Разучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц
статья по развитию речи (старшая группа)

Калуцкова Антонина Васильевна

Мнемотаблицы, служат дидактическим материалом в нашей работе по развитию связной речи детей. Мы  их можем  использовать  для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста с использованием  мнемотаблиц.

 “Учите ребёнка каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

 но свяжите двадцать таких слов

 с картинками, и он их усвоит на лету”

К.Д.Ушинский

Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Мнемотаблицы – это схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотаблицы, служат дидактическим материалом в нашей работе по развитию связной речи детей. Мы  их можем  использовать  для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

Целью является развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определенной лексической теме.

 При использовании в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:

  1. добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  2. формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
  3. применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает  данное занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для дошкольниковстаршего дошкольного возраста. Мы знаем, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившихся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала следует подбирать опорные картинки стихотворению (желательно на каждую строчку)/ Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются на магнитную доску. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.

Особенность методики заключается в применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как эти символы максимально приближены к речевому материалу.

 Мнемотаблица к разучиванию стихотворения А. Барто « Весна идет!»

Утром было солнечно и совсем тепло.
Озеро широкое по двору текло.

В полдень подморозило, вновь зима пришла,
Затянулось озеро корочкой стекла.

Расколол я тонкое, звонкое стекло,
Озеро широкое снова потекло.
Говорят прохожие:
- Вот весна идёт!-

А это я работаю,
Разбиваю лёд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Разучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц.

Консультация для воспитателей Разучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц....

Консультация для педагогов "Разучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц"

Данный материал поможет педагогам в разучивании стихотворений с использованием мнемотаблиц...

Перспективный план работы по развитию связной речи и навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц

Перспективный план работы по развитию связной речи и навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц...

Проект: «Использование мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста»

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стих...