Статья на тему: "Развитие диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц"
методическая разработка по логопедии на тему

Шевченко Юлия Михайловна
Мнемотехника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovaniya_mnemotehnika.docx424.56 КБ

Предварительный просмотр:

САМООБРАЗОВАНИЕ

«Развитие диалогической и монологической речи у детей старшего  дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц».

       Воспитатель

Шевченко Ю.М.

САМООБРАЗОВАНИЕ

Тема

«Развитие диалогической и монологической речи у детей старшего  дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц».

Неизменным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослым. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать его можно не иначе как с помощью языка. Язык - «важнейшее средство человеческого общения»

Слово «общение» говорит об общности, сопричастности людей. Это может быть и совместное дело, и тема разговора, и обмен мыслями по поводу какого-либо события. Если люди испытывают удовлетворение от общения, значит, оно состоялось. Если же повторение неудачного опыта общения - растет отчуждение людей. Такое отчуждение, разрыв взаимоотношений нередко возникает и между ребенком и взрослым.

Актуальность проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста известна большому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне развития диалогической и монологической речи у детей.

 Для успешной преемственности дошкольного образования и школы необходима грамотно сформированная связная речь, однако зачастую родители  педагоги  упускают этот момент.

Одной  из главных задач дошкольного отделения СОШ является  развития связной речи ребенка.

Это совершенствование монологической речи, через диалогическую форму речи.

Эта задача решается через различные виды деятельности детей:

  • Игровую деятельность
  • Непосредственно образовательную деятельность
  • Продуктивную деятельность

Связная речь занимает центральное место в развитии коммуникативной функции ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает  его логику, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько у ребенка активен словарный запас, умение правильно изложить свои мысли, чувства и переживания, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка.

Опыт работы показывает, что умение  описывать  предмет, пересказывать связно рассказ, запомнить стихотворную форму  формируется у некоторых детей медленно.

 Особенно трудности вызывает у детей  формирования навыка описательного рассказывания, и как следствие возникает трудность  поддержания устойчивого внимания во время прослушивания детьми рассказов других детей, особенно если они очень несовершенны.

Так же у многих детей отмечаются трудности с запоминаем стихотворных форм.

Метод  наглядной опоры   помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ,  даже просто пересказать знакомый текст.

Тренировка зрительной памяти у детей– залог их успешной адаптации к учебной деятельности в период старшего дошкольного возраста и далее школьного возраста.

Исходя из своего опыта, что уровень развития связной речи у детей разный от высокого до низкого, мы решили исследовать эту проблему, и найти пути эффективного решения.

Изучив литературу по развитию связной речи, развитии общения, между детьми используя речевую деятельность.

И, чтобы достигнуть высоких результатов,  решили использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

Учитывая, что педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Мы остановились на технологии – МНЕМОТЕХНИКИ ( или опорных таблицах, пиктограммах).

Мнемотехника - в перводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

С помощью мнемотехники  мы хотим  решить  следующие задачи:

  • Развивать связную и диалогическую речь.
  • Развивать комуникативно-речевую функцию
  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
  • Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

   Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

  • - строение рассказа,
  • - последовательность рассказа,
  • - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы -схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов.

Задачи:

  1. Изучить психолого -педагогические источники по особенностям ознакомлению детей с мнемотехникой.
  2. Способствовать формированию представления у педагогов, о использовании мнемотехнике при  работе с детьми дошкольного возраста. Познакомить  с мнемотехникой. Ознакомить слушателей с опытом  дошкольного отделения в данном направлении.
  3. Разработать систему (Программу) работы по формированию у дошкольников навыков запоминания с помощью мнемотехнике.
  4. Апробировать систему на практике.
  5. Определить эффективность разработанной системы занятий.

Исходя из поставленных задач, составлен план по теме самообразования.

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ

I этап (информационно-ознакомительный)

 - изучение научной, методической литературы,

 -проведение мастер классов для педагогов.

-консультация для родителей

- анализ  и обобщение теоретических данных,

II этап (практический)

-составление плана работы с мнемотаблицами  с учетом основной программы дошкольного отделения СОШ.

- внедрение в практику полученных теоретических знаний,

- изучение эффективности методики.

III этап (обобщающий)

   -обобщение опыта работы по теме самообразования,

  - диагностика и анализ результатов работы.

I этап (информационно-ознакомительный)

Проанализирована методическая литература по теме самообразования:

1.Татьяна Полянская: Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

2. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

4. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.

6. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62.

7.Житникова Л. Учите детей запоминать. – М.: “Просвещение”, 1994.

8.Юлиана Козлова: Я учусь запоминать! Упражнения с пиктограммами

Разработаны консультации для педагогов и родителей по теме самообразования:

  • Тема: «Рекомендации родителям. Мнемотехника в работе с дошкольниками.
  • Проведение мастер-класс на педсовете
  • Тема: «Использование мнемотаблиц в развитие речи дошкольника»
  • Принято участие в работе семинаров, конференций, педсоветов с проведением мастер- классов.
  • Ознакомление детей с мнемотаблицами.

Анализ работы по теме самообразования

    Проанализировав литературу, изучив технологию мнемотехники,

с учетом возраста и особенностей  детей нашей  группы, мы решили использовать мнемотаблицы для заучивания стихотворений.

Нами были проведены мастер – классы для родителей и педагогов.

Работу на занятиях по мнемотаблицам строиться в 3   этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаю  разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

модель должна отображать обобщённый образ предмета;

раскрывать существенное в объекте;

замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

МНЕМОТАБЛИЦЫ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ

Запоминание стихотворных форм дается многим детям с трудом.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.      

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое маленькое словосочетание придумывается изображение таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя символы, воспроизводит стихотворение полностью. Использование графических изображений для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения я разрабатываю и составляю свою мнемотаблицу, подбираю изображения на каждую строчку. Таким образом создается мнемотаблица. С помощью мнемотаблицы дети выразительно воспроизводят текст стихотворения. На следующих занятиях дети рассказывают стихотворение без использования мнемосхемы.

Приемы работы с мнемотаблицами.

Этапы использования мнемотаблиц: 

Этап №1 - Рассматривание таблицы и разбор того, 
что на ней изображено.
Этап №2 - Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап №3 - Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа)с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка метода запоминания
Этап №4 - Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап №5 - Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

С этой целью намечены следующие мероприятия на второе полугодие учебного года:

  • Составление плана работы.
  • Работа с родителями    - Консультации, беседы, собрания, мастер -классы
  • Участие в работе семинаров- конференций, педсоветов   -   Консультации для педагогов, выступление с докладами.
  • Обмен опытом       -      Открытый показ и посещение открытых занятий
  • Подведение итогов работы       -    Диагностика и анализ результатов.
  • Изготовление мнемотаблиц.

Планирование работы  по теме самообразования для детей старшей группы

Тема: «Развитие диалогической и монологической речи у детей старшего  дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц».

II этап (практический)

  • составление плана  
  • внедрение в практику полученных теоретических знаний

Мероприятия:

  • Работа с родителями    - Консультации, беседы, собрания, мастер -классы
  • Участие в работе семинаров конференций, педсоветов   -   Консультации для педагогов, выступление с докладами
  • Обмен опытом       -      Открытый показ и посещение открытых занятий
  • Подведение итогов работы       -    Диагностика и анализ результатов

Цель  – развитие коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста.

Задачи

  • создание комфортной среды общения,
  • развитие коммуникативно-речевой функции
  • развитие диалогической и монологической речи
  • развитие ВПФ.
  • Развитие просодической стороны речи (интонационно-выразительная окраска речи).
  • развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
  • Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
  • Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения , использования средств технологии.
  • Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
  • Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
  • Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  •  Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
  •  Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;

  • Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;

Планирование работы  по теме самообразования

 для детей старшей группы.

Разрабатывая  план для детей дошкольного возраста, по нашей теме самообразования,  мы стараемся обеспечить, построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное и всестороннее развитие ребенка: физическое, социально-нравственное, художественно-эстетическое, интеллектуальное.

С учетом требований программы дошкольного учреждения

НОД   мы будем проводить 2 раза в месяц (по подгруппам).

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель  – всестороннее интеллектуальное развитие детей в процессе овладение приемами мнемотехники.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

«Содержание образовательной области „Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении восприятии) книг через решение следующих задач:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса".

Формирование интереса и потребности в чтении

Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).

Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.

Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.

Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.

Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Для заучивания наизусть

«По дубочку постучишь...», рус. нар. песня; И. Белоусов. «Весенняя гостья»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г. Виеру. «Мамин день», пер, с молд, Я. Акима; М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова; А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков. «Вот моя деревня».

                   

ПЛАН.

(для группы детей)

Январь

1. Тема : Знакомство с  мнемотаблицами.

-познакомить детей мнемотаблицами.

-активизировать активный словарь детей.

2. Заучивание стихотворения «По дубочку постучишь...», рус. нар. песня

Февраль

3. Заучивание стихотворения «Снегири»

 4.Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья»

Март

5.  Заучивание стихотворения Г. Виеру. «Мамин день», пер, с молд, Я. Акима

6. Заучивание стихотворения «Весна пришла» Т. Дмитриев

Апрель

7. Заучивание стихотворения  В. Степанова «Космонавт»

8. Заучивание стихотворения А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»);

Май

10. Заучивание стихотворения  Автор: Ю.  Тувим « Овощи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием мнемотехники"

В коррекционной работе с детьми с ОНР наряду с общепринятыми приемами и принципами используются творческие методики, в которых, коррекционное воздействие основывается на максимальном использовании воз...

Статья на тему: Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возрастаКаждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. Известно, что у дошкольнико...

Технологическая карта по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблицы.

Автор предостовляет занятие по  развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемаблицы, в виде технологической карты.Педагог предлагает детям с помощью мнемотабли...

« Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов проблемного обучения»

Коротко о том, что такое проблемное обучение.Проблемное обучение - это метод,  в ходе которого  подача нового материала происходит  через создание проблемной ситуации, которая  явл...

Мастер-класс «Использование мнемотехники и элементов технологии ТРИЗ как средства развития связной (монологической) речи у детей старшего дошкольного возраста»

Данный материал  представляет из себя практический мастер-класс по использованию технологии ТРИЗ для развития речи детей старшего дошкольного возраста....