Значение и способы развития мелкой моторики рук для развития ребенка
консультация (младшая группа) на тему

Наверняка вы уже слышали, что мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышление тесно связанно с развитием мелкой моторики

Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей        

Значение и способы развития мелкой моторики рук для развития ребенка

    Наверняка вы уже слышали, что мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышление тесно связанно с развитием мелкой моторики

Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. 

Игры на развитие мелкой моторики используют в своей работе логопеды, психологи, педагоги. Руки ребенка – это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами – что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень многое – играть, рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать и т. д. И чем лучше развита моторика, тем быстрее ребенок 3-4 лет адаптируется к окружающему его миру!

Движения пальцев и кистей ребёнка имеют особое, развивающие воздействие. Почему же так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.

 И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

 Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Итак, во что же играть? Рассмотрим несколько видов игровой деятельности, способствующей развитию моторики рук:

Пальчиковые игры - это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости, снижение физической усталости и морального напряжения во время занятия.

В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Будем пальчики считать,
    Все такие нужные,
    Крепкие и дружные.
    - Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.
           
    Раз, два, три, четыре, пять, 
    Мы идём грибы искать! 
    Этот пальчик в лес пошёл, 
    Этот пальчик гриб нашёл. 
    Этот пальчик чистить стал. 
    Этот пальчик всё съел, 
    Оттого и потолстел. 
    (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца
    )

Дидактический стол -  это удобное и комфортное место для развития различных навыков ребенка. Он представляет собой специальный стол, оборудованный для развивающих игр и наполненный набором игрушек.

Занятия за дидактическим столом обучают малышей различать цвета, размер, количество и форму различных предметов, развивают навыки речи, творческие способности, логическое мышление, аккуратность, совершенствуют умение сравнивать и конструировать предметы. Возможности дидактического стола способствуют улучшению сенсорного и зрительного восприятия детей, разработке мелкой моторике рук, концентрации внимания и координации движений.

Для работы с детьми 3-4 лет, можно самостоятельно сконструировать дидактический материал, для развития мелкой моторики рук.

«Дидактический стол» - «Весёлая гусеница»


http://74323s018.edusite.ru/images/izobrajenie002.jpg

К столу приклеены горлышки с пробками от пластиковых бутылок, объединенные общим сюжетом. Ребенок, раскручивая и прикручивая пробки, не только создает общий сюжет, но и должен соотнести цвет пробки с цветом фона. Одновременно можно использовать для развития речи: придумываем сказки, разучиваем стихи по данному сюжету.

http://74323s018.edusite.ru/images/izobrajenie003.jpg

"Сухой дождь"

"Сухой дождь" изготовлен из цветных атласных лент и цветных прищепок. Малыш берёт прищепку и прикрепляет её к к ленте того же цвета. Ребёнок не только закрепляет знания о цветах, но и тренирует мелкую моторику рук, ловкость.

http://74323s018.edusite.ru/images/-23.jpg

Рисование пальчиками.

С помощью ладошки и пальчиков можно научить ребенка создавать интересные рисунки. Этот процесс не только увлекательный и веселый, но и очень полезный. Осознанные движения пальцами стимулирует у детей развитие мелкой моторики рук, речи. Обводя ладошку и пальчики, ребенок действует обеими руками, что отлично развивает координацию.

http://www.xxlbook.ru/imgh550852.png

Коллаж из кусочков цветной бумаги.

Предложите ребенку порвать бумагу на мелкие части, а затем наклеить внутри контура рисунка. Например, это будет волшебный цветок или сказочное дерево. Наклеивать кусочки можно произвольно друг на друга, используя клей карандаш.

Так же развивать мелкую моторику рук можно и другими видами деятельности. Например, такими как: оригами, лепка и рисование пластилином. Пусть ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, учится шнуровать, катает каждым пальцем карандаш и фасоль, поднимает с поверхности стола фасоль или горох по одной штуки и т. д. – все и не перечислишь.

Немного терпения и творчества, и ваш ребенок будет невероятно быстро развиваться и адаптироваться в окружающей его среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной группы.

Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной группы....

Значение развития мелкой моторики для гармоничного развития ребенка

Начинать формирование гармоничного развития ребенка надо с раннего детства....

Родительское собрание Тема: «Значение и способы развития мелкой моторики рук»

Цель:·        Развивать интерес родителей об образовательном процессе, содействовать взаимодействию педагогов и родителей.·...

Консультация для родителей на тему: «Значение и способы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Данный материал содержит рекомендации для родителей ...

«Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной к школе группы»

Письмо — сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий про...

«Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной к школе группы». «Подготовка руки дошкольника к письму».

Письмо — сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий про...

Значение работы по развитию мелкой моторики рук для развития речи дошкольников с ОНР.

Развитие движений пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие для детей с нарушениями речи. В статье подчеркивается взаимосвязь развития мелкой моторики рук и  речи, значимость рабо...