Особенности организации работы с родителями, воспитывающими детей с РДА
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Копылова Елена Михайловна

Особенности организации работы с родителями, воспитывающими детей с РДА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_organizatsii_raboty_s_roditelyami.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации работы с родителями, воспитывающими детей с РДА.

В настоящее время в области коррекционно-развивающей педагогики одной из наиболее актуальных проблем становится проблема обучения и воспитания детей с синдромом детского аутизма (далее РДА). Аутизм проявляется в отсутствии значительным снижением контактов с окружающими, такому ребенку свойственны «уход в себя», в свой внутренний мир. Слабость или отсутствии контактов наблюдается по отношению как к близким, так и к сверстникам. Ребенок, будучи дома с родными или в детском коллективе, большей частью ведет себя так, как будто находится один: он смотрит мимо, не отзывается на зов, не обращает внимания на действия других. Он играет один или «около» детей, нередко разговаривает сам с собой, а чаще молчит.

Особенно следует отметить связанное с аутизмом недоразвитие социальных контактов и коммуникации, которое резко искажает весь ход психического развития. Для того, чтобы выразить свое отношение к социальной действительности, стремление сменить обстановку такие дети используют не слово (просьбу), а вспышку гнева или самоповреждение.

Если аутичный ребенок падает на пол или бьется головой о стену, чаще всего это означает, что он хочет что – то изменить в своем окружении. Его попытки наладить коммуникацию настолько слабы, что окружающие просто не могут понять его.

Обсуждая проблему аутичных детей не следует забывать о том, что решать ее можно только параллельно с оказанием  помощи родителям. Близкие аутичного ребенка, как правило, живут в состоянии хронического стресса. Невозможно договориться с ребенком о самых простых вещах, нельзя предугадать  его поведение, склонность к ярко выраженным аффективным реакциям, а главное отсутствие теплого эмоционального контакта, ожидаемого от ребенка – все это приводит к нарушению внутрисемейных отношений. В то же время низкая способность к адаптации ребенка с РДА может компенсироваться только при поддержке семьи.

Сложность организации  работы с родителями, имеющими детей с РДА, заключается прежде всего в особой ранимости таких семей. Семья, имеющая аутичного ребенка, выделяется даже на фоне других семей, имеющих отклонения в развитии. Прежде всего, это отличие кроется в глубине переживаний, испытываемых родителями. Зачастую такая семья лишена моральной поддержки  не только знакомых, но и близких людей. Окружающие в большинстве случаев ничего не знают о проблеме детского аутизма, поэтому не могут адекватно оценить его поведение. Самим родителям очень трудно объяснить причины разлада в поведении самого ребенка. Часто таких родителей упрекают в избалованности ребенка, кроме того, им приходится сталкиваться с нездоровым интересом и любопытством к их детям, агрессией со стороны окружающих. В результате этого, происходит вторичная аутизация семьи. Резко сужается круг знакомых, ограничивается количество выходов в общественные места, происходит замыкание на собственных проблемах. Все это обуславливает повышенную раздражительность, депрессивность, нежелание идти на контакт. Поэтому особым важным становится соблюдение принципа сотрудничества между специалистами: специалист должен видеть в родителе не «объект своего воздействия», а равноправного партнера по коррекционному процессу.

Важным аспектом работы является учет интересов родителей. Всегда необходимо помнить о том, что родитель имеет определенные ожидания по поводу дальнейшего развития своего ребенка.

Никогда нельзя говорить ему о том, что ребенок не сможет чему-либо научиться. Здесь  особо необходимо тактичность ответа.

Другая проблема, имеющая непосредственное отношение к родителям аутичного ребенка – это его представление о себе и самооценка. Значительная часть представлений ребенка о себе формируется на основе субъективных оценок окружающих  его людей (в основном родителей). К сожалению, многие родители мгновенно реагирует на негативное поведение ребенка, и редко одобряют его в случае успешного поведения. Преобладание отрицательных оценок формирует  и закрепляет у малыша негативное отношение к себе. Родителям необходимо научиться искренне радоваться за своего ребенка и вместе с ним в случае успешного поведения. Специалисты должны убедить родителей не сравнивать своего ребенка  с другими детьми, поскольку развитие каждого малыша сугубо индивидуально. Сравнивать успехи ребенка можно только с его собственными ранними достижениями.

Обсуждая проблему организации работы с родителями, особо следует отметить вопрос об уровне психологической культуры в нашем обществе, который, к сожалению, в настоящее время не очень высок. Следствием этого является большое количество дисгормоничных семей. В этих семьях растут дети, которые постоянно ощущают эмоциональную напряженность, невольно выступают свидетелями и пассивными участниками конфликтов. Все это крайне отрицательно сказывается на эмоционально-волевом развитии любого ребенка, а для аутичного ребенка делает крайне неблагоприятным прогноз  его дальнейшего развития. Гармоничные отношения в семье необходимы такому ребенку как воздух. Работая над собой и повышая уровень своей психологической компетентности, родители, безусловно, облегчают положение своего ребенка.

Таким образом, организуя работу с детьми с РДА, необходимо учитывать такие потребности семей:

- потребность в психотерапевтической помощи;

- потребность в элементарных педагогических знаниях и приемах работы;

- потребность в принятии, одобрении.

Следовательно, в работе с родителями выделяются следующие задачи:

- организовывать работу среди родителей детей, имеющих отклонения в развитии по обеспечению их психолого- педагогическими знаниями в области обучения и воспитания детей дошкольного возраста;

- обучать родителей методам и приемам коррекции в развитии ребенка;

- оказывать психотерапевтическую помощь родителям.

На начальном этапе все эти задачи наиболее эффективно решаются через активные формы взаимодействия. Поэтому наиболее часто мы используем различные практикумы, мастер – классы, дни совместных игр, выставки подделок и игрушек.

Мы в прямом смысле учим родителей общаться со своими детьми, замечать их особенности, трудности и вместе их преодолевать. Приведу примеры некоторых приемов, используемых в работе и рекомендуемых родителям.

В работе с детьми с РДА мы используем схемы: одевания  - раздевания, рассматривание книг, умывания, рисования и т.д. Применяем метод подэтапного показа и отработки всех элементов какого-либо действия с каждым ребенком. Используется также словесная регуляция и коррекция действий детей, т.е. пошаговая инструкция. Так  для формирования навыков самообслуживания, например держания ложки, мы, используя  прием «рука в руке», оказываем физическую помощь ребенку для выработки мышечной памяти. Навыки одевания, раздевания наиболее сложны для детей с РДА, т.к. здесь необходима согласованность движений двух рук и координация. Поэтому здесь эффективным является прием моделирования, поскольку визуально подсказывает ребенку последовательность движений и действий, детализацию процесса (деление на мелкие этапы).

В заключение хотелось бы отметить, что именно родители дошкольников наиболее адекватно относятся к таким мероприятиям. У них еще не так прочно сформировался стереотип определенного отношения к своему ребенку. Они еще полны сил и энергии, и очень важно направить  эту энергию в позитивное русло.

Используемая литература:

1.Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. – М.:Теревинф, 2003.- 70с

2.Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное  пособие для студентов средних педагогических учебных заведений под.ред. Б.П.Пузанова. – изд.2-е, М.,1999

3.О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг. Проблемы семьи аутичного ребенка//Дефектология, №5, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.

Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Взаимодействие с семьей – важная задача образовательной системы....

Выступление "Особенности организации работы с родителями детей раннего возраста"

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека....

Программа, направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей – инвалидов «Шаг навстречу»

Зачастую проблемы семей, воспитывающих детей с особыми потребностями, рассматривались в отношении самого ребенка. Работа с родителями таких детей сводилась к консультациям по вопросам его обучения и в...

Методические рекомендации по организации работы с семьями, воспитывающими детей с расстройствами аутистического спектра.

Ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому, используя общие рекомендации, нужно также учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе, строить обучение. Описаны...

ПРОГРАММА, направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей – инвалидов «Шаг навстречу»

ПРОГРАММА,направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей – инвалидов«Шаг навстречу»...

Программа,направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями,воспитывающими детей с ОВЗ, детей-инвалидов

Программа "Шаг навстречу" рассчитана на совместную работу воспитателей, учителя-логопеда, психолога и родителей, воспитывающих детей с ОВЗ , детей-инвалидов....

Особенности организации работы с родителями в образовательной организации: существующие запросы и новые подходы.

Особенности организации работы с родителями в образовательной организации: существующие запросы и новые подходы....