Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему

Ерофеева Татьяна Александровна

Установлено, что в ходе эволюции развитие функций рук и развитие речи у людей происходило параллельно, в непосредственном взаимодействии. Благодаря выполнению тонкой, сложной работы руками происходило увеличение импульсов, поступающих в мозг человека. В итоге кисть стала не только исполнительницей воли, но и воспитательницей человеческого мозга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей раннего возраста

С первых дней жизни малыша, общаясь с ним, проговаривайте потешки, песенки, стишки, прибаутки. Ведь это замечательное наследие, доставшееся нам от предков. Эти первые поэтические произведения, услышанные младенцем, позволяют вам установить с ним и эмоциональный, и психологический контакт, так как они вызывают только положительные эмоции. Они очень просты по формы и незатейливы по содержанию. Одни побуждают к деятельности, другие – успокаивают малышей.

Слушая певучие, мудрые образцы фольклора, младенец постепенно приобщается к красоте языка, а главное – начинает чувствовать уверенность, покой, заботу. В такие минуты ребенок находится в удивительном состоянии эмоционального комфорта, а это самый главный фактор для его гармоничного развития.

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. (В. А. Сухомлинский)

Установлено, что в ходе эволюции развитие функций рук и развитие речи у людей происходило параллельно, в непосредственном взаимодействии. Благодаря выполнению тонкой, сложной работы руками происходило увеличение импульсов, поступающих в мозг человека. В итоге кисть стала не только исполнительницей воли, но и воспитательницей человеческого мозга.

Влияние движений рук на развитие человеческого мозга было известно во втором веке до нашей эры в древнем Китае. Специалисты утверждают, что игры, в которых участвуют  руки и пальцы (пальчиковые игры) типа «Сорока-белобока» помогают достичь гармонии между телом и разумом, поддерживают системы мозга в превосходном состоянии. Так, в Китае для формирования правильных движений пальцев и кистей рук с древних времен применяют специальные упражнения с использованием каменных и металлических шариков. В Японии используют упражнения, применяя грецкие орехи. На Руси существовали свои пальчиковые забавы, которым обучали малышей.

Доказано, что если у ребенка движения пальцев хорошо отлажены и соответствуют возрасту, то и  его речевое развитие нормальное. И наоборот, если ребенок отстает в развитии движений пальцев, то задерживается в речевом развитии. Родители не всегда замечают это, поскольку общая моторика может у ребенка быть нормальной и даже выше нормы. Другими словами, правильное и своевременное формирование речи ребенка происходит тогда, когда движения рук достаточно хорошо развиты, хорошо развита мелкая моторика.

Учеными в ходе многочисленных исследований доказано, что и мысль и глаза ребенка двигаются с той же скоростью, что и руки. Эта взаимосвязь между движениями рук и развитием зрения сохраняется на протяжении всего детства.

Сейчас у многих детей есть проблемы с речью: они нечетко произносят слова, переставляют в них слоги, буквы. Выход один – развивать пальчики ребенка. Пальчиковые игры и жестовые упражнения  – отличное средство для хорошего развития мелкой моторики рук и речи в их  взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых играх действия, происходящие в  стихотворении, изображаются с помощью разных движений ручек и пальчиков. Такие веселые забавы очень увлекают деток. Они способствуют активному развитию творческого мышления, устной речи, мелких мышц рук. Вырабатывают ловкость, реакцию, умение управлять своими движениями, концентрировать свое внимание на каком-то одном виде деятельности. Стихи малыши легко запоминают.. Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую- нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

 Пальчиковая гимнастика.

«Капуста»

Мы капусту рубим,

(дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).

Мы морковку трем,

(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).

Мы капусту солим,

(имитируют посыпание соли из щепотки).

Мы капусту жмем.

(интенсивно сжимают и разжимают пальцы).

В кадку все утрамбовали,

(потирают кулак о кулак).

Сверху грузиком прижали.

(ставят кулак на кулак).

 «Компот»

Будем мы варить компот,

(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

слив положим и песок.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять «варят» и «мешают»).

 «Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листья дуба соберем,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Маме осенний букет отнесем.

(«шагают» по столу средним и указательным пальчиками).

 Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

- Запускать пальцами мелкие волчки.

- Разминать пальцами пластилин, глину.

- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка( утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).

- Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

- Двумя пальцами руки( указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.

- Показать отдельно только один палец — указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.

- Показать отдельно только один палец — большой.

- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

- Махать в воздухе только пальцами.

- Кистями рук делать «фонарики»

- Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.

- Собирать все пальчики в щепотку ( пальцы собрались вместе- разбежались).

- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

- Закручивать шурупы, гайки

- Игры с конструктором.

- Складывание матрешек.

- Игра с вкладышами

- Рисование в воздухе.

- Игры с песком, водой.

- Мять руками поролоновые шарики, губку.

- Рисовать, раскрашивать, штриховать.

Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей раннего возраста»

Развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деяте...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей раннего возраста"

"Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей раннего возраста"...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей раннего возраста» Воспитатель: Лялюшкина Анна Петровна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителей«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей раннего возраста»Воспитатель: Лялюшкина Анна Петровна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин...

План работы по самообразованию воспитателя группы №2 Чумаковой Е.И. Тема: «Развитие мелкой моторики рук при помощи песочной терапии для детей раннего возраста»

Совершенствование профессиональной деятельности. Повышение профессиональной компетентности в вопросах развития мелкой моторики у детей раннего возраста при помощи песочной терапии....

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей раннего возраста»

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей раннего возраста»Сенсомоторное развитие детей раннего возрастаСоздание условий для сенсомото...

Опыт работы воспитателя МБДОУ №36 Лисичкиной Г.В. Тема : «Развитие мелкой моторики через игры на тактильное восприятие у детей раннего возраста».

Опыт работы воспитателя МБДОУ №36 Лисичкиной Г.В. Тема : «Развитие мелкой моторики через игры на тактильное восприятие у детей раннего возраста»....