«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи в подготовительной группе.
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Стативка Инна Николаевна

Организация развивающей предметно-пространственной среды для развития речи детей подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv.sreda_dlya_r_rechi_st.doshk_.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи в подготовительной группе.

     Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности.

 Таким образом, встаёт вопрос о создании развивающей предметно-пространственной среды для развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.  

«В пустых стенах ребёнок не заговорит» - заметила Е. И. Тихеева.

В работе ДОУ мы опираемся на ФГОС ДО, который предъявляют требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (п 3.3.4.).

Мы рассмотрим, как проходит работа по развитию речи детей в организации разных видов детской деятельности.

Центр художественной литературы и фольклора

Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена познавательная литература, тематические энциклопедии в соответствии с возрастом детей.

Ежедневное чтение художественной литературы в детском саду, специальные занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на познавательно-речевое развитие детей.

На литературном материале дети усваивают сложные понятия: жанр, рифма, писатель, автор, иллюстрация, поэзия, поэт, эпитет и др.

Введение понятия «сравнения» и работа с ним как со средством художественной выразительности оказывают большое влияние на богатство речи (образность, выразительность).

 Дети не только упражняются в умении выделить сравнения в художественных произведениях, но и участвуют в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы: как, словно, будто. Систематический анализ произведений готовит детей к последующему более осознанному освоению структуры текста, правил построения связных высказываний.

Дети начинают понимать, что любая сказка имеет главную идею, героев (действующих лиц), последовательность событий.

Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы это обогащение словарного запаса, умение правильно строить высказывания, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы. Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и монологическая.

Центр речевой активности

В речевом уголке находятся материалы для:

1. Закрепление правильного речевого выдоха

«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.

2. Формирование фонематического восприятия и слуха

Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ) ; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата») ; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы» и др.

3. Развитие артикуляционной моторики

Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой схема для характеристики звука.

4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи). Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в ассортименте Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Логопедическое лото»; «Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю (Р, Л) »

5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте

Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; символы для звуко – буквенного анализа, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д. ; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Букварь» Н. С. Жукова, «Чтение по слогам», «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; книжки-малышки и др. «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе? »; «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др. ; серия «Умные игры», ребусы.

6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий

Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.

7. Развитие связной речи

Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.

Лепбуки по темам с заданиями по развитию связной, монологической и диалогической речи.

8. Развитие мелкой моторики

Мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам) ; «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв) Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и др.

Работа в этом уголке способствует развитию речи, правильному произношению звуков.

В речевом уголке содержатся материалы на:

  1. 1. Развитие лексической стороны речи.
  2. Для расширения словарного запаса на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире и активизируется в самостоятельных высказываниях.
  3. Активизируются в речи детей прилагательные, глаголы, числительные. Формируется умение более точно подбирать слова, отражающие качество предмета или явления.
  4. Пополняется словарь словами, обозначающими материал, из которого сделан предмет. Уточняется представления детей о предметах и их частях, особое внимание уделяется назначению представленного предмета.
  5. Продолжается работа ипо расширению обобщающих понятий за счет слов, находящихся в родовидовых отношениях (например, мебель - стол, стул, кровать, кресло и т. п.; цветы - мак, роза, ромашка и т. п.) и входящих в широкие родовые понятия (например, растения - цветы, деревья, трава, кусты и пр.; жилище - дом, изба, дворец и т. п.; движение - бег, прыжки, ходьба, ползание и т. п.).
  6. Знакомим детей с синонимами. Учим подбирать слова для более точного выражения мысли (например, влажный и мокрый); для выражения эмоциональной окраски (например, упал и шлепнулся; красивый и великолепный и др.).
  7. Продолжаем знакомить детей с антонимами. Упражняем детей в умении подбирать антонимы к словам, относящимся к разным частям речи (существительным, прилагательным, глаголам, наречиям).
  8. Продолжаем знакомить с доступных детей многозначными словами разных частей речи. Продолжаем работу над лексическим (смысловым) значением слов. Учим понимать, объяснять и использовать переносное значение слов, фразеологические обороты.
  9. 2. Формируем грамматический строй речи.
  10. Упражняем детей в правильном употреблении глаголов. Показываем детям правильное употребление глаголов с приставками. Особое внимание обращаем на употребление глаголов, отображающих действия, с приставками у-, по-, при-, про-, вы-.
  11. Обращаем внимание детей на изменение смысла предложений (словосочетаний) в зависимости от употребления приставки (например, вышел - зашел).
  12. Упражняем детей в умении правильно согласовывать числительные с существительными.
  13. Упражняем детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных. Закрепляем правильное употребление и образование сложных форм существительных множественного числа в родительном падеже (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. п.).
  14. Упражняем детей в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (из-под, из-за, между и др.).
  15. Упражняем в образовании существительных при помощи суффиксов; глаголов с помощью приставок; прилагательных от существительных.
  16. Продолжаем работу по составлению разных типов предложений.
  17. Продолжаем знакомить детей с видами предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).
  18. Упражняем детей в составлении простых распространенных предложений.
  19. Обучаем детей составлению сложносочиненных предложений с противительным союзом, а; сложноподчиненных предложений.
  20. 3. Развиваем и совершенствуем звуковую культуру речи.
  21. Совершенствуем моторику артикуляционного аппарата через правильный подбор артикуляционных упражнений. Систематически проводим артикуляционную гимнастику, способствующую выработке точных, энергичных, хорошо координированных движений речевого аппарата. В повседневной жизни и на занятиях систематически проводим специальные упражнения на развитие речевого дыхания, речевого внимания и т. п.
  22. Уточняем и закрепляем произношение звуков родного языка. Учим детей проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям (губы - зубы - язык - голосовые связки - воздушная струя).
  23. Вводим понятие «гласные - согласные звуки» на основе анализа их артикуляции. Закрепляем понятие «твердые - мягкие согласные звуки».
  24. Развиваем фонематический слух. Учим выделять слова с заданным звуком из речевого потока, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец слова), последовательность звуков в простых словах (например, мак, лук, лак, суп и др.).
  25. Упражняем детей в умении дифференцировать звуки ([ш] и [с], [ж] и [з], [р] и [л], [щ] и [с], [ц] и [с]. Особое внимание уделяем словам, где пары этих звуков встречаются одновременно (шест, жизнь, балерина).
  26. Развиваем фонетический слух. Знакомим со слоговой структурой слова. Учим определять количество слогов в словах (по схемам, на слух).
  27. Развиваем просодическую сторону речи (силу, высоту, темп и громкость речи).
  28. 4. Развитие связной речи детей.
  29. Диалогическая речь. Вырабатываем у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками посредством диалогических сказок.
  30. Продолжаем приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным). Закрепляем правила ведения диалога в повседневной жизни, традициях группы и детского сада.
  31. Продолжаем работу по языковому оформлению реплик участников диалога в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание, отказ).

В центре речевой активности для старших дошкольников представлено:

 

  • Зеркало;
  • Тренажёры для развития дыхания (мыльные пузыри, султанчики);
  • Серии сюжетных картинок;
  • Алгоритмы для составления рассказов о предметах и объектах;
  • Набор картинок по классификациям животных, растений, транспорта, строительных сооружений, профессий, видов спорта и т.д.;
  • Набор таблиц и карточек с предметами и условно-схематическим изображением для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы) 2-3 разные;
  • Серия картинок по временам года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей 3-4 разные;
  • Разрезные (сюжетные) картинки (8-16 частей) разделённые прямыми и изогнутыми линиями 8-10 разных;
  • Набор с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещённость, облачность);
  • Коллекция марок;
  • Разрезная азбука и касса, набор карточек с цифрами и числовой балансир (на составление числа из 2-х меньших);
  • Набор «Лото» последовательности числа;
  • Набор магнитов с буквами, геометрическими фигурами, цифрами (3-4 набора);
  • Набор моделей: деление на части (2-16) 4 шт.;
  • Картотека предметных картинок и речевого материала для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных;
  • Материал для звукового и слогового анализа и синтеза и синтеза предложений (разноцветные фишки, магниты, флажки,..);
  • Дидактические игры для формирования грамматического строя речи «Один и много», «Найди маму», «Бабочка и цветок», «У кого кто?», «кто за деревом?», «Собери семейку» и т.д.;
  • Лото, домино по изучаемым темам (8-12 частей) реалистический и условно-схематические изображения по 10 разных;
  • Настольный алфавит, настенный алфавит, разрезная азбука, азбука на кубиках, магнитная азбука;
  • Альбомы и наборы открыток с видами Москвы, С-Петербурга;
  • Карта-плакат центра своего города или микрорайона;
  • Российский герб, флаг, герб своего города;
  • Дидактические игры по направлению «Человек в истории и культуре», «Раньше и сейчас», «Охота на мамонта», «Собери матрёшек», «От кареты до ракеты»;
  • Глобус, детские атласы, физическая карта мира;
  • Альбом «Наш город» (рисунки и рассказы детей);
  • Игры для совершенствования навыков языкового анализа «Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место звука», «Подбери слова», «Подбери схемы»;
  • Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
  • Набор знаков дорожного движения.

 

     В уголке книг помимо того, что должно быть в предыдущем возрасте представлены детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики, книги по истории и культуре русского и других народов, кроме этого:

  • Репродукции картин известных художников;
  • Альбомы «Знакомство с натюрмортом и пейзажной живописью» Н.А. Курочкина

Центр театрализации.

В группе организован уголок для театрализованных игр. В нем предоставлены материалы для режиссерских игр с пальчиковым театром, настольным театром, куклы би-ба- бо, кукольный, теневой, шапочки и маски для игр-драматизаций, плоскостные изображения кукол, деревьев, и т.п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется фланелеграф. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию, голос. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.

Работа в этом уголке способствует обогащению словарного запаса детей, развивается память, а также связная диалогическая и монологическая речь.

Центр изобразительного творчества

«Что я слышу – забываю, что я вижу – я помню, что я делаю – я понимаю». Конфуций.

Художественное творчество – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развивается параллельно. В процессе продуктивной деятельности дети учатся анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов.

Воспитанники знакомятся с работами художников и народных мастеров, с произведениями декоративно-прикладного искусства. Работа по восприятию прекрасного в жизни и искусстве находит свое воплощение в детском художественном творчестве (рисование, аппликации, лепке). Содержание работы в рамках художественного труда способствует развитию мелкой моторики руки ребенка В течение года дети активно работают ножницами, со штампами, трафаретами. Используются приемы обрывания, процарапывания, складывание бумаги. Дети выполняют работы, а затем о них рассказывают. При этом развивается связная речь, фантазия, воображение. Работа в этом уголке способствует развитию мелкой моторики, развивает речевое творчество детей.

Центр творческих игр

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит за себя, и за нее, развивается диалогическая речь, закрепляются навыки пользованию инициативной речью, совершенствуется разговорная речь, обогащается словарь, формируется грамматический строй речи.

Мы создали необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр, таких как, «Больница», «Семья», «Магазин», «Школа», что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером — сверстником, партнером — взрослым.

Сюжетно-ролевая игра «Школа» Здесь мы помогаем детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Способствуем формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Воспитываем дружбу, умение жить и работать в коллективе. Учим строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Проводим беседы о школьных принадлежностях с использованием иллюстрированного материала. В процессе игры дети комментируют собственные действия, что содействует закреплению и развитию грамматического строя речи, обогащению словаря и совершенствованию разговорной речи.

Сюжетно-ролевая игра «Больница» собраны разнообразные материалы: ростомер, коробочки, пузырьки, фонендоскоп, шприцы, градусник, микроскоп, медицинский халат. Здесь воспитываем чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. Разыгрываем такие ситуации, как «На приеме у лор-врача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др. Всё это помогает формировать представление об окружающей среде у детей, умению общаться, обогащать словарный запас словами профессионализмами, развивать у детей слуховое и зрительное внимание, память, воображение, интонационную выразительность речи.

 Сюжетно-ролевая игра «Семья» В сюжетно-ролевом уголке «Семья» решаем игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы, «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей, «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях, «Наш выходной день» и др. Во время игры особенно важно ребёнку выразить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ним свои действия. Всё это служит развитию связной речи, ее выразительности, эмоциональной окрашенности

Центр строительно – конструктивных игр

 Также используем для речевого развития детей. Здесь содержится разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей. Для построек имеются образцы моделей, схемы, рисунки. Дети с большим удовольствием строят. Проводим такие игры, как, «Профессия строитель», «Дворец Деда Мороза», «Построй гараж для машины». При помощи таких наводящих вопросов, как, что находится перед домом? за домом? кто живёт в доме? кто пришёл в гости к кукле? что находится в доме? развиваем умение детей составлять творческие рассказы, развиваем фантазию, в процессе таких игр дети, учатся понимать значения предлогов и правильно использовать их в речи (в, на, около, перед, под).

Оснащен центр также атрибутами для закрепления знаний правил дорожного движения. Это различные транспортные средства, макеты дороги, светофор, дорожные знаки. Д\игры: «Правила дорожного движения»; «Внимание дорога!»; Эти д\игры развивают у детей воображение, связную речь, речевое творчество, обогащают словарный запас.

Центр природы и экспериментирования

Он содержит календарь природы, разнообразный материал для экспериментирования, фигурки животных, дидактические игры, картинки и иллюстрации о природе, поделки из природного материала. В процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять небольшие рассказы, размышлять, рассуждать и доказывать. Получают новые знания о предметах и явлениях. В уголке природы продолжается работа по обогащению словаря, поощряется проявление интереса к смыслу слов, совершенствуется умение использовать разные части речи.

Центр физического развития

Физкультурно-оздоровительный уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Спортивное оборудование способствуют не только формированию основных движений, но и развитию ориентировки в пространстве, внимания, таких качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность.

Султанчики, флажки, скакалки предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений, дыхательной гимнастики, организации подвижных игр, игр-соревнований. Способствуют развитию органов дыхания, что оказывает огромное влияние на развитие речевого аппарата ребенка. В нашей картотеке подвижных игр, есть такие игры, которые сопровождаются песнями, стихами, считалками. Детям очень нравятся такие игры, как, «Два Мороза», «Мы — весёлые ребята», «Краски», «Почта». Данные игры пополняет словарный запас, обогащают речь, вырабатывается дикция, развивается память, речь.

ИКТ

ИКТ-технологии позволяет формировать у детей умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией. Развиваются умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Интерактивная доска — универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к занятиям, устойчивость внимания, скорость мыслительных операций.

 Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Видео игровые презентации дают возможность изучить новый материал, просмотреть картины, увеличить изображение, детально рассмотреть, интерактивные презентации— задания развивают, не только логическое и абстрактное мышление детей, помогают сформировать навыки необходимые для обучения в школе: принимать самостоятельные решения, быстро переключаться с одной деятельности на другую.

При этом использование ИКТ по развитию речи позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольникам. ТСО (ауди магнитофон, ДВД-проигрыватель, телевизор) Применение звукозаписи, прослушивание передач, связанные с занятиями по развитию речи. Это, прежде всего чтение мастерами художественного слова стихов и рассказов, входящих в круг детского чтения, стихи, рассказы, спектакли, прямо или косвенно раскрывающие и дополняющие программный материал. Просмотр познавательных телепередач для дошкольников «Ребятам о зверятах», «Уроки тетушки совы» развивают любознательность и интерес к животным и растениям жарких и холодных климатических зон, обогащают словарный запас детей новыми словами и названиями о представителях животного мира и растений.

 

     Таким образом, правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда создаёт возможности для преодоления недостатков в речевом развитии и позволяет ребёнку закреплять свои способности не только в образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие самостоятельности, формирует чувство уверенности в себе, а значит способствует гармоничному развитию личности.