Консультация (мастер-класс) для педагогов ДОУ и родителей воспитанников "Релаксация, как средство снятия психического и эмоционального напряжения ребенка"
консультация

Сорокина Оксана Анатольевна

Предварительный просмотр:

Сорокина Оксана Анатольевна

Мастер-класс для родителей

ИГРОВОЙ МАССАЖ

Интерпритация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А.Уманской.

        Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

         Для повышения сопротивляемости организма к простуде, а также в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды проводится точечный самомассаж.    Точечный массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под воздействием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток). Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а  затем научить детей.  Приёмами самомассажа обучают детей, преследуя следующие цели: привлечь детей к самопрофилактике и реабилитации в ранние периоды заболевания; научиться бережно относиться к своему здоровью. Для того, чтобы массаж не выполнялся механически, необходимо создать у детей радостный эмоциональный настрой в форме весёлого стихотворного рассказа, который помогает создать образ и творчески подойти к процессу оздоровления

 Существует ряд методик самомассажа, один из которых методика спецзакаливания детей А.Уманской. старшего научного сотрудника 1-го Московского мединститута.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент игрового массажа. 

Массаж волшебных точек ушек

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой  форме 2-3 раза в день.

«Поиграем с ушками»

1.Организационные момент

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

Подходи ко мне, дружок  и садись скорей в кружок.

2.Основная часть

Упражнения с ушками.

А) «Найдем и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому и прячем.

Ушки ты свои найди и скорее покажи.

Б) «Похлопаем ушками»

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами.

В) «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой  тянет их вниз, а затем отпускает.

А сейчас все тянем вниз, ушко, ты не отвались.

Г) «Покрутим козелком»

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает  козелок – выступ ушной раковины спереди.  Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачиавает его во все стороны в течение 20-30 секунд.

А потом, а потом покрутили козелком.

Д) «Погреем ушки»

Ребенок прикладывает к ушкам ладони  и тщательно трет ими  всю раковину.

Ушко кажется замерзло, отогреть его так можно

3.Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину.

Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра. А раз кончилась игра, наступила ти-ши-на.



Предварительный просмотр:

Сорокина Оксана Анатольевна

Консультация для воспитателей «Релаксация, как средство снятия психического и эмоционального напряжения ребенка»

«Неправильно лечить голову без тела,

а тело без души» (Сократ)


           Насущными проблемами человека, живущего в цивилизованном мире, стали чрезмерная спешка, беспокойство и избыток поводов, на которые он вынужден реагировать. Понятие «стресс» стало обыденным. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают огромное количество информации, устают физически и эмоционально. Поскольку наши душа и тело - единое целое, то нервно-мышечное перенапряжение способствует повышенному психическому напряжению и раздражительности. Если
"стресс"(от англ. Stress) - это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием различных внешних воздействий, то "релаксация" (от лат. Relaxatio) – это состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Релаксация необходима и полезна детям, когда они находятся в состоянии стресса, переутомлены, растеряны, перевозбуждены или близки к этому.Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ.         Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.
Методические указания: Процесс обучения релаксации по предлагаемой системе условно делится на три этапа:

1 этап – мышечная релаксация по контрасту с напряжением;

2 этап - мышечная релаксация по представлению; внушение покоя и расслабленности;

3 этап – внушение мышечной и эмоциональной релаксации, введение формул правильной речи.

На первом этапе воспитатель объясняет детям, что такое поза покоя, какова цель первой игры, описывает необходимые действия. Текст рифмовок ( их автор М.Лаписова), настраивающих на определённый лад, ребята не повторяют вслух.

Интонация, медленный темп речи ведущего должны способствовать представлению приятных ощущений от расслабленности мышц, создавать представление об отдыхе спокойствии. Каждое занятие по релаксации начинается  с позы покоя. Предполагается, что в конце первого этапа дети научатся расслаблять мышцы рук ног, шеи и живота.

На втором этапе можно перейти к расслаблению мышц речевого аппарата и формулам внушения, которые закрепляют ощущения расслабленности и спокойствия. Голос воспитателя должен быть негромким, успокаивающим, речь – чёткой, неторопливой. После каждой строфы несколько удлиняются смысловые паузы. Чётко звучат логические ударения. Внушение проходит наиболее эффективно, если сам ведущий вызывает у себя те же ощущения . которых он добивается у детей.

Практика  показала:выход из состояния релаксации должен быть всегда одинаковым и постепенным. Поэтому, особенно в первое время, следует напоминать детям: «Команды выполнять точно, раньше времени глаза не открывать». Последние фразы (выведение из состояния релаксации) произносятся громко, бодро и чуть быстрее.

К концу второго этапа воспитатель вызывает у детей образное представление о расслабленности и спокойствии: прелагается вспомнить, как они загорали на берегу реки, лежали на травке, ощущали тепло лучей солнышка. Чтобы усилить состояние релаксации, в сеансе внушения вводится сравнение типа : «будто мы лежим на травке, на зелёной, мягкой травке…».

Релаксация по представлению подводит ребёнка к тому, что со временем он сам сумеет расслабиться, успокоиться, то есть к возможности саморегуляции.

На третьем этапе расслабление по контрасту с напряжением исключается. Мышечная релаксация вызывается только внушением. Повторяются уже известные детям формулы и вводятся новые, направленные на формирование правильной речи. Уделяется внимание технике речи («Звук ударный выделяем, чётко паузы соблюдаем. Всегда  ясно говорим, никогда мы не спешим»)

Для более эффективного и быстрого снятия эмоционального напряжения педагог может применить методику релаксации, то есть мышечного расслабления. Предполагается, что расслабляя определенные группы мышц, можно добиться состояния психической стабильности, успокоения и отдыха. Релаксация достигается следующим образом: дети садятся в удобную позу, закрывают глаза, слегка опускают нижнюю челюсть, будто пытаются произнести звук «ы», стремятся расслабить все мышцы лица («лицо релаксанта»), ни о чем не думать и вызвать у себя ощущение полного спокойствия. Сеанс мышечного расслабления длится 3-4 мин и повторяется 4-5 раз в день. 

Упражнение «Силач».

Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что Вы: держите в руках (ногой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.

Упражнение «Весы».

Предложите ребенку  представить, что его ладони - чашечки весов. При необходимости - реально «нагрузить» весы, надавливая собственной рукой или кладя на них какой-либо «груз».

Встать, поставив руки перед грудью ладонями вверх, пальцы направлены навстречу друг другу, локти в стороны. Сделать длинный вдох через нос, задержать дыхание. «Уравновесить» чашечки весов.

Медленно вытянуть одну руку над головой, поворачивая кисть, посмотреть на нее. Другую руку опустить вниз, держа кисть горизонтально, ладонью вниз, пальцами от себя. С силой вытянуть ее: на этой чашечке весов лежит груз. Медленно выдохнуть, расслабиться. Повторить упражнение, изменив положение рук. Аналогичное упражнение можно выполнять лежа, весами при этом становятся ноги.

Упражнение «Травинка на ветру». 

Ребенок изображает всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх).

Упражнение «Раскачивающееся дерево».

Строится аналогично предыдущему упражнению (корни - ноги, ствол - туловище, крона - руки и голова), которое может выполняться как сидя, так и стоя. Важно, чтобы каждый ребенок представил себя «своим» деревом: ведь ель, береза и ива совсем по-разному реагируют на ветерок, начало бури и ураган.

Упражнение «Парусник».

Ребенок изображает лодку с парусом: встать на колени, носочки оттянуты, пальцы ног касаются друг друга, пятки несколько разведены; сесть на пятки или между ними, пальцы рук сплести в замок за спиной, зафиксировать под ногами или на пятках. Подул ветер, и парус расправился, надулся (на выдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парус «сник» (на выдохе голову опустить как можно ниже, спина становится круглой). Вернуться в исходное положение.

Упражнение «Двигательный репертуар».

Детям предлагается свободно двигаться по комнате самыми разнообразными способами, не касаясь друг друга и сосредоточившись на ощущениях, возникающих в теле. Они могут передвигаться с разной скоростью: медленно, максимально быстро (медленно), чуть медленнее и т. п.; с различным уровнем напряжения (максимально напряженно, чередуя напряжение-расслабление разных групп мышц, максимально расслабленно). В ходе этого процесса их просят вспомнить и воспроизвести (телом) различные ощущения: холода, жары, вкусной еды, неприятных запахов, сильного ветра в спину и т. п. Эти и следующие упражнения направлены на расширение диапазона движений по следующим параметрам: быстрые - медленные, мягкие - жесткие, сильные - слабые; тяжелые - легкие, непрерывные - отрывистые, свободные - с сопротивлением.

Упражнение «Огонь и лед».

Исходное положение - стоя в кругу. По команде «Огонь!» - дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «Лед!» - дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Воспитатель несколько раз чередует обе команды, меняя время выполнения той и другой.

Упражнение «Рыбки и водоросли».

Упражнения со сменой ролей: плавные, легкие движения водорослей - на месте, а рыб - с передвижением в «воде».

Упражнение «Росток».

И. п. - сидя на корточках; голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.

Представь себе, что ты - маленький росток, только что показавшийся из земли. Ты растешь, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать тебе «расти».

Называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности других. На счет 1 - медленно выпрямляются ноги; 2 - ноги продолжают «расти», постепенно «оживают» руки, висят как «тряпочки»; 3 - осторожно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); 4 - выпрямляются плечи, шея и голова; 5 - руки поднимаем вверх, смотрим на «солнышко», тянемся к нему. Усложняя задачу, П. может увеличивать этапы «роста» до 10-20.

Упражнение «Сосулька».

Ребятам предлагается представить, что он - сосулька. Исходное положение: стоя, с закрытыми глазами, руки подняты вверх. Следует зафиксироваться в этой позе на 1-2 минуты. Затем Р. предлагается представить, что под действием солнечного тепла, изображаемая им сосулька начинает медленно таять. Расслабляются постепенно сначала кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног.

Упражнение «Воздушный шар».

В положении стоя закрыть глаза, руки поднять вверх, глубоко вдохнуть и набрать в себя воздух. Ребенку предлагается представить, что он большой воздушный шар, наполненный воздухом. В данном положении необходимо зафиксироваться в течение 1-2 минуты, затем представить, что в шаре появилось небольшое отверстие. Следует медленно выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д.

Мастер-класс для воспитателей «Дыхательная гимнастика»

«Воздушный шар» (Дышим животом, нижнее дыхание)

             Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижних частей легких, концентрировать внимание  на нижнем дыхании

             И.п. – лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе  ладони.

             Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночнику, пупок как бы сдувается.

              1-медленный плавный вдох, без каких-либо усилий - живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

              2-Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается. (4-10 раз)

«Воздушный шар  поднимается вверх»  (верхнее дыхание)

                Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.

                 И.п. – лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

                 Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием ключиц и плеч. (4-8 раз)

«Дышим тихо, спокойно и плавно»

        Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки  и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма  и психики.

         И.п. – стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

          Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10 раз).

          Упражнение  выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы поставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация, мастер-класс для педагогов «Эбру для современных детей как средство снятия напряжения»

Консультация, мастер класс для педагогов. Очень интересно и познавательно. Дети в восторге....

«РЕЛАКСАЦИЯ, КАК СРЕДСТВО СНЯТИЯ ПСИХИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ РЕБЕНКА» консультация для воспитателей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДАДЕТСКИЙ САД №26 «СВЕТЛЯЧОК»             «РЕЛАКСАЦИЯ,...

Мастер-класс к районному методическому дню на тему: "Цветотерапия как метод благоприятного воздействия на эмоциональную сферу ребенка»

Цвет по своему воздействию на организм человека он имеет колоссальное значение. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей....

Консультация, мастер-класс для педагогов по инновационной деятельности музыкального руководителя на тему: «Уменьшение напряжения у детей средствами музыкотерапии»

Консультация, мастер-класс  для педагогов по инновационной деятельности музыкального руководителя  на тему: «Уменьшение  напряжения  у  детей  средствами музык...

Консультация мастер- класс для педагогов ДОУ на тему : "Роль физкультминуток и музыкальных пауз в снятии эмоциональной и мышечной усталости дошкольников"

Консультация  мастер- класс для педагогов ДОУ на тему : "Роль физкультминуток и музыкальных пауз в снятии эмоциональной и мышечной усталости дошкольников"...

Мастер-класс для родителей «Релаксация как способ снятия психического напряжения»

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка — это самая главная задача для родителей и сотрудников детского сада. Для эффект...

Игры и упражнения, направленные на снятие мышечного и эмоционального напряжения ребенка.

Упражнения помогают детям расслабиться, успокоится, снять мышечное напряжение....