Главные вкладки

    Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной группы.
    статья (подготовительная группа) на тему

    Петракова Юлия Петровна
    Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной группы.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл na_sayt_mart_2015.docx18.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Практикум – дискуссия для родителей подготовительной группы.

    Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной группы.

    В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». 

    Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет, и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. От степени развития моторики руки, овладения детьми нестандартными способами рисования зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.

    Ход мероприятия 

    1.      «Разминка для ума и тела».(орг. момент)

    Наверное, каждый из вас хорошо помнит свое детство. И, глядя на своих детей, мы часто думаем о том, как хорошо было в нашем детстве… И конфеты были слаще, и мороженое вкусней… Предлагаю вам не надолго окунуться в прекрасный и волшебный мир детства….

    \Родителям предлагается прослушать песню (фрагмент) «Волшебная страна»\

    Игровая ситуация с куклой и бусами – разминка для пальчиков.

    Представим на минуточку себя на месте малыша, поиграем …

    Маша в гости собиралась,

    Маша в платье наряжалась,

    Туфли новые надела,

    Долго в зеркало глядела.

    Причесалась не спеша,

    До чего же хороша!

    Бусы новые надела,

    Застегнула неумело,

    Разбежались бусы вскачь,

    Тише, Машенька, не плачь! 

    Разминка для родителей.

    Далее родителям предлагается помочь собрать бусы (кто быстрее?).

    \Музыкальное сопровождение – «Усатый нянь» \

    Оказывается нелёгкая это задача. Представляете, каково же малышам…

    Счастливое детство, говорим мы, часто не подозревая, что быть ребенком трудно. Это огромная, непрерывная, сложная работа: расти, открывая мир, узнавать людей, учиться… И порой им приходится очень трудно без поддержки взрослых.

    2.      «Немного теории…»

    Уважаемые родители!

                Сегодня мы с вами поговорим о значении развития мелкой моторики рук в развитии детской речи, и на практике познакомимся с играми и упражнениями, при помощи которых можно развивать мелкую моторику рук ребенка.

    В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.

    В чем же причина? Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Даже обувь теперь родители покупают детям на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка застегивать ее, завязывать шнурки.

    Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки, является общая неготовность большинства детей к письму или проблемы с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

    Ведь как бывает. Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально - психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

    Всё начинается с понимания проблемы. Рассмотрим пример.

    Трёхлетняя Соня с упреком спрашивает своего плюшевого мишку: «Ну почему ты говоришь? Ведь у тебя есть язычок – значит, ты можешь говорить?!». Некоторые взрослые люди, подобно Сонечке, представляют себе, что речь – это функция органов артикуляции: губ, языка, гортани и т.д. На самом деле это не так. Важной и неотъемлемой частью развития речи ребенка является работа по развитию мелкой моторики руки. Кроме того, опыт показывает, что, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.  

         

                 Зачем нужно развивать мелкую моторику?

    • Развитие мелкой моторики ребёнка – тонких движений кистей пальцев рук - один из показателей психического развития дошкольника
    • Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.
    • Мелкая моторика-основа развития психических процессов; внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.

    При недостатках развития мелкой моторики руки дети:

    • Неспособны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
    • Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры).
    • Отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.
    • В школе, очень медленный темп письма.

                             

       Развитие мелкой моторики руки можно  осуществлять по разным направлениям:

     -пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры со стихотворным сопровождением без предметов)

    игры и упражнения с применением различных предметов,

    -нетрадиционные методы рисования,

    -аппликация,

    - лепка и др.

    Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Поэтому в устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известные всем «Сорока–Ворона», «Ладушки, ладушки…».

    Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, настраивая детей на игру.

    Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

    1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

    2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

    3. Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

    4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

    5.  Развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

    6.   У ребенка развивается воображение и фантазия.

    7.   В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

    С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?

         В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трехмесячного возраста. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.

    Правила выполнения гимнастики:

    - Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите ребенку или научите его помогать себе второй рукой.

    -  Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем – другой рукой, после этого двумя одновременно.

    - Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь с ребенком ежедневно около 5 минут. 

    3. «Переходим к практике…» 

    Предлагаем вашему вниманию несколько примеров упражнений, которые можно разделить на 3 группы (здесь родителям предлагается наглядный материал с содержанием пальчиковых игр и предлагается вместе выполнить эти упражнения)

    I группа - упражнения для кистей рук:

    - развивают подражательную способность, достаточно просты, не требуют тонких дифференцированных движений;

    - учат напрягать и расслаблять мышцы;

    - развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

    - учат переключаться с одного движения на другое.

    II группа – упражнения для пальцев условно статические:

    - совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком     уровне и требуют более точных движений.

    III группа – упражнения для пальцев динамические:

    - развивают точную координацию движений;

    - учат сгибать и разгибать пальцы рук;

    - учат противопоставлять большой палец остальным.

    Давайте попробуем выполнить упражнения вместе (флажки, шарик, ежик, ножницы, вилка, колечко, очки, в гости, пальчик-мальчик).

    Можно поиграть с детьми и в такие игры, когда просто изображается предмет или какое-то животное (дом, человечек, ворота, цветы, пчелы, рыба, лошадка, собака, коза, кошка, мышка, мостик, сарай) .

     И после усвоения ребенком нескольких упражнений можно придумать вместе итоговую сказку или рассказ. Предлагаю вашему вниманию один из вариантов сказки с участием пальчиков, присоединяйтесь, будем вместе показывать и рассказывать.( «Итоговая сказка»).

    Больше всего дети любят пальчиковые игры именно со стихотворным речевым сопровождением, которые к тому же ещё и дают определённые знания. Например, игра «Апельсин» (по мотивам стих. Л.В.Зубковой) даёт малышу математические представления – понятия один и много.

    Мы с вами рассмотрели некоторые варианты пальчиковых игр и упражнений без предметов, а сейчас остановимся на играх с предметами

    Вопрос родителям: Как вы думаете, какие это игры?

    (родители приводят примеры). 

    Последнее время все популярнее становится применение су-джок массажёра в работе с детьми. Мы также все чаще стали обращаться к этой методике. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а массажер «Су-Джок» – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Использование массажера способствует активизации деятельности у заторможенных детей и наоборот успокаивает гиперактивных. Игровой массаж или самомассаж с массажёром проводится в виде динамических пауз или как самостоятельное упражнение (его длительность не более 5 минут).

    Вашему вниманию предлагаем пример одного такого занятия - Сказка «Маленький ежик» по мотивам песенки «Маленький ежик».  При использовании массажного шарика, лучше каждое движение рук представить в форме сказки (песенки), и ваш ребенок охотно и с удовольствием будет играть. Отрабатывая движения и рассказывая сказку (песенку) вместе со взрослым, ребенок развивает мелкую моторику рук и точность произношения слов.

     Кроме того, мы в практике применяем массаж и самомассаж с использованием прищепок, грецких орехов, шишек, шестигранных карандашей, массажных мячей.

    Например, игра - массаж «Чудо–прищепки» -ребенок поочередно на каждое слово стиха «кусает» прищепкой ногтевые фаланги.

    Например:     

    Кусается сильно котенок - глупыш,

      Он думает: это не палец, а мышь.
        Но я же играю с тобою, малыш

     А будешь кусаться,
        Скажу тебе: кыш!

    Можно использовать любое другое стихотворение или потешку.

    При помощи прищепок можно предложить детям следующие задания: сделать из прищепок солнышку – лучики, ёжику – иголки и т.п. (солнышко, ёжик – плоскостные изображения).

                Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых есть мелкие детали, манипуляции с мелкими предметами.

    Вопрос родителям: Как вы думаете, какие это игры? Какие мелкие предметы могут быть доступны детям? Как с ними играть?

    (родители приводят примеры, делятся опытом).

    В своей работе с детьми я применяю пальчиковый игротренинг с использованием подручного материала. Это может быть:

    - выкладывание узоров из бусин, пуговиц, пробок, цветных палочек, карандашей, геометрических фигур, цветных шнурков и др.;                                                                           

      -перебирание и пересыпание круп, а также рисование пальчиками по крупе;                    

     -игры с пробками и горохом (игры в «прятки»);                                                         

    -нанизывание бус.              

        Очень увлекают детей так называемые игры в «прятки». В нашей практике эти игры предполагают использование ёмкостей (бассейнов) с горохом или пластмассовыми  пробками, в которые прячутся маленькие игрушки (это могут быть игрушки от «киндер-сюрпризов»). Детям предлагается найти спрятанные игрушки. Мы сопровождаем начало игры следующими словами: «В прятки пальчики играли, и игрушки все искали…». Далее обыгрывается в зависимости от того, что нашли (например, «Миша зайчика нашёл, Даша уточку нашла…»). Также дети могут пересыпать и перекладывать содержимое этих ёмкостей в другие. Например, горох перекладывают в бутылочки, затем пробками закрывают их. Некоторым детям нравится просто перебирать и ощупывать предметы. Эти игры доставляют им огромное удовольствие, стимулируют развитие чувственного восприятия. Кроме того, это отличный прием релаксации.   

     Помимо этого широко применяются всем известные развивающие игры - разнообразные шнуровки («Наряди елочку», «Ежик», «Корзина с фруктами», «Паровоз», «Ваза с цветами» и т.д.);  игры на застегивание и расстегивание («Полянка», «Корзинки с яблоками», «Уточки» и т. п.);  дидактические кубы; разнообразные вкладыши (из дерева и вспененного полимера);  матрешки; пирамидки, кубики, конструкторы, мозаики и т.п.

                                                              

       Я думаю, что у нас есть родители, которые могли бы поделиться с нами своим опытом развития мелкой моторики рук у детей. 

    Родители делятся опытом.   Презентация опыта родителей (пальчиковый театр; лепка из теста, пластилина; выкладывание рисунков из гороха, риса; работа с наклейками и др.).

    Графическая моторика.

    Большое значение для "постановки руки" имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут. При выполнении штриховки ставили следующие задачи:

    • подготовка руки к письму (развитие мелких мышц пальцев и кисти руки);
    • развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями).

    Приобретите фигурные линейки, использование которых формирует умение составлять из геометрических фигур, изображения предметов, смысловых композиций, штриховать их, обучать составлению предложений, рассказов по получившимся композициям (развитие речи, логического мышления, активизации творческих способностей). Учите детей штриховать:

    • параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева направо, и справа налево;
    • по косым линиям, точками;
    • круговыми линиями, полуовалами;
    • волнистыми линиями, петлями.

    Дети принимают условия быстро и легко, как в игре. Сначала незнакомые с этой работой дети сильно нажимают на карандаш, рука напрягается. Если притронутся к детской руке через некоторый промежуток времени, когда ребенок уже освоил технику штриховки, мы не почувствуем напряжения мускулов. Постепенно расходящиеся во все стороны, выходящие за контур линии, становятся на место.

    Есть известное педагогическое правило: хочешь, что бы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Этим правилом пользуюсь сама и Вам советую обращать внимание не на то, что плохо, а на то, что хорошо. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица "Верная указка - не кулак, а ласка".

    Приобретите прописи для дошкольников. Цель работы с пособиями:

    • научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма,
    • научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх,
    • проводить линии в различных направлениях,
    • проводить изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии,
    • воспитать умение сосредотачиваться.

    Ребенок карандашом или указкой проводит линии в указанном направлении, ищет выход из лабиринтов, обводит рисунки точно по линиям, не отрывая руку от бумаги. "Дорожки", "Дождик", "Парашютисты", "Клубочки" (размотай и замотай), "Нарисуй фигуры" - вокруг маленькой, постепенно увеличивающиеся и наоборот. Чем больше фигур получится, тем лучше.

    Задания в прописях помогают развивать логическое мышление, произвольное внимание, воображение, например:

    • "Найди лишнюю фигурку и заштрихуй",
    • раскрась маленькие флажки так, чтобы большой флажок был между синим и желтым, а желтый был рядом с красным,
    • подумай, на что похожа картина и дорисуй ее,
    • Оля стоит справа от стола и слева от стула, которую девочку зовут Олей?

    При выполнении упражнений надо контролировать процесс их решения и оценивать полученные результаты. Дети учатся внимательно слушать и запоминать объяснения, самостоятельно оценивать работу.

    В процессе выполнения графических упражнений дети еще усваивают необходимые для письма гигиенические правила:

    • как правильно сидеть,
    • как положить руки, кисти рук,
    • как держать правильно карандаш, ручку, тетрадь.

    Расскажу об этих правилах.

    Правила положения при письме.

    • Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующие: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднею пальца, фиксируется большим и указательным пальцем, причем большой расположен несколько выше указательного, опора на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от кончика пишущего предмета до указательного пальца примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме находится в движении, не фиксируется, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.
    • Ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена (30 гр.), ноги согнуты под прямым углом, подошвы ног всей поверхностью касаются пола.
    • Рука не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю, она ни в коем случае не должна лежать на коленях - это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.
    • Тетрадь лежит с наклоном, угол направлен в середину груди пишущего.

    Повторяйте следующие стихи:

    Парта это не кровать,

    и нельзя на ней лежать,

    ты сиди за партой стройно

    и веди себя достойно.

    Тетради правильно кладу,

    ручку правильно держу,

    За посадкою слежу,

    с чистотою я дружу,

    На отлично напишу.

    Таким образом, сам процесс подготовки к письму требует от ребенка, физических, моральных, эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки, связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и боле того, на развитии детского организма. Что бы избежать негативных последствий, используйте  самые разнообразные виды работ с учетом постепенного повышения сложности, что позволяет ребенку без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности.

    Разные виды деятельности, используемые в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

    На этом можно закончить наш семинар, но еще раз хочу напомнить о том, что кроме указанных способов развития речи ребенка существуют и  другие – это постоянное речевое общение, разъяснение, чтение художественной литературы, пение песен и мн. др.  Кроме того, только совместными усилиями и постоянной работой с детьми можно достичь желаемого результата.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пальчиковые игры по развитию мелкой моторики для детей подготовительных групп

    Пальчиковые игры по развитию мелкой моторики для детей подготовительных групп...

    Конспект занятия НОД по развитию мелкой моторики у детей подготовительной группы с использование ИКТ. Провела воспитатель МКДОУ №20 г. Аша Янгуатова И.С. Тема: «Мышкино государство».

    Конспект занятия НОД по развитию мелкой моторики у детей подготовительной группы с использование ИКТ. Провела воспитатель МКДОУ №20 г. Аша Янгуатова И.С.Тема: «Мышкино государство»....

    Нетрадиционные способы развития мелкой моторики у детей с нарушением речи через систему дополнительного образования

    Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Уровень развития мелкой моторики  - од...

    Родительское собрание Тема: «Значение и способы развития мелкой моторики рук»

    Цель:·        Развивать интерес родителей об образовательном процессе, содействовать взаимодействию педагогов и родителей.·...

    Значение и способы развития мелкой моторики рук для развития ребенка

    Наверняка вы уже слышали, что мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышление тесно связанно с развитием мелкой моторикиМелка...

    «Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной к школе группы»

    Письмо — сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий про...

    «Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной к школе группы». «Подготовка руки дошкольника к письму».

    Письмо — сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий про...