Проект по познавательному развитию во второй группе раннего возраста «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
проект (младшая группа)

Вопрос нравственного  воспитания детей  является  одной  из ключевых  проблем,  стоящих  перед  каждым  родителем, обществом  и государством в целом.   

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx40.69 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

город Покачи

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад

Проект по познавательному развитию во второй группе раннего возраста

«Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Пояснительная записка

Вопрос нравственного  воспитания детей  является  одной  из ключевых  проблем,  стоящих  перед  каждым  родителем, обществом  и государством в целом.

    В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. А ведь именно с младшего дошкольного возраста идёт формирование и развитие нравственных качеств человека.

Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.              

В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Паспорт проекта

«Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста  посредством русских народных сказок»

Вид проекта: познавательный

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – май).

Участники проекта: Педагоги, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников.

Срок реализации: сентябрь  2020 г. -  май 2021 г.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель проекта: Воспитание нравственных качеств  детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

Задачи проекта:

  • Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  • Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
  • Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
  • Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
  • Развивать речь, активизировать словарный запас, творчество, фантазию, воображение.
  • Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
  • Подобрать  диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок  на воспитание нравственных качеств дошкольников.

Гипотеза Сказка является важной составляющей воспитательного процесса детей младшего дошкольного возраста и если приобщать детей к ней, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы в формировании у детей  нравственных качеств. Так же повысит компетентность педагогов и родителей в данном вопросе.

Объектом исследования является воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста

Методы исследования:

- практические;

- наглядные;

- словесные.

Принципы и этапы реализации проекта

принципы:

системности;

наглядности;

доступности

учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

  1. Организационно-подготовительный этап

Определение темы (проблемы проекта)

Разработка плана.

Создание предметно-развивающей среды

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, продуктивной деятельности, театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр с детьми.

Создание консультаций  для родителей.

  1. Основной этап.

План  проведения проекта с детьми

  • Чтение, рассказывание сказок.
  • Беседы.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные, пальчиковые игры.
  • Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
  • Игры – драматизации.
  • Театрализованная деятельность.
  • Работа с родителями.

Работа с воспитанниками на основном этапе построена на интеграции 5 образовательных областей.

  1. Заключительный этап.

Анализ полученных результатов и формулирование выводов.

Планируемые результаты:

  • Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
  • Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.
  • Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
  • Ответственность за свои дела и поступки.
  • Осознанная позиция родителей в приобщении детей к русской народной сказке.
  • Развитие творческой активности.
  • Развитие выразительной, образной речи.
  • Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.

Продукт проектной деятельности:

  • Фотоотчёт по проекту «Воспитание нравственных качеств детей

      младшего дошкольного возраста  посредством русских народных сказок.

  • Выставка книжек – малышек на тему: «Наши любимые русские народные сказки».
  • Развлечение «Сказочное путешествие Мишутки».

Планирование проектной деятельности

Месяца

Форма и тема мероприятия

Цели

Октябрь

Русская народная сказка «Курочка Ряба».

Нравственный урок. «Добрый тот, кто помогает в беде».

Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба» (НОД).

Формировать умению сопереживать к персонажам сказки, развивать внимание детей, активизировать речь и обогащать словарь детей; воспитывать любовь к русской народной сказке, доброту и заботу о близких, поддерживать бодрое, веселое настроение.

Потешка «Петушок, петушок…»

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству и любовь к родному языку.

Лепка «Яичко для дедушки и бабушки»

Учить скатывать из комка пластилина шарик. Воспитывать любовь к фольклору, доброту и заботу о близких.

Подвижные игры: «Курочка Хохлатка», Курочка Рябушечка».

Упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в ходьбе.

Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка» по сказке «Курочка Ряба».

Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Пальчиковая игра «Вышла курочка гулять»

Развивать мелкую моторику  и речь детей через устное народное творчество

Повторение  сказки «Курочка Ряба»

Напомнить детям сказку; вызвать желание рассказать ее вместе с воспитателем; воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Театр кукол «Би-ба-бо» по сказке «Курочка Ряба».

Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами.

Русская народная сказка «Репка»

Нравственный урок. «Там, где дружат – живут не тужат».

Ноябрь

Рассказывание русской народной сказки «Репка» (НОД).

Формировать представления о добре и добрых делах на основе русской сказки; Подвести  детей к пониманию значимости малой помощи в общем деле.

Коллективная аппликация «Выросла репка -  большая-пребольшая»

Учить детей создавать образ репки в технике обрывной аппликации; Вызвать желание работать, чтобы получилась красивая, большая репка.

Дидактическая игра «Репка на прищепках»

Учить играть роль персонажа сказки с помощью взрослого. Воспитывать дружеские отношения со сверстниками.

Подвижная игра «Мышеловка».

Упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя

Хороводная игра по мотивам сказки «Репка»

Создать атмосферу радостного настроения, способствовать речевой и двигательной активности.

Декабрь

Русская народная сказка «Колобок».

Нравственный урок  «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

Рассказывание русской народной сказки «Колобок» (НОД).

Формировать через сказочные образы нравственные убеждения: живи дружно, будь вежлив; воспитывать желание помочь; спасти колобка, найти выход из трудной ситуации.

Лепка «Колобок».

Развивать воображение, наглядно-образное мышление.

Чтение стихотворения В. Шипуновой «Колобок на окошке».

Развивать  связную речь детей.

Дидактические  игры  «Кто лишний?» «Чья песенка».

Развивать  мышление, зрительное внимание, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

Научить детей видеть целостный образ в отдельных частях.

Пальчиковая игра «Мы лепили колобок»

 Развивать мелкую моторику  и речь детей через устное народное творчество.

Показ настольного театра «Колобок»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству, желание приобщиться к нему; напомнить сказку «Колобок», вызвать желание рассказать сказку вместе с воспитателем;

Январь

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

Нравственный урок:  «Добро не умрет, а зло пропадет».

Рассказывание  русской народной сказки «Волк и семеро козлят» (НОД).

Учить детей понимать, что нельзя победить с помощью обмана, зло всегда будет наказано; воспитывать чувство сострадания, желание помочь.

Дидактическая игра «Как надо заботиться».

Формировать представление о добре, любви и заботе.

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Развивать мелкую моторику  рук, речи, интереса к фольклорным произведениям; воспитание добрых взаимоотношений между детьми, взрослым и ребенком.

Повторение  сказки « Волк и семеро козлят».

Напомнить детям сказку; вызвать желание рассказать ее вместе с воспитателем; воспитывать доброжелательное отношение к животным.

Рассматривание иллюстраций к сказке.

Дать детям почувствовать взаимосвязь между содержанием литературного текста и рисунков к нему.

Показ настольного театра «Волк и семеро козлят».

Привлечь детей к совместной театрализованной деятельности; воспитывать умение детей внимательно слушать сказку. Воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.

Февраль

Русская народная сказка «Теремок».

Нравственный урок: «В тесноте, да не в обиде».

Рассказывание русской народной сказки «Теремок» (НОД).

Учить детей справедливому и внимательному отношению к людям; воспитывать умение быть вежливым, терпеливым, усвоить нравственный урок «В тесноте, да не в обиде».

Конструирование «Теремок».

Воспитывать желание помочь сказочным героям

Потешка «Идет коза рогатая…»

Обогатить эмоциональное, речевое и двигательное развитие детей, организуя подвижную игру на основе народных произведений

Настольный театр по сказке «Теремок».

Привлечь детей к совместной театрализованной деятельности; воспитывать умение детей внимательно слушать сказку.

Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Кто, где живёт»

Развивать  мышление, зрительное внимание, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

Настольно – печатная  игра «Картинки-половинки».

Научить детей видеть целостный образ в отдельных частях.

Подвижная игра «Кто в теремочке живёт»

Воспитывать желание участвовать в совместной с другими детьми двигательно-игровой деятельности

Русская народная сказка «Заюшкина избушка».

Нравственный урок: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Март

Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» (НОД).

Формировать нравственные эталоны и различение духовно – нравственных категорий: добро – зло, мудрость – хитрость, гостеприимство – коварство, осмотрительность – неосторожность, беззащитность – неблагодарность

Конструирование «Домик для Зайчика».

Воспитывать желание помочь сказочному герою.

Пальчиковая гимнастика «Заюшкина избушка».

Развивать мелкую моторику  и речь детей через устное народное творчество

Подвижные игры «Зайцы и лиса», «Лиса в курятнике».

Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание.

Театр игрушек по сказке «Заюшкина избушка».

Продолжать формирование нравственных эталонов и различение духовно – нравственных категорий: добро – зло, мудрость – хитрость, гостеприимство – коварство, осмотрительность – неосторожность, беззащитность – неблагодарность

Апрель

Русская народная сказка «Маша и медведь».

Нравственный урок: «Глупый киснет, а умный мыслит».

Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь» (НОД).

Приучать детей внимательно слушать русскую народную сказку. Учить следить за развитием действия и понимать содержание, сопереживать героям сказки.

Лепка «Пирожки».

Развивать воображение, наглядно-образное мышление

Дидактические  игры «Что сначала, что потом», «Угадай, чья тень».

Учить детей находить заданные силуэты путем зрительного восприятия.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Умение соотносить свои действия со словами, быстро реагировать на словесный сигнал.

Театр на фланелеграфе «Маша и медведь».

Формировать уважение к старшим, привычку трудиться; продолжать учить различать доброе и злое.

Игра-драматизация «Мишка - отгадчик»

Учить детей умению узнавать друг друга, терпеливо ожидать и правильно общаться в игровой ситуации.

Май

Фотоотчёт по проекту «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Выставка книжек – малышек на тему: «Наши любимые русские народные сказки».

Развлечение «Сказочное путешествие Мишутки».

Работа с родителями (законными представителями)

  • Анкетирование родителей (законных представителей) на тему: «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
  • Консультация для родителей в печатном виде «Как подружить ребёнка с книгой».
  • Консультация для родителей в печатном виде «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
  • Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу духовно-нравственного воспитания ребёнка.
  • Папка – передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием».
  • Консультация для родителей «Как изготовить книжки-малышки».
  • Совместно с родителями пополнить библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.
  • Привлечь родителей к изготовлению декораций к сказкам, атрибутов и элементов костюмов для организации театрализованной деятельности.

Список литературы

Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. - М.: Сфера, 2002. - 120 с.

Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М.: Линка-Пресс.

Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. //Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28

Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

Доброе слово. Книга для развития детей дошкольного возраста по общей редакцией И.А. Кузьмина. Издательский дом «Истоки», 2016г.  

Доброе слово. Альбом для развития детей дошкольного возраста по общей редакцией И.А. Кузьмина .Издательский дом «Истоки», 2016г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию 2018-2019 «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Актуальность. Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества....

План по самообразованию:"Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок".

Материал по теме самообразования "Воспитание нравтвенных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок", включает в себя: цель, задачи, актуальность работы ...

Список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Материал содержит список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных ска...

Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливос...

Отчет по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей раннего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Отчет по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей раннего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»...

Проект «Воспитание нравственных качеств детей раннего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Проект «Воспитание нравственных качеств детей раннего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»...