Главные вкладки

    Консультация на тему:
    Консультация для родителей "Колыбельные песни в музыкальном развитии детей"

    Сметанина Ирина Германовна

    Данное мероприятие - консультация проходит в рамках " круглого стола" с родителями. Теоритическая часть перекликается с практической. в которой родители выступают в роли исполнителей песен, играют на музыкальных инструментах.Такая форма встречь,  очень сближает педагогический коллектив с родителями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruglyy_stol_-_kolybelnaya_pesnya_2011.docx19.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация

    КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ МАЛЫШЕЙ

    Колыбельные песни – основа фольклора разных народов, большой пласт народного искусства. Название « колыбельная» произошло от слов «колыбель», «колыхать» (качать). В ранних исторических источниках встречается слово «байки», которое созвучно древнерусскому «байкать» (баюкать, убаюкивать) или «баять» (сказывать небылицы, говорить неторопливо, нараспев). Древние колыбельные пелись без слов или на припев «баю-баю-баюшки».  Колыбельные байки – это ещё и древние заговоры, «обереги», с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон.  Люди верили, что это живущие вокруг невидимые существа, которые приносят ребёнку сон.

    Слушая колыбельные песни, ребенок чувствует комфорт, умиротворение, безопасность. Основное предназначение колыбельных – усыпить того, кому они поются. Но это лишь видимая функция колыбельной песни. В момент засыпания мозг ребёнка находится в пассивном состоянии, но его подсознание, наоборот, наиболее активно.

    Медики называют колыбельные универсальным терапевтическим средством, определяющим здоровье ребенка на всю жизнь: детям, которым в детстве не пели колыбельные песни, менее успешны в жизни и чаще страдают психическими расстройствами. Колыбельные песни помогают установить особое эмоциональное отношение между их исполнителям и малышом. Исполнение колыбельных песен благотворно влияет и на материнский организм. Педиатры отмечают усиление лактации у кормящих матерей, которые регулярно напевают что-то своим детям.

    Информация, которая передается ребенку с песней во время засыпания, остается у него в памяти. Малыш воспринимает интонации, тембр голоса, который дает ему чувство тепла и защищенности.

    Даже если взрослые (родители, воспитатели, педагоги) не уверены в своих музыкальных способностях, это не повод лишать малыша колыбельных песен. Здесь более важен эмоциональный посыл, который адресован ребёнку.  

    Исследователи выделяют несколько разновидностей колыбельных.

    Первая группа. Это песни, которые обращаются к ребенку с пожеланием сна, благополучия, счастья, достатка, с обещанием гостинцев, вкусной еды.

    Ай, люлю, люлю, люлю,

    Уж я Вовушку люблю

    Спи-ка, Вовушка в добре,

    На соломке, на ковре.

    Занавесочка  шелкова,

    Сидит нянюшка толкова,

    Люлю-бай, люлю-бай,

    Спи-ка, Вова, засыпай!

    Вторая группа. Сюда входят колыбельные, в которых фигурируют образы животных и птиц, обращение с просьбой помочь укачать ребёнка.

    Гули, гули, гуленьки,

    Прилетели гуленьки.

    Сели гули на кровать,

    Стали гули ворковать.

    Стали гули ворковать,

    Нашу деточку качать.

    Третья группа. Составляют колыбельные с мифологическими образами Сна, Дрёмы, Угомона, которые должны успокоить ребенка, навеять на него сон.  

    Баю-бай, баю-бай,

    Машу Бука не пугай!

    Мы дадим тебе чайку,

    Два кусочка сахарку,

    Ещё пышки, да пирог,

    Уйди, Бука, за порог.

    Куда хочешь, уходи,

    Только Машу не буди!

    Ходит сон по хате

    В сереньком халате,

    А сониха под окном –

    В сарафане голубом.

    Ходят вместе они,

    А ты, доченька, усни.

    Ходит сон у окон,

    Ходит к дрёме на поклон:

    - Приходи к нам, дрёма, в дом,

    Приноси нам угомон.

    Четвёртая группа. Входят песни, которые содержат мотив устрашения, запугивания ребенка.

    Баю, баюшки-бою,

    Колотушек надаю.

    Колотушек двадцать пять,

    Будет Ваня крепко спать.

    Пятую группу – образуют песни со смешным содержанием.

    Баю, баю, баючок,

    В огороде хмельничок,

    Зайка хмеля нащипал, в чисто поле убежал.

    А мы заиньку поймали, ушки зайке потрепали,

    Чтоб он хмеля не щипал, а на скрипочке играл.

    Чтоб на скрипочке играл, нашу детку забавлял.

    На основе народных колыбельных возникли авторские тексты, в которых использованы обороты, интонационные конструкции народных колыбельных. Существует несколько сотен таких стихотворений. Их авторами являются выдающиеся поэты. Авторская колыбельная – традиционный жанр отечественной поэзии.

    Исследователи, обратившие внимание на важность колыбельных песен для развития современного ребенка, доказали влияние индивидуальности пения взрослого (родителя). В момент исполнения колыбельной родитель целиком принадлежит ребёнку. Он дарит ему свою любовь, нежность, свою энергию. Такое близкое общение создаёт в ребенке уверенность не только в своих силах, но и в том, что его любят, что он важен для своей семьи.

    Колыбельная песня – продукт особо прочного, «двойного залегания» в человеческом мозгу: её текстовые и музыкальные компоненты связаны и в то же время независимы.  

    Обычно в течение дня ребенок слышит колыбельные песни перед дневным и пред ночным сном. Их поют взрослые, которые хотят усыпить малыша, дать ему возможность отдохнуть и набраться сил.

    При прослушивании разных колыбельных у ребенка появляются любимые песни. Он напевает их, играя, укачивая игрушку. Необходимо в этот момент взрослым показать, как правильно прижать игрушку к себе, как правильно её укачивать и одновременно петь колыбельную.

    Использовать колыбельные можно на занятиях. Так, знакомя детей с творчеством поэта, можно включить эти стихи:

    • При чтении художественной литературы;
    • На занятиях по рисованию.

    Из поколения в поколение передается народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем, ценить прошлое.

    Музыкальный руководитель

    Сметанина  И. Г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей «Ритм в музыкальном развитии детей»

    Вместе с развитием музыкальных способностей детей мы уделяем самое серьезное внимание ритмическому воспитанию. Но прежде чем излагать некоторые соображения по этому вопросу, давайте, определим природу...

    Консультации для воспитателей. «Мнемотехника в музыкальном развитии детей»

    В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется нетолько владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать этизнания самому и оперировать ими. В связи с большим объемомпозна...

    Консультация для родителей «Ритм в музыкальном развитии детей»

    Материал содержит информацию о важности и нужности развития чувтва ритма у дошкольников....

    Консультация для родителей «Ритм в музыкальном развитии детей».

    Консультация для родителей «Ритм в музыкальном развитии детей»....

    Консультация для родителей " Ритмика в музыкальном развитии детей"

    рекомендации родителям "С какого возраста можно заниматься с ребенком ритмикой?"...

    Консультация для родителей «Ритм в музыкальном развитии детей»

    Вместе с развитием музыкальных способностей детей мы уделяем самое серьезное внимание ритмическому воспитанию. Но прежде чем излагать некоторые соображения по этому вопросу, давайте, определим природу...