Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством использования метода моделирования
статья по развитию речи

Надежда Васильевна Соколова

В статье рассматривается вопрос о развитии связной речи детей дошкольного возраста. Автор данной работы предлагает применение схем и знаковых моделей при обучении детей рассказыванию, которое оказало влияние на повышение уровня всех виды связной речи и логического мышления детей дошкольного возраста.

 Ключевые слова: связная речь, словарный запас, грамматический строй, схемы и знаковые модели, наглядная модель.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sokolova_modelirovanie_v_razvitii_rechidocx.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.24

Соколова Надежда Васильевна

Детский сад №65 «Незабудка», г. Йошкар-Ола

nezabudka_65@mail.ru 

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством использования метода моделирования

В статье рассматривается вопрос о развитии связной речи детей дошкольного возраста. Автор данной работы предлагает применение схем и знаковых моделей при обучении детей рассказыванию, которое оказало влияние на повышение уровня всех виды связной речи и логического мышления детей дошкольного возраста.

 Ключевые слова: связная речь, словарный запас, грамматический строй, схемы и знаковые модели, наглядная модель.

Одной из основных задач ДОУ является формирование и развитие у дошкольников связной самостоятельной речи. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Недаром развитие речи выделено в отдельное направление развития, образовательную область в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создании разных видов творческих рассказов, заучивании стихотворений, а так же составлении рассказов по картине.

Анализ диагностических данных показывает, что значительная часть детей затрудняется в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их логическом оформлении.

Проанализировав свою работу, пришла к выводу, что необходимо искать более эффективные методы обучения детей связному рассказыванию, пересказыванию близко к тексту, не пропуская основных деталей предметов. Ребёнку надо помочь осознать процесс построения текста и осмыслить его содержание.

Наглядность — один из основных дидактических принципов коррекционной педагогики. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Практика и поиск новых путей повышения результативности работы по развитию речи дошкольников позволяют определить в качестве средства оптимизации этого процесса — метод наглядного моделирования. [2]

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, в течение нескольких лет использую в работе по обучению детей связной речи метод моделирования.

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.). Наглядность помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Кроме того, благодаря наглядности у детей создаётся план высказывания, на значимость которого указывал известный советский психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в схеме всех элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим. [4]

В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • планы и условные обозначения, используемые в них;-контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие. /2/

В работе ставила перед собой следующие задачи: развивать у детей простейших формы символизации; развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при использовании схем, заместителей; учить создавать воображаемые образы и отбирать заместители по цвету, величине, форме для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по схеме; развивать понимание текста на основе построения наглядной модели.

В качестве символов заместителей на начальном этапе работы использовала заместители-кружки по заданным признакам (величина и цвет). Например, серый кружок – мышонок, оранжевый - лиса и т.п

Дети самостоятельно подбирали кружки к каждому сказочному герою и объясняли свой выбор. С помощью схем и заместителей дети легко и без пропусков рассказывали сказки, составляли описательные рассказы по сказочным персонажам. К средней группе дети активно стали отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений, занятия проходили в более живой форме, где каждый ребёнок принимал участие в нем: если не рассказывал, то читал схему, проговаривая строки из текста в соответствии с картинкой.

Занятия по пересказу русских народных сказок строились по определённой структуре:

  1. Знакомство со сказкой и показ иллюстраций.
  2. Беседа по содержанию произведения, в которой дети давали характеристику сказочным персонажам, их действиям и поступкам. Освоение действия замещения: выбор заместителей по заданному признаку (цвету, форме, величине).
  3. Пересказ сказки, опираясь на наглядно-пространственную модель.

Так, при знакомстве со сказкой «Колобок» использовался  большой фланелеграф с вырезанным домиком и   кружками (серый, черный, коричневый, оранжевый). С детьми обговаривали цвет кружка-заместителя персонажа: Колобок — круглый, желтый, аппетитный, вкусный; зайчик — серый, маленький; волк — серый, только он большой и т. д. Главное, научить ребенка видеть в каждом предмете-заместителе тот или иной персонаж, не боятся высказывать свое мнение.

После того, как заместители выбраны, дети рассказывали сказку у фланелеграфа, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа.

Так при знакомстве со сказкой «Рукавичка» использовалась наглядная пространственная модель сериационного типа (раскладывание полосок от самой маленькой до самой большой). Дети выбирали заместители не по цвету, а по величине. На фланелеграфе в центр прикреплялась бумажная рукавичка, в угол семь полосок разной длины, дети подбирали заместители ко всем персонажам сказки, обосновывая свой выбор: маленькая полоска - это мышка, полоска побольше - зайчик, самая большая - медведь.

Cистематически применяя на занятиях по развитию речи модели (схемы), добились важных результатов в речевом развитии детей. Таким образом, в процессе занятий у детей развивается умение пересказывать сказки, опираясь на заместители; они осваивают действия построения наглядной модели сказки как основы для её пересказа. 

Список литературы

  1. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование,  - Ереван: Луйс,1981.-218 с.
  2. Панфиленко, Г. И. Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей / Г. И. Панфиленко, Л. В. Кудрина, Н. П. Кислинская, Г. Е. Лагоша. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7514/
  3.  Хаустова, С. С. Моделирование, как основа развития связной речи детей дошкольного возраста / С. С. Хаустова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1498/
  4.  Чигирева, Е. В. Использование метода наглядного моделирования в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста (4–5 лет) / Е. В. Чигирева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 643-645. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14040/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники.

Развитие связной речи с использованием метода мнемотехники у детей младшего дошкольного возраста....

Исследовательская работа по теме «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии мнемотехники»

Актуальность исследования обусловлена тем, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рожде...

« Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов проблемного обучения»

Коротко о том, что такое проблемное обучение.Проблемное обучение - это метод,  в ходе которого  подача нового материала происходит  через создание проблемной ситуации, которая  явл...

"Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки".

Аннотация: в статье описываются особенности использования сказок в работе по развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста.    ...

Диагностика речевого развития (автор О.С. Ушакова) Младший дошкольный возраст (четвертый год жизни) Тема ВКР: Логопедическая работа по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Диагностика  речевого развития  (автор О.С. Ушакова)Младший дошкольный возраст(четвертый год жизни)Тема ВКР: Логопедическая работа по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возра...

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиТеатрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают...