« Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов проблемного обучения»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Хапаева Лариса Борисовна

Коротко о том, что такое проблемное обучение.

Проблемное обучение - это метод,  в ходе которого  подача нового материала происходит  через создание проблемной ситуации, которая  является для ребенка интеллектуальным затруднением.  Он не может найти  объяснение какому-либо явлению или факту, а способы решения подобных ситуаций, которые он знает, не помогают ему в достижении желаемого, и ребенок вынужден искать новые пути. Очень верным,  и уместным здесь будет высказывание М. Ф. Достоевского «Две-три мысли, два-три впечатления, поглубже выжатые в детстве  собственным усилием, проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа…»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_prezentatsiya.pptx2.08 МБ
Файл tekst_vystupleniya_3.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов проблемного обучения Презентацию подготовил: воспитатель МБДОУ д/с №345 Хапаева Л.Б.

Слайд 2

Актуальность «Один учитель преподносит истину, Хороший– учит ее находить». А. Дистервег В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребёнка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу? Как же научить ребёнка не пасовать перед трудностями, преодолевать их, тем самым, осуществляя собственный пост как личности. Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко изменённого социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Мы живём в период изменений требований к системе образования. В связи с Приказом Министерства образования и науки РФ от17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» ещё более актуальными стали требования, направленные на целостное развитие дошкольника как субъекта детской деятельности.

Слайд 3

Использование проблемного обучения помогает педагогу выполнить важные задачи, поставленные ФГОС: Формировать у дошкольника самостоятельное, активное, творческое мышление; Развивать познавательные возможности , речь; Воспитывать инициативную личность ребенка; Развивать внутреннюю мотивацию к обучению; Способствовать стойкому, качественному усвоению знаний; Научить ребенка не пугаться трудностей.

Слайд 4

Основа проблемного обучени я - вопросы и задания, которые предлагают детям. . Проблемное обучение - это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением. Он не может найти объяснение какому-либо явлению или факту, а способы решения подобных ситуаций, которые он знает, не помогают ему в достижении желаемого, и ребенок вынужден искать новые пути. Очень верным, и уместным здесь будет высказывание М.Ф.Достоевского «Две-три мысли, два-три впечатления, поглубже выжатые в детстве собственным усилием, проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа…» Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Слайд 5

Цель: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов проблемного обучения и путем решения проблемных ситуаций

Слайд 6

Задачи: Образовательные: 1. Самостоятельно применять знания при анализе ситуаций, находить противоречия и решать их; 2. Добиваться, чтобы ребенок имел версию решения проблемы, оригинальный ответ. Развивающие: 1. Развивать активность, самостоятельность при решении проблемных и житейских задач, решении нравственных ситуаций; 2. Развивать способности у дошкольников самостоятельно и творчески мыслить. Воспитательные: 1. Воспитывать самостоятельность, активность, целеустремленность; 2.Воспитывать у детей культуру общения, обучать умению доказывать свои суждения, вести дискуссию, отстаивать свое мнение.

Слайд 7

Знание или образец действия. Создание проблемного поля. Преобразовательная деятельность ребенка. Новый личный опыт. АЛГОРИТМ ТЕХНОЛОГИИ

Слайд 8

Алгоритм решения проблемных ситуаций (А.М. Матюшкин) Проблемная ситуация Проблема (осознание неизвестного) Противоречие ? ? Формулирование проблемы Потребность Мотивация Выдвижение гипотезы (решение проблемы) Вариант1 Вариант2 Вариант3 Поиск решения проблемы (проверка гипотезы) Новое знание

Слайд 9

Картотека проблемных вопросов к занятиям Введение в грамоту. -Почему одинаково звучащие слова могут быть разными по смыслу? -Из чего состоит слово, если мы его произносим? -Из чего состоит слово, если мы его пишем? -Может ли слово состоять только из гласных звуков? -Может ли слово состоять только из согласных звуков? -Что образует слог? -Что определяет границы предложения на письме? -Что определяет границы предложения в речи? Ознакомление с художественной литературой и развитие речи. -Что будет, если в сказке появится новый герой? -Как вы думаете Баба -Яга добрая или злая? -Если бы вы оказались на месте героя рассказа, о чем бы подумали? -Почему говорят: «Сказка — ложь, да в ней намек»? -Для чего используются образные слова? -Можно ли словами «нарисовать» портрет? -Как бы вы поступили, оказавшись на месте героя произведения?

Слайд 10

Картотека проблемных ситуации Тема: «ОБЖ» подготовительная группа Ситуация: Машенька заблудилась на улице и не может найти дорогу домой .Что же ей делать? Цель: Закреплять у детей знания правил поведения в опасных ситуациях , развивать мыслительную деятельность. Область применения: НОД , совместная деятельность, прогулки Тема : «История вещей» подготовительная группа Ситуация: Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину (!). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей. Цель: Формирование у детей мыслительных процессов Область применения: совместная деятельность.

Слайд 11

Картотека мультфильмов, сказок и рассказов, содержащих проблемные ситуации Беги ручеек Красная шапочка Мойдодыр Кот Леопольд Мама мамонтенка Квартет Гуси – лебеди На горке Дудочка и кувшинчик Серая Шейка Буратино Айболит

Слайд 12

Ожидаемый результат Повысилась «способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем)».

Слайд 13

Трансляция педагогического опыта в интернет сообществах

Слайд 14

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА : ФГОС - Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 0384). Ильницкая И.Л., Остапенко JI . B . Развитие творческого потенциала личности дошкольника в процессе проблемного обучения . Омск: ООИПКРО. 2001. Ильницкая И.Л, Остапенко JI . B . Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения // Дошкольное воспитание. 2006. № 12. С. 82-85; 2007. № 1. С. 19-23; 2007. № 3. С. 15-21. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение : истоки, сущность, перспективы. М., 1991. МатюшкинА.М . Проблемные ситуации в мышлении и обучении . М.: Педагогика, 1972 .

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Текст выступления

1 слайд.  Тема моего выступления « Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов проблемного обучения»

2 слайд. Актуальность

«Один учитель преподносит истину, Хороший– учит ее находить».
А. Дистервег

Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет детям  радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности. Оно направленно на то, чтобы сформировать у детей  необходимую систему знаний, умений и навыков, а также достигнуть высокого уровня развития , развития способности к самообучению, самообразованию.
Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос
. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.
Меняется характер общения ребенка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты.
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться». Дети могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя, или правильность их высказывания. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о «непонятном», высказать предложение. 
Без этого не может быть развивающего обучения.

3слайд

Мы живём в период изменений требований к системе образования. В связи с Приказом Министерства образования и науки РФ от17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» ещё более актуальными стали требования, направленные на целостное развитие дошкольника как субъекта детской деятельности. Ребенок  должен проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, любознательность, задавать вопросы, интересоваться причинно-следственным связям, пытаться самостоятельно придумывать объяснения, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослым, обладать разным воображением, склонен наблюдать и экспериментировать.

4 слайд.  Коротко о том, что такое проблемное обучение.

Проблемное обучение - это метод,  в ходе которого  подача нового материала происходит  через создание проблемной ситуации, которая  является для ребенка интеллектуальным затруднением.  Он не может найти  объяснение какому-либо явлению или факту, а способы решения подобных ситуаций, которые он знает, не помогают ему в достижении желаемого, и ребенок вынужден искать новые пути. Очень верным,  и уместным здесь будет высказывание

  М. Ф. Достоевского «Две-три мысли, два-три впечатления, поглубже выжатые в детстве  собственным усилием, проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа…» 

 Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Проблемная ситуация

создается при нехватке знаний у детей.

Противоречие – основное звено проблемной ситуации.

(Противоречие - положение, при котором одно исключает            другое, несовместимое с ним, противоположное ему.)

Основные компоненты проблемной ситуации

неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;

 познавательная деятельность;

 творческие возможности  и достигнутый ребёнком уровень знаний.

5 слайд. Цель:
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов проблемного обучения и путем решения проблемных ситуации.

6 слайд. Задачи:
Образовательные:
1. Самостоятельно применять знания при анализе ситуаций, находить противоречия и решать их;
2. Добиваться, чтобы ребенок имел версию решения проблемы, оригинальный ответ.
Развивающие:
1. Развивать активность, самостоятельность при решении проблемных и житейских задач, решении нравственных ситуаций;
2. Развитие способности у дошкольников самостоятельно и творчески мыслить.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, активность, целеустремленность; 2.Воспитывать у детей культуру общения, обучать умению доказывать свои
суждения, вести дискуссию, отстаивать свое мнение.

7 слайд. Алгоритм технологии

  1. Знание или образец действия.
  2. Создание проблемного поля.
  3. Преобразовательная деятельность ребенка.
  4. Новый личный опыт.

8 слайд. Алгоритм решения проблемных ситуаций (А.М. Матюшкин)

     При создании    проблемной  ситуации  используем  определённые  приемы, методы и средства:
– подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;
– излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;
– побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
– ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы;
– определяем проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
– ставим проблемные задачи.

9,10,11 слайды. Нами была создана картотека проблемных вопросов, проблемных ситуации и картотеку мультфильмов, сказок и рассказов, содержащих проблемные ситуации. У нас у  воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций. Надеюсь, что предложенные нами  картотеки помогут  вам в этом.

12 слайд.  Предполагаемый  результат

В дальнейшем действия детей приобрели более самостоятельный характер, они учились не только решать проблему, но и пытались ее выделить, осознать, сформулировать, что является более ценным для развития личности. Важным компонентом являются приёмы создания проблемных ситуаций такие как: одновременное предъявление противоречивых фактов или точки зрения; столкновение разных мнений детей вопросом или практическим заданием.

Таким образом, применение в образовательном процессе проблемных ситуаций помогает воспитателю реализовать одну из важных задач определённых образовательными стандартами дошкольного образования.

13 слайд.  На слайде вам представлена трансляция педагогического опыта в интернет сообществах по данной теме.

14 слайд.  ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

ФГОС - Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 0384).

Ильницкая И.Л., Остапенко JI.B. Развитие творческого потенциала личности  дошкольника  в процессе  проблемного   обучения . Омск: ООИПКРО. 2001.

Ильницкая И.Л, Остапенко JI.B. Развитие творческого потенциала личности в процессе  проблемного   обучения  // Дошкольное воспитание. 2006. № 12. С. 82-85; 2007. № 1. С. 19-23; 2007. № 3. С. 15-21.

Кудрявцев В.Т.  Проблемное   обучение : истоки, сущность, перспективы. М., 1991.

Матюшкин А.М.  Проблемные   ситуации  в мышлении и  обучении . М.: Педагогика, 1972.

15 слайд. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи».

Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области речевого развития ребенка в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образ...

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством использования метода моделирования

В статье рассматривается вопрос о развитии связной речи детей дошкольного возраста. Автор данной работы предлагает применение схем и знаковых моделей при обучении детей рассказыванию, к...

Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования картин с проблемным сюжетом

выявление психолого-педагогических условий развития речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования картин с проблемным сюжетом....