Семинар-практикум «Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи».
презентация по развитию речи на тему

Соколова Альбина Эдуардовна

Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области речевого развития ребенка в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Задачи:

·        обсудить содержание образовательной области: речевое развитие ребёнка в ФГОС ДО

·        совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников

·        в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию связной речи у дошкольников, развивать кругозор

·        повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prezentatsii.docx23.89 КБ
Файл razvitie_monologovoy_dialogicheskoy_rechi.pptx1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи».

1 слайд

Семинар-практикум

«Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи»

2 слайд

Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области речевого развития ребенка в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Задачи:

обсудить содержание образовательной области: речевое развитие ребёнка в ФГОС ДО

совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников

в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию связной речи у дошкольников, развивать кругозор

повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников

3 слайд

Повестка

1. Теоретическая часть:

ФГОС ДО: речевое развитие.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

2. Практическая часть:

Игры для формирования диалогической и монологической речи

4 слайд

Задачи речевого развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

  1. владение речью как средством общения и культуры
  2. обогащение активного словаря
  3. развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
  4. развитие речевого творчества
  5. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
  6. знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
  7. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

5 слайд

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».

Говорить умеют почти все, но говорить правильно умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

5 слайд

Кроме того, большинство детей активно делится своими впечатлениями о пережитых событиях, но с неохотой берется за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка, т.е. на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог. Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога.

6 слайд

Правильность-т.е. соответствие языковым нормам. Слушая педагога дети не должны отвлекаться от содержания. Смысла речи из - за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.

Точность- т.е. точная речь- это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

Логичность - т.е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания. Так же важно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

Чистота-т.е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.

Выразительность-это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

Богатство - о нем судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Богатство речи на прямую связано с уровнем общей культуры, эрудицией, начитанностью.

Уместность- т.е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

7 слайд

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.

В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение.

8 слайд

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания.

Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно.

9 слайд

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа «Детский сад № 28 общеразвивающего вида » Семинар-практикум «Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи» Подготовил: ст.воспитатель , Неганова А.Э.

Слайд 2

Цель : создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области речевого развития ребенка в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Задачи: обсудить содержание образовательной области: речевое развитие ребёнка в ФГОС ДО совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию связной речи у дошкольников, развивать кругозор повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников

Слайд 3

Повестка 1. Теоретическая часть: ФГОС ДО: речевое развитие. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. 2. Практическая часть: Игры для формирования диалогической и монологической речи

Слайд 4

Задачи речевого развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: владение речью как средством общения и культуры обогащение активного словаря развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи развитие речевого творчества развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы формирование звуковой аналитико-синтетической активности ка к предпосылки обучения грамоте.

Слайд 5

Актуальность проблемы речевого развития. « Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи ». На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель

Слайд 6

Причины низкого уровня развития речи : Половина детей дошкольного возраста отличается недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки: связные высказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; уровень информативности высказывания очень низкий .

Слайд 7

Требования к речи педагога Правильность Точность Логичность Чистота Выразительность Богатство Уместность

Слайд 8

Связность - это «Адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». С.Л . Рубинштейн

Слайд 9

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование гово рения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто.

Слайд 10

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности . Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Слайд 11

Спасибо з а внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар –практикум для воспитателей «Формирование грамматически правильной речи через организацию речевой среды в группе»

Семинар –практикум для воспитателей«Формирование грамматически правильной речи через организацию речевой среды в группе»...

« Развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи через освоение умений самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов»

Формирования диалогической и  монологической речи  детей старшего дошкольного возраста на основе использования разнообразных видов творческих рассказов....

« Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования методов проблемного обучения»

Коротко о том, что такое проблемное обучение.Проблемное обучение - это метод,  в ходе которого  подача нового материала происходит  через создание проблемной ситуации, которая  явл...

Консультация на тему: Совершенствование работы с дошкольниками по развитию связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи, речевого творчества дошкольников через театрально-игровую деятельность.

quot; Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать психические процессы.........