"Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников"
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mnemotehnika.docx306.74 КБ

Предварительный просмотр:

 «МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам

 – он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов
с картинками и он их
усвоит на лету».


                                                К.Д.Ушинский

        Все мы знаем, как трудно бывает ребёнку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые, на их взгляд, показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например: «А у волка были большие зубы». «У него была пасть страшная», и т.д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика – это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства. Иными словами, ребёнок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Иногда на занятиях мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы: «А что дальше?», «А как это произошло?», «Почему это случилось?».Нам приходиться вмешиваться в рассказ, пересказ ребёнка, задавая ему массу вопросов. Что же делать? И вот сегодня я хочу поделиться опытом, как я помогаю детям при рассказывании использовать модельные схемы.

        Хочется рассказать немного о истории возникновения мнемотехники:

Мнемотехника известна с давних времён.

Мнемотехника – это искусство запоминания,http://razvivaysa.com/wp-content/uploads/2012/01/%D0%BC%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0.png

история которого насчитывает более 2000 лет.

Ввёл термин «мнемотехника» в оборот Пифагор

Самосский. Первые сохранившиеся работы по

мнемотехнике принадлежат Цицерону и

Квинтиллиану.

http://socrates.berkeley.edu/~kihlstrm/images/mnemosyne.jpg

Существует легенда, что искусство запоминания названо

словом «mnemonikon» в честь имени древнегреческой

богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.

Во время молитв Мнемозины люди просили улучшить

 их способность запоминать услышанное и увиденное.

В наше время первыми начали разрабатывать мнемотаблицы и применять в работе Петербургские педагоги и новаторы во главе с Венгер Александрой Абрамовной.

Итак, что же такое мнемотехника?

        Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

        Использование мнемотехники для детей дошкольного возраста в настоящее время становится более актуальным. Уровень развития связной речи у детей снижается с каждым годом и поэтому для достижения результатов хочется применять новые, а главное эффективные методы и приёмы.
        
Актуальность выбранной темы:
 - мнемотехника облегчает детям овладение связной речью;
- применение мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт;
- ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.

        С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:

1) развивать умения понимать текст и рассказывать с помощью графической аналогии;
2) развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
3) развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память;
4) содействовать в решении изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера;
5) обучать детей правильному звукопроизношению;
6) воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

        Известная всем нам мнемотехника:

        Примером может служить всем знакомая фраза, которая помогает запомнить все цвета радуги: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан

Структура мнемотехники:

        Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. Мнемоквадраты – это понятные изображения, которые обозначают одно слово , словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Затем усложняем , демонстрируя мнемодорожки.  Мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Главное – нужно передать условно-наглядную схему,  изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
        Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка. Мнемотаблицы-схемы могут служить дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
        
Их можно использовать для:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов, скороговорок, чистоговорок.

        Этапы использования мнемотаблиц: 

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 
2. Преобразование из абстрактных символов в образы. 
3. Пересказ сказки с опорой на символы. 
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. 
5. Таблица воспроизводиться ребенком при ее показе ему.

        Примером мнемотехники для обогащения словарного запаса могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола.

        Для составления описательных рассказов используют мнемотаблицы об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки. Значит, малыш может строить по ним свой рассказ.

        При ознакомлении с художественной литературой также широко используют мнемотехнику. Вместе с детьми беседуют по тексту, рассматривают иллюстрации и отслеживают последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения. При пересказе с помощью мнемотаблиц,  дети видят всех действующих лиц, и свое внимание  концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

        Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях можно использовать мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов.

        Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

        Следующий вид  работы по мнемотаблицам – отгадывание загадок, разучивание чистоговорок, скороговорок.

        В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц можно сделать вывод, что:

  • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
  • Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
  • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
  • Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

        Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом

ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.

Источники:

  • Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.;

                №3,10,12 за 2001г.;   №4,12 за 2002г; № 9 за1996.

  • Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление».

        Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005

  • Наглядно-дидактическое пособие  Ткаченко Т.А.

        «Составление описательных рассказов по опорным схемам»

  • Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.
  • Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей

         5-7 лет''. М. 2005

  • Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М.: Линка-пресс. 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников"

Консультация для педагогов с использованием ИКТ.Задачи:1. Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы.2. Дать рекомендации педа...

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ

Статья о методике мнемотехники в работе с детьми с нарушениями речи....

Использование методики мнемотехника для развития связной речи у дошкольников

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.Использование мнемотехники для дошкол...

Консультация для воспитателей "Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников"

. Мнемотехника - это система методов и приёмов, которые обеспечивают  эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника – помогает развивать: мышление, зрительную и с...

«Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников»

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»....