"Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки".
статья по развитию речи (младшая группа)

Сергеева Татьяна Игоревна

Аннотация: в статье описываются особенности использования сказок в работе по развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sergeeva.docx31.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                Сергеева Татьяна Игоревна,

                                                     воспитатель, МБДОУ «Детский сад №388»

г. Нижний Новгород, ул. Гаугеля, д. 15

тел./факс (831) 226 – 63 – 82

e – mail: lastochka388@mail.ru

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста

посредством русской народной сказки.

Если хотите, чтобы ваши дети росли умными, читайте им сказки.

Альберт Эйнштейн.

Аннотация: в статье описываются особенности использования сказок в работе по развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста.    

         Актуальность выбранной мною темы состоит в следующем: в современном мире все чаще живое общение детям заменяет компьютер, телефон, планшет и телевидение, вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью.

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды... Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.

С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».

Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Цель не в том, чтобы ребенок  знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения дошкольников, считаю развитие речевой активности  детей  через сказки.

Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятии по ознакомлении с художественной литературой, по обучению грамоте, а так же в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако главными являются специальные занятия по развитию речи. На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. Только при правильном воспитании и обучении у ребенка формируется высокая культура речи, тенденция к её саморазвитию, повышаются точность в речи, её выразительность.

Поэтому в младшей  группе основное внимание уделяется речевому развитию: наполнение и обогащение словаря на основе расширения знаний и представлений окружающей ребенком жизни.

В младшей группе необходимо научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их,  отвечая на вопросы: «Что это?», «Кто это?» видеть особенности  предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия,  связанные с игрушками  - животными, с их состоянием с возможными действиями человека (что делает? и что с ним можно делать?)

Дети младшей  группы должны постоянно слышать правильную речь взрослых,  различать на слух громкость и скорость, темп речи, находить ошибки в речи окружающих. При чтении  сказок необходимо  обращать  внимание детей  на выразительную сторону речи, дать образец интонации.

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу  тот факт, что поступающие  дети  в детский сад имеют ограниченный  словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является - сказка.

Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним. Учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимикой лица. Учат детей работать в команде, договариваться.                                       Когда  место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка оживает без всякого волшебства. Предложить  ребенку разыграть сюжет, проговорить слова каждого действующего лица с разной интонацией. И если маленький сказочник захочет изменить характер своих героев или повернуть сюжетную линию совсем в другое русло, не стоит  пресекать  его творческие порывы. Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи. Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. А когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя.

Необходимо выстраивать работу со сказками и с семьей, на основе диалога, взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной  работы по развитию речи детей.

В своей работе поставила цель: развитие  речевой  активности у детей младшего дошкольного  возраста  через сказку.

Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:

  1. Развивать речевую активность у детей.
  2. Способствовать общему совершенствованию речи ребенка, активизировать словарь, воспитывать интерес к живому слову.
  3. Развивать у детей память,   коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи.
  4. Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения.

      6.  Обогащать РППОС с целью обеспечения активной деятельности дошкольников.

      7.  Содействовать активизации родителей воспитанников как субъектов образовательного процесса.

Существуют различные методы по ознакомлению дошкольников со сказкой, которые я использую в работе с детьми. Самый распространённый метод  - это чтение, т.е. дословная передача текста. Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Также существуют различные приёмы формирования восприятия сказки:

Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение. Следующий приём – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Это выборочное чтение. Например, если после первого чтения сказка уже понята детьми, можно использовать ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке. В данном случае, полезно использовать плоскостной, пальчиковый, теневой театр. Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребёнок исполняет роль сказочного персонажа. Ещё существует такой важный приём, как беседа по сказке. Это комплексный приём, часто включающий в себя целый ряд простых приёмов – словесных и наглядных. Беседа бывает вводная (предварительная) до чтения и краткая (заключительная) после чтения. Исходя из этого, можно сказать, что существуют различные этапы работы со сказкой:

1) Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

2) Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, различный театр (настольный, пальчиковый, теневой, плоскостной), подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок.

3) Художественная деятельность - отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании.

4) Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок.

Начальный этап.                                                                                                                      Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста

посредством русской народной сказки». Постановка целей и задач по данной теме. Вызвать интерес детей и родителей к теме. Вызвать интерес к совместному чтению детей и родителей художественной литературы. Развивать творческие способности детей и родителей. Определить знания родителей и детей о сказках. Установить партнерские отношения между детьми и родителями, родителями и детским садом.                                                                                                                        Основной этап.

Совместная деятельность воспитателя с детьми и их родителями: чтение сказок, их пересказ, беседы, театрализованное исполнение сказок, игры, выставки рисунков, поделок, консультации и анкетирование для родителей.                                    Русские народные игры - «Зайка беленький сидит и ушами шевелит…», «Угадай чей голосок», «Волк и семеро козлят», «У медведя во бору», «Гуси - лебеди», «Кот и мышь», «Курочка - хохлатка», «Карусели», «Ходит Ваня».
Дидактические игры – «Помоги  Колобку», «Путешествие по русским народным сказкам», «Назови сказку», «Что сначала, что потом», «Из какой мы сказки?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку», 
«Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Я назову, а вы продолжите», «Помоги герою найти свою сказку», «Чья песенка?», «Опиши героя».
Загадки о сказках.
Пальчиковые игры по мотивам сказок: «Коза», «Гребешок», «Коготки»…
Физминутки по сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Маша и медведь»… Беседы: «Путешествие в страну сказок», «На кого из сказочных героев я похож», «В гости к книге», «Наши любимые сказки»…                                               
Совместная деятельность воспитателя с детьми: Знакомство детей со сказкой: «Козлятки и волк», «Теремок», «Маша и медведь», «Репка», «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Гуси – лебеди», «Снегурочка и лиса», «Бычок – чёрный бочок, белые копытца», «Лиса и заяц», «У страха глаза велики», «Три медведя»…

Совместная деятельность воспитателя с родителями: провести родительское собрание  (познакомить с предметно-развивающей средой группы), информировать родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей  младшего дошкольного возраста. Информация представляется в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.

В уголке для родителей помещаются советы, пожелания, консультации:  «Влияние сказки на речевое развитие ребенка»,  «Как и когда рассказывать сказки», «Особенности чтения сказок о животных», «Почитай мне сказку, мама, или с какими книжками лучше дружить дошколятам» и др.

Совместно с родителями пополнить  библиотеку группы новыми красочными книгами со сказками, раскрасками по сказкам, дисками для прослушивания.

Совместно с родителями пополнить театральный уголок различными видами театра.

Итоговый этап.                                                                                                                   Привлечение родителей к оформлению участка: поделки изготавливаются из пеньков и бросового материала - знакомые детям герои сказок.  В детском саду задача формирования связной речи у детей может быть успешно решена при условии совместной реализации общеобразовательных задач, при тесной преемственности в работе педагогов и родителей.

Таким образом, исходя из вышеперечисленного, я надеюсь получить от своей работы такие результаты:

  1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
  2. Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
  3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
  4. Воспитанники овладеют навыками общения с взрослыми и сверстниками.

               Литература:

1.  Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.                                                                           2.  Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.

3. Белобрыкина О.А. «Сказка ложь, да в ней намек…» // Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов - М., 2011.                                       4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М., 2010.                                      5. Гербова В. В., Ильчук Н. П.  «Книга для чтения в детском саду и дома», М., 2015.                                                                                                                       6. Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003.                                                             7. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. ,перераб. и доп. – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. – 304 с.                                                                                                             8. Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста: науч-метод. сборник/науч. Ред. Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – вып. 1 – 197 с.                                             9. Тимофеева Л.Л. Расскажем сказку интересно. Интерактивные сказки для дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2011.№3. 104-119 с.                        10. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. 2-е изд., дополн. – М.:ТЦ Сфера, 2017. – 288 с. – (Развиваем речь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора

Статья "Развитие связной речи у детей среднего  дошкольного возраста посредством русского народного фольклора"...

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством использования метода моделирования

В статье рассматривается вопрос о развитии связной речи детей дошкольного возраста. Автор данной работы предлагает применение схем и знаковых моделей при обучении детей рассказыванию, к...

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиТеатрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают...

Картотека консультаций для родителей по развитию речевой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятии по ознакомлении с художественной литературой, по обучению грамоте, в игровой и художественной деятель...

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки.

Цель: развитие связной речи у детей младшего дошкольного  возраста  через сказку....

Индивидуальный план работы по самообразованию. 24-25 год Тема: «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки» 2 мл группа

Актуальность:В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у д...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки» 2024-2025год.

Вторая младшая оздоровительная группа «Ладушки» Актуальность:В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости,агрессивности по отношению друг другу, по отношению к б...