараются их предотвращать или выходить из них конструктивными способами [3].

Тем не менее, большинство родителей сталкивается с пробле­мой детских конфликтов. Каждая мама и каждый папа ищут: свою собственную стратегию поведения в случае ссор между детьми. И практически у каждого родителя возникает желание помочь сво­ему ребенку, защитить его. Но не каждый взрослый знает, как сде­лать так, чтобы в дальнейшем не навредить ребенку.

Межличностные конфликты между детьми ставят практи­чески всех родителей в тупик, так как они не знают, как на них реагировать. Источники детских ссор могут быть разнообраз­ными: в процессе совместной деятельности дети могут поссо­риться, не могут найти общий язык, договориться, расходятся интересы, при выборе игр и игрушек, соперничество и конку­ренция, борьба за лидерство. Как обычно ругаются девочки? Это применение вербальной агрессии - словесные оскорбления, обзывания, коверкание фамилий, имен. У мальчиков, в свою очередь, преобладает физическая агрессия (могут толкнуть, ударить, укусить, потянуть за руку), что является частым источником ссор между детьми [2].

Есть родители, у которых первой реакцией на конфликты детей, в особенности мам, и если дети рассказывают, что они не виноваты, что их первыми обидели, ударили или обозвали, - желание самим разобраться с обидчиком и наказать виноватых. Но когда родители остывают, начинают на рациональном уровне понимать, что можно поступить и по-другому.

В связи с этим остро встаёт вопрос, какую позицию занимать родителям: вмешиваться или не вмешиваться? А вмешиваться, то как себя вести?

Психологи выделяют следующие позиции, которые родители могут занимать в решении детских конфликтов.

1. Невмешательство.

У каждого родителя есть свое объяснение, почему они считают, что вмешиваться в детский конфликт не стоит. Именно: это связано с тем, что взрослые не видят причин для беспокойства, и мелкие ссоры кажутся им обыденными, а иногда взрослые считают, что ссоры могут быть даже полезными для детей и, возможно, смогут чему-то научить их.

Действительно, есть ряд конфликтных ситуаций, с которыми дети успешно справляются без вмешательства взрослых, особенно если ранее родители показали, как себя вести в подобной ситуации. Однако здесь важно обратить внимание чувства детей: если дети страдают и самостоятельно выйти конфликта не могут, то помощь родитель необходима.

{C}{C}{C}{C}2. {C}{C}{C}{C}Избегание. Уйти в другую сторону.

Есть категория родителей, которая учит детей избегать конфликтов. Например, если две девочки поругались, то мама с папой одной девочки рекомендуют не общаться с обидчицей. Однако подобное поведение рождает в детях еще больше беспокойства и непонимания, как же все-таки вести себя, когда кто-то посягает на твои интересы.

И тут возникает вопрос, а как же не общаться с девочкой-обидчицей, если они ходят в одну группу? Избегание конфликта — отложение его на время. Родителям нужно учить детей, как себя вести, если подобная ситуация повторится вновь, не уходить от проблемы в сторону.

{C}{C}{C}{C}3.  {C}{C}{C}{C}Активная конфронтация (ругань и обвинения в адрес другого родителя и ребенка).

Доказано, что если внутри взрослых живет много чувств обиды, несправедливости, недовольства, то такие взрослые жалобы детей реагируют по-особому, начинают сильно защищать своих детей.

В этом состоянии они могут использовать обвинения, нотации, возможны даже истеричные высказывания, грубость как и в адрес родителей детей, так и самих детей.

Родителям нужно помнить, что дети часто ссорятся из-за мелочей и могут рассказывать о ссорах, как они видят эту ситуацию, а не как было на самом деле. А такая реакция родите­лей вызовет только лишь конфликтные отношения с родителем другого ребенка.

{C}{C}{C}{C}4. {C}{C}{C}{C}Родительская власть и помощь.

Если кто-то ударил, толкнул, обозвал детей, и они самостоятельно с этим справиться не могут, и родители видят, что их дети не хотят идти в детский сад, таком случае у них есть родительская власть, предназначенная для защиты детей, не нарушая границ другого.

Важно уметь разграничивать сложность конфликта. Если ситуация некритична, необходимо предоставлять детям воз­можность самим находить из неё выход, потому что только так они научатся сами выстраивать отношения в коллективе.

Если ситуация более серьёзная, родители должны быть го­товы принять в ней активное участие. Однако им не стоит вы­ступать в роли «тяжёлой артиллерии», слепо защищая своего ребенка. Необходимо сыграть роль буфера, утихомирив страсти и предоставив детям возможность самим спокойно найти выход из конфликта [1].

      В целом роль родителей в решении детских конфликтов неоценима. Но активное вмешательство в детские споры может как помочь детям, улучшить их эмоционально состояние, наладить дружеские отношения со сверстниками, так и ухудшить. Поэтому для развития детей, приобретения опыта решения дет­ских споров, налаживания дружеских отношений им необходи­мо предоставлять самостоятельность и только лишь на расстоянии контролировать их эмоциональное состояние и характер общения со сверстниками. Опыт решения конфликтов очень полезен и в будущем обязательно пригодится каждому ребёнку. Поэтому нет смысла беречь детей от конфликтов, важнее научить их решать эти конфликты.

Литература

{C}{C}{C}{C}1.  {C}{C}{C}{C}Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2001. — 464 с.

{C}{C}{C}{C}2.  {C}{C}{C}{C}Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. — Минск, 2004. — 186 с.

{C}{C}{C}{C}3.  {C}{C}{C}{C}Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. — М., 2008. — 245 с.

{C}{C}{C}{C}4.  {C}{C}{C}{C}Мухина В.С. Возрастная психология. — М., 2006. - 608 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_konflikty.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РЕШЕНИИ
ДЕТСКИХ КОНФЛИКТОВ

На сегодняшний день проблема детских конфликтов в образовательных учреждения является одной из актуальных и предполагает вмешательство родителей как субъектов образовательного процесса. Но вопрос о роли родителей в решении детских конфликтов до сих пор остается открытым. Ведь родители, в первую очередь, должны помогать своим детям, обучать конструктивным способам общения, а не усугублять своим вмешательством конфликт между детьми еще больше. Поэтому перед каждым родителем стоит дилемма: вмешиваться в детские конфликты или не вмешиваться, а если вмешиваться, то какую позицию занимать, чтобы не навредить, а помочь?

Что касается причин детских ссор, то они разнообразны. Дети в конфликте могут быть чрезмерно агрессивными или, наоборот, чувствовать себя жертвой ситуации. Однако корни большинства проблем детей лежат во внутрисемейных отношениях. Дефицит внимания, ласки, заботы, отчужденность в семье провоцируют детей на агрессивные действия, так как только так они могут обратить на себя внимание родителей, удовлетворить потребность в тесной эмоциональной связи с мамой и папой. В семьях, где детско-родительские отношения строятся на доверии, тесной психологической связи, дети, как правило, не вступают в конфликты с другими людьми, стараются их предотвращать или выходить из них конструктивными способами [3].

Тем не менее, большинство родителей сталкивается с проблемой детских конфликтов. Каждая мама и каждый папа ищут: свою собственную стратегию поведения в случае ссор между детьми. И практически у каждого родителя возникает желание помочь своему ребенку, защитить его. Но не каждый взрослый знает, как сделать так, чтобы в дальнейшем не навредить ребенку.

Межличностные конфликты между детьми ставят практически всех родителей в тупик, так как они не знают, как на них реагировать. Источники детских ссор могут быть разнообразными: в процессе совместной деятельности дети могут поссориться, не могут найти общий язык, договориться, расходятся интересы, при выборе игр и игрушек, соперничество и конкуренция, борьба за лидерство. Как обычно ругаются девочки? Это применение вербальной агрессии - словесные оскорбления, обзывания, коверкание фамилий, имен. У мальчиков, в свою очередь, преобладает физическая агрессия (могут толкнуть, ударить, укусить, потянуть за руку), что является частым источником ссор между детьми [2].

Есть родители, у которых первой реакцией на конфликты детей, в особенности мам, и если дети рассказывают, что они не виноваты, что их первыми обидели, ударили или обозвали, - желание самим разобраться с обидчиком и наказать виноватых. Но когда родители остывают, начинают на рациональном уровне понимать, что можно поступить и по-другому.

В связи с этим остро встаёт вопрос, какую позицию занимать родителям: вмешиваться или не вмешиваться? А вмешиваться, то как себя вести?

Психологи выделяют следующие позиции, которые родители могут занимать в решении детских конфликтов.

  1. Невмешательство.

У каждого родителя есть свое объяснение, почему они считают, что вмешиваться в детский конфликт не стоит. Именно: это связано с тем, что взрослые не видят причин для беспокойства, и мелкие ссоры кажутся им обыденными, а иногда взрослые считают, что ссоры могут быть даже полезными для детей и, возможно, смогут чему-то научить их.

Действительно, есть ряд конфликтных ситуаций, с которыми дети успешно справляются без вмешательства взрослых, особенно если ранее родители показали, как себя вести в подобной ситуации. Однако здесь важно обратить внимание чувства детей: если дети страдают и самостоятельно выйти конфликта не могут, то помощь родитель необходима.

  1. Избегание. Уйти в другую сторону.

Есть категория родителей, которая учит детей избегать конфликтов. Например, если две девочки поругались, то мама с папой одной девочки рекомендуют не общаться с обидчицей. Однако подобное поведение рождает в детях еще больше беспокойства и непонимания, как же все-таки вести себя, когда кто-то посягает на твои интересы.

И тут возникает вопрос, а как же не общаться с девочкой-обидчицей, если они ходят в одну группу? Избегание конфликта — отложение его на время. Родителям нужно учить детей, как себя вести, если подобная ситуация повторится вновь, не уходить от проблемы в сторону.

  1. Активная конфронтация (ругань и обвинения в адрес другого родителя и ребенка).

Доказано, что если внутри взрослых живет много чувств обиды, несправедливости, недовольства, то такие взрослые жалобы детей реагируют по-особому, начинают сильно защищать своих детей.

В этом состоянии они могут использовать обвинения, нотации, возможны даже истеричные высказывания, грубость как и в адрес родителей детей, так и самих детей.

Родителям нужно помнить, что дети часто ссорятся из-за мелочей и могут рассказывать о ссорах, как они видят эту ситуацию, а не как было на самом деле. А такая реакция родителей вызовет только лишь конфликтные отношения с родителем другого ребенка.

  1. Родительская власть и помощь.

Если кто-то ударил, толкнул, обозвал детей, и они самостоятельно с этим справиться не могут, и родители видят, что их дети не хотят идти в детский сад, таком случае у них есть родительская власть, предназначенная для защиты детей, не нарушая границ другого.

Важно уметь разграничивать сложность конфликта. Если ситуация некритична, необходимо предоставлять детям возможность самим находить из неё выход, потому что только так они научатся сами выстраивать отношения в коллективе.

Если ситуация более серьёзная, родители должны быть готовы принять в ней активное участие. Однако им не стоит выступать в роли «тяжёлой артиллерии», слепо защищая своего ребенка. Необходимо сыграть роль буфера, утихомирив страсти и предоставив детям возможность самим спокойно найти выход из конфликта [1].

      В целом роль родителей в решении детских конфликтов неоценима. Но активное вмешательство в детские споры может как помочь детям, улучшить их эмоционально состояние, наладить дружеские отношения со сверстниками, так и ухудшить. Поэтому для развития детей, приобретения опыта решения детских споров, налаживания дружеских отношений им необходимо предоставлять самостоятельность и только лишь на расстоянии контролировать их эмоциональное состояние и характер общения со сверстниками. Опыт решения конфликтов очень полезен и в будущем обязательно пригодится каждому ребёнку. Поэтому нет смысла беречь детей от конфликтов, важнее научить их решать эти конфликты.

Литература

  1. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2001. — 464 с.
  2. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. — Минск, 2004. — 186 с.
  3. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. — М., 2008. — 245 с.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология. — М., 2006. - 608 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей тема: «Советы решения детских конфликтов, обучение игровым способам примирения.»

Советы родителям в решение конфликтных ситуациях, мирилки и игровые методы примирения...

Консультатция-практикум для воспитателей "Эффективные способы решения детских конфликтов"

Данный практикум разработан для того чтобы расширить круг методов и приемов работы с детьми по формированию навыков разрешения конфликтных ситуаций....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ "РЕШЕНИЕ ДЕТСКИХ КОНФЛИКТОВ".

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:«РЕШЕНИЕ ДЕТСКИХ КОНФЛИКТОВ»....

Консультация для родителей: «Решение детских конфликтов»

Консультация для родителей: «Решение детских конфликтов»...

«Игровые способы решения детских конфликтов»

Консультация для родителей«Игровые способы решения детских конфликтов»        Каждый родитель сталкивается с проблемой детских конфликтов. Каждая мама и ...

Мастер класс «Решения детских конфликтов».

Цель: выработка игровых эффективных способов решения конфликтов среди детейЗадачи:1. Познакомить с основными причинами конфликтов между детьми;2. Познакомить со способами воздействия детьми ...